"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.
Оценка 4.7

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Оценка 4.7
pptx
21.01.2020
"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.
Евгений Онегин» - художественное постижение судьбы.pptx

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Роман «Евгений Онегин» - художественное постижение судьбы России

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

И было сердцу ничего не надо,
Когда пила я этот жгучий зной…,
«Онегина» воздушная громада,
Как облако, стояла надо мной.

Анна Ахматова

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

История coздания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1823 год – рождение первой главы романа
Начата в Кишинёве 28 мая в ночь, закончена в Одессе 22 октября, напечатана в феврале 1825 года

25 сентября 1830 год – роман закончен, но работа не завершена

1831 год – переделана 8 глава, создано письмо Татьяны к Онегину

1833 год – выход в свет первого полного издания «пёстрых глав»

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Первоначальный замысел, рассказанный Пушкиным в 1829 году поэту М. Юзефовичу на Кавказе:

«Он объяснил нам довольно подробно всё, что входило в первоначальный замысел, по которому… Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов.»

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Первоначальный симметричный план из 12 глав был оставлен, и вместо него возникает план из 9 глав, зафиксированный автором в Болдино.

Предисловие
Часть 1.
1 песнь. Хандра. (Кишинёв. Одесса.)
2 песнь. Поэт. (Одесса.)
3 песнь. Барышня. (Одесса. Михайловское.)
Часть 2.
4 песнь. Деревня. (Михайловское.)
5 песнь. Имянины. (Михайловское.)
6 песнь. Поединок. (Михайловское.)
Часть 3.
7 песнь. Москва. (Михайловское)
8 песнь. Странствие. (Москва. Павловск. Болдино.)
9 песнь. Большой свет. (Болдино.)
Примечания.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Урок 2.

ЗАДАЧИ:
ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАЛИЗМА,
ВЫЯСНИТЬ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ,
РАССМОТРЕТЬ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА ПУШКИНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО МЕТОДА.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Отличия между романтизмом и реализмом.

Поэтический мир романтического произведения был абстрагирован от реального быта, окружающего автора и его читателей. Если явления быта и вводились в текст, то это был чужой быт: экзотический быт других народов или старинный быт своего мог восприниматься поэтически, современный простонародный, чиновничий или светский — лишь сатирически. В результате между поэтическим текстом и лежащей за пределами текста жизнью сознательно создавалась пропасть.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Отличия между романтизмом и реализмом.

Пушкинский текст в «Евгении Онегине» построен по иному принципу: текст и вне текстовой мир органически связаны, живут в постоянном взаимном отражении, перекликаются намеками, отсылками, то звуча в унисон, то бросая друг на друга иронический отсвет, то вступая в столкновение. Понять «Евгения Онегина», не зная окружающей Пушкина жизни — от глубоких движений идей эпохи до «мелочей» быта, — невозможно.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Даль свободного романа…

«…я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!»
(Из письма А. Пушкина П. Вяземскому )

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Роман в стихах — жанр, который автор отделяет и от традиционного прозаического романа, и от романтической поэмы.
"Евгений Онегин" отличается особой манерой, воссоздающей иллюзию непринужденного рассказа. "Забалтываюсь до нельзя", — говорит автор. Эта манера связывалась в сознании Пушкина с прозой ("проза требует болтовни"). Однако эффект простоты авторского повествования создавался исключительно сложными поэтическими средствами. Переключение интонаций, игра точками зрения, система ассоциаций, реминисценций и цитат, стихия авторской иронии — все это создавало исключительно богатую смысловую конструкцию.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Реминисценция.

Зовут соседа к самовару,
А Дуня разливает чай... (2, XII, 9—10).

Смысл содержащейся здесь реминисценции раскрывается из сопоставления с цитатой из неоконченного «Романа в письмах» Пушкина: «...живу в глухой деревне и разливаю чай, как Кларисса Гарлов» (VIII, 47). Кларисса Гарлов (Гарлоу) — героиня известного одноименного сентиментального романа Ричардсона. Подобная деталь вообще составляла общее место сентиментальных романов «на старый лад» (ср. Шарлотту за завтраком в «Страданиях юного Вертера» Гёте). Сочетание подчеркнуто нелитературного имени Дуня, самого образа играющей на гитаре провинциальной барышни с сентиментальной деталью — «разливает чай» — создает иронический эффект.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Онегинская строфа

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Домашнее задание.

