Этика как наука о морали и нравственности
Оценка 4.7

Этика как наука о морали и нравственности

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
классное руководство
5 кл—9 кл
24.03.2018
Этика как наука о морали и нравственности
1. Этика как наука философского цикла. Место этики в системе наук, ее структура и функции. 2. Мораль и нравственность как предметы науки этики. 3. Типологии этических школ. 4. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания. 5. Проблема будущего науки этики. Актуальность предмета: 1) в глобальном плане: - мораль имеет всепроникающий характер; (закрытие нерентабельной шахты) 2) в профессиональном отношении: - приоритетность этического компонента в педагогической деятельности. Цели предмета: 1) гносеологическая (познавательная): - ввести будущих учителей в круг проблем общей и этики педагогического общения, которая проникает все сферы их профессиональной деятельности; 2) аксиологическая (воспитательная): - содействовать процессу осознания студентами социальной ценности морали и нравственности в процессе общения с воспитанниками, - знакомить студентов с нормами и правилами делового и повседневного этикета.
Лекция 1 (2).doc
ТЕМА 1. Этика как наука о морали и нравственности  (2 часа) 1. Этика как наука философского цикла. Место этики в системе наук, План ее структура и функции. 2. Мораль и нравственность как предметы науки этики.  3. Типологии этических школ. 4. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания. 5. Проблема будущего науки этики. Актуальность предмета: 1) в глобальном плане:  ­ мораль имеет всепроникающий характер; (закрытие нерентабельной шахты) в профессиональном отношении:  2) ­   приоритетность   этического   компонента   в   педагогической деятельности. Цели предмета: 1) гносеологическая (познавательная): ­ ввести   будущих   учителей   в   круг   проблем   общей   и   этики педагогического   общения,   которая   проникает   все   сферы   их профессиональной деятельности;  2) аксиологическая (воспитательная): ­ содействовать процессу осознания студентами социальной ценности морали и нравственности в процессе общения с воспитанниками,    ­   знакомить   студентов   с   нормами   и   правилами   делового   и повседневного этикета. Список основной литературы к курсу 1. Словарь по этике. Любое издание. 2. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. 3. Азбука хорошего тона. ­ Минск, 1994. 4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. ­ М., 2000. 5. Гусейнов А.А. Великие моралисты. ­ М., 1995. 6. Дубко Е.Л. Мораль как предрассудок // Вестник Моск. Ун­та. – 2001. ­ № 1. – С. 61­73 (Сер. 7 «Философия»). 7. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. ­ Минск, 1997. 8. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Любое издание. 9. Кан­Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1986. 10.Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учеб. для вузов. – М.: ИНФРА­М, 2006. – 368 с.  11.Кондрашов В.А. Этика. ­ Ростов­на­Дону, 1998. 12.Мишаткина Т.В. Педагогическая этика. ­ Минск, 2004.  13.Ладатко Л.В. Этика и культура управления: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 317 с. 14.Назаров В.Н., Мелешко Е.Д. Этика: Словарь афоризмов и изречений. – М., 1995. 15.Рудакова   И.А.,   Жильцова   С.В.,   Филипенко   Е.А.   Конфликтология   для педагогов. ­ Ростов н/Д: Фенкис, 2005. ­  155 с. 16.Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998. 17.Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учеб. для вузов. – М.: ТК Велби, Изд­во Проспект, 2006. – 184 с. 18.Энциклопедия этикета. ­ Любое издание. 1. Этика как наука философского цикла. Место этики в  системе наук, ее структура и функции. ЭТИКА – наука о морали и нравственности. ЭТИКА   ­   это   область  философского   знания,   исследующая   универ­ сальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их исторически заданной духовно­практической деятельности; система учений о морали и нравственности. ЭТИМОЛГИЯ   названия   науки.   Термин   «этика»   происходит   от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Оно обозначало местопребывание, совместное жилище.  Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель (384­ 322   гг   до   н.э.,   До.   Греция)   образовал   прилагательное   «этический»   для обозначения особого класса человеческих качеств, названных им этическими добродетелями   –   душевными   качествами   идущими   от   темперамента, характера   человека   –   т.