Философия
Оценка 5

Философия

Оценка 5
docx
23.03.2022
Философия
философия.docx

 

 

 

Главные проблемы и задачи немецкой классической философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

1. Особенности и главные черты немецкой классической философии

Введение………………………………………………………………………...…3

Основная часть…………………………………………………………………….4

Основные особенности немецкой классической философии……………..…...5

Характерные черты немецкой классической философии…………………...….6

Заключение……………………………………………………………………...…9

2. Выдающиеся представители немецкой философии (один по выбору)…….11

а) гносеологические и этические проблемы в философии Канта……………..13

Вывод……………………………………………………………………………..18

б) диалектика Гегеля;

в) материализм Фейербаха.

Библиографический список. ……………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Определение «классическая» немецкая философия получила в книге Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888 г.). Слово классическая (от лат. classicus – образцовый, достигший вершины) указывает на то, что философская мысль в этот период достигла своего пика. Немецкая классическая философия представляет собой достаточно необычное явление в истории мировой философии. Ведь всего за несколько десятков лет на территории страны, да ещё и не имевшей собственной национальной философской традиции вдруг возникло такое мощное, самобытное и всеохватное философское течение.

Немецкая философия – уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

- глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

- совместить в себе почти все известные в тот период философские направления – от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;

- открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития.

К числу крупнейших достижений немецких мыслителей от Канта до Фейербаха относится уяснение того отнюдь не очевидного фактора, что при всем многообразии проблем у философии имеется основной вопрос и он состоит в определении отношения между мышлением и бытием.

 

Основная часть

        Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XYIII в. и предвосхищало перспективы прогрессивного развития Германии.

В этой философии нашли свое отражение как основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так и конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии. Классики немецкой философии были идеологами своей буржуазии, которая значительно отставала в социально-экономическом и политическом развитии от буржуазии передовых стран. Со времени Реформации и до конца XVIII в. Германия не представляла собой единого экономического целого, капиталистический рынок находился в процессе становления.

Не представляла она и единого политического целого: страна была разделена почти на 300 самостоятельных государств, большинство из которых были карликовыми.

Экономическое благосостояние бюргерства в значительной степени зависело от заказов двора и феодалов, от поставок для армии. Это определило политическую дряблость немецкой буржуазии. И хотя ее интересы не совпадали полностью с интересами юнкеров, она покорно шла в фарватере политики дворянского государства.

        Указанные обстоятельства не могли не найти своего отражения в немецкой философии того времени, определяя ее двойственный, компромиссный, подчас противоречивый характер. Если труды французских просветителей запрещались и сжигались, а сами они подвергались судебным преследованиям, вплоть до заключения в Бастилию, то немецкие философы-идеалисты были заслуженными профессорами германских университетов, признанными наставниками юношества, а их труды издавались и распространялись без всяких препятствий.

 

Основные особенности немецкой классической философии.

Во-первых, в ней нашли свое продолжение идеи философии Нового времени:

а) вера в могущество разума;

б) гуманизм;

в) неотчуждаемые права личности;

во-вторых, главное ее достижение:

а) разработка целостной концепции диалектики;

б) обоснование мирового закона вечного развития.

в-третьих, исследуется человеческая сущность (Кант – рассматривал человека как нравственное существо; Гегель – расширил границы активности самосознания и индивидуального сознания; Фейербах – создал антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек);

в-четвертых, история понимается как целостный процесс, в основе которого – экономическая деятельность, т. е. труд;

в-пятых, своеобразное понимание роли философии – она призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры;

в-шестых, все представители немецкой классической философии относились к философии, как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. (Кант выделял гносеологию и этику; Гегель создал систему, в которую вошли философия природы, логика, философия права, философия морали и др.; Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические, этические проблемы и др.)

Немецкая классическая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформирована проблема отношения субъекта и объекта, разработан идеалистический метод познания и преобразования действительности.

Характерные черты немецкой классической философии.

          Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Тем не менее, по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии вообще. Перечислим, по крайней мере, некоторые из ее характерных черт.

