Финансовая
грамотность для детей: как и когда учить ребенка обращаться с деньгами
Что такое финансовая
грамотность?
Для взрослых и детей само
понятие финансовой грамотности идентично. Отличаются только частности в силу
разного уровня владения денежными средствами и их использования.
Финансовая грамотность – это
совокупность денежных установок, умений копить, тратить, поддерживать и
повышать уровень благосостояния и качества жизни [Роспортребнадзор, 2022].
В общем смысле финансовая
грамотность включает в себя:
• Умение планировать доходы и
расходы – предвидеть размер прибыли и ставить ограничения на траты, вести их
учет.
•
Рациональный выбор банковских продуктов и различных услуг: кредитов,
страховок, онлайн-помощников и программ.
• Способность рационально
выбирать нужные товары.
• Умение избегать больших
платежей по кредиту, ипотеке и прочим долговым обязательствам, если таковые
образовались.
• Знание своих прав как
потребителя и умение их отстоять.
• Готовность решать
непредвиденные вопросы в плане финансов.
• Способность ставить
реалистичные цели и двигаться к их достижению.
• Умение разбираться в денежных
инструментах: инвестициях, активах и т.д.
Взрослый человек, умеющий
грамотно распоряжаться с деньгами, ориентируется в экономической обстановке
своего предприятия, региона и страны.
Чтобы увеличивать достаток, в
рамках финансовой грамотности целесообразно осваивать новые инструменты
увеличения благосостояния. Умение грамотно распоряжаться деньгами, по
наблюдениям, делает людей более успешными вне зависимости от того, где и кем
они работают, сколько зарабатывают.
Отсутствие навыков управления
финансами неизбежно приведет к неразумным тратам, опрометчивым решениям и
покупкам, долговым ямам.
Финансовая грамотность для
детей включает в себя практически те же пункты, что для взрослого, только в
рамках меньшей зоны охвата:
• Научиться планировать расходы
относительно доходов.
• Ставить цели (желания) и
откладывать на них, копить, в меру возможностей зарабатывать.
• Уметь выбирать товар.
• Высший пилотаж –
инвестировать, давать деньгам расти (да-да, это доступно и детям, далее
рассмотрим этот вопрос).
Освоение основ финансовой
грамотности в детстве повышает шансы ребенка на благополучную жизнь с самого
начала периода, когда он начнет зарабатывать, а может, и прийти к этому порогу
с накоплениями.
Финансовая грамотность для
детей дошкольного возраста
Интересно, что образовательные
программы создают не только для школьников, но и для подопечных детских садов.
Оказывается, разработки образовательных методических материалов в этом
направлении для детсадовцев ведутся более 20 лет. Правда, не централизованно по
рекомендациям министерства образования и Центробанка, а педагогами и
коллективами в частном порядке.
Необходимость знакомства
дошкольников с основами экономики возникла как идея повышения уровня финансовой
грамотности с ранних лет, пока как таковых денег у ребенка еще либо нет, либо
есть, но в очень ограниченном количестве – редко можно встретить малыша,
которому дают на карманные расходы. И все же, экономика и дошкольник связаны –
дети слышат дома о росте цен, мама с папой могут обосновывать целесообразность
покупки не такой игрушки, какую хочет ребенок, а другой, потому что, например,
денег на желаемую сейчас нет.
Некоторые дошколята на день
рождения получают конверт с деньгами и, конечно, знают, как его «правильно»
потратить. Основы финансовой грамотности на этом этапе помогают избежать таких
проблем, как постоянные «купи», истерики в магазине у витрины с игрушками,
неоправданно высокие запросы на развлечения, вкусняшки и т.д. [Ю. А.
Герасимова, 2021]. Уже в 5-7 лет ребенку можно объяснять, как приумножать
достаток семьи и его карманные деньги.
Образовательные программы
финансовой грамотности для детей могут быть составлены по-разному ввиду
отсутствия единого стандарта, а объединяет их общий принцип – доступность
подачи информации и игровое сопровождение для закрепления навыков на практике.
