Недостаточное использование элементов игры в образовательном процессе замедляет процессы развития умственной деятельности и восприятие изучаемого материала.
Процесс усвоения материала будет более качественным и глубоким, если на уроке использовать игровую деятельность, а так же новый материал будет еще нагляднее и интереснее для детей. А если есть интерес – есть и желание открыть что-то новое для себя, понять, разобраться и использовать в дальнейшем. Причем использование игрового материала в учебном процессе должно быть в меру. При этом игра должна быть легкой и доступной всем.
понятие игры.docx
Анализ литературы свидетельствует об отсутствии четкого определения игры как
научного феномена. Игра как многомерное и сложное явление рассматривается в
исследованиях психологов, педагогов, биологов, этнографов, антропологов и даже
экономистов. В ходе анализа многочисленных исследований нетрудно выявить
определенное противоречие, которое обусловлено самой природой феномена игры.
• с одной стороны, само слово игра столь общепризнанно, что употребление его,
будь то в обыденной речи, в литературных произведениях или научных трудах не
сопровождается дефиницией. Понятие об игре вообще, выражается в полифонии народных
представлений о шутке, смехе, радости, веселье, детских забавах.
• с другой стороны игра человека многолика и многозначна. Ее история история
превращения пустяка, забавы в инструментарий, прежде всего культуры и, далее, в
философскую категорию высокой степени абстракции онтологического и
гносеологического значения, подобную таким категориям как истина, красота, добро, в
категорию мировоззрения и мироощущения, в универсум культуры.
Таким образом, природа игры сакральна и скрывает в себе истоки не только
детских, спортивных, коммерческих игр, но и такие сферы интуитивнохудожественной
деятельности, как живопись, музыку, литературу, кино и театр, и даже более того политике
и войне. Действительно человеческую игру нельзя понять при помощи простых схем,
кратких формул, и ясных выражений.
Тем не менее, определение любого понятия – это выделение пределов, границ
данного понятия. Поиск пределов игры как понятия, весьма сложен и связан с логическим
отделением игры как деятельности от других видов деятельности ребенка (труда, общения,
учения и т.д.).
• игра – вид непродуктивной деятельности человека, где мотив лежит не в ее
результате, а в самом процессе. Однако непродуктивность как признак игры нуждается в
некоторых уточнениях. Игра может считаться деятельностью непродуктивной лишь
постольку, поскольку тот продукт, на создание которого она направлена, не обладает
потребительской ценностью за пределами условной ситуации игры. В ходе игры всегда
возникает материальный или идеальный продукт (это может быть речевая продукция,
тексты, предметы или их комбинации). Но как только предмет, созданный в процессе игры,
начинает использоваться, приобретая реальную, а не условную потребительскую ценность,
перед нами встает проблема: является ли данная деятельность в полном смысле игрой.
• игра – вид неутилитарной деятельности человека, связанной с процессом
свободного проявления духовных и физических сил.
• игра – это занятие «понарошку», не только развивает необходимую для будущих
серьезных дел сноровку, но и оживляет, делает зримыми варианты возможного будущего,
помогает сформировать комплекс представлений о себе в будущем.
• игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и
усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах
осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки (Психологический
словарь. Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, 1990 [9,134]).
• игра – как деятельность человека в условной ситуации, создает эффект «как
будто». Однако элемент условности, так или иначе, присутствует во всех видах
человеческой деятельности и явлений культуры (Й.Хейзинга[5,23]). Поэтому выявление
условной ситуации как таковой еще не решит проблему «игранеигра».
• игра – привлекательна и обозначает одновременно условность, серьезность,
радость, веселье. Один из механизмов стимулирующего и развивающего воздействия игры
заключается в обеспечении связи явлений реальной действительности с эмоциональной
сферой человека. Т.о. деятельность, в которой сочетаются условная ситуация и объективно
ценный продукт на выходе, может характеризоваться как переходное явление: труд с
признаками игры или игра с признаками труда (игра актеров в театре, деловые игры и т.д.).
Немало общих признаков имеют игра и учебная деятельность:
• в процессе игры и учебы осваивается опыт, накопленный предыдущими
поколениями;
• в игре и учебе действуют сходные механизмы этого освоения опыта (например,
преодоление искусственных препятствий).
В результате такого анализа определений игры мы можем вывести определение
учебной игры, если перед педагогом стоят задачи развития ученика как субъекта учебной
деятельности, ориентации его на непрерывное образование, создание в игре мотивов
осознанного учения. При этом от «учения понарошку» младших школьников мы можем
иметь переход к формам обучения среднего и старшего школьника (тип «играучеба
труд»), где используется дополнительная мотивация учебных заданий.
Учебное задание и дидактическая игра – это средство организации учебных
действий. Их основное назначение – создание трудной (иногда проблемной) ситуации,
сооружение «полосы препятствий». Шаги ученика, через эти препятствия и составляют
процесс учения. Важно, что ученик, выполняющий учебное задание или участвующий в
дидактической игре, всегда решает определенную задачу.
Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности:
индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую форму игры.
* К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим
собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками.
* Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных
моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими
искомой целью.
* Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в
обстановке соревнования и соперничества.
* Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в
обстановке соревнования одну и туже цель.
* Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между
отдельными игроками заменяют команды соперников.
* Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной
связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.
Феномен игры
Феномен игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.