«ЭТОТ ДЕФЕКТ МЫ ЖИВО ИЗЛЕЧИМ…» (визитка педагога-дефектолога к конкурсу педагогов-дефектологов)

  • Мероприятия
  • docx
  • 14.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сегодня стали востребованы так называемые «визитки» – творческие выступления (инсценировки), непродолжительные по времени к конкурсам, праздникам, торжествам. Цель таких визиток – яркая и оригинальная «самопрезентация». Отличительной особенностью визиток в пособии визиток является то, что практически все они основаны на так называемых «песнях-переделках», то есть песнях известных поэтов и композиторов, с той же мелодией, но новыми словами, отчасти перекликающимися с оригиналом. Имеют необычный оригинальный сюжет из фильма, книги, может даже литературного произведения. Могут быть легко преобразованы в другие формы мероприятий.
Иконка файла материала для педагога - дефектолога 2.docx
«ЭТОТ ДЕФЕКТ МЫ ЖИВО ИЗЛЕЧИМ…» (визитка педагога­дефектолога  к конкурсу педагогов­дефектологов) Вы   знаете,   чего   ждали   от   визиток   члены   жюри?   «Мы   хотим   увидеть праздник!»   –   таким   было   пожелание   экспертов   нашим   конкурсантам   в неформальной обстановке в начальный период подготовки к конкурсу. А вот и название   темы   обобщенного   педагогического   опыта   нашей   конкурсантки: «Применение   театрализованных   элементов   в   работе».   Хм,   так   у   нас   же   есть замечательный   повод   объединить   пожелание   жюри   с   нашими   способностями! Задача ясна: от нас ждут праздника! А это значит, визитка должна быть особенно яркой, зрелищной и зажигательной! Что ж, создать небольшое шоу нам помогут, как всегда, но в гораздо большем, чем обычно, количестве, а) песни­подражалки (попурри с вкраплениями реплик участников) и б) артистизм конкурсантки и группы   поддержки  (то   есть   ее   игра   вкупе   с   элементами   внешнего перевоплощения, пусть несколько раз сменит какую­то деталь в одежде, скинет пиджак,   набросит   боа,   наденет   шляпу   –   в   зависимости   от   того   или   иного фрагмента   сценария).   Таким   образом,   тонко   введем   перекличку   темы педагогического опыта и театрализованной формы самой визитки, постараемся обыграть   конкретные   реалии   нашей   жизни   и   сделаем   нужные   акценты   на специфике работы педагога, в частности дефектолога. Вся жизнь театр, не так ли?   А   давайте   «поедем»   на   автобусе,   от   педагогического   университета,   в котором  и  будут  выступать   на сцене  конкурсанты, в  довольно  удаленный  от центра   Кировский   район   города,   в   специальную   (коррекционную)   школу­ интернат, где работает наша героиня! А что если введем в действие студентку­ практикантку   (их   каждый   год   направляют   из   этого   вуза   в   интернат   для прохождения педпрактики) и посмотрим на педагога ее глазами? И проводником к новому поприщу стать педагогом будет сама конкурсантка? Итак, решено: из центра   «отправляемся   в   путь»   –   в   Кировский   район,   в   школу­интернат,   с «неожиданным»   заездом,   так   как   «случайно»   проехали   свою   остановку,   на Веселую Балку (поселок, где живет конкурсантка и где она когда­то работала в детском саду) – и вновь возвращаемся в интернат. Постепенно, «по пути», мы знакомим студентку и вместе с ней всех зрителей с конкурсанткой, ее работой, жизнью и таким образом – в лирической, юмористической, артистической форме – оригинально создаем целостное представление о специфике работы педагога вообще и дефектолога в частности. И здесь огромную роль по­прежнему сыграетнужная подборка мелодий песен… Если мы «едем» в интернат, почему бы не взять к «теме поездки» песню из репертуара Г. Лепса «Я уеду жить в Лондон»? Если   представляем   конкурсантку   по   имени   Галина,   почему   бы   не воспользоваться песней с таким же названием «Галина» («Живет­живет в этом доме Галина»)? Тему детства поможет раскрыть чудесная трогательная мелодия «Добрые   сказки   детства».   