ФГОС УМК Школа России .Рабочая программа по изобразительному искусству.1класс

  • docx
  • 21.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Вьюкова С.В.1А кл. Рабочая программа по изобразительному искусству.docx

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Татарстан

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района       Республики Татарстан

МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

заместитель директора по УВР

директор

 

________________________________

______________(             )

______________(                  )

________________________________

Протокол №___________________

Приказ №_____________________

руководитель МО

от "____" ______________  20___ г.

от "____" ______________  20___ г.

______________(           )

Протокол №___________________

от "____" ______________  20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Изобразительное искусство»

для 1 класса начального общего образования
на 2022 - 2023  учебный год

                                                             Составитель: Вьюкова Сания Васильевна
                                                    учитель начальных классов

                          Елабуга 2022



 

                                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

    Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.

Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.

Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.

Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.

Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).

На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.

    Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.         В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.

    МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область


 

«Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно.

При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Модуль «Графика»
    Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.

    Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.

Рисование с натуры: разные листья и их форма.

    Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).

    Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.

    Модуль «Живопись»
    Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.

    Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.

Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.

    Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.

Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года.

Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.

Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.

Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.

    Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.

Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).

Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона.

    Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
    Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.

    Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.

Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.

Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).

 Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.


 

Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.

    Модуль «Архитектура»
    Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.

Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии.

    Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.

    Модуль «Восприятие произведений искусства»
    Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.

    Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).

    Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.

Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).

Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.

Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.


 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.

    Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
    уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
    ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
    духовно-нравственное развитие обучающихся;
    мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности;
    позитивный опыт участия в творческой деятельности;
    интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.

Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.

Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.

Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.

Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.

Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.


 

Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    1.Овладение универсальными познавательными действиями
    Пространственные представления и сенсорные способности:
    характеризовать форму предмета, конструкции;
    выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
    сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
    находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
    сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
    анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;     обобщать форму составной конструкции;
    выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
    абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
    соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;     выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.

    Базовые логические и исследовательские действия:
    проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
    проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;
    проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
    использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
    анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
    формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
    использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
    классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
    классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
    ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;


 

    уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
    выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
    анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
    самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
    осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
    соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

    2.Овладение универсальными коммуникативными действиями
    Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
    понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
    вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
    находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
    демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
    анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
    признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
    взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

    3.Овладение универсальными регулятивными действиями
    Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
    внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;     соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
    уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
    соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.

Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной


 

творческой работе в условиях урока.

    Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.

    Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.

Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.

    Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.

    Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.     Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.

    Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности.

Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).

Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.

    Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.

    Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.

    Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.

    Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.

    Модуль «Скульптура»
    Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).

    Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении.

    Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.

    Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
    Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.

    Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.

Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.

    Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица).

Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.

    Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных


 

промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.

Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.

    Модуль «Архитектура»
    Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий.

    Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.

    Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.

    Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.

    Модуль «Восприятие произведений искусства»
    Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.

    Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.

    Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).

    Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.     Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).

    Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.

    Модуль «Азбука цифровой графики»
    Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.

    Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Модуль 1. Восприятие произведений искусства. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.

1.1.

Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Представление о различных художественных материалах. Особенности художественного творчества: художник  и  зритель.

1

0

1

07.09.2022

Объяснять расположение изображения на листе и выбор вертикального или горизонтального формата.; образное восприятие и настроение.

Устнй
опрос.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5000/main/189912/

 

Итого по модулю 1

1

 

Модуль 2. Графика

2.1.

Линейный рисунок.

1

0

1

14.09.2022

Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий.

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7877/main/277322/

 

2.2.

Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др.

1

0

1

16.09.2022

Наблюдать и анализировать характер линий в природе.;

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4051/main/189932/

 

2.3.

Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией.

1

0

1

23.09.2022

Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий.;

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7877/main/277322/

 

2.4.

Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный).

1

0

1

30.09.2022

Выполнять с натуры рисунок листа дерева.;

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4043/main/117459/

 

 

2.5.

Последовательность рисунка.

1

0

1

07.10.2022

Осваивать последовательность выполнения рисунка.

Практическая работа.

https://urok.1sept.ru/articles/553535

 

2.6.

Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных.

1

0

1

14.10.2022

Приобрести знания о пятне и линии как основе изображения на плоскости.

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7877/main/277322/

2.7.

Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения.

1

0

1

21.10.2022

Использовать графическое пятно как основу изобразительного образа.;

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7877/main/277322/

 


 

Итого по модулю 2

7

 

Модуль 3. Живопись

3.1.

Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока.

1

0

1

04.11.2022

Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока.;

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6263/main/160880/

 

 

3.2.

Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета.

