Финансовая грамотность 3 класс
раБоЧая тЕтраДь
москва
издательство «интеллект-Центр»
2018
УДК 373.167.1:336+336(075.3)
ББК 65.26я72
Ф59
Авторский коллектив:
Анна Александровна Козлова
Мария Александровна Лангер
Анастасия Владимировна Половникова
Елена Лазаревна Рутковская
Галина Владимировна Рыченкова Наталья Валерьевна Штильман
Стихи:
Мария Александровна Лангер
Ф59 Ф инансовая грамотность. 3 класс : рабочая тетрадь / [А.А. Козлова, М.А. Лангер, А.В. Половникова и др. ; стихи М.А. Лангер] ; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018. – 24 с.
ISBN 978-5-907157-16-3
Рабочая тетрадь адресована младшим школьникам. Она является частью учебно-методического комплекта по финансовой грамотности, подготовленного к апробации по заказу Банка России. Тетрадь включает в себя задания, способствующие формированию разумного финансового поведения младших школьников на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.
УДК 373.167.1:336+336(075.3)
ББК 65.26я72
Генеральный директор М.Б. Миндюк
Редактор Д.П. Локтионов
Художественный редактор Е.Ю. Воробьева
Компьютерная вёрстка и макет Е.В. Лупенко Художник А.С. Хабибова
Подписано в печать 07.12.2018 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,0.
Тираж 250 экз. Заказ №
ООО «Издательство «Интеллект-Центр»
125445, Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом. I, ком. 14
ISBN 978-5-907157-16-3 © А.А. Козлова, М.А. Лангер,
А.В. Половникова и др., 2018
© Оформление – ООО «Издательство
«Интеллект-Центр», 2018
ДЕньги настояЩиЕ и нЕнастояЩиЕ
|
Настоящие _____________ – это купюры и ______________, выпущенные Центральным ____________ Российской Федерации. Кроме настоящих денег могут встречаться и ____________. Деньги, которые рисуют для _____________, – ненастоящие. Встретиться могут и ________________ деньги, – они так похожи на настоящие, что на первый взгляд их даже не отличить. За подделку денег предусмотрено ____________________. Если в руки попала фальшивая __________________, ею ни в коем случае нельзя даже пытаться _____________________.
слова-подсказки: деньги, монеты, купюра, игры, Банк, ненастоящие, фальшивые, наказание, расплатиться.
|
слова: фальшивые, подлинные, законные, неподдельные.
Настоящие деньги |
Ненастоящие деньги |
|
|
|
|
|
|
ответ: ________________________________________________________ Пояснение: ___________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
|
|
5. Что делать?
|
ЗанятиЕ 2
Что могУт ДЕньги
|
Коль работаешь отлично,
Ждёт тебя твой стимул личный, Можешь смело, так и быть, Тратить их или копить.
О чём речь? _________________
Раньше, в древние века (денег не было пока),
Было всё лишь на обмен:
Хлеб орудию взамен.
Звался как у всех людей
Тот обмен? Пиши скорей ______________
Из кармана в кошельки
Скачут резво «кругляшки»,
Их можно тратить и копить, Потом мечту осуществить.
А падая, звенят нередко,
Ведь из металла что? __________________
|
300 копеек ______
500 копеек ______
643 копейки _______
945 копеек _______
Медведица напекла пирожков с малиной.
Вместе с медведем они решили, что 1 пирожок можно продать за 12 рублей. Сколько пирожков сможет купить Лиса, если у неё 72 рубля?
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
Прочитайте поговорку.
ЗДОРОВЬЕ НЕ КУПИШЬ
|
1) ____________________________________ не купишь.
2) ____________________________________ не купишь.
3) ____________________________________ не купишь.
лЕгко ли вЕсти своЁ ДЕло
Однажды Пекарь не смог работать целый день из-за сильной грозы, – в пекарне отключили электричество.
Было воскресенье, жители города ждали свежие булочки.