Хороший пример такой программы
– учебно-методическое пособие «Финансовая грамотность для детей дошкольного и
младшего школьного возраста и родителей», которое используют в детском саду №20
в Калининграде [М. О. Еремина, 2017]. Она предполагает обучение и малышей, и их
мам и пап – составители методички убивают двух зайцев одновременно. В рамках
этого обучения финансовой грамотности детей затрагивают такие темы,
как:
• совместные покупки;
• выбор товаров;
• способы потратить деньги с
пользой.
Дети узнают:
• что такое бартер;
• как считать деньги;
• как уберечь деньги от
«ловушек» в виде хотелок и спонтанных трат;
• что такое кредиты.
В результате обучения у детей
формируется понимание, как стоит обращаться с деньгами и какие ошибки при
этом могут возникать. Педагоги приводят причинно-следственные связи и в игровой
форме с детьми воспроизводят разные ситуации: когда есть деньги, когда они
закончились, когда купил вроде бы нужную игрушку, а потом разочаровался в ней,
и т.д. У детей возникает интерес к теме, к школе они подходят уже как ответственные
носители карманных сбережений, а не транжиры.
Вы можете узнать, ведется ли в
вашем детском саду формирование финансовой грамотности детей дошкольного
возраста – обычно эта информация есть на сайте ДОУ. Наличие такой программы
может быть весомым преимуществом при выборе дошкольного воспитательного
учреждения.
Необходимость учить ребенка
финансовой грамотности
«Нас не учили, но мы выросли
нормальными» в данном случае не работает – много россиян признаются, что
недовольны своим финансовым положением. Как показала статистика Центробанка,
ситуация в стране и правда неблагоприятная в плане финансовой грамотности
населения.
Как показал опрос, 89% россиян
хотели бы научить детей правильно обращаться с деньгами [РБК, 2021]. Проблема в
том, что не каждый взрослый действительно знает, как «правильно».
Соответственно, для многих этот процесс не запускается, ситуация становится на
самотек: родители дают детям деньги, а те распоряжаются ими по своему
усмотрению и в подавляющем большинстве случаев попросту тратят свой
бюджет.
Задача родителей – заложить
детям фундамент грамотного обращения с деньгами и отношения к ним. В некоторых
семьях эта тема табуирована по разным причинам. Родители считают, что ребенок
сам научится обращаться с деньгами.
Представьте ситуацию: вам нужно
научиться красиво танцевать. Вы никогда этим не занимались и решили
самостоятельно освоить искусство. Пробуете двигаться, повторяете за танцорами в
телевизоре, смотрите видеоуроки. Но практика в итоге пущена на самотек: системы
обучения нет, никто не может проконтролировать, насколько правильно вы
двигаетесь, получается ли танец.
Можно пойти другим путем –
сразу найти педагога, который за пару месяцев научит вас двигаться, поставит
движения, хореографию, вы освоите азы танца.
То же самое с ребенком: чем
больше структурированной информации он получит на старте, тем быстрее освоит
основные принципы управления собственными финансами и избежит ошибок,
на разрешение которых могут уйти годы.
Формирование финансовой
грамотности детей на руку родителям:
• Маме и папе не нужно тащить
все на себе, удовлетворяя все прихоти ребенка.
• Уходит проблема запросов
«купи мне десятую футболку, последнюю версию смартфона или кроссовки известного
бренда».
• Ребенок учится самостоятельно
покупать то, что ему нужно по мелочи в быту.
Ребенок поймет, что деньги не
берутся из ниоткуда, что баланс банковской карты родителей не безлимитный,
сможет самостоятельно ставить реалистичные цели и обретет частичную финансовую
независимость.
Правильное использование
карманных денег облегчит жизнь и ребенку, и родителям.
Рекомендации родителям
Эти рекомендации помогут
родителям выстроить доверительные отношения с детьми в процессе обучения
ребенка правильному поведению с финансами:
• Давайте деньги в оговоренный
срок с установленной периодичностью. Ребенок научится рассчитывать расходы и не
просить пополнить счет или выдать купюры, как только предыдущий лимит у него
исчерпался. Это дисциплинирует и детей, и родителей. К тому же ребенок учится
соблюдать договоренности и избежит тревожности за свои планы.
