ЭТИКА ПОСРЕДНИЧЕСТВА И РОЛЬ МЕДИАТОРА В КОНФЛИКТЕ

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 18.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которой является общение людей в процессе совместной деятельности. Это также социо-психологический аспект этики. Вторая составляющая этики посредничества — посредничество. Неверно употреблять этот термин только лишь в сфере деловых отношений. Например, энциклопедический словарь определяет посредничество как «средство урегулирования споров в международном праве с привлечением третьей, незаинтересованной стороны». В конфликтологии под посредничеством подразумевается способ разрешения конфликтов с участием третьей, независимой стороны. А этика посредничества предполагает, что данный способ разрешения конфликтов регулируется совокупностью общепринятых этических норм и правил, диктуемых моралью.
Иконка файла материала статья Этика посредничесвта, роль медиатора в конфликте..doc
ЭТИКА ПОСРЕДНИЧЕСТВА И РОЛЬ МЕДИАТОРА В КОНФЛИКТЕ Кузнецова Е.В., ФГБОУ ВО «Кировский  государственный медицинский университет» Роль конфликтов и их регулирование в современном обществе стали столь велики, что   во   второй   половине   XX   столетия   выделилась   специальная   область   знания   — «конфликтология».   Большой   вклад   в   ее   развитие   внесли   социология,   философия, политология, этика и, конечно, же психология. При этом этика, социология и психология сформировали   такой   интереснейший   подраздел   конфликтологии,   как   этика посредничества. Что   же   представляет   собой   этика   посредничества?   Возникновение   первых профессионально­этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI—XII вв.  Однако   ряд   профессий,   имеющих   жизненно   важное   значение   для   всех   членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому такие профессионально­этические кодексы,   как   «Клятва   Гиппократа»,   нравственные   установления   жрецов,   исполнявших судебные функции, были известны гораздо раньше.  Сейчас этика определяется  как философская  наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать   человек,   и   собственно   теоретические   вопросы   о   происхождении   и   сущности морали.   Исходя   из   первого   рода   проблем,   становится   очевидной   практическая направленность   этики,   ее   проникаемость   во   все   сферы   бытия,   за   что   она   и   получила название «практической философии». Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которой является общение людей   в   процессе   совместной   деятельности.   Это   также   социо­психологический   аспект этики. Вторая   составляющая   этики   посредничества   —   посредничество.   Неверно употреблять   этот   термин   только   лишь   в   сфере   деловых   отношений.   Например, энциклопедический   словарь   определяет   посредничество   как   «средство   урегулирования споров в международном праве с привлечением третьей, незаинтересованной стороны». В конфликтологии под посредничеством подразумевается способ разрешения конфликтов с участием третьей, независимой стороны. А этика посредничества предполагает, что данный способ   разрешения   конфликтов   регулируется   совокупностью   общепринятых   этических норм   и  правил,  диктуемых  моралью.  Следует   сказать,  что  решение   споров  с   помощьюпосредника   практикуется   очень   давно.   На   Руси,   например,   эту   миссию   испокон   веков выполняли   старейшины   —   самые   мудрые   люди   общины.   Такой   способ   разрешения конфликтов как посредничество однозначно можно назвать цивилизованным. Он возник лишь   на   определенном   этапе   развития   социума.   Сейчас   же,   в   зависимости   от   вида конфликта, поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба   управления   персоналом,   отдел   психолога   и   социолога,   профсоюзный   комитет, стачком, милиция, суды.  Конфликтология учит, что нельзя рассматривать человеческие противоречия только как  нечто  разрушительное.   Конфликт   имеет   и  позитивные   функции.   Ясно  одно  —  все ситуации, связанные с конфликтами, требуют урегулирования, управления. Так, посредник вступает   в   переговоры   только   тогда,   когда   уже   не   представляется   возможным   решить конфликт самостоятельно, без вмешательства третьей стороны. При этом его деятельность опирается на следующие принципы:  независимость   (это  качество   посредника   подчеркивается,   как   правило,   во всех определениях посреднической деятельности);   объективность (этот принцип вытекает из первого: нет независимости — нет объективности);  гласность (точки зрения и позиции всех участников спора, а также самого управляющего должны быть приданы гласности). Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение значимых задач. Управление конфликтом — это перевод его в рациональное   русло   деятельности   людей,   осмысленное   воздействие   на   конфликтное поведение   субъектов   с   целью   достижения   желаемых   результатов;   это   ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на процесс. Управление конфликтами включает:   прогнозирование   конфликтов,   предупреждение   одних   и   вместе   с   тем стимулирование   других;   прекращение   и   подавление   конфликтов;   их   регулирование   и разрешение.  