Факультатив Развитие логического мышления учащихся 1 класса Тема: ЗАШИФРОВАННЫЕ ПРИМЕРЫ (1 часть)
Оценка 5

Факультатив Развитие логического мышления учащихся 1 класса Тема: ЗАШИФРОВАННЫЕ ПРИМЕРЫ (1 часть)

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
русский язык
1 кл
08.07.2022
Факультатив Развитие логического мышления учащихся 1 класса Тема:   ЗАШИФРОВАННЫЕ ПРИМЕРЫ (1 часть)
Урок11,зашифрованные примеры 1 часть.docx

Чаплинская Жанна Геннадьевна

учитель начальных классов

ДСШ «Global Education»

г.Алматы

 

Факультатив Развитие логического мышления учащихся 1 класса

Тема:   ЗАШИФРОВАННЫЕ ПРИМЕРЫ

 

Цель:

обучающая - формировать у учащихся представление о разнообразии математических головоломок, понятие «зашифрованные примеры»;

развивающая - развивать математическую интуицию, сообразительность, внимательность;

воспитывающая - воспитывать самостоятельность, творческое отношение к приобретению знаний.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: беседа и практическая работа.

Дидактическое обеспечение урока: иллюстрации к заданиям.

 

Ход урока

 

1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.

2 Актуализация: сообщение темы урока.

- Существует несколько разновидностей математических головоломок. Вам уже знакомы математические ребусы, магические квадраты.

Бывают головоломки, в которых ответ зашифрован, спрятан.

С древних времён люди стали засекречивать важные послания, чтобы посторонние или враги не могли их прочитать. Известно много видов скрытого письма. Например, сообщение записывали на бумаге и покрывали ваксой (чернильная мазь для чистки кожаной обуви). Другой способ – азбука Морзе.

шифр Азбука Морзе

В азбуке Морзе каждая буква алфавита, все цифры и наиболее важные знаки препинания имеют свой код, состоящий из последовательности коротких и длинных сигналов, которые называются «точками и тире».

 Так, A — это «•–», B — это «–•••», и т.д. В отличие от большинства шифров азбука Морзе используется для облегчения передачи сообщений (телеграф). Длинные и короткие сигналы посылаются с помощью включения и выключения электрического тока. Телеграф и азбука Морзе навсегда изменили мир, сделали возможной мгновенную передачу информации между разными странами.

- Сегодня мы научимся шифровать и расшифровывать сообщения с помощью примеров. Итак, тема занятия – зашифрованные примеры.

3 Формирование новых понятий и способов действий: шифр, шифровка, зашифрованный пример, ключ к шифру.

4 Применение. Формирование умений и навыков.

Устный счёт

1. Назовите соседей числа 4, 8

2. Увеличьте на 2: числа 5,7.

3. Уменьшите на 2: числа 4,6

4 .Какое число называют при счете после числа 18?

5. Перед числом 17?

6. Между числами 14 и 16?

7. Какое число больше на 1, чем 13?

8. Увеличьте 16 на 1.

9. Уменьшите 15 на 1.

 

Коллективная работа на доске

 

- Перед вами числовые выражения. Найдите значения выражений:

 

10 – 0 =       4 + 2 =        7 – 3 =        8 – 2 =        8 – 5 =        9 – 3 =        7 + 3 =

 

- Значение выражения зашифровано (спрятано), т.е. обозначено буквой:

 

Ключ к шифру

6

10

3

4

О

К

Б

Л

 

- Каждому значению выражения соответствует конкретная буква.

- Вместо числа, которому равно значение выражения, надо подставить эту букву.

 

10 – 0 = 10 = К              4 + 2 = 6 = О                 7 – 3 = 4 = Л        8 – 2 = 6 = О

8 – 5 = 3= Б                   9 – 3 = 6 = О                 7 + 3 = 10  = К

 

- Какое слово получилось? Колобок.

- Мы расшифровали название сказки.

Примеры, в которых спряталось слово, называются зашифрованными примерами.

Колобок – это зашифрованное слово, шифровка.

Чтобы расшифровать слово или текст, нужно знать ключ шифра – набор значений, который обозначают зашифрованную букву. Шифр – это все ключи.

 

Задание. Вычислите и расшифруйте слово.

 

У

1 + 9

 

Р

6 - 2

 

А

10 + 3

 

Ж

4 + 5

 

Б

9 - 3

 

Д

18 - 2

 

 

 

Шифровка

 

16

4

10

9

6

13

Д

Р

У

Ж

Б

А

 

Ответ: зашифровано слово «дружба».

 

Задание. Решите примеры и по полученным ответам расшифруйте запись, используя ключ к шифру.

 

1 + 9

 

10 - 9

 

2+4

 

 

1 + 1

 

 

 

7 - 4

 

 

8 - 3

 

 

 

0 + 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ к шифру

 

3

1

8

5

7

6

2

10

В

А

Б

Д

Е

Р

Т

К

 

Ответ: Квадрат.

 

Физминутка

 

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

 

Задание. Катится Колобок по лесу, а навстречу лучший математик леса. Чтобы узнать, как его зовут, нужно решить зашифрованные примеры.

 

Р

9 + 2

 

 

П

14 - 2

 

А

7 + 6

 

И

15 - 10

 

Е

8 + 1

 

Л

12 - 4

 

К

9 + 9

 

В

17 - 2

 

Н

7 + 0

 

Т

10 - 3

 

С

8 + 8

 

 

Шифровка

 

8

5

16

13

 

12

13

7

11

9

18

9

9

15

7

13

Л

И

С

А

 

П

А

Т

Р

Е

К

Е

Е

В

Н

А

 

Ответ: Лиса Патрекеевна.

 

Задание. Расшифруйте, какую фразу частенько говорил мистер Ш. Холмс.

 

31

13

6

14

6

15

20

1

18

15

16

,

 

3

1

20

19

16

15

!

 

Ключ к шифру

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

 

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

 

Ответ: Элементарно, Ватсон!

 

Задание. Используя тот же шифр, составьте свои шифровки и загадайте одноклассникам.

 

- Чтобы составить шифровку, нужно  взять (придумать) текст (слово или предложение) и с помощью ключа зашифровать сообщение.

 

Например,

а) Мою маму зовут Сауле.

 

Шифровка:

 

14

16

32

14

1

14

20

 

9

16

3

21

20

19

1

21

13

6

.

 

б) Я люблю сосиску в тесте.

 

Шифровка:

 

33

13

32

2

13

32

19

16

19

10

19

12

20

3

20

6

19

20

6

!

 

в) Тридцать три утюга на подоконнике – знак, что явка провалена!

 

Шифровка:

 

20

18

10

5

24

1

20

30

20

18

10

21

20

32

4

1

 

 

15

1

17

16

5

16

12

16

15

15

10

12

6

-

9

15

1

12

,

 

25

20

16

33

3

12

1

17

18

16

3

1

13

6

15

1

!

 

 

5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.


 

Чаплинская Жанна Геннадьевна учитель начальных классов

Чаплинская Жанна Геннадьевна учитель начальных классов

Сегодня мы научимся шифровать и расшифровывать сообщения с помощью примеров

Сегодня мы научимся шифровать и расшифровывать сообщения с помощью примеров

Ж 4 + 5 Б 9 - 3

Ж 4 + 5 Б 9 - 3

Шифровка 8 5 16 13 12 13 7 11 9 18 9 9 15 7 13

Шифровка 8 5 16 13 12 13 7 11 9 18 9 9 15 7 13

Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2022