Филворд как средство развития интеллекта

  • doc
  • 10.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Филворд как средство развития интеллекта.doc

Филворд

как средство развития общеинтеллектуальной  сферы детей

Филворд – это разновидность кроссворда, которая существенно отличается  от классического варианта. Венгерский кроссворд (другое название филворд) имеет поле без черных клеток и нумерации. Все поле заполнено буквами. Каждая буква может входить в состав только одного слова. Слова в этом кроссворде не пересекаются и не образуют «крестов» – это одно из основных отличий филворда от классического кроссворда.  Но есть и сходство в филворде, как и в обычном кроссворде предлагаются задания, которые необходимо решить. В  филворде для детей,  задания часто приводятся в виде иллюстраций.
            Филворды появились достаточно давно, но большинство из нас  воспринимают их лишь в качестве приятного времяпрепровождения, и весь развивающий потенциал этой увлекательной  интеллектуальной игры остается мало используемым. На самом деле, филворд  может быть использован  в качестве игровой  технологии как на уроках по различным дисциплинам, так и на занятиях, целью которых является развитие познавательной и интеллектуальной сферы школьников. Это уникальная  технология,  которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения различным умениям и навыкам. Тем, кто работает с детьми хорошо известно, что игра всегда положительно эмоционально окрашена, а эмоциональность игрового действия в свою очередь позволяет  активизировать все психологические процессы и функции ребенка. Еще одной  положительной стороной игры является то, что она позволяет школьникам использовать знания в новой ситуации, таким образом, усваиваемый материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

         Обучение   посредством игры, позволяет  усвоить учебный материал, детям удобно и естественно.    Поэтому, в частности использование филвордов на занятиях помогает существенно обогатить и активизировать словарный запас, что является первым шагом в развитии словесно-логического мышления. Как показывает практика, при выполнении задания усиливается внимание к каждому слову, его значению, написанию.       

Очень часто если при поиске заданных слов встречается незнакомое, дети активно интересуются его значением, тогда как, увидев его в  тексте, где от «потери» одного слова не теряется общий смысл написанного или сказанного оно, скорее всего, осталось бы незамеченным.  Это же в свою очередь существенно облегчает  запоминание новых терминов и понятий.

            На занятиях по развитию общеинтеллектуальных умений школьников такая форма как филворд эффективно помогает в закреплении и отработке полученных умении. Например, при закреплении у  ребят  умения обобщать, классифицировать, исключать лишнее и т.п. Детям предлагается найти в филворде не просто слова, как в классическом варианте, а например названия животных. При этом к названиям животных в головоломке может быть добавлено, название птицы. В ходе выполнения задания  ученикам необходимо отнести найденные слова, к какому либо  понятию, в данном случае относящиеся к категории животные, и исключить «лишнее» слово.

Отдельно хотелось бы сказать об эффективном приеме  использования   филворда в виде мобильного приложения. Это ко всему вышеперечисленному и позволяет обеспечить яркую высококачественную наглядность, привлечь гораздо большее количество дидактического материала, в сравнении с бумажным вариантом. Кроме этого специалисты отмечают, что использование современных  гаджетов повышает объем выполняемой работы,  1,5-2 раза, обеспечивает высокую степень дифференциации и индивидуализации обучения, расширяет возможность самостоятельной деятельности обучающихся. 

Именно использование современных инфорамационно - коммуникативных технологий позволяет  педагогу подобрать дидактический материал с учетом индивидуальных особенностей и интересов  каждого ребенка. Существующие компьютерные приложения дают возможность  ребенку самостоятельно контролировать правильность и скорость выполнения задания, сравнивать свои успехи, с успехами одноклассников, со своими собственными, при помощи начисляющихся бонусов, достигнутых уровней и т.п.

Таким образом, использование в разных вариантах такой игровой технологии как филворд, позволяет развивать, не только познавательные и интеллектуальные способности обучающихся  с ОВЗ, но и эмоционально-волевые, регулятивные,  и личностные качества необходимые для успешной реализации в основной учебной деятельности. Ведь всестороннее развитие  является особенно важным для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

Педагог – психолог: Еремина О.В.


Посмотрите также