 Философии Канта, здесь нашло свое выражение теоретическое отражение рефлексии человеческой свободы и равенства в период до французской революции. В немецкой классической философии мы находим зачатки «философии активной стороны» у Фихте, основы естественной спекуляции у Шеллинга, его же концепцию «динамического процесса» в природе, близкую к материалистической диалектике, диалектическую концепцию Гегеля, близкую к реальности и в то же время благодаря своему идеализму далекую от нее. Начиная с Гердера, немецкая философия вводит историзм в исследование общества и тем самым отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи.

Послекантовская философия вносит серьезную критику агностицизма и всей предшествующей поэтической позиции. В философии Гегеля разрабатываются законы не только объективной, но и субъективной диалектики.

Оборотной стороной этих позитивных результатов является мировоззренческое утверждение большинства философов в идеализме. Эта тенденция связана с рядом обстоятельств, которые лежат в концепции идеализма, где не требуется строго научного объяснения при формулировании новых открытий, идей, теорий. Материалистическая позиция предъявляет большие требования к точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает определенный временной период. Идеализм немецкой классической философии связан с доведением концепции до абсурдных результатов вопреки опыту или эмпирическим доказательствам. Свою роль в этом сыграла экономическая и политическая слабость немецкой буржуазии, что привело к тому, что Германия переживала свое существование скорее в теории, чем на практике.

Следующий момент, объясняющий преобладание идеалистической позиции в немецкой классической философии, связан с развитием философии после Декарта. В противоположность онтологической позиции древней и средневековой философии, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я.  В рамках этой традиции философы Нового времени делают больший упор на субъект, чем на объект, а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия.  В философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение субъекта. Хотя в последующей спекулятивной фазе развития философии (Шеллинг, Гегель) наблюдается переход к онтологической позиции, прежний поэтический приоритет субъекта проецируется на концепцию оснований всякой реальности.

Менее известно, что характерной чертой этого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля). Толчок развитию дал Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея мировой целостности). Другой причиной этой ориентации является так называемая спинозовская дискуссия, вызванная книгой Ф.-Г. Якоби (1743—1819) «Об учении Спинозы», изданной в 1785 г. Дискуссия, направленная на реабилитацию философии Спинозы, является одной из вех прогрессивного духовного развития в Германии того времени. Гердер участвовал в спинозовской дискуссии своим трактатом «Бог» (1787), в котором попытался модернизировать спинозизм (заменил «распространенность» «органическими силами», моделью для которых служит скорее живое существо, чем физический объект). В отличие от атеистической интерпретации Спинозы, которую предпринял Якоби, Гердер защищает пантеистическое понятие бога с некоторыми личными чертами (мудрость, провидение). Спинозовская дискуссия показывает, что послекантовская философия включала в себя и те философские направления в Германии, которые развивались независимо от Канта.

В социальном плане немецкая философия — свидетельство идейного пробуждения «третьего сословия» Германии. Экономическая незрелость и политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная раздробленность Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая философия использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии и Голландии, этот момент  положителен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Феномен немецкой классической философии, когда буквально в течение несколько десятилетий в стране, не имевшей крепких философских традиций, возникло мощнейшее философское течение, когда простые сыновья ремесленников, получив образование, совершали революции в философии, когда такие сложные системы как наук учение Фихте становились массовыми и популярными не имеет аналогов в истории философии. Немецкая классическая философия создала немецкую философскую школу, из которой вышли Шопенгауэр, Маркс, Ницше, Виндельбанд, Хайдеггер, Гуссерль, Ясперс, Кассирер, Хабермарс и многие другие. Немецкая классическая философия не только окончательно оформила философию Нового времени в целостную систему с собственной методологией, но и значительно повлияла на развитие естественных и особенно гуманитарных наук, фактически заложив основы теории права, социологии, антропологии и многих других наук. Повлияла немецкая классическая философия и на наше мышление, для которого понятия диалектики, становления и развития, историзма стали естественными.

Немецкая философия, во-первых, является вершиной мировой философской мысли, поскольку в ней философия показала себя в ее высочайшем, "чистейшем" виде: она, по словам Гегеля, «средствами движения только мировоззренческих категорий показала нам мир и наше место в этом мире. Она, во-вторых, дала нам полную и законченную систему решения всех мировоззренческих проблем. Немецкая философия стала высшим уровнем и в то же время завершением развития античной, а отсюда - и собственно европейской философской мысли. Она развязала все проблемы и таким образом, что и как были начаты еще в условиях культуры античности.

Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности.

Обобщая сказанное, можно сказать, что немецкая классическая философия является не только высшим уровнем, но и завершением развития европейской философской мысли. Это вовсе не значит, что развитие философской мысли закончено немецкой классической философией. Как не может остановиться развитие содержание нашего воззрения на мир и наше место в этом мире, точно так же не может остановиться развитие философской мысли народами еще существующей европейской культуры.

   Философия Нового времени утвердила права разума на познание и развитие науки, отстояла права человека на свободу слова, свободу вероисповедания, на равенство людей перед законом против произвола властей, утвердила многие гуманистические ценности. Всё это не утратило своего значения и для нашего времени.  Во второй половине Х1Х века становятся популярными течения, которые сделают поворот от идей Просвещения и рационализма к иррационализму и различным формам идеализма. Возникшей философии диалектического материализма будут противостоять философия волюнтаризма Шопенгауэра, которая послужит истоком философии жизни Ницше, экзистенциальная философия Кьёркегора, неокантианство, позитивистская философия и другие течения. Философские системы Нового времени будут и сегодня отличаться своей верой в торжество разума и в возможность познания мира, в общественный прогресс и более совершенное общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдающиеся представители немецкой философии.

Гносеологические и этические проблемы в философии Канта

Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.

Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей. Родоначальником немецкой классической философии стал Иммануил Кант (1724-1804). Его философия отразила противоречивость и непоследовательность, склонность к компромиссу и даже примирение непримиримого: материализма с идеализмом, рационализма с сенсуализмом и эмпиризмом. В философии Канта выделяется два периода:

1) докритический и 2) критический. На первом этапе Кант выступает материалистом. На втором этапе - переходит на позиции агностицизма и, во многом, идеализма, сохраняя в своей философии часть материалистического учения (признание «вещи в себе», как существующей не зависимо от нас).

Философия Канта сыграла большую роль в XIX веке, дав сильный толчок развитию диалектики и немецкой классической философии. В его системе категорий диалектики содержалось ядро, из которого Гегель развернёт свой диалектический метод. Философию Канта критиковали с двух сторон: «справа» - за уступки материализму в его учении о «вещи в себе», как существующей независимо от нас; и «слева» - за идеализм, априоризм и агностицизм, в признании «вещи в себе» непознаваемой. Но философия Канта и сегодня вызывает большой интерес и внимание. Кант остается крупнейшим философом в истории  философии.

 

 

 

 

 

 

 


 

Иммануил Кант

 

 

 

 

 

 

 

Иммануил Кант – великий мыслитель Просвещения, проживший всю жизнь в г. Кёнигсберг (нынешний Калининград). Он был очень пунктуальным человеком, Каждый день его не был похож надругой. Кант – автор многих философских трудов. Главные из них: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Кант провел  фундаментальные  исследования работы разума с целью выяснить его пределы. Кант совершил так называемый «коперниковский переворот» в области гносеологии. Он говорил, что не знания должны сообразовываться с предметами, а наоборот предметы должны сообразовываться с познаниями.


Основной вопрос, волновавший Канта: «Как вообще возможно знание о вещах?». Тогда существовало учение о «предустановленной гармонии»: «природа и связь вещей та же, что и связь идей». Но здравый рассудок должен предполагать все, в том числе и то, что нет никакой предустановленной гармонии. Тогда выходит, что мы ничего не можем знать.

Вторым вопросом был: «Как же тогда получается, что мы познаем мир?» По Канту, дело в том, что человеческое сознание само преобразует мир так, чтобы он подходил под человеческий разум.

Кант обнаружил, что в человеческом разуме есть чистые, априорные (без примеси опыта) идеи разума, реальность которых невозможно доказать, но если их отобрать у человека, он не сможет существовать как человек. Это, например, идея Бога, бессмертия, свободы, морали.

Кантовская концепция работы разума приводит к выводу, что философия должна исследовать сам разум, и тогда будет ясно, что мы можем знать. Кант – агностик, он считает, что вещи непознаваемы сами по себе, а всегда опосредованы нашим сознанием.

Этика канта. Главным достоинством человека Кант считал внутренний моральный закон. Он имеет 2 формулировки:

1.Человек должен поступать так, чтобы его поведение было одобрено всеми без исключения людьми.

