Особенности обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт учителя.
Наше государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования, и дети с ОВЗ не являются исключением при этом. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в наши дни в силу того, что сегодня важно не столько дать такому ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умением учиться. С введением ФГОС дети с ОВЗ могут обучаться в любом классе обычной общеобразовательной школы, такие дети есть, конечно, и у нас в городе. Совместное обучение –очень сложная проблема. В общеобразовательной школе дети с особенностями в развитии посещают уроки с обычными сверстниками, но в, то, же время при обучении таких учеников необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Эти дети, на мой взгляд, нуждаются в особых условиях обучения и психолого-логопедическом сопровождении, так как для них характерны: нарушение речевого развития, внимания, снижение работоспособности, чрезмерная активность, повышенная возбудимость, рассеянность. У таких детей очень ограничен словарный запас и низкий уровень знаний об окружающем их мире и, кроме того, у них присутствуют нарушения речи, вследствие которых, даже родной язык вызывает большие затруднения, не говоря уже об иностранном языке. Поэтому у меня всегда раньше возникал вопрос: «Возможно ли обучение английскому языку детей, которые имеют проблемы со здоровьем, ведь, как известно, иностранный язык нелегко дается и многим детям без подобных проблем. Теперь я знаю, что возможно, надо только набраться терпения и идти к результату, который не будет таким же, как у большинства детей без ОВЗ.
Учителю необходимо тщательно отбирать лексический и грамматический материал, точнее, его минимум, учитывая посильность его усвоения и интересы детей возраста, с которым Вы работаете. Возможно, обучающимся понравятся такие темы как: «Игрушки», «Животные», «В зоопарке», «В магазине», «Праздники», «Подарки» «Семья».
Важной задачей становится формирование и отработка навыков чтения. И чтение с полным охватом содержания будет активно помогать учителю. Эффективно помогает и отрабатывание техники чтения.
Необходимо сократить количество лексических единиц для запоминания и активного применения, часть грамматических явлений вынести только на ознакомление, с использованием рифмованного материала, стихов, то есть сделать учебный материал доступным и дать возможность ребёнку поверить в свой успех, постоянно поощрять его и двигаться вместе с ним вперёд. Таких детей следует хвалить, зачастую, не за достижение определенных предметных результатов, а за стремление, активность и творчество, а эти дети, чаще всего, очень творческие. На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся память, речь, восприятие, мышление, кругозор.
Для предупреждения утомляемости детей следует использовать различные приёмы: ролевые игры, яркую наглядность, больше использовать музыку, видеофильмы и мультфильмы, песенки и, конечно же, физкультминутки на английском языке.
Для усвоения нового материала важным является использование пальчиковых кукол, просто кукол, различных картинок, схем, компьютерных презентаций и таблиц, сигнальных карточек, картинок с надписями, во время фонетической гимнастики используются небольшие рифмовки, поговорки пословицы и видеоролики.
Работа с текстом — это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах с детьми с ОВЗ. Для развития навыков чтения выбираю тексты хорошо адаптированные, задания могут быть следующими: соотнеси предложение и картинку, поставь предложения в логическом порядке, закончи предложение, найди начало предложения, выбери верное слово для определенного предложения, вспомни как можно больше слов, которые видишь на картинке. Можно попытаться найти определенные факты и выполнить упражнения типа True or / False.
Новую лексику, по моему мнению, следует отрабатывать в предложениях и сочетать это с работой со словарем. На дом надо давать не новые упражнения, а хорошо отработанные на уроке.
Вообще, в программах по общеобразовательным предметам учителю необходимо научиться дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые. Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями в развитии.
За время работы я пришла к выводу, о том, что при выборе методов работы с учащимися с ОВЗ можно достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному предмету как иностранный язык. При этом учащиеся чувствуют, что учатся для себя, для своего развития. Все эти методы работы не угнетают ребенка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее возможность самореализации. А учитель должен проявлять терпение, чуткость, постоянную заботу, радоваться успехам каждого обучающегося. Необходимо всемерно поддерживать у детей с ОВЗ интерес к иностранному языку и его изучению.
Использованная литература
1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2. Иценко И.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. наук «Педагогические условия интенсификации процесса обучения иностранным языкам в начальной школе (на материале английского языка)» 166 стр.
3. Иценко И.А., Скороспешкина Н.И. «Образовательно-воспитательная деятельность школы в условиях реализации ФГОС с детьми разного вида одаренности и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)», http://kopilkaurokov.ru № 332356
4. Пасенкова Н.М. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. -46 с.
5. Фридман
Л. М., Кулагина И. Ю.Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение,
1991.
6. Обучение в коррекционных классах.: Пособие для учителей под ред. Г. Ф. Кумариной.-М.:
АПН СССР, 1991.
7. Баев П. М. Играем на уроках русского языка. -М.: Русский язык, 1989.
8. Каретникова А.А. Веселый английский в начальной и средней школе. Праздники, игры и занимательные задания. - Ярославль: Академия развития, 2011. -288 с.
9. Немчанина Е. С. Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 133-135.
10. Нестеренко М.Е. Применение ИКТ при обучении детей с ОВЗ на уроках английского языка [Электронный ресурс].-
Учитель английского языка Грабусова Ольга Валентиновна.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.