Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Идея нашего исследования состоит в том, что вслед за Л.С.Выготским, А.Маслоу считаем, что все дети от природы талантливы, чтобы сохранить имеющиеся от рождения задатки одаренности, ребенку вовремя необходима «подпитка», развертывание, раскрытие его природных начал за счет создания специально организованного творческого образовательного пространства.
Феномен развития одаренности дошкольника - процесс непрерывного и органического социально контролируемого, вхождения ребенка в социум, процесс присвоения им социальных норм и культурных ценностей под непосредственным участием значимого взрослого, на основании чего происходит развитие творческих задатков, потенциалов и способностей
Биологический феномен развития одаренности дошкольников определяет врожденную природу данного явления. Мы соглашаемся с мнением А.Маслоу, который заявляет, творческая направленность является врожденной для всех людей, но теряется большинством под воздействием среды. Для нас важным является идея Тейлора, о том, что творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке.
голографическое (целостное) и субсенсорное (сверхчувствительное) восприятие мира, являющиеся врожденными, обеспечивают раннее проявление одаренности. Очевидно, именно голографичность и субсенсорность позволяли ребенку-дошкольнику осваивать мир в быстром темпе, пройти за 4-5 лет этапы развития человечества. Высокая чувствительность, целостность восприятия мира дают ему возможность наиболее полно, объемно, быстро и, главное, точно усваивать опыт.
Психический феномен развития одаренности ребенка дошкольного возраста объясняется тем, что художественно-творческая одаренность ярче всего проявляется в дошкольном возрасте, так как ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное (именно этими свойствами наделено искусство) и охотнее стремится реализовать себя в художественно-творческой деятельности.
К старшему дошкольному возрасту психофизиологические, психические и личностные достижения развития, относительная автономность и самостоятельность ребенка в поведении, решении элементарных бытовых проблем, организации доступной деятельности (игровой, художественной, познавательной), характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствует о становлении творческой активности, которая может способствовать развитию одаренности.
Социокультурный феномен развития одаренности детей дошкольного возраста объясняется тем, что как на проявление детской одаренности, так и на ее сохранение и развитие большое влияние оказывают социальные условия, в которых находится ребенок. Особое место в социальном развитии личности ребенка дошкольного возраста принадлежит освоению культурного наследия.
Духовно-нравственный феномен развития одаренности детей в дошкольном детстве определяется тем, что ребенок как член социума постоянно включен в предмет познания, в систему человеческих отношений, где происходит постоянный диалог личностей, ценностных установок. Дошкольник «включен» в другого человека и через эту включенность развивается как творческая личность.
Педагогические закономерности развития одаренности детей дошкольного возраста:
1. Характер развития одаренности в дошкольные годы — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, художественной, трудовой), а также личностной активности самого ребенка, его способности к саморазвитию.
2.Развитие одаренности ребенка дошкольного возраста - чаще всего развитие его художественно-творческой деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, трудовой, театральной и др. Ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное (именно этими свойствами наделено искусство) и охотнее стремиться реализовать себя в художественно-творческой деятельности.
3.Одаренность ребенка дошкольного возраста носит скрытый характер и напрямую зависит от организации образовательного творческого пространства ДОУ.
4.Креативность как фактор одаренности ребенка выражается в получении созидательного творческого продукта, создание которого необходимо направлять на удовлетворение собственного блага и благосостояния общества.
5. Духовно-нравственные ценности общества должны формироваться раньше или вместе со становлением и развитием одаренности ребенка дошкольного возраста.
6. Одаренность ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от творческого саморазвития педагогов ДОУ, их компетентности в области организации творческого образовательного пространства.
Синтез искусств состоит из системы модулей. Элементы внутри блока-модуля взаимодополняемы и подвижны. Подобная гибкость основана на вариативности уровневой сложности. Система модулей в воспитательном процессе ДОУ в качестве одной из основных целей преследует формирование у детей дошкольного возраста навыков творческой деятельности.
Технологическая карта развития
одаренности детей дошкольного возраста
1 модуль познавательный | |
Цель: расширить круг знаний дошкольников об искусстве, ввести в мировую и национальную культуру | |
Задачи: | Проектируемые качества личности: |
Методы: | Творческий продукт: |
II модуль - изобразительный | |
Цель: расширить художественный кругозор детей через непосредственное общение с изобразительным искусством и развитие на этой основе тв.способностей | |
Задачи: | Проектируемые качества личности: |
Методы: | Творческий продукт: |
III модуль - музыкальный | |
Цель: развить музыкальные способности детей | |
Задачи: | Проектируемые качества личности: |
Методы: | Творческий продукт: |
IV модуль поисково-краеведческий | |
Цель: историко-краеведческое исследование культуры и искусства своего края | |
Задачи: | Проектируемые качества личности: |
Методы: | Творческий продукт: |
V модуль - театральный | |
Цель: Обеспечить творческое самовыражение детей, раскрытие творческого потенциала и развитие творческих способностей | |
Задачи: | Проектируемые качества личности: |
Методы: | Творческий продукт: |
V1 модуль – словесно-творческий | |
Цель: Обеспечить развитие литературных способностей детей | |
Задачи: | Проектируемые качества личности: |
Методы: | Творческий продукт: |
V11 модуль - оценочно-корректирующий | |
Цель: Обеспечить рефлексивную деятельность детей и коррекцию творческой деятельности | |
Задачи: | Проектируемые качества личности: |
Методы: | Творческий продукт: |
Процесс конструирования творческой деятельности в модуле идет по следующему алгоритму:
1. Начальное обобщенное представление о культуре, искусстве.
2. Систематизация, конкретизация и углубление представлений об искусстве за счет включения в различные виды творческой деятельности.
3. Проектирование и организация творческого образовательного пространства ДОУ.
4. Создание творческого продукта.
5. Организация саморазвития, «самостроительство» личности ребенка в творческом образовательном пространстве.
Становление духовно-творческой личности ребенка дошкольного возраста - личность, которая способна осваивать достижения культуры и искусства, перерабатывать духовный опыт и культурные ценности и на этой основе создавать личностные продукты творчества.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.