Какова композиция романа?
Глава развёрнутая экспозиция
Глава завязка 1 сюжетной линии
Глава завязка 2 сюжетной линии
Глава кульминация
Глава развязка

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Домашнее задание

Основной принцип организации романа – симметрия и параллелизм.
Как это проявляется в сюжете?
Пушкин активно использует приём антитезы в раскрытии того или иного образа.
Приведите примеры.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Урок 3

Разобраться в композиции романа.
Определить систему образов.
Проанализировать сюжетную линию автор – Онегин.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Композиция романа


Глава 1 развёрнутая экспозиция
Глава 2 завязка 1 сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским)
Глава 3 завязка 2 сюжетной линии (Знакомство Онегина с Татьяной)
Глава 6 кульминация (дуэль) и развязка 1 сюжетной линии
Глава 8 развязка

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Система образов

Автор и Онегин
Автор-приятель и автор-творец (лирическое «я» Пушкина)
Онегин и Татьяна
Онегин и Ленский
Домашнее задание: дать сравнительную характеристику Автору и Онегину, используя цитаты из текста романа.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Проблема автора романа Пушкина «Евгений Онегин»

В ноябре 1824г. Пушкин,
собираясь приступить к публикации романа «Евгений Онегин», послал свой рисунок брату Льву, чтобы по этому эскизу «искусный и быстрый карандаш» исполнил иллюстрацию к первой главе.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Гравюра к изданию романа 1829г. по рисунку А.Нотбека

Вот перешед через мост Кукушкин,
Опершись …. о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мосье Онегиным стоит.
А.С. Пушкин

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Сравните рисунки. Определите, какое место в романе они иллюстрируют. Подумайте, почему Пушкин остался недоволен рисунком Нотбека.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Двухголосье романа «Евгений Онегин»

Автор
Рассказчик
Адресуется к читателю

Онегин – реальное лицо

Письмо Татьяны – подлинный документ

Пушкин
Создатель романа
Везде обращается к друзьям
Онегин – литературный персонаж
Письмо Татьяны – ироническая игра «демиурга»

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Театр уж полон, ложи блещут,
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес летит…

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Балет «Кавказский пленник, или Тень невесты», показанный на сцене Большого Санкт-Петербургского театра, навеки связал три имени: Пушкина, Истоминой и балетмейстера Дидло. Как всегда, танцовщица была прекрасна: легкий голубой костюм подчеркивал стройность ее фигуры. Невысокого роста, черноглазая брюнетка, хорошо сложенная и гибкая, она очень подходила для роли Черкешенки.
Она была ровесницей Пушкина, и к имени прославленной балерины Александр Сергеевич возвращался в своих произведениях не раз. Среди черновых рукописей Пушкина сохранился план задуманного им романа «Две танцовщицы», одной из героинь которого должна была стать А. Истомина, танцевавшая в балете Дидло. Он увлекался ею одно время, расточал похвалы. Для поэта Авдотья Истомина оставалась не только одной из красивейших женщин его времени, но и первой романтической танцовщицей.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

…И вдруг – прыжок, и вдруг – летит…

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Непостоянный обожатель очаровательных актрис,
Бессменный гражданин кулис…
…идёт меж кресел по ногам…

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

…Двойной лорнет, косясь, наводит на ложи незнакомых дам…

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Внутренняя хронология романа

Зима 1819 — весна 1820 г. — время действия первой главы.
Начальная дата определяется указанием П в предисловии к отдельному изданию главы , конечная — указанием на то, что встреча героя и автора произошла в Петербурге в 1820 г., в период «белых ночей», когда прозрачно и светло
Ночное небо над Невою (1, XLVII, 2—3).
Лето 1820 г. — время действия второй и третьей глав
Лето — осень 1820 г. — время действия четвертой главы.
Ночь со 2 на 3 января — 12 января 1821 — время действия пятой главы.
25 декабря 1820 — 5 января 1821 — святочные праздники и гадания в доме Лариных.
Ночь с 5 на 6 января — сон Татьяны.
12 января — день именин Татьяны.
13 января — весна 1821 г. — время действия шестой главы.
14 января — дуэль и гибель Ленского. Весна
1821 — февраль 1822 г. — время действия седьмой главы.




