Чаплинская Жанна Геннадьевна
учитель начальных классов
ДСШ «Global Education»
г.Алматы
Факультатив Развитие письменной речи учащихся младших классов
Тема: РЕДАКТИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТЕКСТОВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Цель:
обучающая - формировать умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее;
развивающая - развивать речь, творческое мышление, логику, орфографическую зоркость, память, интерес к теме;
воспитывающая - воспитывать культуру общения с одноклассниками в коллективной работе, нравственные качества.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: беседа и практическая работа.
Дидактическое обеспечение урока: фрагменты текстов для редактирования.
Ход урока
1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.
2 Актуализация: сообщение темы урока.
3 Формирование новых понятий и способов действий: редактирование предложений и текстов.
4 Применение. Формирование умений и навыков.
- В устной и письменной речи неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная форма слова, частое повторение одного и того же слова являются ошибкам. Исправить свои ошибки – значит развивать «чувство языка», совершенствовать культуру своей речи, умение говорить и писать грамотно.
На доске записан текст (для удобства предложения пронумерованы):
1. Охотник шел домой.
2. Он услышал треск сучьев.
3. Из чащи вышла медведица с двумя медвежатами.
4. Медведица с медвежатами пошли к реке и стали купаться.
5. Медведица взяла медвежонка за воротник и стала окунать его.
6. Охотник спрятался на дереве.
7. Медвежонок убежал, медведица догнала его и дала шлепков.
8. Потом они все ушли домой. (49 слов)
- Прочитайте весь текст.
- Подумайте, не нужно ли здесь что-либо исправить, улучшить.
- Где мог идти охотник? По лесу, по берегу реки.
- Первое предложение можно дополнить словами берегом лесной реки (исправления делаются на доске мелом между строк).
- Как охотник услышал треск сучьев? Неожиданно, вдруг.
- Во второе предложение добавили слово вдруг.
- Третье предложение – без изменений.
- В четвертом повторяются слова третьего предложения: словосочетание медведица с медвежатами заменили словом они.
- В пятом заменить слова за воротник словами за шиворот.
- Шестое предложение не на месте.
- Что получится, если его перенести на третье место?
- А что получится, если объединить его со вторым предложением? Вдруг он услышал треск сучьев и спрятался на дереве.
- В седьмом предложении оказалось неясным, какой медвежонок стал убегать, и для уточнения необходимо добавить слово другой. В этом же предложении заменить слово дала на надавала – ведь было несколько шлепков.
- В последнем, восьмом предложении добавить слово довольные и заменить слово домой словами в чащу леса.
- Прочитайте весь текст с поправками, что заметили? В пятом предложении надо добавить слово одного.
В итоге получился отредактированный текст:
1.Охотник шел домой берегом лесной реки.
2.Вдруг он услышал треск сучьев и спрятался на дереве.
3.Из чащи вышла медведица с двумя медвежатами.
4.Они подошли к реке и стали купаться.
5.Медведица взяла одного медвежонка за шиворот и стала окунать.
6.Другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала шлепков.
7.Потом они ушли в чащу леса довольные. (55 слов)
В этом тексте сделано 9 исправлений, что значительно улучшило текст, причем не за счет увеличения объема.
- Запишите отредактированный текст в тетрадь.
- Проверьте текст.
Учащиеся читают, сравнивают текст в тетради и на доске, находят и исправляют ошибки.
Физминутка.
- В тексте может встретиться повторение одних и тех же слов. Такую речь труднее понимать, она бедна, невыразительна. Необходимо заменить повторы более точными словами.
Задание. Замените выделенные слова, взяв для замены слова из списка. Два раза употреблять одно и то же слово не следует! Запишите получившийся текст.
1.Кругом стоят большие деревья. Ребята собирают грибы. Вдруг стало темно. Большие сосны зашумели, пошел дождь. Все спрятались под ветками большой ели.
Слова для замены: огромные, высокие, развесистой.
2.Наступила холодная зима. Снег покрыл землю белым ковром. Дует холодный ветер.
Слова для замены: студеный, ледяной.
Каждый из учащихся выбирает то слово, которое ему кажется лучшим. Варианты замены обсуждаются, затем исправленные варианты записываются.
- Как вы понимаете слово огромные?
- Чем слово огромные отличается от слова большие?
- Как вы понимаете слова развесистая ель?
- Кто видел такую ель?
- Какой ветер можно назвать ледяным?
- В чем различия между словами ледяной и холодный?
Задание. Отредактируйте текст.
У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая, всё время ласкается.
Задание. Замените повторяющиеся слова. Запишите получившийся текст.
Лес стоит величавый. Листья в лесу желтые, красноватые. Листьев на земле много. Речки сейчас очень красивые, по берегам очень много листьев, и по воде плывет много желтых и красных листьев.
Обобщение и систематизация знаний:
- Что значит отредактировать текст? Это значит – исправить допущенные ошибки, дополнить текст, заменить слова более точными, устранить лишнее, перестроить предложение.
5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.