• Расскажите, как приумножить
деньги. Покажите, как в приложении можно открыть вклад, на который будут
начисляться проценты, объясните, что такое кэшбэк, инвестиции и акции.
Расскажите, как можно завести целевую копилку и объясните, что малыш через
какое-то время может сам исполнить свою маленькую мечту.
• Не забирайте деньги – это
нечестно. Если берете в долг – отдавайте, этим вы проявите к ребенку уважение,
а у него не сформируется опасение, что деньги так просто может забрать кто-то,
кто сильнее. Соответственно он вряд ли сам будет так поступать по отношению к
более слабым.
• Помогите завести копилку в
мобильном банке или купите красивый кошелек или копилку ребенку. Объясните, как
можно копить, откладывать, делить деньги на накопительную часть и ту, которую
можно потратить.
• Расскажите о том, как тратить
деньги с пользой. Например, часть карманных средств в виде небольшого доната
или кэшбэк направлять на благотворительность – на помощь людям,
детям, животным.
• Не говорите, что денег нет –
ребенку не нужно знать обо всех проблемах взрослых, даже в разговорах о
формировании семейного бюджета. «Нет денег» – это установка, которая прочно
фиксируется на подкорке и дает чувство тревожности у ребенка, даже когда он
вырастает, становится взрослым и дефицита финансов не испытывает. Он может жить
с ощущением, что деньги вот-вот закончатся, ему на что-то не хватит, у кого-то
чего-то больше и т.д.
• Не ругайте за глупую, на ваш
взгляд, покупку. Возможно, для ребенка она была не такой уж неважной, раз он
потратил на нее собственные деньги. Родителям стоит поговорить об этом с
ребенком, помочь сделать выводы. Превратите неудачу в ценный опыт.
Воспринимайте ребенка как
самостоятельного человека – это здорово помогает ему научиться ответственности,
а вам обрести спокойствие и проще относиться к его неудачам и искренне
радоваться победам.
Ошибки родителей
Далее рассмотрим самые
распространенные ошибки родителей, которые возникают при обучении ребенка
обращению с деньгами и могут повлиять на процесс только негативно:
• Наказание ребенка за
настойчивые просьбы купить игрушку/вещь, манипуляции чувством
вины («как тебе не стыдно просить», «у нас нет денег на это», «что это за
бесполезность, тебе это не нужно», «тебе это не нужно, мне лучше об этом знать»
отнесем сюда же). Возникающие вопросы нужно решать спокойно, без манипуляций и
давления.
• Реализация противоположного
сценария детства родителей, у которых не было разнообразия еды, игрушек,
развлечений в юные годы – самая большая ошибка взрослых. Бесконтрольное
задаривание притупляет у ребенка ценность вещей и денег соответственно. Кроме
того, в таком случае материальные вещи становятся предметом манипулирования
родителями.
• Плата за оценки в школе. Мы
уже говорили, что за учебу платить неверно, это не тот труд, за который можно
брать деньги, в этом процессе должны присутствовать другие стимулы (интерес,
авторитет учителя, удовлетворение от результата), которые деньгами только
подавляются, что будет сказываться на качестве знаний.
• Тотальный контроль за
расходом карманных денег – тоже ошибка. Родителей понять можно – у них
есть страх, что ребенок будет покупать конфеты, продукты с аллергенами и
сахаром, безделушки на один раз и т.д. Но такая тактика лишает детей
чувствовать ответственность за свой кошелек и в будущем, а контроль провоцирует
желание покупать ту самую «запрещенку». Деньги ребенка – это деньги ребенка.
• Не стоит считать, что ребенок
слишком мал для участия в формировании семейного бюджета. С ним можно и нужно
обсуждать расходы, финансовые планы на месяц, чтобы у него формировалось
понимание о мире денег и правильные привычки закладывались уже в детстве, а не
методом проб и ошибок, когда он станет взрослым и будет тренироваться на
собственной зарплате.
Уделите внимание собственному
поведению в отношении ребенка и исключите эти типичные ошибки, чтобы обучение
финансовой грамотности было гармоничным и продуктивным
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.