Февраль — март 1821 г. — отъезд Онегина в Петербург.
Лето 1821 г. — замужество Ольги и ее отъезд (7, VIII—XII).
Лето 1821 г. — посещение Татьяной деревенского кабинета
Онегина и чтение книг в его библиотеке.
3 июля 1821 г. — отъезд Онегина из Петербурга (начало путешествия).
Конец января — февраль 1822 г. — поездка Татьяны с матерью в Москву.
1822 г. (вероятно, осень) — замужество Татьяны.

Август — сентябрь 1823 г. — пребывание Онегина в Крыму.

Осень 1823 г. — встреча Онегина и автора в Одессе.

Август 1824 г. — ссылка П в Михайловское и возвращение Онегина в Петербург.

Осень 1824 — весна 1825 г. — время действия восьмой главы.

Март 1825 г. — конец романа.




"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Образ Онегина

Как автор представляет своего героя?
Чем интересна деревня, в которой оказался герой?
О чём лирические отступления 1-ой главы?

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Хронология

1795 — год рождения Онегина.
В главе восьмой сказано, что, когда Онегин после дуэли оставил свою деревню, ему было 26 лет:
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов (VIII, XII, 10—11).
Деревню он покинул в феврале — марте 1821 г. (см. ниже), следовательно, родился в 1795 г.
Таким образом, Онегин был ровесником А. С. Грибоедова и декабристов
Зима 1819 — весна 1820 г. — время действия первой главы.
1811—1812 — окончание «ученья» Онегина и выход «в свет».
Отсчитывая время от зимы 1819 — весны 1820 г. (времени действия первой главы), Пушкин пишет:
Вот как убил он восемь лет,
Утратя жизни лучший цвет (4, IX, 13—14).




Видимо, около 1813 г., когда Онегину исполнилось 18 лет, он зажил самостоятельно. На это указывает то, что, описывая «уединенный кабинет» (1, XXIII, 2) героя, автор указывает именно тот возраст Онегина, когда он покинул родительский кров, где в его распоряжении могли быть лишь детская и учебная комнаты, и завел себе модный
          ...кабинет
Философа в осьмнадцать лет (1, XXIII, 13—14).
Февраль — март 1821 г. — отъезд Онегина в Петербург.
3 июля 1821 г. — отъезд Онегина из Петербурга (начало путешествия).
Август — сентябрь 1823 г. — пребывание Онегина в Крыму
Осень 1823 г. — встреча Онегина и автора в Одессе.
Август 1824 г. — возвращение Онегина в Петербург.


"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Молодой Евгений Онегин – типичный представитель светской молодёжи, получивший образование, какое получали многие дворянские дети из знатных семей, и ведущий рассеянный образ жизни.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Образ жизни героя выражает внешние формы быта русского аристократа: воспитание, описание светской жизни героя, которые во многом определяют его характер, умение скрыться за маской лжи, холодность, высокомерие, насмешливость, прагматизм.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Жизнь на фоне природы, в единстве с живой, настоящей, естественной жизнью, - это благотворно влияет на героя: повышается потребность живого общения, возникает чувство привязанности к Ленскому; деревня сформировала потребность размышлять, проживать жизнь, наслаждаясь ее величием и красотой.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Изображая среду поместных дворян, поэт подчеркивает духовное и умственное превосходство Евгения Онегина над окружающими, чуждость его этой среде.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Легкого, остроумного розыгрыша не получилось случилась катастрофа. По тем же причинам в привычной ситуации дуэли Онегин принимает вызов на поединок. Герой к дуэли отнесся не как к форме защиты дворянской чести, т.е. формально не задумываясь, а как к нарушению нравственной основы жизни - это показатель возможности дальнейшего развития характера Онегина.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Онегин – «страдающий эгоист», которого душат бездеятельность и пошлость жизни.
В.Г. Белинский.
Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.
А. Герцен.
Онегин – Митрофанушка Простаков новой формации.
Д. Писарев.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Онегин и Ленский.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

