Факультативное занятие «Решение текстовых задач», 3 класс
Занятие 12
Введение в дроби и задачи с дробными отношениями
Цель
Формирование представлений о дробях, формирование умения решать задачи, в которых числа связаны дробными отношениями
Задачи
Научить находить часть от целого числа и целое по его части
Решать задачи на нахождение части от целого и целое по его части
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Введение
Какие бывают праздники?
(Ответы детей: государственные, народные, религиозные, личные)
У нас в классе в марте будет день рождения у 2 учащихся в один день. В их семье 9 лет назад родились сразу 2 ребенка. Кто это, догадались?
(Максим и Настя)
Как обычно празднуется день рождения? (Приглашают друзей, дарят подарки, задувают свечи и загадывают желание, угощают)
Чтобы узнать, чем угостят своих друзей Максим и Настя, сегодня мы выполним 4 блока заданий, вспомним, что такое дроби, порешаем задачи с дробными отношениями, поиграем и поработаем учителями.
2. Блок 1 «Умникам на заметку»
Учитель демонстрирует как можно целое разделить на равные части – для этого целый лист бумаги складывает 2 раза напополам. Затем разрезает по линиям сгиба. Показывает 1 из четырех равных частей. Какая это часть?
- ЕСЛИ ЦЕЛЫЙ ПРЕДМЕТ РАЗДЕЛЕН НА РАВНЫЕ ДОЛИ, ТО ДЛЯ ИХ ПОДСЧЕТА ИСПОЛЬЗУЮТ ОСОБЫЕ ЧИСЛА – ДРОБИ.
Актуализация знаний (тема изучалась на уроке математики некоторое время назад)
Каждое число в записи дроби имеет свое значение.
Что обозначает число над дробью?
(Число над чертой дроби показывает, сколько таких долей берётся)
Что обозначает число под дробью?
(Число под чертой дроби показывает, на сколько равных долей делиться целое)
На сколько равных частей поделен круг? (8)
Какая часть заштрихована? (1/8)
Какая не заштрихована? (7/8)
С дробями можно производить вычисления, как и с целыми числами. Например, сложить.
1/8+7/8=8/8, или 1 – целое.
РАССМОТРИТЕ
РИСУНОК
На сколько равных долей разделено целое?
Сколько долей закрашено?
Сколько не закрашено?
(Учащиеся называют по очереди все дроби – закрашенные и не закрашенные части целого, устно составляют примеры на сложение, чтобы получить 1 по образцу выше)
Самостоятельная работа
- Чтобы перевернуть первый листок пазла и узнать, чем Настя с Максимом будут угощать друзей, выполните задание на карточке.
Допишите недостающие цифры, прочтите правильно дробь.
(Учащиеся подписывают рисунки, при проверке проговаривают, какая часть целого закрашена, а какая нет)
- Задания первого блока выполнены успешно. Настя переворачивает первую часть картинки. Пока неясно, что за угощение нас ждет.
3. Блок 2. «Учимся, играя»
- Предлагаю поиграть с дробями, выполняя интерактивные задания.
(Для тренировки использую интерактивные карточки «Выбери фигуры», «Доля числа и число по его доле», «Доли» сайта uchi.ru.)
https://uchi.ru/librarium-api/cards/24385/download?disposition=attachment&access_token=&download=true
https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/math/3-klass/division-763_chisla-i-velichiny/lesson-2190_doli/card-24383
(Учащиеся охотно выполняют задания на интерактивной доске, все стремятся правильно решить задания)
- Все очень постарались и правильно выполнили интерактивные задания, поэтому Максим открывает вторую часть карточки с угощением.
4. Блок 3. «Рисуй, смекай»
На доске демонстрируется проблема. Учащиеся предлагаю пути выполнения. Приходят к составлению алгоритма выполнения задания.
Учащиеся выполняют задания в рабочей тетради, используя алгоритм.
А) Сделать рисунок, соответствующий дроби 2/5. Объяснить вычитание.
Б) Закрашивают часть целого, которая соответствует дроби
В) Восстанавливают дробь, зная его целое и части.
После выполнения заданий играем в учителя. На доске демонстрируются все три решенные задания. Учащиеся ищут ошибки, проводят самопроверку.
Ошибок на доске не обнаруживается – делаем вывод, что учащийся выполнил задание на высоком уровне.
Правильно выполненные задания дают право открыть третью часть картинки-угощения.
5. Блок 4 «Решай соображай»
Примеры и картинки – это здорово, но главные в математике задачи!
Решите задачу
В
ВАЗЕ 18 МАНДАРИНОВ.
2/9 ВСЕХ МАНДАРИНОВ СЪЕЛИ.
КАКАЯ ЧАСТЬ МАНДАРИНОВ ОСТАЛАСЬ? СКОЛЬКО МАНДАРИНОВ СЪЕЛИ? СКОЛЬКО МАНДАРИНОВ
ОСТАЛОСЬ?
Какого вида задача? Как связаны числа в ней?
Какие правила-помощники мы изучили на уроках математики, чтобы решать такие задачи?
(Учащиеся повторяют правила решения задач с дробными отношениями. С опорой на правила решают устно задачу про мандарины)
Чтобы открыть последнюю часть картинки-угощения нужно решить задачи на с 69 тетради.
Задачи для закрепления 1 а и б.
1а
Плитка шоколада состоит из 24 долек. Коля съел 3/8 шоколадки. Какая часть шоколадки осталась? Сколько долек съел Коля? Сколько долек шоколада осталось?
(Анализ задачи оформляем в виде схемы. Учащиеся определяют, что в этой задаче нужно найти часть от целого, формулируют правило, решают задачу, отвечая на 3 вопроса к условию задачи)
1) 1 – 3/8=5/8 – часть осталась
2) 24 : 8 * 3=9 долек съел
3) 24 : 8 * 5-15 долек осталось
1б
От катушки с леской отмотали 36 м. Это составило 4/9 всей катушки. Какая часть катушки осталась? Чему равна длина всей катушки? Сколько метров лески осталось?
(Анализ задачи оформляем в виде схемы. Учащиеся определяют, что в этой задаче нужно найти целое по его части, формулируют правило, решают задачу, отвечая на 3 вопроса к условию задачи)
1) 1- 4/9=5/9 часть осталась
2) 36 : 4 * 9=81 м – длина целой катушки
3) 81 – 36=45 м – осталось
Правильно решённые задачи дают право открыть последнюю часть картинки.
Настя с Максимом будут угощать друзей пиццей на своем дне рождения.
6. Итог занятия. Рефлексия
Что такое дроби? Что с ними можно делать?
Какие задачи сегодня решали?
Что сегодня вызвало трудности? Почему?
«Карандаш успеха»
Покажите с помощью карандаша, на каком уровне сегодня была ваша работа?
Спасибо за хорошую работу. Продолжим знакомство с дробями на следующих занятиях.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.