Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которой является общение людей в процессе совместной деятельности. Это также социо-психологический аспект этики.
Вторая составляющая этики посредничества — посредничество. Неверно употреблять этот термин только лишь в сфере деловых отношений. Например, энциклопедический словарь определяет посредничество как «средство урегулирования споров в международном праве с привлечением третьей, незаинтересованной стороны». В конфликтологии под посредничеством подразумевается способ разрешения конфликтов с участием третьей, независимой стороны. А этика посредничества предполагает, что данный способ разрешения конфликтов регулируется совокупностью общепринятых этических норм и правил, диктуемых моралью.
ЭТИКА ПОСРЕДНИЧЕСТВА И РОЛЬ МЕДИАТОРА В КОНФЛИКТЕ
Кузнецова Е.В., ФГБОУ ВО «Кировский
государственный медицинский университет»
Роль конфликтов и их регулирование в современном обществе стали столь велики,
что во второй половине XX столетия выделилась специальная область знания —
«конфликтология». Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия,
политология, этика и, конечно, же психология. При этом этика, социология и психология
сформировали такой интереснейший подраздел конфликтологии,
как этика
посредничества.
Что же представляет собой этика посредничества? Возникновение первых
профессиональноэтических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда
в условиях становления средневековых цехов в XI—XII вв.
Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов
общества, возникли в глубокой древности, и поэтому такие профессиональноэтические
кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших
судебные функции, были известны гораздо раньше.
Сейчас этика определяется как философская наука, объектом изучения которой
является мораль. В этике можно выделить два рода проблем: вопросы о том, как должен
поступать человек, и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности
морали. Исходя из первого рода проблем, становится очевидной практическая
направленность этики, ее проникаемость во все сферы бытия, за что она и получила
название «практической философии». Практическое значение этики проявляется в первую
очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которой является общение
людей в процессе совместной деятельности. Это также социопсихологический аспект
этики.
Вторая составляющая этики посредничества — посредничество. Неверно
употреблять этот термин только лишь в сфере деловых отношений. Например,
энциклопедический словарь определяет посредничество как «средство урегулирования
споров в международном праве с привлечением третьей, незаинтересованной стороны». В
конфликтологии под посредничеством подразумевается способ разрешения конфликтов с
участием третьей, независимой стороны. А этика посредничества предполагает, что данный
способ разрешения конфликтов регулируется совокупностью общепринятых этических
норм и правил, диктуемых моралью. Следует сказать, что решение споров с помощьюпосредника практикуется очень давно. На Руси, например, эту миссию испокон веков
выполняли старейшины — самые мудрые люди общины. Такой способ разрешения
конфликтов как посредничество однозначно можно назвать цивилизованным. Он возник
лишь на определенном этапе развития социума. Сейчас же, в зависимости от вида
конфликта, поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации,
служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет,
стачком, милиция, суды.
Конфликтология учит, что нельзя рассматривать человеческие противоречия только
как нечто разрушительное. Конфликт имеет и позитивные функции. Ясно одно — все
ситуации, связанные с конфликтами, требуют урегулирования, управления. Так, посредник
вступает в переговоры только тогда, когда уже не представляется возможным решить
конфликт самостоятельно, без вмешательства третьей стороны. При этом его деятельность
опирается на следующие принципы:
независимость (это качество посредника подчеркивается, как правило, во
всех определениях посреднической деятельности);
объективность (этот принцип вытекает из первого: нет независимости — нет
объективности);
гласность (точки зрения и позиции всех участников спора, а также самого
управляющего должны быть приданы гласности).
Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта,
обеспечивающее решение значимых задач. Управление конфликтом — это перевод его в
рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное
поведение субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение
противоборства рамками конструктивного влияния на процесс. Управление конфликтами
включает: прогнозирование конфликтов, предупреждение одних и вместе с тем
стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; их регулирование и
разрешение.