Предупреждение конфликта — это деятельность, направленная на недопущение его возникновения   и   разрушительного   влияния   на   ту   или   иную   сторону   человеческих отношений.   Предупреждение   конфликта   предполагает   его   прогнозирование.   Без обоснованного   прогноза   возможной   конфликтной   ситуации   нельзя   и   предупредить   ее появление.   Прогноз   —   это   представление   о   будущем   конфликте   с   определенной вероятностью   указания   места   и   времени   его   возникновения.   Научная   и   практическаяценность прогноза определяется уровнем его обоснованности и достоверности. Кроме того, конфликты, призванные разрешить затянувшийся спор, еще и стимулируются. Стратегия   предотвращения   конфликтов   включает   систему   деятельности, совокупность   этапов   и   методов   управления   конкретным   процессом   противоречивых взаимоотношений   объектов.   Различаются   этапы   частичного   и   полного   предотвращения конфликтов,   раннего   предупреждения   и   упреждающего   разрешения.   Стратегия предупреждения   конфликта   предусматривает   осуществление   таких   принципов,   как своевременность   действий   по   предупреждению   возможных   коллизий,   оперативность, гласность. Что касается последнего, то следует отметить только одно обстоятельство: чем раньше возможный конфликт станет известен общественности, тем меньше вероятность его реального появления.  Прекращение и подавление конфликтов — не лучшие методы их преодоления. Они предполагают   использование   физической   силы   и   (или)   очень   жесткие   управленческие решения   посредника,   поэтому   в   настоящее   время   чаще   используют   понятия «регулирование» и «разрешение» конфликтов.  Понятие «регулирование» следует отличать от понятия «разрешение» конфликта. Последнее обозначает процесс устранения в первую очередь основы конфликта, его причин и предмета. Регулирование конфликта ограничивается выделением некоторых элементов конфликтного   взаимодействия   и   устранением   либо   использованием   их   в   управлении. Регулирование — это перевод конфликта в русло желательных для управляющей системы «правил   игры»,   иначе   говоря,   нужной   схемы   конфликтного   взаимодействия.   Важным фактором,   влияющим   на   результативность   завершения   конфликта,   является   участие третьей стороны в его урегулировании, или медиация. Медиация — это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием   третьей   стороны   процесса   —   поиска   конфликтующими   сторонами   решения проблемы,   которое   позволило   бы   прекратить   конфликт.   В   роли  медиатора  (третьей стороны)   при   урегулировании   конфликта   выступает,   как   правило,   один   человек,   реже группа из двух­трех или более профессионалов. В роли  медиаторов  могут выступать и государства, если речь идет о политических, международных конфликтах.  Медиация  —   один   из   наиболее   древних   способов   разрешения   конфликтов. Старейшины   рода   или   племени   выступали   в   качестве   своеобразных   профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных и конфликтных ситуаций.В современном обществе в качестве третьей стороны в конфликте может выступать официальный   или   неофициальный   медиатор.   При   наличии   у   медиатора   нормативного статуса   предполагается   возможность   воздействия   на   оппонентов.  Неофициальное медиаторство  допускает признание участниками конфликта Неформального авторитета медиатора, при этом у него нормативный статус отсутствует. В   качестве   официальных   медиаторов   могут   выступать:   межгосударственные   государственные   правовые   институты;   отдельные   государства; организации;   представители правительственные   или   другие   государственные   комиссии; правоохранительных   органов;   руководители   предприятий;   общественные   организации; профессиональные конфликтологи­медиаторы.  Неофициальными   медиаторами   обычно   становятся:   известные   люди,   добившиеся успехов в общественно значимой деятельности; представители религиозных организаций и конфессий; профессиональные психологи, педагоги, социальные работники; неформальные лидеры социальных групп разного уровня; старшие по возрасту; друзья, соседи, просто свидетели конфликта.  В зависимости от степени контроля медиатора за принимаемым решением выделяют несколько   ролей   третьей   стороны   в   конфликте:   третейский   суд,   арбитр,   посредник, помощник,   наблюдатель.   У   посредника   роль   в   урегулировании   конфликта   наиболее нейтральная.   Обладая   специальными   знаниями,   он   обеспечивает   конструктивное обсуждение   проблемы.   Окончательное   решение   остается   за   оппонентами.   При   помощи посредника   и   при   наличии   у   оппонентов   навыков   обсуждения   проблемы   повышается эффективность неавторитарного стиля решения конфликта. Исход конфликта зависит от власти, авторитета и роли медиатора. Посредник в конфликте может обеспечить: оказание помощи   в   поиске   решения;   содействие   нормализации   отношений;   оказание   помощи   в организации общения; контроль за выполнением соглашения.  