2. Во всех суждениях человек должен исходить из того, что человечество достойно любви.

Эти моральные качества Кант выводит чисто логически, если следовать им, то не потеряешь человеческого достоинства. Идеал общества для Канта – это общество, где господствует справедливость, и права внутренней совести, где люди больше всего боятся потерять уважение к самим себе.

Иммануил Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику.

 

Гносеологические и этические проблемы в философии Канта.

Основной работой Иммануила Канта (1724-1804) посвящённой гносеологическим проблемам была «Критика чистого разума» (1781). В этой работе Кант на основе анализа методологии других наук и, прежде всего, математики приходит к следующим выводам. Познание человека определяется неким вполне определённым набором идей данных человеку a priori. Собственно говоря, априоризм в гносеологии не столь уж и редкая концепция. Но рационализм не мог объяснить, как в человеческом мышлении, построенном по одним и тем же законам и исходящим из одних и тех же идей, берутся ошибки и разногласия

Что же нового внёс Кант в существовавшие гносеологические концепции? Прежде всего, он ограничил влияние априорных идей на познание человека, и низвёл их от незыблемых законов до неких стимулов направляющих мысль в каком либо направлении, но не строго предопределяющем развитие мысли. То есть для Канта процесс познания представляет собой работу творческого воображения в заранее предопределённом направлении. Причём работа этого творческого воображения может быть не всегда осознанной. Ещё одним принципиальным моментом в гносеологической концепции Канта является то, что в отличие от своих предшественников априорные идеи предопределяют лишь форму познаваемых явлений,  содержание которых берётся из чувственного опыта. Кроме того, эти априорные идеи не являются чем-то раз и навсегда определённым, а могут пополняться. Особенно хорошо это видно на примере изменения идей лежащих в основе различных наук, и чем ближе та или иная наука к чувственному опыту, тем чаще в ней будет происходить корректировка априорных идей, лежащих в основе той или иной науки. К таким выводам привело Канта стремление ответить на вопросы «Как возможна математика?» и «Как возможно естествознание?», а так же тщательный анализ различий между синтетическими и аналитическими суждениями. Таким образом, Кант сделал принципиальный шаг в развитии гносеологии, тем, что предложил концепцию познавательной активности субъекта. До Канта познающий субъект выступал пассивным элементом процесса познания, либо потому что был «мыслительным автоматом» как у Спинозы, либо потому, что как у Декарта, активность человека мешала проявлению через его сознание божественных идей.

 

 

Другой важной частью гносеологической концепции Канта является идея о «вещи в себе». Творчество Канта есть некое светлое пространство освобождённое философом, этот образ подходит не только к этическим концепциям Канта, но и к гносеологическим концепциям философа. Причём это свободное пространство высвобождается не только для познающего разума, но и для объекта, это очень важный нравственный итог концепции Канта.  По сути,  в механистическом и детерминистском мире, как заметил французский философ Жан Бодрийяр в своей книге «В тени молчаливого большинства», «даже  неживая природа стремится ускользнуть от исследователя, стремится не быть объектом». Каково же человеку, обладающему душой и свободой воли быть объектом? Кант своей концепции «вещи в себе», казавшейся современникам агностицизмом, высвободил свободное пространство для того, чтобы не быть объектом.

Я только что упомянула, что гносеологическая концепция Канта казалась современникам продолжением агностицизма, и в этом нет ничего удивительного, ведь тогда естественные науки ещё не столкнулись с проблемами о влиянии  измерителя на измеряемый объект. Пределы человеческого познания продемонстрировала людям квантовая механика, появившаяся как строгая научная концепция более чем через сто лет после «критики чистого разума», в которой принцип неопределённости предусматривает отсутствие у наблюдателя полной информации о системе, таким образом, измеряемая квантовая система является, по сути «вещью в себе». Развитие физики вообще подтвердило многие из Кантовских утверждений, касающихся сферы человеческого познания. Так значительную роль в развитии физики сыграло понятие энергии, притом, что сама энергия непосредственно в эксперименте не измеряется, то есть является неким умозрительным понятием, позволяющем, тем не менее, развивать концепции, опирающиеся на экспериментальное подтверждение.