В   унисон   к   теме   доброго   отношения   к   каждому воспитаннику как основе труда любого педагога удивительно точно подходит лирическая песня «Капелька дождя» из репертуара Н. Кирсо, а само название специальности,   что,   как   правило,   просят   обязательно   обыграть   в   визитке эксперты,   в   нашей   интерпретации   «Ах,   дефектолог,   дефектолог»   удачно вплетается в мотив «Ах, Арлекино, Арлекино» А. Пугачевой.  Не   забываем:   очень   важен   подбор   фонограмм.   Предлагаемая   Вашему вниманию визитка педагога­дефектолога еще раз доказывает необходимость их использования в сценическом действии для раскрытия темы. На   сцене   стоит   указатель   со   сменными   табличками,   на   нем   первый ориентир:   «Центр.   Педуниверситет».   Звучит   небольшое   вступление   к «Песенке   про   сапожника»   (сл.   В.   Харитонова,   муз.   Д.   Тухманова)   из репертуара   ВИА   «Лейся,   песня».   Появляются   участники   –   все,   кроме Практикантки.   Красиво   двигаясь,   пританцовывая,   они   дружно   поют, обращаясь к залу. 1­й куплет:  В с е .  Сочиняли мы визитку целый день, Мы старались очень­очень, было нам не лень, Удивить попробуем сегодня вас! Вы же поддержите нас сейчас!  (Или: Просим: поддержите нас сейчас!) Припев:  1­й   у ч а с т н и к . Только не надо переживать  (Или:  Только не надо перебивать). 2­й   у ч а с т н и к  (залу, лукаво).  Только не надо критиковать… (Или: А лучше дружно нам подпевать!) К о н к у р с а н т к а  (чуть сомневаясь). Может быть, выйдет, а может, не­е­е­ет?В  течение   секундной   паузы   после   слова   «нет»   все   убедительно   кивают головой   в   знак   одобрения,   кто­то   обнадеживающе   машет   рукой,   говоря: «Выйдет, выйдет!» И все уверенно допевают последнюю строчку. В с е  (воодушевленно).  Новый припев и новый куплет! После песни начинается представление Конкурсантки.  К о н к у р с а н т к а  (представляет себя).  Галина Савельева. Конкурсант.  (Залу.) Поедемте с нами в наш интернат!  (Или: Всех приглашаю в наш интернат!) (Как в а р и а н т : Конкурсантку может представить и группа поддержки. Тогда это прозвучит примерно так: Г р у п п а   п о д д е р ж к и .   Галина Савельева – наш конкурсант –  Вас приглашает к нам в интернат!  (Или: Четвертая школа­интернат!) Поют   вместе   с   Конкурсанткой   только   несколько   первых   строчек   на мотив   песни   «Маленькая   страна»   (сл.   И.   Резника,   муз.   И.   Николаева)   из репертуара Н. Королевой. К о н к у р с а н т к а . Есть в нашем Кировском районе Маленькая страна,  За остановкой «Угол парка» Расположилась она…  Это… (Или: Есть в Кировском большом районе  Маленький интернат, За остановкой «Угол парка»  Ждет каждый день ребят. Это…) Музыка резко останавливается, потому что со свойственной молодости энергичностью, пусть даже невпопад, вбегает Практикантка… Все, прервав песню, в немой сцене замирают, выжидающе глядя на нее. П р а к т и к а н т к а   (волнуясь, как бы продолжая, делая акцент на слове «это»).Это… как раз мне и нужно… наверно… В Кировский я попаду? Непременно. В с е .  