Чаплинская Жанна Геннадьевна
учитель начальных классов
ДСШ «Global Education»
г.Алматы
Факультатив Развитие логического мышления учащихся 1 класса
Тема: ЗАШИФРОВАННЫЕ ПРИМЕРЫ
Цель:
обучающая - формировать у учащихся представление о разнообразии математических головоломок, понятие «зашифрованные примеры»;
развивающая - развивать математическую интуицию, сообразительность, внимательность;
воспитывающая - воспитывать самостоятельность, творческое отношение к приобретению знаний.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: беседа и практическая работа.
Дидактическое обеспечение урока: иллюстрации к заданиям.
Ход урока
1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.
2 Актуализация: сообщение темы урока.
- Существует несколько разновидностей математических головоломок. Вам уже знакомы математические ребусы, магические квадраты.
Бывают головоломки, в которых ответ зашифрован, спрятан.
С древних времён люди стали засекречивать важные послания, чтобы посторонние или враги не могли их прочитать. Известно много видов скрытого письма. Например, сообщение записывали на бумаге и покрывали ваксой (чернильная мазь для чистки кожаной обуви). Другой способ – азбука Морзе.
В азбуке Морзе каждая буква алфавита, все цифры и наиболее важные знаки препинания имеют свой код, состоящий из последовательности коротких и длинных сигналов, которые называются «точками и тире».
Так, A — это «•–», B — это «–•••», и т.д. В отличие от большинства шифров азбука Морзе используется для облегчения передачи сообщений (телеграф). Длинные и короткие сигналы посылаются с помощью включения и выключения электрического тока. Телеграф и азбука Морзе навсегда изменили мир, сделали возможной мгновенную передачу информации между разными странами.
- Сегодня мы научимся шифровать и расшифровывать сообщения с помощью примеров. Итак, тема занятия – зашифрованные примеры.
3 Формирование новых понятий и способов действий: шифр, шифровка, зашифрованный пример, ключ к шифру.
4 Применение. Формирование умений и навыков.
Устный счёт
1. Назовите соседей числа 4, 8
2. Увеличьте на 2: числа 5,7.
3. Уменьшите на 2: числа 4,6
4 .Какое число называют при счете после числа 18?
5. Перед числом 17?
6. Между числами 14 и 16?
7. Какое число больше на 1, чем 13?
8. Увеличьте 16 на 1.
9. Уменьшите 15 на 1.
Коллективная работа на доске
- Перед вами числовые выражения. Найдите значения выражений:
10 – 0 = 4 + 2 = 7 – 3 = 8 – 2 = 8 – 5 = 9 – 3 = 7 + 3 =
- Значение выражения зашифровано (спрятано), т.е. обозначено буквой:
Ключ к шифру |
|||
6 |
10 |
3 |
4 |
О |
К |
Б |
Л |
- Каждому значению выражения соответствует конкретная буква.
- Вместо числа, которому равно значение выражения, надо подставить эту букву.
10 – 0 = 10 = К 4 + 2 = 6 = О 7 – 3 = 4 = Л 8 – 2 = 6 = О
8 – 5 = 3= Б 9 – 3 = 6 = О 7 + 3 = 10 = К
- Какое слово получилось? Колобок.
- Мы расшифровали название сказки.
Примеры, в которых спряталось слово, называются зашифрованными примерами.
Колобок – это зашифрованное слово, шифровка.
Чтобы расшифровать слово или текст, нужно знать ключ шифра – набор значений, который обозначают зашифрованную букву. Шифр – это все ключи.
Задание. Вычислите и расшифруйте слово.
У |
1 + 9 |
|
Р |
6 - 2 |
|
А |
10 + 3 |
|
Ж |
4 + 5 |
|
Б |
9 - 3 |
|
Д |
18 - 2 |
|
Шифровка
16 |
4 |
10 |
9 |
6 |
13 |
Д |
Р |
У |
Ж |
Б |
А |
Ответ: зашифровано слово «дружба».
Задание. Решите примеры и по полученным ответам расшифруйте запись, используя ключ к шифру.
1 + 9 |
|
10 - 9 |
|
2+4 |
|
|
1 + 1 |
|
|||||||||||||
|
|
7 - 4 |
|
|
8 - 3 |
|
|
|
0 + 1 |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
Ключ к шифру
3 |
1 |
8 |
5 |
7 |
6 |
2 |
10 |
В |
А |
Б |
Д |
Е |
Р |
Т |
К |
Ответ: Квадрат.
Физминутка
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
Задание. Катится Колобок по лесу, а навстречу лучший математик леса. Чтобы узнать, как его зовут, нужно решить зашифрованные примеры.
Р |
9 + 2 |
|
|
П |
14 - 2 |
|
А |
7 + 6 |
|
И |
15 - 10 |
|
|
Е |
8 + 1 |
|
Л |
12 - 4 |
|
|
К |
9 + 9 |
|
В |
17 - 2 |
|
|
Н |
7 + 0 |
|
Т |
10 - 3 |
|
|
С |
8 + 8 |
|
|
Шифровка
8 |
5 |
16 |
13 |
|
12 |
13 |
7 |
11 |
9 |
18 |
9 |
9 |
15 |
7 |
13 |
Л |
И |
С |
А |
|
П |
А |
Т |
Р |
Е |
К |
Е |
Е |
В |
Н |
А |
Ответ: Лиса Патрекеевна.
Задание. Расшифруйте, какую фразу частенько говорил мистер Ш. Холмс.
31 |
13 |
6 |
14 |
6 |
15 |
20 |
1 |
18 |
15 |
16 |
, |
3 |
1 |
20 |
19 |
16 |
15 |
! |
Ключ к шифру
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
||||||||||
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
|
||||||||||
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
Ответ: Элементарно, Ватсон!
Задание. Используя тот же шифр, составьте свои шифровки и загадайте одноклассникам.
- Чтобы составить шифровку, нужно взять (придумать) текст (слово или предложение) и с помощью ключа зашифровать сообщение.
Например,
а) Мою маму зовут Сауле.
Шифровка:
14 |
16 |
32 |
14 |
1 |
14 |
20 |
|
9 |
16 |
3 |
21 |
20 |
19 |
1 |
21 |
13 |
6 |
. |
б) Я люблю сосиску в тесте.
Шифровка:
33 |
13 |
32 |
2 |
13 |
32 |
19 |
16 |
19 |
10 |
19 |
12 |
20 |
3 |
20 |
6 |
19 |
20 |
6 |
! |
в) Тридцать три утюга на подоконнике – знак, что явка провалена!
Шифровка:
20 |
18 |
10 |
5 |
24 |
1 |
20 |
30 |
20 |
18 |
10 |
21 |
20 |
32 |
4 |
1 |
|
||
|
||||||||||||||||||
15 |
1 |
17 |
16 |
5 |
16 |
12 |
16 |
15 |
15 |
10 |
12 |
6 |
- |
9 |
15 |
1 |
12 |
, |
|
||||||||||||||||||
25 |
20 |
16 |
33 |
3 |
12 |
1 |
17 |
18 |
16 |
3 |
1 |
13 |
6 |
15 |
1 |
! |
|
5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.