Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.
Оценка 5

Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.

Оценка 5
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл
12.05.2017
Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.
пояснит этика.doc
Пояснительная записка                  Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; на основе авторской программы  «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова, (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1­ 4 класс, Москва Издательский центр «Вентана­Граф» 2013 год).         Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.          Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Задачи:      развитие личности, обладающей качествами  воспитанного человека – добротой, честностью,  бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью; расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми; воспитание уважения к людям, традициям; усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.         Нравственное   развитие   личности   школьника   как   приоритетная   цель   начальной   школы   предполагает   организацию   нравственного   образования   младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно­нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».          Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно­воспитательном процессе. Оно направлено прежде   всего   на   развитие   нравственного   сознания   как   основы   морального   поведения,   его   мотивации,   эмоциональной   отзывчивости;   на   формирование   умения осуществлять нравственный выбор.            Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:  личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;  стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;   развивающие нравственное сознание;   активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.          Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной  детской литературы в целях развития личностно значимого поведения. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» Учитель: Людмила Владимировна Гончарова Место курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» в учебном плане Внеурочная деятельность «Этика: азбука добра»  изучается в рамках духовно­нравственной направленности в объёме 0,5 час в неделю. Курс рассчитан 67,5  часов. В 1 классе – 16,5 часа (33 учебные недели), во 2, 3, 4 классах по 17 часов (34 учебные недели).  Личностные, метапредметные   результаты освоения   курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»    Знакомясь с нравственным  содержанием  пословиц о добре, труде, учении, младшие  школьники  начинают  осознавать  базовые  гуманистические  ценности,         В   процессе   освоения   материалов   ученик   получает   знания   о   характере   взаимоотношений   с   другими   людьми,   что   становится   предпосылкой   воспитания доброжелательного   и   заботливого   отношения   к   людям,   эмоциональной   отзывчивости,   сопереживания,   сочувствия,   толерантности,   формирования   нравственного сознания младшего школьника.            характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.          Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.          Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?  Как её изменить?»,  «Бывает ли так в реальной жизни?»).  Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и         причинно­следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить   соответствие   поступков   нравственным   правилам;   сопоставить,   сравнить   героев,   их   поведение;   классифицировать   материал   по   разным   основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь         свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися  организуются коллективные  обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.            Использование   художественной  литературы  и работа  в  библиотеке   помогает  обучаемым  учиться  использовать  различные  способы  поиска  информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.  К 4­ому классу  учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов. Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).  Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»   Содержание курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» 2 Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Универсальные учебные действия   воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Правила общения (взаимоотношения с другими людьми). Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.        Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).        Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание. Универсальные учебные действия        использовать в речи слова вежливости;  участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;  высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);  создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); описывать сюжетную картинку (серию);  оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. О трудолюбии.        Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.         Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.        Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).        Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства. Универсальные учебные действия   проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств; Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» 3 Культура внешнего вида.        Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.        Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.        Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Универсальные  учебные действия воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в  практических и жизненных ситуациях; оценивать внешний вид человека.           Внешкольный этикет.        Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.         Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.         Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.         Универсальные учебные действия   использовать доброжелательный тон в общении.  оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» 4 Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Этикет: азбука добра»    Наименование раздела 1 класс  16,5ч Количество  часов Школьный этикет Правила общения О трудолюбии Культура внешнего вида Внешкольный этикет Школьный этикет Правила общения О трудолюбии Культура внешнего вида Внешкольный этикет Школьный этикет Правила общения О трудолюбии Культура внешнего вида Внешкольный этикет Школьный этикет Правила общения О трудолюбии Культура внешнего вида 2 класс  17ч 3 класс 17ч 4 класс 17ч 2,5ч 5,5ч 3ч. 2ч 3,5ч 2.5ч 5,5ч 3.5ч. 2ч 3.5ч 2,5ч 5,5ч 4ч. 2ч 3ч 4ч 4ч 3.5ч. 2ч № 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» 5 5. Внешкольный этикет 3.5ч Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» 6

Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.

Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.

Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.

Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.

Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.

Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.

Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.

Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.

Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.

Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.

Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.

Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017