Участник из группы поддержки снимает на указателе первую табличку, под   ним   оказывается   следующая:   «Кировский   район».   Практикантка достает записную книжку или «направление» на практику (может быть, даже планшет, что будет выглядеть более современно) и, объясняя цель своего маршрута, начинает петь на мотив песни «Я уеду жить в Лондон» из репертуара Г. Лепса и Тимати.  П р а к т и к а н т к а  (решительно).  А уеду я с вами!  (Или: А поеду я с вами!) (Заглядывая в записную книжку, уточняя.)  Мне к Савельевой нужно!  (Или: Мне на практику нужно.) Нужен мне интернат… (Чуть самодовольно.) Коллектив будет рад… (Или: В с е  (обнадеживают). Коллектив будет рад!) В с е .  Ну садись, практика­а­а­нт!  (Или: Так садись, практикант!) И поехали с нами!) П р а к т и к а н т к а . «Угол парка» мне нужен! Вы скажите, где он,  Кировский ваш район? Поднимайся в сало­о­он И поехали с нами! В с е .  Звук закрывающихся дверей автобуса, и тут же слышится проигрыш как вступление к следующей теме поездки, все дружно поют на мотив припева детской песенки «Мы едем, едем, едем в далекие края» («Песенка друзей») (сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского). Припев:  В с е  (радостно и вместе с тем иронично).  Красота, красота, А в салоне – как всегда!К о н к у р с а н т к а . Сели кто? В с е  (единодушно). Мужчины!  Молодой человек в темных очках, в ушах наушники, плюхается на стул и сразу же опускает голову, делая вид, что спит. В с е  (с наигранным сочувствием).  И глаза закрыли…  К о н к у р с а н т к а . Ну а дамы – путь не близкий – Все (командуя или, наоборот, плаксиво). За поручни взялись!  Все берутся за воображаемые поручни. В с е  (Практикантке).  Ты держись, студент, держись!  Практикантка, глядя на своих будущих коллег, тоже берется за поручень. (Как в а р и а н т  этой же сцены: 1­й куплет:  В с е .  Мы едем, едем, едем В четвертый интернат! П р а к т и к а н т к а . Ох, как я рада встрече! И коллектив наш рад! В с е .  Припев:  В с е  (хором). Красота, красота!  К о н к у р с а н т к а . Все мужчины сели?  Да!!! В с е .  К о н к у р с а н т к а  (обращаясь к залу).  Знакомые картины? (Пожимая плечами и разводя руками, обращается к группе поддержки, а те,   в   свою   очередь,   так   же   сочувственно   машут   головой,   порицая   это удивительно распространенное явление в нашей жизни.) Устают мужчины!(Бодро.) Ну а дамы – путь не близкий – Все за поручни взялись! Ты держись, студент, держись!)  В с е .  П р а к т и к а н т к а   (вздыхая,   указывая   на   сидящего   молодого   человека).  Понять его можно: Путь в Кировский долог… Все угрожающе потирают руки, как перед расправой. К о н к у р с а н т к а . Нет, здесь поможет…  В с е  (хором, указывая на Конкурсантку). Дефектолог!  (Или: К о н к у р с а н т к а   (указывая на себя). Не­е­ет, милая, здесь нужен дефекто­о­о­лог!) К о н к у р с а н т к а  (залу).  Дефекты бывают не то­о­о­олько в речи! Ну, этот «дефект» мы живо «излечим»! Незаметно отходит в сторону. В с е .  Учись, студент, как дать урок! Ведь ты почти что педагог!  (Или: Ведь в будущем ты педагог.)  Конкурсантка накидывает на себя пелерину или боа (длинный шарф из меха   или   перьев),   чтобы   соответствовать   следующему   образу   в танцевальном фрагменте на мелодию песни «Молодой человек, пригласите танцевать»  (сл.  Д.  Рубина,   муз.  А.  Иванова)   из   репертуара   А.   Пугачевой, собираясь преподнести наглядный «урок» воспитания. 1­й куплет:  К о н к у р с а н т к а  (поет, вначале обращаясь к Практикантке).  