Министерство здравоохранения Ростовской области Государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования «Сальский медицинский техникум» СООБЩЕНИЕ По дисциплине : «Основы философии» На тему: «Философия в повседневной жизни»
Выполнил: Преподаватель:Усков А.В
Повседневный мир – это мир, в котором мы живем каждый день, радуемся и грустим, решаем проблемы и общаемся, который мы переживаем в своих непосредственных ощущениях. Обыденная жизнь имеет множество граней и проявлений, она обладает своими особенностями и развивается по своим законам.
Особенности обыденной картины мира:
-антропоцентричность: человек является центром в повседневном видении мира, все в мире оценивается с точки зрения значимости для человека;
-интерсубъективность, т.е. повседневная жизнь формируется и проявляется в общении людей;
-концентрированность на практическом решении повседневных, бытовых проблем;
-прагматичность, принцип полезности;
-ориентированность на настоящее и ближайшее будущее;
-индивидуальность повседневной картины мира для каждого человека и ее изменчивость, т.е. возможность переосмысления;
-схематичность, стремление к созданию стереотипов, ориентация на стандарты;
-основой обыденной картины мира являются переживания, эмоциональные состояния.
В центре внимания философии повседневности экзистенциальные проблемы, т.е. проблемы человеческого существования, связанные с переживанием человеком своего бытия в мире. Экзистенциальные проблемы решаются не только в философии, но и, прежде всего, в повседневной жизни на уровне обыденного сознания.
Философия Возрождения возвращается к земным проблемам повседневной жизни. Повседневность рассматривается здесь как арена человеческих страстей. В философии Нового времени проблемы обыденной жизни отходят на второй план, уступая место вопросам научного познания, поиска сущности бытия, раскрытия законов существования мира. В русской философии конца XIX – начала ХХ вв. экзистенциальные проблемы получили развитие в философии В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка и др. Повседневность стала отдельным предметом философского размышления в западной философии ХХ в. Впервые к ней обратился основоположник феноменологии Эдмунд Гуссерль, который ввел понятие «жизненный мир». Важнейшее место проблемы повседневной жизни занимают в экзистенциализме, психоанализе, в персонализме.
Эдмунд Гуссерль
Основные проблемы философии повседневности:
-проблема жизни и смерти. Философия рассматривает различные аспекты этих проблем: жизнь как жизненный путь, диалектика необходимости и случайности, проблема свободы выбора на этом пути, смысл человеческой жизни и смерти, смертность и возможность достижения бессмертия;
-проблема коммуникации, понимания и тесно связанная с ними проблема одиночества;
-проблема свободы. Свобода рассматривается в философии как идеал социального и индивидуального бытия. Эта проблема предполагает решение вопросов о соотношении свободы и необходимости, свободы и ответственности, свободы и любви;
-проблема любви во всех ее проявлениях;
-проблема счастья и др.
Среди категорий человеческого существования можно назвать также страх, стыд, лень, боль и другие.
Философия может научить нас многому: смотреть на проблему со стороны, доверять себе и быть смелее.
Порой нам приходится слышать, что того или иного знакомого или друга постигла неудача на работе или в личной жизни. Потом с течением времени неудачи оборачиваются удачами. И наоборот.
Философия помогает пережить этот момент отчаяния путём отстранения от события, беспристрастным взглядом со стороны. Многие ждут от философии ответа на глобальные вопросы человечества и непреложных истин, хотя сами философы всегда напоминают, что философия — это про сам поиск (истины ли, своего предназначения ли), а не про результат.
Слово «философия» переводится с древнегреческого как «любовь к мудрости». Мудрость, как и не абсолютная истина, может быть разной, меняясь от момента времени, нашего внутреннего фокуса и их со-настройки.
Если бы в нашей жизни всё шло ровно и гладко, то и не было бы возможности для роста. Тяжёлые ситуации, проигрыши помогают нам иначе посмотреть на проблему, которую мы пытаемся игнорировать. Именно из состояния внутреннего ада и начинается движение в сторону качественных изменений.По сути, каждый проходит в своей жизни тяжёлые моменты сомнений, сложности выбора, внутренней разомкнутости. Главное — помнить, что это нормально, что без этих раздумий личность не может расти.
«Так говорит Заратустра» Ницше пишет:
«Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду».
Поэтому не забывайте, что за разрушением чего-то старого должно следовать созидание нового. И в минуты сильнейшего отчаяния помните: достигнув дна, мы можем следовать только наверх.
Людвиг Витгенштейн, один из самых влиятельных философов XX века, совсем молодым человеком писал в своём дневнике:«Делай всё наилучшим образом! Большего ты сделать не можешь: и пребывай в радости. Дай другим быть самими собой. Ведь другие не поддержат тебя, а если и поддержат, то только лишь на короткое время».
Это напутствие из его «Тайных дневников» 1914–1916 годов, которые он вёл, воюя на передовой, испытывая ужасные лишения и каждый день рискуя жизнью. Но об этом важно помнить и в повседневности: вкладывать душу в своё дело, опираться только на себя и учиться быть счастливым. Это не фигура речи — «учиться быть счастливым». Этому действительно нужно учиться. И не забывать, что мы не в силах повлиять на большую часть того, что происходит в мире, поэтому об этом не стоит переживать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕФилософия началась с того, что человек начал искать свое место в этом мире, но определяя место в этом мире, он должен был определить отношение к другому человеку. И это взаимодействие другого человека с другим человеком рождало душевное страдание или удовольствие, которое тоже требовало объяснения. И наконец, цепочка из идей и мыслей выработалась у человека. А дальше начали свой рост правила…
Как бы ни был человек далек и отстранен от философии, у него обязательно есть теория, объясняющая, почему он живет именно так, как живет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.