 

При этом интересен и ещё один момент, идея закона сохранения энергии была изначально настолько чужда физикам, что первые формулировки этого закона были предложены естествоиспытателями любителями, а не физиками профессионалами. То есть идеи определяющие развитие науки являются вполне поддающимися обновлению и дополнению, а не являются статичными изначальными идеями. Не менее «кантианские» процессы идут и в математике, где на смену формальному методу приходит конструктивный, согласно которому математически корректными являются те объекты, которые можно сконструировать в рамках определённых правил.

Ещё одним важным итогом гносеологической концепции И. Канта явился отказ не только от метафизики как направления философии, ведь метафизические понятия не могут быть изучены при помощи чувственного опыта, и таким образом, что противоречит идее о наполнении априорных идей экспериментальным содержанием. С другой стороны при помощи идеи «вещи в себе» Кант отказался и от онтологии.

Этическая концепция Канта представлена в двух произведениях «Критика практического разума» (1785) и «Метафизика нравов» (1797). Основное достижение Канта, по сравнению с предыдущими философами, это автономия морали. Кант указывает в качестве источника моральных норм самого человека, а не общество и не Бога. Таким образом, Кант с одной стороны предоставляет человеку значительную свободу, а с другой стороны возлагает на человека огромную ответственность, ведь теперь человеку не на кого пенять, ибо он сам обладает свободой воли  для реализации морального поведения. К моральной концепции Канта тесно примыкает и его религиозная концепция, которая так же является новым словом в религиоведении. До Канта основными концепциями возникновения религии были с одной стороны церковная концепция богосотворённости и боговдохновенности религиозных институтов, а с другой стороны позиция, определяемая вольтеровским высказыванием -  «Религия появилась, когда встретились мошенник и глупец».

Кант же видит религию, как продолжение внутреннего морального закона, как средство для реализации этого закона.

Кроме того, кантовская этика является способом осуществления реальности человека. Согласно его гносеологической концепции человек принадлежит одновременно двум мирам, с одной стороны познаваемому физическому миру в котором действуют жёсткие причинные законы и всё познаваемо, а с другой стороны к ноуменальному миру вещей в себе, что в плане этики выражается в виде дуализма мира физического и мира ценностей. В мире физическом человек представляет собой лишь объект связанный жёсткими законами природы и не имеющий никакой свободы, и только через реализацию мира ценностей в практической деятельности человек способен стать реальным как личность, а не как физический объект. То есть человек есть своего рода инструмент для взаимовлияния мира духовного и мира материального, и именно через практическую деятельность человек делает реальным для себя, как части ноуменального мира, мир физический.

Философии Канта, эта философская система представляет собой целостную систему идеалистической философии, в гносеологию, этику и эстетику, строя их на общем основании. Этим общим принципом кантовской философии является с одной стороны постулирование существования двух миров, мира физического и мира ноуменального, и преодоление этого дуализма путём творчества, направляемого идеями ноуменального мира и направленного в мир физическийКант.


 

Вывод.

При этом  в реализации своего творческого начала конкретному человеку предоставляется значительная свобода.

Понимая кантовскую философию именно таким образом, становится понятным, почему, несмотря на использование Кантом антиномий для обозначения противоположных подходов к проблеме, он так и не сделал последнего шага ведущего его к диалектике, а именно, не предложил философского разрешения этим противоречиям. Кант просто  перенёс разрешение этого противоречия в сферу практической деятельности, где каждый человек волен сам выбирать путь. Таким образом, кантовская философия есть не инструкция, направляющая действия человека в конкретное русло, а инструмент для рефлексии человека о способах реализации своей свободы. Теперь понятно, почему кантовская философия не устроила философов нового времени, и почему вся немецкая классическая философия оказалась, по сути, попыткой преодоления Канта, и, прежде всего, попыткой философского разрешения проблемы дуализма между миром физическим и миром ноуменальным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Первоисточники

1.      Виндельбанд В. Философия XIX века в сборнике «Фауст и Заратустра» СПб. «Азбука»2001

2.      Гегель Наука логики в сборнике Работы разных лет.  М., «Мысль», 1972.