1

0

1

11.11.2022

Экспериментировать, исследовать возможности смешения красок, наложения цвета на цвет, размывания цвета в процессе работы над
разноцветным ковриком.;

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7878/main/308915/

 

3.3.

Эмоциональная выразительность цвета.

1

0

1

18.11.2022

Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном
настроении — весёлом, задумчивом, грустном и др.;

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5000/main/189912/

 

 

3.4.

Цвет как выражение настроения, душевного состояния.

1

0

1

25.11.2022

Выполнить красками рисунок с весёлым или грустным настроением.;

Практическая работа.

https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_izobrazhat_mozhno_i_to_071821.html

 

3.5.

Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения.

1

0

1

02.12.2022

Выполнить гуашью рисунок цветка или цветов на основе демонстрируемых фотографий или по представлению.;

Практическая работа.

https://urok.1sept.ru/articles/571117

 

3.6

Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения.

1

0

1

09.12.2022

Осваивать технику монотипии для развития живописных умений и воображения.;

Практическая работа.

https://urok.1sept.ru/articles/645968

 

3.7.

Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике.

1

0

1

16.12.2022

Рассуждать и объяснять, какого цвета каждое время года и почему, как догадаться по цвету изображений, какое это время года.;

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4994/main/182138/

 

Итого по модулю 3

7

 

Модуль 4. Скульптура

4.1.

Лепка Каргопольской игрушки из цельной формы Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.

1

0

1

23.12.2022

Лепить из целого куска пластилина мелких зверушек путём вытягивания, вдавливания.;

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4053/main/169496/

 

4.2.

Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией.

1

0

1

13.01.2023

Осваивать приёмы создания объёмных изображений из бумаги..

Практическая работа.

https://урок.рф/library/tehnika_bumagoplastika_224151.html

 

4.3.

Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов).

1

0

1

20.01.2023

Рассматривать и характеризовать глиняные игрушки известных народных художественных промыслов.;

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4995/main/161062/

 

Итого по модулю 4

3

 

 


 

Модуль 5.  Декоративно-прикладное искусство.

5.1.

Узоры в природе.

1

0

1

27.01.2023

Рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (на основе фотографий).;

Практическая работа.

https://urok.1sept.ru/articles/617913

 

5.2.

Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.

1

0

1

03.02.2023

Рассматривать и характеризовать орнамент, украшающий игрушку выбранного промысла.;

Практическая работа.

https://урок.рф/presentation/3624.html

 

5.3.

Представления о симметрии и наблюдение её в природе.

Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.

1

0

1

10.02.2023

Выполнить рисунок бабочки, украсив узорами её крылья.;

Практическая работа.

https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_uzori_na_krilyah_063615.html

 

 

5.4.

Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные.

1

0

1

24.02.2023

Определять в предложенных орнаментах мотивы изображения: растительные, геометрические, анималистические.;

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4052/main/160981/

5.5.

Декоративная композиция.

1

0

1

03.03.2023

Рассматривать орнаменты в круге, полосе, квадрате в соответствии с оформляемой предметной поверхностью.;

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3726/main/169654/

 

5.6.

Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Хохлома. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов.

1

0

1

10.03.2023

Выполнить рисунок игрушки выбранного
художественного промысла или, предварительно покрыв вылепленную игрушку белилами,
нанести орнаменты на свою игрушку, сделанную по мотивам народного промысла.

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3716/main/168880/

 

 

5.7.

Оригами — создание весенней композиции «Весенняя пора» Приёмы складывания бумаги.

1

0

1

17.03.2023

Осваивать технику оригами, сложение несложных фигурок.;

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3736/main/189972/

 

5.8.

Форма и украшение бытовых предметов.

1

0

1

24.03.2023

Узнавать о работе художника по изготовлению бытовых вещей.;

Практическая работа.

https://urok.1sept.ru/articles/624134

 

5.9.

Приёмы бумагопластики. Аппликация.

1

0

1

07.04.2023

Осваивать навыки работы с бумагой,
ножницами, клеем, подручными материалами;

Практическая работа.

https://urok.1sept.ru/articles/615744

 

 

 

Итого по модулю 5

 

 

 

 

9

 

 

 

Модуль 6. Архитектура

 

6.1.

Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии.

1

0

1

14.04.2023

Осваивать приёмы складывания объёмных простых геометрических тел из бумаги
(параллелепипед, конус, пирамида) в качестве основы для домиков.;

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5726/main/222390/

 

Итого по модулю 6

1

 

 


 

Модуль 7. Восприятие произведений искусства

7.1.

Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе
содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.

