Муниципальное казённое учреждение г.о. Королёв Московской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
«Инновационные подходы к повышению мотивации детей с ОВЗ в системе коррекционной работы учителя-логопеда. Использование фигурных дыроколов на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ как средство по формированию познавательной активности».
Подготовила учитель-логопед I квалификационной категории МКОУ ШИ Москалык Мария Петровна,
Г.о. Королев, 2022г.
В.М. Бехтерев в свих работах доказал, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что
«ум ребенка находится на кончиках пальцев».
Для детей с ОВЗ характерны не только полиморфные нарушения речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая утомляемость, поэтому на логопедических занятиях вся работа строится в игровой форме, понятной и интересной ребенку. Нужны сюрпризные моменты. Для этого используются
фигурные дыроколы.
Формирование познавательного интереса к обучению – важное средство повышения качества обучения.
Фигурные дыроколы позволяют выстроить коррекционный процесс на максимальном использовании сохранных анализаторов и функций организма, что позволяет избежать негативизма при обучении . Это способствует мягкой социализации детей с ОВЗ.
Кроме повышения мотивации к посещению логопедических занятий, работа с фигурными дыроколами помогает решать важные коррекционные задачи:
Развивать мелкую моторику;
Формировать пинцетный и щипковый захваты, так необходимые для подготовки руки к письму и развития графо моторного навыка;
Формировать понятие «Один – много» (пример: лист - листья, цветок – цветы, звезда – звезды, бабочка – бабочки и т.д.)
Формировать понятие «Большой – маленький» (пример: лист – листочек, цветок – цветочек, звезда – звездочка и т.д.);
Развивать активный словарный запас;
Помогать в освоении многих лексических тем ( таких как «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Времена года», «Сутки», «Деревья», «День Победы», «Восьмое марта» и т.д.)
Фигурные дыроколы – очень удобный инструмент для детского творчества. С их помощью даже дети с ОВЗ, имеющие множественные нарушения, легко сделают красивую аппликацию, поделку или открытку. Это помогает формировать момент успешности ребенка , как ученика, что является важнейшим критерием психологического здоровья и способствует его социальной адаптации.
Выполнение аппликаций , с использованием фигурных дыроколов, позволяет не только обогащать словарный запас по лексическим темам «Деревья», «Части дерева», закреплять знания о погодных изменениях, названия осенних месяцев, но и развивать словарь прилагательных:
Лист клена (дуба, берёзы) какой? (кленовый, дубовый, берёзовый).
Крона клёна (дуба, берёзы) какая? (кленовая, дубовая, берёзовая).
Ветка клёна (дуба, берёзы) какая? (кленовая, дубовая, берёзовая).
Ствол клена (дуба, берёзы) какой? (кленовый, дубовый, берёзовый).
Корень клена (дуба, берёзы) какой? (кленовый, дубовый, берёзовый).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.