Чаплинская Жанна Геннадьевна
учитель начальных классов
ДСШ «Global Education»
г.Алматы
Факультатив Весёлая грамматика
Тема: СЛОВА-АНТОНИМЫ
Цель:
обучающая - формировать первоначальное представление о словах-антонимах, умение подбирать антонимы к слову-предмету, слову-признаку, слову-действию, составлять пары слов противоположные по значению, сравнивать, анализировать, обобщать;
развивающая - развивать фонематический слух, мышление, умение употреблять слова-антонимы в разных речевых ситуациях, обогащать словарный запас;
воспитывающая - воспитывать культуру общения с одноклассниками в коллективной работе.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: беседа и практическая работа.
Дидактическое обеспечение урока: предметные и сюжетные картинки, словарь антонимов.
Ход урока
1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.
2 Актуализация: сообщение темы урока.
3 Формирование новых понятий и способов действий: антоним, пары слов противоположные по значению, словарь антонимов.
4 Применение. Формирование умений и навыков.
Минус – плюс,
огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
В.А. Синицын
Антонимы – это слова, имеющие противоположное значение. Антонимы используются главным образом для выражения противопоставления.
Примеры антонимов к словам-предметам:
гордость – стыд;
грусть – веселье, радость;
друг – недруг, враг;
зло – добро;
тревога – спокойствие, покой;
брюнет – блондин;
день – ночь;
теснота – простор;
север – юг;
минус – плюс;
земля – небо;
жара – мороз.
- Антонимы широко используются в пословицах и поговорках.
Работа с пословицами. Найти антонимы, объяснить их смысл.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Ложь стоит на одной ноге, правда – на двух.
Труд человека кормит, а лень портит.
Где обман, там правды нет.
Свет победит тьму, а мир войну.
Лето припасает, а зима подъедает.
Глупый киснет, а умный всё промыслит.
- Предметы можно противопоставить друг другу по одному какому-либо признаку: по ширине, силе и т. п.
- Почему в речи мы противопоставляем один предмет другому предмету? Чтобы лучше представить себе особенности каждого предмета.
- Назовите предметы, которые можно противопоставлять друг другу по какому-нибудь признаку. Можно противопоставлять реку и ручей по ширине, зиму и лето по температуре, орла и ласточку по величине и т. д. Например: Река широкая, а ручей узкий. Лето тёплое, а зима – холодное время года.
Задание. На каких антонимах построены загадки? Отгадать загадки.
1. По небу лебедь чёрный
Рассыпал чудо-зёрна.
Чёрный белого позвал, –
Белый зёрна поклевал.
А. Рождественская
2. Кадка стара, а покрышка нова.
3. Два брата младших впереди, два брата старших позади, бегут, друг друга не догонят.
4. Шкаф большой, дверцы маленькие, кладут белое, вынимают чёрное.
5. Живёт – лежит, умрёт – кричит.
Слова-подсказки: лёд на реке, снег, печь и дрова, колёса машины, день, ночь.
Задание. Сравнить два предмета по одному признаку. Вставить, подходящие по смыслу слова.
По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей маленький. Щука (какая?) крупная рыба, плотва – мелкая.
По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ... .
По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар ... .
По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик… .
Задание. Подобрать слова, противоположные по смыслу.
Образец: Тихий – громкий голос.
Добрый, громкий, светлый, низкий, вредный.
Задание. Назвать два противоположных по смыслу слова: тёплый, холодный, трусливый, храбрый.
Вывод: Среди слов, которые обозначают признаки предметов, есть противоположные по смыслу: Летом день длинный, а ночь короткая.
Задание. Заменить слово-признак предмета антонимом.
Неряшливый, сильный, замкнутый, искренний, неприхотливый.
Задание. Подобрать антонимы к словам-признакам.
Ранняя весна, дальняя дорога, добрый человек, весёлая песня.
Задание. Вставить в пословицы пропущенные антонимы.
Доброе слово лечит, ... – калечит.
Родная сторона - мать, а... - мачеха.
Платье хорошо новое, а друг....
Задание. Подобрать антоним.
Толстый, частый, трудный, здоровый, близкий, новый, ясный, широкий.
Сытый, мокрый, горячий, шершавый, полезный, храбрый, жёсткий, тесный.
Задание. Сравнить.
Перец и мёд. Реку и ручей. Уголь и мел. Камень и пушинку. Орла и воробья. Клюкву и сахар.
Задание. Заменить слово-признак предмета антонимом.
Холодный утюг, холодное пальто; мелкий пруд, мелкий дождь; сладкое яблоко, сладкое лекарство; чистый пол, чистое небо; тихая езда, тихий голос; мягкая зима, мягкий человек.
Задание. Какие антонимы нужно вставить в предложение?
1.Храбрый побеждает, а ………сдается.
2. В умной беседе ума наберёшься, а в ………. себя растеряешь.
Физминутка. Стихотворение Д. Чиарди.
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», (Поднять руки вверх)
А ты ответишь («низко»). (Опустить руки вниз)
Скажу я слово «далеко», (Протянуть руки вперед)
А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрыть глаза)
Скажу я слово «потолок», (Подняться на носочки, потянуть руки вверх)
А ты ответишь («пол»). (Присесть)
Скажу я слово «потерял», (Потрясти руками)
И скажешь ты («нашёл»). (Хлопнуть в ладоши)
Скажу тебе я слово «трус», (Зажмурить глаза)
Ответишь ты («храбрец»). (Упереться руками в бока)
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай «конец»! (Хлопнуть в ладоши).
Работа со словарём антонимов.
Хвалить – Ругать
Высказывать одобрение, похвалу кому-, чему-либо. Хвалить ученика за хороший ответ. |
Высказывать кому-л. неодобрение; осуждать за что-либо. Ругать ученика за неуспеваемость. |
Ругать жалко, а похвалить не за что. |
Задание. Найти антонимы, которые использованы в пословицах.
Из большой тучи – маленький дождь.
Корень учения горек, да плоды его сладки.
Делу время, а потехе час.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
За маленьким погонишься – большое потеряешь.
Задание. Составить пары антонимов.
Холод, жара, стужа.
Добрый, хороший, злой.
Кричать, ходить, молчать.
Смеяться, плакать, радоваться.
Задание. Кроссворд «Антонимы».
По горизонтали:
1. Антоним к слову лето.
3. Антоним к слову верх.
4. Антоним к слову здесь.
5. Антоним к слову добро.
6. Антоним к слову радостный.
7. Антоним к слову храбрый.
8. Антоним к слову глупость.
9. Антоним к слову голодный.
По вертикали:
2. Слова, имеющие противоположное значение.
Ответы: По горизонтали: 1. Зима. 3. Низ. 4. Там. 5. Зло. 6. Грустный. 7. Трусливый. 8. Ум. 9. Сытый. По вертикали: 2. Антонимы.
Обобщение и систематизация знаний:
- Чему научились на уроке?
- По скольким признакам один предмет можно противопоставить другому? Предметы можно противопоставить друг другу по одному какому-либо признаку: по ширине, силе и т. п.
- Антонимы используются для выражения противопоставления, позволяют описать противоположные цвета, чувства, мысли, сделать речь выразительной, яркой.
- Для чего используют словарь антонимов? Для объяснения значения слова.
- Приведите примеры слов-предметов, противоположных по смыслу.
- Приведите примеры слов-признаков, противоположных по смыслу.
- Приведите примеры слов-действий, противоположных по смыслу.
5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.