Накануне пекарь уже купил все необходимые продукты:
Муки – 2 мешка по 20 монет
Яиц – 7 десятков по 10 монет за десяток
Масла – 5 кг по 50 монет
Сахар – мешок за 30 монет
Изюм – коробка за 20 монет
Сухофрукты, орехи и посыпка – 20 монет
Этого должно было хватить на производство 300 булочек по 3 монеты каждая. Но булочек не было. Пекарь понёс убытки.
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
На следующий день, в понедельник, Пекарю нужно было не только изготовить булки, но и оплатить работу хлебопёков и водителей.
Для производства изготовления булок ему нужно было:
Муки – 3 мешка по 20 монет
Яиц – 10 десятков по 10 монет за десяток
Масла – 8 кг по 50 монет
Сахар – мешок за 30 монет
Пекарь считал: в цехе работало 3 хлебопёка. Каждый хлебопёк должен получить 40 монет. Для транспортировки хлеба необходимо 2 машины. Работа каждого водителя стоит 40 монет.
|
Решение: __________________________________________
Ответ: ____________________________________________
За этот день Пекарь произведёт 330 булочек. Пекарь продаёт одну булочку за 3 монеты.
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
|
Решение: __________________________________________
Ответ: ____________________________________________
У нашего Пекаря появился конкурент. Ему нужно привлечь внимание покупателей к улучшенной булочке, а также к новому товару – безе. Нарисуйте рекламный плакат для Пекаря.
Придумайте небольшое рекламное стихотворение или слоган.
когДа рискУЕШь ДЕньгами
Распределите действия в две группы – рискованные действия и действия, лишённые риска.
• Съесть невымытый фрукт.
• Избегать безлюдных мест.
• Перебегать улицу на красный свет светофора.
• Дать деньги в долг.
• Участвовать в уличной лотерее.
• Проверить сдачу, которую дал продавец в магазине.
• Взять конфету у незнакомого человека.
|
Медведь планирует вложить деньги в новую пасеку. Ему нужно приобрести 4 улья с пчёлами по 60 монет каждый, закупить банки для мёда не менее 40 штук (каждая банка стоит 3 монеты), арендовать место на рынке на три дня (один день стоит 8 монет).
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
|
|
Деньги могут не вернуть – __________________________________
_____________________________________________________________
Банк может закрыться – _____________________________________ _____________________________________________________________
Может стать меньше покупателей – ____________________________ _____________________________________________________________
Предприятие может не заработать денег – _____________________ _____________________________________________________________ слова-подсказки: владелец магазина; давший деньги в долг; вложивший деньги в предприятие; положивший деньги на счёт в банке.
Нарисуйте плакат, который напомнит об опасностях рискованных действий.
Если нУЖно вЗвЕШивать
Цена 1 кг картофеля – 30 рублей, лука – 25 рублей, свёклы – 35 рублей.
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
Мама на рынке купила арбуз весом 11 кг по цене 15 рублей за 1 кг.
Сколько денег истратила мама?
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
Ответ: ____________________________________________
|
Памятка покупателю на рынке
1) Придя на овощной рынок и подойдя к прилавку, _______________ изучи ____________ и их ____________ .
2) Выбери _____________________________ тебе товар.
3) Сообщи продавцу, сколько ___________________ каждого товара тебе необходимо.
4) Внимательно наблюдай, как продавец _________________ твою покупку.
5) _________________________ стоимость, которую назовёт тебе продавец.
6) Расплатись за _______________________.
7) Проверь ____________________.
слова-подсказки: товар, цена, внимательно, необходимый, килограмм, взвешивать, пересчитать, сдача, покупка.
ЗаЧЕм сЕмьЕ сБЕрЕЖЕния
|
ЗАРПЛАТА
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
ПЕНСИЯ
БЕНЗИН
ЛЕКАРСТВА
СТИПЕНДИЯ
ВЫИГРЫШ В ЛОТЕРЕЮ
ОДЕЖДА
ПРИБЫЛЬ ОТ БИЗНЕСА
«Мама, папа! Весь класс едет на экскурсию в другой город, я бы тоже хотела», – сказала Люся в день получения родителями зарплаты. «Хорошо, – сказала мама. – Мы с папой как раз рассчитываем наши траты на предстоящий месяц. Твою экскурсию мы не запланировали. Однако было бы совсем неплохо, если бы ты съездила. Может быть, ты найдёшь, на чём можно сэкономить. Вот посмотри список наших трат на следующий месяц». И мама протянула Люсе блокнот, в котором были записаны предстоящие расходы.
|
1) Квартирная плата.