Педагогом хочешь стать? Хочешь ты преподавать? Затем дотрагивается до плеча сидящего Молодого человека, с шутливой дерзостью, как в аргентинском танго, берет за руку проснувшегося героя и делает круг вокруг стула. К о н к у р с а н т к а .  Это можно, хоть и сложно!  (Или: Это важно и похвально!)Только знай как пятью пять: Очень важно воспитать! (Обращается к Молодому человеку.) Молодой человек, Женщин надо уважать! Молодой человек пугливо сжимается, все вокруг шутливо надвигаются на него, чтобы подчеркнуть свою солидарность с дамой, и требовательно поют. Припев:  В с е :  Уступите, уступите даме место, Эта истина давно и всем известна. Конкурсантка   порывисто   притягивает   руку   Молодого   человека   к   себе, стремительно поднимая его с места, и танцует с ним в окружении группы поддержки. К о н к у р с а н т к а . В с е .  Да чего уж тут скрывать… Как вы можете не знать? Молодой человек, Место нужно уступать! После танца продолжается диалог с Практиканткой.  К о н к у р с а н т к а  (Практикантке).  Неважно, кто ты,  Математик, филолог,  Эколог, биолог…  П р а к т и к а н т к а . Иль дефектолог… К о н к у р с а н т к а .  Чтоб побороть дефект культуры смог, Воспитывай! Ты педагог! Вглядывается в зал и показывает рукой вдаль. На указателе в это время быстро меняется табличка, теперь это «Угол парка» (название остановки в Кировском районе, за которой стоит большое здание школы­интерната). В с е .  П р а к т и к а н т к а   (вчитываясь,   как   бы   сверяя   увиденное   за   окном   со А вот и наша остановка… схемой).В с е .  Угол… Парка…  Что? Убедилась, Практикантка? (Как в а р и а н т :  П р а к т и к а н т к а  (радостно). Угол! Парка! Обрадовалась наша Практикантка.) В с е .  П р а к т и к а н т к а . Да­да, меня предупреждали люди.  (По­детски наивно.) Там «Угол» вроде есть,  А парка… там не будет!  Продолжая сверять увиденное со схемой, перечисляет, убеждаясь, что перед ней школа­интернат. П р а к т и к а н т к а . На схеме… (Восхищенно.) Сталинка… Ангар какой­то длинный… (Радостно, как в фильме «Джентльмены удачи».) А вот и оно, дерево!  (Обращается ко всем.) Елка, что ль? Калина! В с е .  Группа   поддержки,   пританцовывая,   как   в   русской   кадрили,   поет   на мелодию   песни  «Растет,   растет   возле   дома   калина»  из   репертуара   Н. Гнатюка. 1. Хоть дефектологов у нас полно крутых, Известно всем давным­давно, Таких же умных, добрых, чутких, молодых. (Указывают Практикантке на Конкурсантку.)  Но ты бери пример с нее! 2. Она поможет детям речь свою развить, И столько вкладывает в них своей души, Она урок в театр умеет превратить!  Учись, студент, и с нами попляши!  (Или: Учись, студент, а лучше запиши!) Припев: Растет, растет возле школы калина,Встречая радостно всех на пути!  (Конкурсантка оказывается в центре круга,  и все указывают на нее.) А это наш дефектолог Галина,  Добрей и лучше ее не найти! В с е . Продолжают   танцевать   на   повтор   строчек.   Звук   открываемой   двери автобуса.   Все   озираются,   можно   использовать   звуковой   эффект, означающий «Вот это да» (или Молодой человек может присвистнуть).  К о н к у р с а н т к а  (удивленно).  Ехали мы, ехали…  (Схватилась за голову.) Интернат проехали! (Кто­то из группы поддержки иронично).  Расплясались! Поспешили!  О маршруте позабыли!  (Или: Но зато всех рассмешили!  (Указывая на зал.)  П р а к т и к а н т к а  (оглядываясь по сторонам). Это ж надо, елки­палки. Где мы?  На указателе быстрая смена таблички: «Веселая Балка». В с е  (хором). На Веселой Балке.  К о н к у р с а н т к а  (объясняет).  