Посредник не имеет права и от него не стоит требовать: волевого прекращения конфликта,   разведения   конфликтующих   сторон,   блокирования   борьбы,   применения санкций   к   сторонам,   определения   правого   и   неправого.   В   роли   посредника   может выступать   и   руководитель.   В   таком   случае   для   него   крайне   важно,   чтобы   социально­ психологический климат в коллективе оказывал благоприятное воздействие на качество совместной   деятельности   людей.   Деятельность   руководителя   включает   в   себя   анализ ситуации и урегулирование конфликта. Процесс урегулирования включает выбор способа урегулирования   конфликта,   типа   медиаторства,   реализацию   выбранного   способа,уточнение информации и принимаемых решений, снятие послеконфликтного напряжения в отношениях   конфликтов. Выбор руководителем способа разрешения конфликта сильно влияет на эффективность его урегулирования анализ опыта   оппонентов,       урегулирования.   Обладая   властью   по   отношению   к   подчиненным,   руководитель   может реализовать  любой   из  приведенных   выше  типов  медиаторства  (третейский  суд,  арбитр, посредник,   помощник   и   наблюдатель).   Существует   два   подхода   к   пониманию   роли руководителя в урегулировании конфликта. Первый заключается в том, что руководителю целесообразно ориентироваться на роль посредника в конфликте, а не на арбитра. Другой подход заключается в том, что руководителю необходимо уметь гибко использовать все типы медиаторства. Основными также   являются   роли   посредника   и   арбитра.   В   роли   посредника   руководителю   при урегулировании   конфликтов   следует   выступать   в   ситуациях:   равенства   должностных статусов участников конфликта; длительных, неприязненных, сложных взаимоотношений сторон; наличия у оппонентов хороших навыков общения и поведения; отсутствия четких критериев разрешения проблемы.  С   согласия   оппонентов   руководитель   может   вынести   проблему   на   собрание коллектива или совещание экспертов, привлечь к посредничеству неформальных лидеров или   друзей   оппонентов.   Специфику   посредничества   можно   рассмотреть   на   примере деятельности практического психолога. Ключевым в этой деятельности является создание новой ситуации в отношениях сторон, способствующей урегулированию существующего между ними конфликта. Стратегическая  задача психолога  состоит не в воздействии  на оппонентов, а в побуждении их к переводу конфликта в ситуацию совместного поиска решения.  Взаимодействие   осуществляется   по   типу   триады   (оппонент   —   психолог   — оппонент). Это делает участников конфликта более уступчивыми, так как они склонны рассматривать свои уступки как уступки психологу, а не противоположной стороне. Таким образом,   психолог   позволяет   оппонентам   «сохранить   лицо».   При   работе   психолога   с различными типами конфликтов могут проявиться некоторые отличия в деятельности его как посредника. Так, процесс регулирования семейного конфликта включает в себя четыре этапа: 1) разогрев. В начале работы психолог делает все, чтобы супруги чувствовали себя комфортно;2) снятие препятствий. Психолог выявляет сомнения и барьеры по отношению к предстоящей   процедуре   медиации,   которые   существуют   у   конфликтующих   сторон,   и настраивает оппонентов на конструктивную работу;  3)   заключение   соглашения.   Психолог   помогает   супругам   четко   сформулировать требования друг к другу и найти компромиссные решения, которые устраивали бы обе стороны;  4)   прояснение   ситуации.   Психолог   предоставляет   супругам   возможность   просто поговорить друг с другом откровенно. Эмоциональное раскрытие оппонентов закрепляет результаты   медиации   и   создает   предпосылки   бесконфликтного   общения   в   дальнейшем. Основными   же   этическими   принципами   посреднической   деятельности,   исходя   из   всего вышесказанного, являются:   нейтральность по отношению к оппонентам. Психолог не стремится выявить правую и неправую стороны. Он относится к ситуации максимально объективно. Психолог не должен зависеть от конфликтующих сторон;   безоценочностъ позиции. Психолог не дает оценок действиям или позициям оппонентов. Он побуждает их к самоанализу своих действий, помогает принимать решения;  конфиденциальность. Любая информация личного характера, полученная от участника   конфликта,   не   может   быть   использована   в   ущерб   ему   или   передана   другим лицам без его согласия;   процедурный   характер   деятельности.   Задача   психолога   —   организовать процедуру обсуждения, ориентируя оппонентов на сотрудничество. Содержание процесса зависит от участников;   стимулирование   сотрудничества.   Психолог   поощряет   шаги   оппонентов, направленные на нормализацию отношений, побуждает, к этому, обеспечивая переход от конфронтации к сотрудничеству;   работа с процессом, а не с решением. Психолог несет ответственность не за характер  принимаемых   решений,   а  только  за  организацию  движения  к  этим  решениям.