"Евгений Онегин" А.С. Пушкина

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 19.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала онегин.pptx

«Евгений Онегин»

Роман писался долго — 7 лет, 4 месяца и 17 дней, с 9 мая 1823 по 25 сентября 1830 года.

Литературное направление — реализм.

Род — лироэпос.

Жанр — роман в стихах.

Тема — неразделённая любовь, вопросы чести, поиск себя.

Проблематика: Как влияет светское общество на человека?  В чём смысл жизни?

5–7 лет: воспитание немцем, который должен был выработать в ребёнке педантичность;

7–9 лет: воспитание англичанкой, прививающей манеры;

9–14 лет: общение с французом, который должен был обучить ребёнка танцам, поэзии, искусству дуэли.

Он воспитан, как любой дворянский ребёнок. «Сперва Madame за ним ходила, / Потом Monsieur её сменил» — таким образом отражается система обучения, характерная для того времени:

«Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень».

Раскрытие внутреннего мира героини. Сон показывает её мечты, тревогу, богатое воображение и суеверность.
Подсказка дальнейших событий. Сон подсказывает читателю дальнейшие события произведения, в том числе развязку сюжетной линии Онегин — Ленский, которая повлечёт изменения в судьбах главных героев.
Пророческое значение. Сон предсказывает Татьяне скорое замужество (по древним сонникам, видеть медведя во сне — к скорому замужеству или женитьбе).

Роль сна Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» заключается в следующем:

В качестве секунданта он избирает соседа Зарецкого, и именно его присутствие лишает друзей возможности помириться: «Вмешался старый дуэлист; / Он зол, он сплетник, он речист…»
Страх осуждения со стороны соседей, боязнь, что пойдут сплетни о трусости, заставляет Онегина принять вызов, хотя внутренне он хорошо понимает ошибочность своего поведения: «На тайный суд себя призвав, / Он обвинял себя во многом».

Однако Владимир всё же убит: поэт-мечтатель гибнет при столкновении с реальностью.
Для Ленского, если бы он остался жив, автор предполагал два альтернативных пути: герой мог бы стать настоящим поэтом или обычным деревенским барином.
«Убивая» своего героя, Пушкин в каком-то смысле прощается со своими романтическими пристрастиями в литературе, показывая, что они нежизнеспособны.

Конфликт между Онегиным и Ленским призван показать, насколько нелепы предубеждения, характерные для высшего общества.
Онегин «испорчен» светом, он не умеет беречь чужие чувства, ведёт себя эгоистично, и из-за этого страдают все вокруг.

Евгений Онегин — «лишний человек» — литературный герой первой половины XIX века, человек незаурядных способностей, лишённый возможности реализовать себя в условиях николаевской России. 

«Эгоист поневоле, — так говорит В. Г. Белинский о главном герое. — Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца».
Действительно, герой не находит счастья нигде: ни в светском обществе, ни в деревне, он лишён счастья настоящей дружбы и любви, его жизнь ничему не посвящена и остаётся пустой.

Некоторые причины, по которым Онегин считается «лишним человеком»:

В Татьяне воплощён образ цельной и гармоничной личности: «Татьяны милый идеал».
В начале романа Татьяна — честная и открытая, наивная провинциальная девушка, в конце — воплощение изящества и такта, ума и достоинства.
Она сумела понять Онегина, знакомясь с его книгами («Уж не пародия ли он?»), призвала его к ответственности после его признания: «Как с вашим сердцем и умом / Быть чувства мелкого рабом?»
Татьяна остаётся верной самой себе, своим чувствам и убеждениям.

Роман «Евгений Онегин» учит важности искренности и глубины чувств. Он показывает, что поверхностное отношение к жизни и людям приводит к разочарованиям и трагедиям. 




Произведение также подчёркивает значение личных решений и их влияние на судьбу. Оно демонстрирует, что отсутствие цели и смысла в жизни ведёт к внутренней пустоте и скуке.

Ещё один урок, который можно извлечь из романа, — ценность верности моральным принципам и ответственности за свои действия. Произведение показывает, что истинное счастье возможно только при совпадении внутреннего мира с внешними обстоятельствами.