Финансовая грамотность
практикум в четырёх частях часть 2 2 класс
москва
издательство «интеллект-Центр»
2018
УДК 373.167.1:336+336(075.3)
ББК 65.26я72 Ф59
Авторский коллектив:
Ольга Николаевна Исупова
Анна Александровна Козлова
Анастасия Владимировна Половникова
Елена Лазаревна Рутковская
Галина Владимировна Рыченкова Наталья Валерьевна Штильман
Стихи:
Мария Александровна Лангер
Ф59 Финансовая грамотность : практикум : в 4 частях / [О.Н. Исупова, А.А. Козлова, А.В. Половникова и др. ; стихи М.А. Лангер] ; под общ. ред.
Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018.
ISBN 978-5-907157-09-5
Часть 2 : 2 класс. – 2018. – 20 с.
ISBN 978-5-907157-11-8
Практикум адресован младшим школьникам. Он является частью учебнометодического комплекта по финансовой грамотности, подготовленного к апробации по заказу Банка России. Практикум включает в себя задания, способствующие формированию разумного финансового поведения младших школьников на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.
УДК 373.167.1:336+336(075.3)
ББК 65.26я72
Генеральный директор М.Б. Миндюк
Редактор Д.П. Локтионов
Художественный редактор Е.Ю. Воробьева
Компьютерная вёрстка и макет В.С. Торгашова Художник А.С. Хабибова
Подписано в печать 10.12.2018 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,5.
Тираж 250 экз. Заказ №
ООО «Издательство «Интеллект-Центр»
125445, Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом. I, ком. 14
ISBN 978-5-907157-11-8 (ч. 2) © О.Н. Исупова, А.А. Козлова,
ISBN 978-5-907157-09-5 А.В. Половникова и др., 2018
© Оформление – ООО «Издательство
«Интеллект-Центр», 2018
введение
С какого возраста целесообразно развивать финансовую грамотность школьников педагогическими средствами? Существуют доказавшие свою состоятельность практики воспитания правильного отношения к финансам и знакомства с разумными моделями поведения в финансовой сфере с самого раннего возраста, предполагающие поэтапное усложнение содержания рассматриваемых вопросов по мере взросления учащихся.
Книга, которая перед вами, входит в состав учебно- методического комплекса, адресованного второклассникам.
Данное пособие содержит познавательные задания для учащихся второго класса начальной школы, и их содержание касается вопросов расходов семейного бюджета, покупок, личных денежных средств, которые рассматриваются в пособии для учащихся.
Предложенные в данной книге задания рекомендуется использовать вместе с пособием для учащихся на уроках окружающего мира, математики, технологии и др.
как раЗумно делать покупки
Вы, вероятно, читали сказку Валентина Катаева «Цветиксемицветик». Главная героиня девочка Женя получила в подарок волшебный цветок, который мог исполнить любое её желание. Первые шесть лепестков Женя потратила очень быстро на совершенно бесполезные желания, так как не думала, нужно ли ей то, о чём она просила. Увидела красивую куклу, и тут же пожелала, чтобы все куклы на свете принадлежали ей. А потом испугалась, когда город заполонили игрушки.
И вот остался у неё последний лепесток.
– Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила – и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперёд буду умнее.
Пошла она на улицу, идёт и думает, чего пожелать. Конфет? Халвы? Орехов? «А что толку? Ну, допустим, всё это я получу и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трёхколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Ещё, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там всё-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».
Почему Женя задумалась, на что потратить этот лепесток? Почему она не рассуждала так раньше? Похоже ли поведение Жени на поведение неразумных покупателей? |
2. выгодно ли предложение?
Мама и Маруся составили список покупок в хозяйственном магазине и запланировали потратить примерно 1500 рублей. Но в магазине их ждал сюрприз: «Если вы совершите покупки на 2000 рублей, вы получите в подарок вазочку для фруктов».
|
Прочитайте советы в стихах.
Итак, в магазин отправляемся дружно!
Для этого список составить нам нужно. Ненужных вещей ты накупишь иначе,
С пустым кошельком возвратишься без сдачи.
То скидки, то акции есть в магазинах, Товары красиво лежат так в витринах, Но нужно подумать всегда хорошо:
Не слишком ли список покупок большой?
Когда очень весело, или грустите,
В такие часы в магазин не ходите,
Берёшь на эмоциях часто не то, Идёшь за морковкой, а купишь пальто, Все-все сбережения разом потратив!
И эта покупка вдруг станет некстати. А так ведь на отдых хотелось слетать… Теперь только с глобусом дома лежать!
В больших супермаркетах много соблазнов, Как много товаров красивых и разных!
И это так хочется очень, и то,
Всё кажется нужным и важным притом.
Но часто, купив, не подумав, товары,
Потом понимаешь – не надо и даром,
Лежит да пылится без пользы и дела…
Да... Деньги, друзья, нужно тратить умело!
Какие советы вы считаете наиболее важными для себя? Поделитесь своим выбором с одноклассниками. |
кто такие моШенники?
В вашем классе, вероятно, есть ребята, которые читали сказку Валерия Шульжика «Фунтик неуловимый». Фунтик – это поросёнок, который в витрине универмага рассказывал сказку про трёх поросят, потом снимал шапку и говорил:
«Дети, подайте на домики для бездомных поросят!»
Добрые дети хотели помочь поросятам и давали Фунтику денежки. Они ведь не знали, что его хозяйка госпожа Беладонна все деньги забирает себе.
– Вот так, – признался Фунтик, – я обманул двадцать семь человек: одиннадцать мальчиков, пятнадцать девочек и одного очень доброго старичка. Я не мог их больше обманывать и убежал!
|
Придя домой, Петя рассказал маме о том, что с ним случилось по дороге домой и как он остался без денег. Мама ничего не сказала, только дала Пете прочитать вот это стихотворение.