Здесь родилась и всю жизнь я живу, Веселую Балку свою я люблю­у­у.  (Или: Веселую Балку очень люблю.) П р а к т и к а н т к а  (вглядывается вдаль).  А кто это там? Так много ребят! К о н к у р с а н т к а . М­м­м­м…  (С любовью.) «Колокольчик»!  Мой детский сад!  Тут и работала я много лет. Была воспитатель и логопед. Поет на мотив песни «Добрые сказки детства» (сл. Р. Рождественского, муз. Е. Мартынова) из репертуара А. Вески. 1­й куплет:  Я еще в детстве решила(Ох и была я мечтатель…), Что в детский сад приду я работать И буду я воспитатель.  В этот детсад приду я работать, Здесь буду я воспитатель! (Или повторить последние две строчки можно так: В с е .  В этот детсад пошли вы работать?  И были здесь воспитатель? Конкурсантка согласно машет головой.) К о н к у р с а н т к а  (спохватившись.)  А теперь все в интернат! Друг за другом стройся в ряд!  «Возвращаются»   на   «Угол   парка»   цепочкой,   слаженно   передвигаясь   в такт   музыкальному   сопровождению   «Летки­енки».   Табличка   меняется: «Школа­интернат № 4». К о н к у р с а н т к а  (обращается к залу).  В школе с детьми работаю я.  (Или: Мой интернат, здесь работаю я.) (Показывает на свою группу поддержки.) Мы все одна большая семья. И, как дефектологу, кажется мне: Детям особым – вниманье вдвойне.  П р а к т и к а н т к а .  И я выбор сделала не наугад!  (Или: И я школу выбрала не наугад!) Приду на работу к вам в интернат, Вот только закончу пединститут… Мы будем ждать с нетерпением тут! В с е .  К о н к у р с а н т к а  (с юмором).  Теперь знаешь, как «Угол парка» найти!  (С гордостью.) Мы – педагоги!  Нам – по пути!  И,   продолжая   мысль,   поет   на   мотив   песни  «Капелька   дождя»  из репертуара группы «Фристайл» и Н. Кирсо.1­й куплет:  Припев: Я хочу тебе признаться…  (Обращаясь к практикантке.) (Обращаясь к залу.) Я хочу вам всем сказать, Что решила не напрасно Педагогом стать. Каждый день частичку сердца Я работе отдаю, Я учу… дарю… надеюсь… Верю и люблю! Каждого ребенка на уроке учу, Его научу, ее научу.  (Или: Особых детей я в школе учу.) Каждый день их радостными видеть хочу, Счастливыми видеть хочу, Капельку добра я каждый день им дарю, Ему подарю и ей подарю!  (Или: Детям особым своим я дарю!)  В этом и нашла себя – судьбе говорю, Судьбу я благодарю!  (Или: И вновь ее благодарю!) (Как  в а р и а н т :  заключительная   песня   на   мотив  «Арлекино»  (сл. Б. Баркаса, муз. Э. Димитрова) из репертуара А. Пугачевой. Конкурсантка   обращается   ко   всем   сидящим   в   зале,   и   эта   песня становится посвящением всем работающим с особыми детьми, всем, кто знает и поймет, как непросто быть дефектологом.  1­й куплет:  К о н к у р с а н т к а .  Как по ступенькам поднимаюсь я, Надежду детям и любовь дарю, За этот миг преодоления.  (Или: За этот шаг преодоления.) Я дефектолог – и судьбу благодарю!  Учить детей особых – всех трудней!Но это выбор мой и жизнь моя…  Ответственней и в общем­то сложней… (Или: Я педагог, и это жизнь моя…) Практикантка  (обращаясь к конкурсантке и ко всем сидящим в зале). Да, дефектологом зоветесь Вы не зря! (Или: Да, дефектологи вы, педагоги, все не зря!) Припев:  В с е .  Ах, дефектолог, дефектолог,  Корригируешь дефект!  Дефектолог, дефектолог!  Только так, чтоб был эффект. Ах, дефектолог, дефектолог,  Корригируешь дефект!  Дефектолог, дефектолог!  П р а к т и к а н т к а .  Вам за всё от нас – респект! Общий   поклон   участников:   это   по   традиции   благодарность   залу   за внимание и в то же время выражение признательности всем за нелегкий педагогический труд.