2) Тёплые ботинки трёхлетнему брату.
3) Посещёние аквапарка.
4) Оплата электричества, воды, телефона.
5) Покупка компьютерной игры.
6) Расходы на транспорт.
7) Питание.
8) Совместный поход в кафе.3. сколько лет
Кум Тыква экономил деньги и покупал по 4 кирпича каждый год. Всего он скопил 120 кирпичей.
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
Помогите семье составить бюджет на месяц.
Доходы |
расходы |
____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ |
____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ |
Итого: ________________ руб. |
Итого: _________________ руб. |
Запишите в соответствующие колонки.
Питание – 33 тыс. рублей
Прибыль от бизнеса мамы и папы – 50 тыс. рублей
Товары для дома – 6 тыс. рублей
Оплата коммунальных услуг (свет, вода, электричество) – 7 тыс. рублей
Пенсия дедушки – 12 тыс. рублей
Телефон, Интернет – 1 тыс. рублей
Уроки английского языка младшей сестры – 4 тыс. рублей
Стипендия старшего брата – 2 тыс. рублей
Транспорт – 3 тыс. рублей
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________ ЗанятиЕ 7
ДЕньги в раЗнЫХ странаХ
|
||||||||
|
Россия |
евро |
|
|||||
|
Мексика |
доллар |
|
|||||
|
Испания |
лира |
|
|||||
|
США |
юань |
|
|||||
|
Турция |
рубль |
|
|||||
|
Китай |
песо |
|
|||||
Петя с родителями за границей. Он очень хочет попасть в парк аттракционов. Входной билет стоит 25 евро. Нужно купить хотя бы два билета. Папа говорит Пете, что у него остались только рубли и нужно обменять деньги. 1 евро стоит 75 рублей. У папы есть 4000 рублей.
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
3. Загадки в кроссворде Разгадайте кроссворд.
1. Знай российскую валюту Ты в любое время суток!
2. Ты в Китае?
Здесь достань
Деньги местные – _______
3. Что в деньгах в семью идёт, Называется ________.
4. Если деньги отложить, Сможешь многое купить!
Забыть про все лишения Помогут ________________.
5. Рубли, юани, кроны, евро – Знаете вы их, наверно. На них мы вещи покупаем, И словом общим называем!
6. Только те, кто трудятся, На неё любуются. Всем работникам за труд Дважды в месяц выдают.
Давайте представим, что мы отправляемся в путешествие на родину сказочных героев.
ЗОЛУШКА ПЕТРУШКА ЧИПОЛЛИНО
КОЛОБОК КАРЛСОН ТРИ МЕДВЕДЯ
|
Приехав во Францию, Кирилл и Михаил отправились менять рубли на евро. После обмена у них оказалось 40 евро.
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
Ответы на кроссворд к занятию «Деньги в разных странах»
соДЕрЖаниЕ
ЗАНЯТИЕ 1. ДЕНЬГИ НАСТОЯЩИЕ И НЕНАСТОЯЩИЕ ............................. 3
ЗАНЯТИЕ 2. ЧТО МОГУТ ДЕНЬГИ ....................................................................... 6 ЗАНЯТИЕ 3. ЛЕГКО ЛИ ВЕСТИ СВОЁ ДЕЛО ................................................. 9 ЗАНЯТИЕ 4. КОГДА РИСКУЕШЬ ДЕНЬГАМИ .................................................12 ЗАНЯТИЕ 5. ЕСЛИ НУЖНО ВЗВЕШИВАТЬ ......................................................15
ЗАНЯТИЕ 6. ЗАЧЕМ СЕМЬЕ СБЕРЕЖЕНИЯ ....................................................18
ЗАНЯТИЕ 7. ДЕНЬГИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ ..................................................21
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.