Предупреждение конфликта — это деятельность, направленная на недопущение его
возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону человеческих
отношений. Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без
обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя и предупредить ее
появление. Прогноз — это представление о будущем конфликте с определенной
вероятностью указания места и времени его возникновения. Научная и практическаяценность прогноза определяется уровнем его обоснованности и достоверности. Кроме того,
конфликты, призванные разрешить затянувшийся спор, еще и стимулируются.
Стратегия предотвращения конфликтов включает систему деятельности,
совокупность этапов и методов управления конкретным процессом противоречивых
взаимоотношений объектов. Различаются этапы частичного и полного предотвращения
конфликтов, раннего предупреждения и упреждающего разрешения. Стратегия
предупреждения конфликта предусматривает осуществление таких принципов, как
своевременность действий по предупреждению возможных коллизий, оперативность,
гласность. Что касается последнего, то следует отметить только одно обстоятельство: чем
раньше возможный конфликт станет известен общественности, тем меньше вероятность его
реального появления.
Прекращение и подавление конфликтов — не лучшие методы их преодоления. Они
предполагают использование физической силы и (или) очень жесткие управленческие
решения посредника, поэтому в настоящее время чаще используют понятия
«регулирование» и «разрешение» конфликтов.
Понятие «регулирование» следует отличать от понятия «разрешение» конфликта.
Последнее обозначает процесс устранения в первую очередь основы конфликта, его причин
и предмета. Регулирование конфликта ограничивается выделением некоторых элементов
конфликтного взаимодействия и устранением либо использованием их в управлении.
Регулирование — это перевод конфликта в русло желательных для управляющей системы
«правил игры», иначе говоря, нужной схемы конфликтного взаимодействия. Важным
фактором, влияющим на результативность завершения конфликта, является участие
третьей стороны в его урегулировании, или медиация.
Медиация — это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с
участием третьей стороны процесса — поиска конфликтующими сторонами решения
проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт. В роли медиатора (третьей
стороны) при урегулировании конфликта выступает, как правило, один человек, реже
группа из двухтрех или более профессионалов. В роли медиаторов могут выступать и
государства, если речь идет о политических, международных конфликтах.
Медиация — один из наиболее древних способов разрешения конфликтов.
Старейшины рода или племени выступали в качестве своеобразных профессиональных
медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных и конфликтных ситуаций.В современном обществе в качестве третьей стороны в конфликте может выступать
официальный или неофициальный медиатор. При наличии у медиатора нормативного
статуса предполагается возможность воздействия на оппонентов.
Неофициальное
медиаторство допускает признание участниками конфликта Неформального авторитета
медиатора, при этом у него нормативный статус отсутствует.
В качестве официальных медиаторов могут выступать: межгосударственные
государственные правовые институты;
отдельные государства;
организации;
представители
правительственные или другие государственные комиссии;
правоохранительных органов; руководители предприятий; общественные организации;
профессиональные конфликтологимедиаторы.
Неофициальными медиаторами обычно становятся: известные люди, добившиеся
успехов в общественно значимой деятельности; представители религиозных организаций и
конфессий; профессиональные психологи, педагоги, социальные работники; неформальные
лидеры социальных групп разного уровня; старшие по возрасту; друзья, соседи, просто
свидетели конфликта.
В зависимости от степени контроля медиатора за принимаемым решением выделяют
несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский суд, арбитр, посредник,
помощник, наблюдатель. У посредника роль в урегулировании конфликта наиболее
нейтральная. Обладая специальными знаниями, он обеспечивает конструктивное
обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами. При помощи
посредника и при наличии у оппонентов навыков обсуждения проблемы повышается
эффективность неавторитарного стиля решения конфликта. Исход конфликта зависит от
власти, авторитета и роли медиатора. Посредник в конфликте может обеспечить: оказание
помощи в поиске решения; содействие нормализации отношений; оказание помощи в
организации общения; контроль за выполнением соглашения.
Посредник не имеет права и от него не стоит требовать: волевого прекращения
конфликта, разведения конфликтующих сторон, блокирования борьбы, применения
санкций к сторонам, определения правого и неправого. В роли посредника может
выступать и руководитель. В таком случае для него крайне важно, чтобы социально
психологический климат в коллективе оказывал благоприятное воздействие на качество
совместной деятельности людей. Деятельность руководителя включает в себя анализ
ситуации и урегулирование конфликта. Процесс урегулирования включает выбор способа
урегулирования конфликта, типа медиаторства, реализацию выбранного способа,уточнение информации и принимаемых решений, снятие послеконфликтного напряжения в
отношениях
конфликтов.