3.      Гулыга А.В.  Немецкая классическая философия М. 2001

4.      История философии в кратком изложении М. «Мысль» 1994

5.      Кант И. «Критика чистого разума» СПб. «Тайм-Аут» 1993

6.      Кант И. «Пролегомены» М. «Прогресс» 1993

7.      Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVII – начала XIX века М. «Высшая школа» 1989

8.      Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта Екатеринбург 1993

9.      Мамардашвили М. Кантианские вариации

10.    Хайдеггер М. Кант и метафизика

11.    Хайдеггер М. – Кассирер Э. Семинар в сборнике «Фауст и Заратустра»

12.    Шпенглер О. Закат Европы, Минск «Харвест», 2000

13.    Шульце-Гервениц Г. Маркс или Кант? в сборнике «Фауст и Заратустра»

Дополнительная литература

1. История философии в кратком изложении. М., 1991.

2. Каримский, А.М. Философия истории Гегеля / А.М. Каримский. М., 1988.

3. Кузнецов, В.И. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX веков / В.И. Кузнецов. М., 1989.

4. Любутин, К.Н. Истоки философской антропологии: Кант, Шопенгауэр, Фейербах / К.Н. Любутин, А.С. Чупров. Челябинск, 2005.

5. Ленин, В.И. Философские тетради / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 29.

6. Мотрошилова, Н.В. Рождение и развитие философских идей / Н.В. Мотрошилова. М., 1991.

7. Мудрагей, Н.С. Вещь в себе: от неузнаваемости к узнаваемости (Кант – Шопенгауэр) / Н.С. Мудрагей // Вопросы философии. 1999. № 1.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Главные проблемы и задачи немецкой классической философии

Главные проблемы и задачи немецкой классической философии

Содержание. 1. Особенности и главные черты немецкой классической философии

Содержание. 1. Особенности и главные черты немецкой классической философии

Введение Определение «классическая» немецкая философия получила в книге

Введение Определение «классическая» немецкая философия получила в книге

Немецкая философия конца XVIII — первой трети

Немецкая философия конца XVIII — первой трети

И хотя ее интересы не совпадали полностью с интересами юнкеров, она покорно шла в фарватере политики дворянского государства

И хотя ее интересы не совпадали полностью с интересами юнкеров, она покорно шла в фарватере политики дворянского государства

Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические, этические проблемы и др

Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические, этические проблемы и др

Материалистическая позиция предъявляет большие требования к точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает определенный временной период

Материалистическая позиция предъявляет большие требования к точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает определенный временной период

Спинозы, которую предпринял Якоби,

Спинозы, которую предпринял Якоби,

Заключение Феномен немецкой классической философии, когда буквально в течение несколько десятилетий в стране, не имевшей крепких философских традиций, возникло мощнейшее философское течение, когда простые сыновья…

Заключение Феномен немецкой классической философии, когда буквально в течение несколько десятилетий в стране, не имевшей крепких философских традиций, возникло мощнейшее философское течение, когда простые сыновья…

Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм…

Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм…

Выдающиеся представители немецкой философии

Выдающиеся представители немецкой философии

Иммануил Кант – великий мыслитель

Иммануил Кант – великий мыслитель

Тогда выходит, что мы ничего не можем знать

Тогда выходит, что мы ничего не можем знать

Познание человека определяется неким вполне определённым набором идей данных человеку a priori

Познание человека определяется неким вполне определённым набором идей данных человеку a priori

Спинозы, либо потому, что как у

Спинозы, либо потому, что как у

При этом интересен и ещё один момент, идея закона сохранения энергии была изначально настолько чужда физикам, что первые формулировки этого закона были предложены естествоиспытателями любителями,…

При этом интересен и ещё один момент, идея закона сохранения энергии была изначально настолько чужда физикам, что первые формулировки этого закона были предложены естествоиспытателями любителями,…

Религия появилась, когда встретились мошенник и глупец»

Религия появилась, когда встретились мошенник и глупец»

Философии Канта, эта философская система представляет собой целостную систему идеалистической философии, в гносеологию, этику и эстетику, строя их на общем основании

Философии Канта, эта философская система представляет собой целостную систему идеалистической философии, в гносеологию, этику и эстетику, строя их на общем основании

Библиографический список Первоисточники 1

Библиографический список Первоисточники 1

Хайдеггер М. Кант и метафизика 11

Хайдеггер М. Кант и метафизика 11
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2022