«Красавец, в полном цвете лет», «полурусский сосед», завидный деревенский жених. Описание его внешности и поступков пропитано легкой иронией, А.Пушкин представляет его читателям в виде романтического образа, вольнолюбивого и не приспособленного к реальной жизни: «Он забавлял мечтою сладкой // Сомненья сердца своего; //
Цель жизни нашей для него //
Была заманчивой загадкой»,
«Он верил, что друзья готовы // За честь его принять оковы» [7, с.31], «Простим горячке юных лет // И юный жар и юный бред» [7, с.34], «Свою доверчивую совесть // Он простодушно обнажал» [7, с.35].

Владимир Ленский.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.





1803 — год рождения Ленского.
В январе 1821 г., когда Ленский погиб, ему было 18 лет. Это вытекает из размышлений Онегина:
...пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно (6, X, 7—9).

Воспитанный "под небом Шиллера и Гете" Ленский далек от разврата света, столь знакомого Онегину, а потому верит в чистую любовь, в высокие идеалы.
Онегин снисходительно воспринимает откровенные признания приятеля: "простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред".

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Поведение Ленского перед дуэлью описано автором в ироническом ключе. Владимир возомнил себя романтическим героем, который, во что бы то ни стало, должен защитить честь прекрасной дамы: «Он мыслит: «Буду ей спаситель. // Не потерплю, чтоб развратитель // Огнем и вздохов и похвал // Младое сердце искушал» Дома Ленский «берет перо; его стихи; // Полны любовной чепухи» .

Пушкин иронично рассуждает о том, что ждало бы Ленского, не будь он убит Онегиным на дуэли: «Быть может, он для блага мира // Иль хоть для славы был рожден; «А может быть и то: поэта: // Обыкновенный ждал удел Расстался б с музами, женился, // В деревне, счастлив и рогат, // Носил бы стеганый халат <…> Подагру б в сорок лет имел, // Пил, ел, скучал, толстел, хирел».

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Евгений Онегин

Владимир Ленский

Возраст героя

Воспитание и образование

Знание света и светской жизни

Характер героя

Отношение к любви

Отношение к дружбе

Поэзия и литература вообще

Разум и чувства

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Евгений Онегин

Владимир Ленский

Возраст героя

Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет.

Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. 

Воспитание и образование

Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка.

Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма.  В его интеллектуальном багаже «вольнолюбивые мечты», «всегда восторженная речь».Он таков, каким Онегин был в свои 18 лет – романтик, пылкий, влюбчивый мечтатель, оторванный от отчего дома и имеющий смутное представление о российской действительности. Идеализм Ленского «импортирован» из Германии.

Знание света и светской жизни

Утомлен и разочарован светом, разочарован в нем, отчетливо увидев всю его лживость, искусственность и пустоту.

Светской жизни не знает совсем.

Характер героя

Камень, лед – холодный, твердый, остывший к жизни.

Волна, пламень – живой, подвижный, бурный, вспыльчивый.

Отношение к любви

Ветреность и поверхностность в любви для него являются нормой. Впрочем, как и для всего света. Остыв от юношеских идеализированных чувств, «в красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь».Причем для него характерна легкость и безразличие к своим романам.  Ловелас Онегин «много раз влюблялся».

Идеализировал возлюбленную, вознося ее на пьедестал для поклонения и поэтических откровений.Он верит в то, что не одинок в своем мироощущении.Ольга Ларина – первая любовь Ленского.

Отношение к дружбе

Не ищет новых друзей, избегает знакомств, предпочитая уединенье, проводит время в одиночестве и унынии.

Верит свято в истинную дружбу.Убежден, что друзья пойдут даже на самопожертвование ради него.