Выбор руководителем способа разрешения конфликта сильно влияет на эффективность его
урегулирования
анализ
опыта
оппонентов,
урегулирования. Обладая властью по отношению к подчиненным, руководитель может
реализовать любой из приведенных выше типов медиаторства (третейский суд, арбитр,
посредник, помощник и наблюдатель). Существует два подхода к пониманию роли
руководителя в урегулировании конфликта.
Первый заключается в том, что руководителю целесообразно ориентироваться на
роль посредника в конфликте, а не на арбитра. Другой подход заключается в том, что
руководителю необходимо уметь гибко использовать все типы медиаторства. Основными
также являются роли посредника и арбитра. В роли посредника руководителю при
урегулировании конфликтов следует выступать в ситуациях: равенства должностных
статусов участников конфликта; длительных, неприязненных, сложных взаимоотношений
сторон; наличия у оппонентов хороших навыков общения и поведения; отсутствия четких
критериев разрешения проблемы.
С согласия оппонентов руководитель может вынести проблему на собрание
коллектива или совещание экспертов, привлечь к посредничеству неформальных лидеров
или друзей оппонентов. Специфику посредничества можно рассмотреть на примере
деятельности практического психолога. Ключевым в этой деятельности является создание
новой ситуации в отношениях сторон, способствующей урегулированию существующего
между ними конфликта. Стратегическая задача психолога состоит не в воздействии на
оппонентов, а в побуждении их к переводу конфликта в ситуацию совместного поиска
решения.
Взаимодействие осуществляется по типу триады (оппонент — психолог —
оппонент). Это делает участников конфликта более уступчивыми, так как они склонны
рассматривать свои уступки как уступки психологу, а не противоположной стороне. Таким
образом, психолог позволяет оппонентам «сохранить лицо». При работе психолога с
различными типами конфликтов могут проявиться некоторые отличия в деятельности его
как посредника. Так, процесс регулирования семейного конфликта включает в себя четыре
этапа:
1) разогрев. В начале работы психолог делает все, чтобы супруги чувствовали себя
комфортно;2) снятие препятствий. Психолог выявляет сомнения и барьеры по отношению к
предстоящей процедуре медиации, которые существуют у конфликтующих сторон, и
настраивает оппонентов на конструктивную работу;
3) заключение соглашения. Психолог помогает супругам четко сформулировать
требования друг к другу и найти компромиссные решения, которые устраивали бы обе
стороны;
4) прояснение ситуации. Психолог предоставляет супругам возможность просто
поговорить друг с другом откровенно. Эмоциональное раскрытие оппонентов закрепляет
результаты медиации и создает предпосылки бесконфликтного общения в дальнейшем.
Основными же этическими принципами посреднической деятельности, исходя из всего
вышесказанного, являются:
нейтральность по отношению к оппонентам. Психолог не стремится выявить
правую и неправую стороны. Он относится к ситуации максимально объективно. Психолог
не должен зависеть от конфликтующих сторон;
безоценочностъ позиции. Психолог не дает оценок действиям или позициям
оппонентов. Он побуждает их к самоанализу своих действий, помогает принимать решения;
конфиденциальность. Любая информация личного характера, полученная от
участника конфликта, не может быть использована в ущерб ему или передана другим
лицам без его согласия;
процедурный характер деятельности. Задача психолога — организовать
процедуру обсуждения, ориентируя оппонентов на сотрудничество. Содержание процесса
зависит от участников;
стимулирование сотрудничества. Психолог поощряет шаги оппонентов,
направленные на нормализацию отношений, побуждает, к этому, обеспечивая переход от
конфронтации к сотрудничеству;
работа с процессом, а не с решением. Психолог несет ответственность не за
характер принимаемых решений, а только за организацию движения к этим решениям.