е.   имеют   эмоциональную   природу).   Этические добродетели   отличаются   от   добродетелей   разума   (интеллекта).   Для обозначения науки, изучающей этические добродетели, Аристотель образовал новое слово «этика». Для точного перевода с греческого на латинский язык аристотелевского понятия «этический» Цицерон (106­43 гг. до н.э., Др. Рим) сконструировал от слова «mos» (характер, мода, обычай) термин «moralis» (моральный). В   русском   языке   это   понятие   было   переведено   как   слово «нравственный». Разделение понятий морали и нравственности восходит к Ф.В. Гегелю. Под   моралью   понимается   субъективный   взгляд   на   поступки,   пол нравственностью – с точки зрения общества (семьи, государства). Ряд отечественных философов­этиков также различают эти понятия, о чем будет сказано ниже. Место этики в системе философских  наук. Предпосылки классической этики как науки  возникли в 4­5 вв. до нашей эры в Древней Греции, где этика была основной частью, сердцем, смыслом философии. ИСТИНА ЛОГИКА КРАСОТА ЭСТЕТИКА ДОБРО ЭТИКА Аристотель считал этику «практической» философией, т.к. она была направлена на поиски и сейчас стремится к тому, чтобы ответить на вопрос: что   мы   должны   делать,   что   должно   быть?   Целью   этики,   по   его   словам, являются не знания вообще, а содержание и оценка поступков.    В связи с тем, что этика в теоретической форме (через свой предмет – мораль)   выступает   как   выражение   высших   моральных   ценностей,   можно сказать, что она имеет всеобщий характер влияния на все сферы жизни, все науки, любую личность:  ­ она диктует принципы и нормы поведения и взаимоотношений;. ­ оценивает; ­ регулирует и т.д. Этика   через   мораль,  т.е.   форму   общественного   сознания,   связана   с другими   сферами   общественного   сознания:  наукой,   политикой,   правом, религией, искусством, философией. Своеобразие морали заключается в том, что она имеет всепроникающий характер в отношении других сфер, форм, наук, практики. Структура этики (1, функциональная): 1) история этики; 2) теоретическая (классическая) этика; 3) профессиональная   этика   ­   свод   норм,   принципов,   правил,   соблю­ дение   которых   обеспечивает   эффективное   выполнение профессиональных задач, в т.ч.: ­   педагогическая   этика   ­   это   наука,     изучающая   содержание нравственной   деятельности   педагога   в   целом,   включая   нравственные отношения в педагогической среде. 4) этикет ­ свод, сумма правил поведения в обществе. Функции этики: ­ эмпирически­описательная; ­ философско­теоретическая; ­ оценочная. Задачи этики: ­ проясняет основания морального выбора (промолчать – защитить); ­ знакомит людей со способами рассуждения о жизни, смысле, которые уже были в истории человечества. 2. Мораль и нравственность как предметы науки этики.      Объект этики (реальность, попадающая в поле внимания науки; область, в которой действует этика) – общество и человек. Общество, человек Предмет этики (те конкретные стороны,  свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими  целями изучения; конкретная часть объекта) – мораль и нравственность общества в целом и отдельных людей. Нравственность  личности Мораль общества Мораль  ­   предмет   изучения   этики;   теоретическая   честь   этики, представляющая   нормы,  принципы,  идеалы   и   т.д.;   одна   из   самых   древних форм   общественного   сознания,   общественный   институт,   выполняющий функцию регулирования поведения человека. Мораль проявляет себя как общественное начло в человеке, связывает людей   воедино   до   их   прочих   связей.   В   морали   человеческое   бытие осуществляется именно как человеческое. Функции морали (по Разину А.В.): ­ регулятивная; ­ социально­критическая; ­ идеал­полагающая; ­ трансляции культуры. Теории происхождения (природа) морали: 1) Божественное происхождение, креационистские и идеалистические теории (Платон, Кант); 2) Натуралистическая (биологическая) теория (Гераклит, Д. Бруно, Ч. Дарвин, Г. Спенсер, П. Кропоткин; в ХХ в. – К. Лоренц); 3) Социально­историческая теория (Т. Гоббс, Ж.­Ж. Руссо, К.