1

0

1

21.04.2023

Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой.;

Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3726/main/169654/

 

7.2.

Знакомство с живописной картиной.

1

0

1

28.04.2023

Приобретать опыт специально организованного общения со станковой картиной.;

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4213/main/169271/

 

7.3.

Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя).

1

0/

1

05.05.2023

Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой.;

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4996/main/325959/

 

 

7.4.

Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года»

1

0

1

12.05.2023

Знать основные произведения изучаемых художников;

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4215/main/182060/

 

Итого по модулю 7

4

 

Модуль 8. Азбука цифровой графики

8.1.

Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений.. Обобщение и закрепление.

1

0

 

19.05.2023

Приобретать опыт фотографирования с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы;

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/

 

Итого по модулю 8

1

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

 

 

 

 


 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Представление о различных художественных материалах. Особенности художественного творчества: художник  и  зритель. ТБ на уроках  изобразительного искусства.

1

0

1

07.09.2022

Устный опрос;

2.

Линейный рисунок. Графическая работа на основе линий.

1

0

1

14.09.2022

Практическая работа

3.

Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные.

1

0

1

16.09.2022

Практическая работа

4.

Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией.

1

0

1

23.09.2022

Практическая работа

5.

Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный).

1

0

1

30.09.2022

Практическая работа

6.

Последовательность рисунка.

1

0

1

07.10.2022

Практическая работа

7.

Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных.

1

0

1

14.10.2022

Практическая работа

8.

Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения.

1

0

1

26.10.2022

Практическая работа

9.

Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Осенний колорит.

1

0

1

04.11.2022

Практическая работа

10.

Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета.

1

0

1

11.11.2022

Практическая работа

11.

Эмоциональная выразительность цвета. Осенний пейзаж. Раздельный мазок.

1

0

1

18.11.2022

Практическая работа

12.

Цвет как выражение настроения, душевного состояния.

1

0

1

25.11.2022

Практическая работа

13.

Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения.

1

0

1

02.12.2022

Практическая работа

14.

Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения.

1

0

1

09.12.2022

Практическая работа

15.

Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике.

1

0

1

16.12.2022

Практическая работа

16.

Лепка Каргопольской игрушки Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.

1

0

1

23.12.2022

Практическая работа

17.

Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией.

1

0

1

13.01.2023

Практическая работа

18.

Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов).

1

0

1

20.01.2023

Практическая работа

19.

Узоры в природе. Искусство вокруг нас. Снежинка.

1

0

1

27.01.2023

Практическая работа

20.

Наблюдение узоров в живой природе. Домики, которые построила природа. Панцирь черепахи.

1

0

1

03.02.2023

Практическая работа

21.

Представления о симметрии и наблюдение её в природе.

Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.

1

0

1

10.02.2023

Практическая работа

22.

Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные.

1

0

1

24.02.2023

Практическая работа

23.

Декоративная композиция. Единство декоративного строя в украшении жилища. Дом снаружи и внутри

1

0

1

03.03.2023

Практическая работа

24.

Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов.

1

0

1

10.03.2023

Практическая работа

25.

Оригами — создание весенней композиции «Весенняя пора» Приёмы складывания бумаги.

1

0

1

17.03.2023

Практическая работа

26.

Форма и украшение бытовых предметов. Оформление разделочной доски.

1

0

1

24.03.2023

Практическая работа

27.

Приёмы бумагопластики. Аппликация «Космос»

1

0

1

07.04.2023

Практическая работа

 


 

28.

Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии.

1

0

1

14.04.2023

Практическая работа

29.

Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе
содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.

1

0

1

21.04.2023

Практическая работа

30.

Знакомство с живописной картиной. Промежуточная аттестация

1

1

1

28.04.2023

Практическая работа

31.

Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным
настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя) Защитники земли русской.

1

0

1

05.05.2023

Практическая работа

32.

Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года». Рисуем радугу.

1

0

1

12.05.2023

Практическая работа

33.

Выставка фоторабот. Обобщение и закрепление. Инструктаж на летние каникулы.

1

0

1

19.05.2023

Практическая работа

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского  Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1.      Российская электронная школа -  https://resh.edu.ru

2.      Урок РФ -  https://урок.рф/

3.      Открытый урок 1 сентября - https://urok.1sept.ru/


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
    1.  Интерактивная доска

2.  Мультимедийный проектор

3.  Классная магнитная доска.

4.  Компьютер

 

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мольберты. Краски (акварельные и гуашь). Карандаши. Бумага. Пластилин и пластическая масса. Глина. Комплект репродукций  картин художников



 

Скачано с www.znanio.ru