Факторный анализ прибыли

  • docx
  • 14.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0024786.docx

Факторный анализ прибыли

 

 

Факторный анализ — это методика комплексного системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Одним из приемов проведения факторного анализа являются приемы элиминирования.

Элиминировать это значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного.


Используя этот прием, на основании данных табл. 12 определим влияние каждого фактора на прибыль от реализации.

 

В этом случае влияние факторных показателей на прибыль (результативный показатель) можно представить в виде аддитивной модели:



Как известно, размер выручки от реализации зависит от таких факторов, как цена реализованной продукции, удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации и количество реализуемой продукции. Такую зависимость можно записать в виде следующей формулы:


где УД показатель структуры реализованной продукции;

N объем реализации продукции;

Ц цена продукции.

 

Факторную модель себестоимости реализованной продукции можно представить в виде такого выражения:


где УД показатель структуры произведенной продукции;

N объем производства продукции;

Зпер переменные затраты на производство единицы продукции (себестоимость единицы).

 

Используя данные Отчета о финансовых результатах, определить влияние всех перечисленных факторов на финансовый результат невозможно, так как нам не известен ни удельный вес реализованной и произведенной продукции, объем выпуска и реализации, ни цена, ни себестоимость единицы. В то же время, зная средний индекс цен, можно определить влияние на размер чистой прибыли изменения цен, объема реализованной продукции, объема выпущенной продукции.

Предположим, что цены на продукцию в отчетном году возросли на 5 %, то есть индекс цен (1ц) составил 1,05.

Определим влияние факторов на изменение выручки от реализации. Общее изменение выручки от реализации находим по формуле:


То есть за отчетный период выручка от реализации продукции увеличилась на 50 тыс. грн. Это изменение является результатом влияния двух факторов: цены реализации и объема реализованной продукции учетом структуры). Расчет влияния этих факторов можно определить следующим образом:

Таким образом, рост цен способствовал увеличению выручки от реализации на 14,29 тыс. грн., а увеличение объема выпуска на 35,71 тыс. грн. Как следует из расчетов, на предприятии наблюдается расширение производства.

Аналогично рассчитывается влияние факторов на изменение себестоимости реализованной продукции:


Предположим, что себестоимость единицы продукции изменилась лишь за счет внешних факторов, а именно за счет общего изменения цен, тогда:


Таким образом, за счет увеличения объема выпуска себестоимость продукции увеличилась на 15,24 тыс. грн., за счет изменения цен на 4,76 тыс. грн.

Как следует из расчетов, изменение цен повлияло на чистую прибыль в составе двух показателей: выручки и себестоимости. Причем влияние изменения цен на размер чистой прибыли в составе выручки и себестоимости носит разнонаправленный характер: рост выручки от реализации способствует росту чистой прибыли, а рост себестоимости способствует уменьшению прибыли. Учитывая это, влияние изменения цен на размер чистой прибыли можно определить следующим образом:


За счет увеличения цен чистая прибыль предприятия увеличилась на 9,53 тыс. грн.

А теперь рассчитаем влияние остальных факторов на изменение размера чистой прибыли.