Маркс и Ф. Энгельс). Специфика морали: ­ неинституциональный характер (добровольный, без органов принуждения); ­ конфликт должного и сущего (Овидий: «Проблема не в том, что не знаем, а в том, что знаем, но не выполняем»); свобода выбора; всеобщность выражения моральных требований; ­ ­ ­ должный   характер   (свобода   выбора   не   отменяет   императивности принципиальных требований: не укради, …). Нравственность ­ предмет изучения этики; практическая часть этики, представляющая собой область реальных поступков. Нравственность   заключается   в   добровольном   самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их и общества в целом интересом и достоинством.  Специфика нравственности: ­ добровольность согласования; ­ самодеятельность согласования. Нравственное чувство, по И. Канту, является «некоторой ощущаемой зависимостью частей воли от общей». Исходя   из   тезиса   о   том,   что   мораль   –   это   теория   и   законы,   а нравственность   –   реальная   деятельность,   нельзя   не   обратиться   к   1­му неразрешимому   противоречию   морали  ­   к  парадоксу   нравственного поведения, который классически выразил Овидий: «Благое вижу, хвалю, но к дурному   влекусь».   Поэтому   важнейшей   проблемой   является   обеспечение единства теории и практики. 2­е неразрешимое противоречие морали ­  парадокс нравственной оценки – связан с вопросом о том, кто может вершить моральный суд?  Можно было бы предположить, что эту роль могут взять на себя люди, выделяющиеся из общей массы своими моральными качествами. Однако одним из нравственных качеств личности является скромность, осознание своего несовершенства. И чем   выше   человек   в   нравственном   отношении,   тем   критичнее   он   к   себе относится. Парадокс нравственной оценки заключается в том, что «те, кто мог бы вершить моральный суд, не будут этого делать; тем, кто хотел бы его вершить, нельзя этого доверять». Видимо при этом лучшим судьей является собственная совесть. А так как это характеристика личности социально формируемая, то необходимо работать   всем   общественным   институтам   –   семья   –   школа   –   СМИ   – государство – над формированием этого качества в человеке. ВЫВОД: исходя из своего содержания, т.е. изучаемых предметов, этика анализирует и сопоставляет: 1) идеи (мотивы, результаты) (при угрозе жизни – прячутся или наносят ответный удар животные и люди. Но «ударили по щеке, подставь другую» ­ идея, принцип) 2) поведение, построенное с соответствии с определенной идеей. 3. Типология этических школ.  История   этики   свидетельствует   о   большом   многообразии  этических систем   (школ),  каждая   из   которых   по   своему   объясняет   истоки   морали   и нравственности, дает парадигмы поведения человека и общества: 1) классификация   этических   систем   (школ)   по   содержанию   и обоснованию: а) ­ гетерономная – имеет внешний, чуждый закон: нравственный закон дается Богом; ­ автономная – имеет  собственный, внутренний закон: человек создает себе нравственный закон.  формальная  –   выдвигающая   общий   принцип   нравственного Б) поведения (Императив И. Канта); ­ материальная  –   устанавливает   нравственные   ценности   (этика ценностей восходит некоторыми понятиями к Аристотелю. Ныне это направление М. Шелера).  В) абсолютная – рассматривает значимость этических ценностей: жизнь, свобода;   любовь   к   ближнему,   смирение   и   др.   ­     независимо   от   их признания (этика добродетели Сократа); ­ относительная – утверждает ценности как функции  соответствующей целенаправленной деятельности человека. 4) Современные актуальные этические системы: ­ ­ этика ценностей; социальная этика – эвдемонизм, рассматривает блаженство, счастье как мотив или цель всех стремлений; всесторонне развитие личности, которая доставляет удовольствие себе и другим (Сократ, Эпикур, Фейербах,Спенсер и др.); ­ христианская   этика  –   основана   на   положении   о   неизменной сущности   и   целесообразном   порядке   всего   существующего, признающая   Божественную   заповедь   (Августин   Блаженный,   Фома Аквинский, А. Демпф). 4. Профессиональная этика     в системе прикладного  этического знания    . Профессиональная этика — совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учетом   особенностей   его   профессиональной  деятельности   и   конкретной ситуации   —  занимает   важное   место   в  системе   этического   знания   и образования,   выступая   неотъемлемой   составной   частью   подготовки   и деятельности специалиста. Профессиональные этики, как правило, касаются тех   видов  профессиональной   деятельности,   последствия   или   процессы которой оказывают особое воздействие на жизнь и судьбы других людей или человечества.   