Поэзия и литература вообще

Принципиально не читает стихов, совершенно не разбирается в них, тем более не предпринимает попыток писать стихи.О нем известно, что «издавна чтенье разлюбил». Читает урывками и в большинстве своем «практичную» литературу – экономические труды Адама Смита. В прошлом прочел несколько романов о современном ему герое.

Поэт-романтик, воспевающий дружбу, любовь и идеалы. Поклонник Канта и поэт.

Разум и чувства

Рационален, анализирует холодным умом, с презреньем смотрит на чужие чувства.

Чувствителен, поддается порывам, вспыльчив и восторжен.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Итак, она звалась Татьяной…

1803 — вероятный год рождения Татьяны.
Летом 1820 г. Татьяне было 17 лет. См. возражения П Вяземскому 29 ноября 1824 г. в ответ на замечания относительно противоречий в письме Татьяны Онегину: «...письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!» (XIII, 125).
Ольга, младшая сестра Татьяны, в 1820 г. была невестой Ленского.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Лето 1820 г. — время действия второй и третьей глав.
В первой строфе второй главы упомянуты «нивы золотые» как деталь пейзажа первых дней пребывания Онегина в деревне. Озимые хлеба желтеют в северо-западных губерниях России в конце июня — начале июля. В строфе XVI третьей главы упоминается пение соловья, в конце главы во время объяснения Онегина с Татьяной дворовые девушки собирают ягоды.
Лето — осень 1820 г. — время действия четвертой главы.
Глава начинается той же сценой в саду. В строфе XL говорится о начале осени («Уж небо осенью дышало»), а в строфе XLII — о наступлении морозов («И вот уже трещат морозы»). Это, конечно, ранние морозы. «Первые морозы назывались Михайловские, потом были Введенские», по дням архистратига Михаила (8 ноября ст. ст.) и Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября ст. ст.)4.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Ночь со 2 на 3 января — 12 января 1821 — время действия пятой главы.
Начальная дата указана автором в первой строфе главы («на третье в ночь»), конечная определена именинами Татьяны — днем великомученицы Татьяны.
25 декабря 1820 — 5 января 1821 — святочные праздники и гадания в доме Лариных.
Гадания, описанные в пятой главе, происходят между ночами на 4 января (упомянут снег — «чу... снег хрустит» — 5, IX, 9, а снег выпал лишь «на третье в ночь» — 5, 1, 5) и на 6 января 1821 г., то есть в так называемые «страшные вечера» (между Васильевым днем и Крещением).

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Ночь с 5 на 6 января — сон Татьяны.
Сон не мог быть ранее 4 января (см. выше) и позже 6-го: он связан с гаданиями святочного цикла, которые прекращались в день Крещения.
12 января — день именин Татьяны.
13 января — весна 1821 г. — время действия шестой главы.
14 января — дуэль и гибель Ленского. Весна 1821 — февраль 1822 г. — время действия седьмой главы.
Начальная дата определяется первыми стихами главы:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Лето 1821 г. — замужество Ольги и ее отъезд (7, VIII—XII). Лето 1821 г. — посещение Татьяной деревенского кабинета Онегина и чтение книг в его библиотеке.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Конец января — февраль 1822 г. — поездка Татьяны с матерью в Москву.
1822 г. (вероятно, осень) — замужество Татьяны.
Устанавливается на основании слов князя N, который в 1824 г. говорит Онегину, что женат «около двух лет» (8, XVIII, 2)

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Осень 1824 — весна 1825 г. — время действия восьмой главы.
Март 1825 г. — конец романа.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Любовь, как считает А.С. Пушкин, может пробудить к новой жизни.
Но относится ли это к Онегину?

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

Татьяна «русская душою»… Как в образе Татьяны проявляются черты национального характера?
Основной принцип организации романа – это симметрия (зеркальность), которая проявляется в повторении (отражении) сюжетных ситуаций, найдите и опишите эти отражения.
Каково значение эпиграфов к главам романа?
Какова функция пейзажа в романе?

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.

"Евгений Онегин". Художественное постижение судьбы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020