В   связи   с   этим   в   настоящий   момент  можно   выделить традиционные  виды  профессиональной  этики,  такие,  как   педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, например, инженерная этика. Профессиональные   этики — и традиционные,  и  новые  —  имеют ряд особенностей — общих и специфических (частных). К общим особенностям относятся следующие. 1. Высшие моральные ценности, сохраняя общечеловеческое значение, обретают в различных профессиональных этиках свои конкретные черты. 2.   В   рамках   конкретной   специальности   формируются  специально­ профессиональные моральные нормы и ценности, характерные только (или особенно) для данного рода деятельности; впоследствии они могут обретать все более широкий смысл, превращаясь иногда в общечеловеческие. Например, принцип справедливости как одна из главных целей и норм юридической деятельности. Или принцип демократичности, выступающий как один   из   основополагающих   моральных   принципов   во   всех   сферах человеческого   общения,   но   пришедший  к   нам   из   профессиональных политических сфер. 3. В   сфере   профессионального   общения,   в   частности   в   системе «педагог—учащиеся»,   наблюдается  неравенство   сторон  —  нарушена субъект­субъектность   их   отношений.   Это   определяет   необходимость специальных  профессиональных   деонтологии  —   этических  кодексов, предписаний и «правил поведения» специалиста в условиях неравенства и зависимости. 4. Одной   из   сторон   профессиональной   этики   выступает   ее корпоративность   —  обособленность   и   преданность   узким   групповым интересам   в   рамках   профессиональных   объединений   (корпораций). Корпоративность может проявляться в следующем.  Частные   особенности  профессиональной   этики   вытекают   из конкретных условий, содержания и специфики той или иной  профессии и выражаются в основном в моральных кодексах — требованиях по отношению к   специалистам.   Так,  педагогическая  этика  является   результатом   анализа специфики   и   особенностей   педагогической   деятельности,  выступающих основой для выработки конкретных рекомендаций­требований по отношению к педагогу. Общие   и   частные   особенности   профессиональной   этики   заставляют нас не только признать ее право на существование как одного из важнейших направлений   этики,   но   и   анализировать   и  изучать   ее.   Специалист   должен осознавать   необходимость   и   смысл  профессиональных   этических   норм  и принципов,   обусловленных   спецификой   его   профессии,   с   тем,   чтобы выработать   у   себя  систему   личностных   норм   —   ориентиров   в   своей профессиональной деятельности. 5. Проблема будущего науки этики. Проблема   будущего   науки   этики   заключается   в   том   ­   будет   ли   она востребована поколениями информационного общества? Ученые определили парадигмы ее развития: 1) непродуктивный, «тупиковый» путь: теоретико­аналитическое развитие; ­ ­ прежние претензии на морализаторство. 2) продуктивный, перспективный путь: ­ обращение к проблемам прикладного характера, превращение в  «практическую философию» (Аристотель): а) развитие в направлении профессиональной этики; б) совершенствование этикета (адаптация к новым условиям), в  т.ч. этикета деловых отношений.

Этика как наука о морали и нравственности

Этика как наука о морали и нравственности

Этика как наука о морали и нравственности

Этика как наука о морали и нравственности

Этика как наука о морали и нравственности

Этика как наука о морали и нравственности

Этика как наука о морали и нравственности

Этика как наука о морали и нравственности

Этика как наука о морали и нравственности

Этика как наука о морали и нравственности

Этика как наука о морали и нравственности

Этика как наука о морали и нравственности

Этика как наука о морали и нравственности

Этика как наука о морали и нравственности

Этика как наука о морали и нравственности

Этика как наука о морали и нравственности

Этика как наука о морали и нравственности

Этика как наука о морали и нравственности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018