Мошенник не всегда, как Бармалей, Но внешности обманчивой не верь! И чтоб не обманул тебя мошенник злой, Ты незнакомцев не пускай домой.
Коль звонят по телефону, А родителей нет дома, Разговоры не веди!
Лишнего не говори!
Осторожны в Интернете Будьте, дорогие дети!
О каких опасностях предупреждает нас всех мама Пети?
Где эти опасности могут нас поджидать? Какие правила нужно соблюдать, чтобы не попасться на уловки мошенников?
Попробуйте сочинить свой совет в стихах, который помог бы защититься от мошенников.
откуда в семьЮ приходят деньги
Как Зайчиха помогает семье, выращивая морковь? Какой доход получил Медведь? Можно ли доходы Зайчихи и Медведя назвать |
постоянными?
Недавно Зайчик и Белочка поспорили. «Мы ещё маленькие, – заявил Зайчик. – Мы не получаем зарплату или стипендию. Поэтому мы не участвуем в доходах семьи». «Это не значит, что мы ничего не можем сделать для наших родных», – возразила Белочка.
Рассмотрите картинки и расскажите, что делает Белочка для сохранения и увеличения доходов своей семьи. |
Рассмотрите картинки к заданиям «Такие разные доходы» и «Как помочь своей семье» и прочитайте стихотворение.
С детства кто трудолюбив
И с вещами бережлив,
Тот в семье всем помогает, – Ведь доходы возрастают!
|
Отгадайте-ка, ребята!
Папы с мамой здесь зарплата,
Пенсии бабули с дедом,
Гонорар за книжку следом, И стипендия от брата.
Что же в ребусе, ребята?
ЖиЗненная математика
Прочитайте сказку о Медведе, который не любил считать.
Когда Мишка был маленьким, он не любил уроки математики. Ему трудно давался устный счёт. Вот никак не получалось быстро складывать и умножать цифры. «Ничего страшного! – уверял всех Мишка. – Мне это никогда не пригодится в жизни».
И вот Мишка оказался на ярмарке. Увидел он, как Лиса продаёт малиновое варенье. К прилавку выстроилась огромная очередь, и Мишка устремился к Лисе, так как больше всего на свете обожал варенье. У него оставалось 10 монет, и он решил все деньги потратить на любимое лакомство. Вот, наконец, дошла очередь до Мишки.
– Сколько стоит баночка? – спрашивает он.
– Три монеты, – отвечает Лиса. – Покупайте, это самое вкусное варенье, такого не найдёте нигде.
– У меня десять монет, – стал считать деньги Мишка. – Это значит, что мне хватит на… подождите минутку…
– Что тут думать! – быстро затараторила Лиса.– Вам хватит на две банки.
– Точно? – засомневался Мишка. – Я сейчас подсчитаю, главное, не торопите меня.
– Посмотрите, какая очередь, неужели вы мне не верите, я вам две банки, вы мне десять монет.
Идёт Мишка, в лапах у него две банки любимого варенья. Идёт и думает: «Уж не обманула ли меня
Лиса?»
И он вспоминает песенку, которую пела ему мама:
Чтоб не допустить обсчёта,
Тренируй свой навык счёта.
Все покупки проверяй,
Стоимость пересчитай, Избежишь расстройств и плача, Если ты проверишь сдачу!
|
Подобную табличку можно встретить почти в каждом магазине.
|
А теперь мы немного поиграем. Объединитесь в пары. Один из вас – покупатель, другой – продавец. Из предложенных карточек с названиями товаров покупатель должен выбрать ему необходимые и подсчитать, какую сумму денег он должен заплатить за «покупку». Продавец так же пересчитывает стоимость выбранных товаров и «выписывает» покупателю чек. Задача обоих участников – не ошибиться в подсчётах.
Занятие 5
сколько стоит «своё дело»
Прочитайте стихотворение.
Как помните вы – у меня своё дело.
И я поглощён им, ребята, всецело.
Однажды придумал рецепт новых плюшек, А с ним и начинку для вкусных ватрушек.
Дела мои сразу пошли «на ура», Тогда я решил: расширяться пора.
Я всё посчитал, все расходы свои, И что предложить я смогу для семьи.
Конечно, был риск, но я всё просчитал, Поэтому прибыльным бизнес мой стал!
Планируй, считай, никогда не ленись!
За дело любимое смело берись!
Как вы понимаете слова «прибыльный бизнес»? Благодаря чему Пекарь успешен в своём деле? Какими качествами должен обладать человек, открывающий своё дело, чтобы оно стало успешным? |
Маша и Петя перечитывали свою любимую книгу шведской детской писательницы Астрид Линдгрен о Карлсоне.
В книжке им встретились герои Филле и Рулле. Это были самые отпетые хулиганы и воры. Карлсон называл их «хулиганы-сороканы», потому что они, словно сороки, забирали себе всё, что плохо лежало.
«Хулиганы-сороканы – отвратительные типы», – утверждал Карлсон.
А ещё Карлсон рассказал Малышу, что когда он себе что-нибудь берёт, всегда платит за это пять эре∗. Именно поэтому Карлсон считал себя самым честным человеком на свете.
Как вы думаете, правильно ли всегда за любую вещь платить 5 эре и не спрашивать о том, можно ли её забрать? |
* Эре – маленькая разменная монетка в Швеции.
Зачем планировать расходы семьи?
1. куда делись все деньги?
Прочитайте фрагмент сказки Ганса Христиана Андерсена «Сундук-самолёт».
Жил-был купец, такой богач, что мог бы вымостить серебряными деньгами целую улицу, да ещё переулок в придачу; этого, однако, он не делал, – он знал, куда девать деньги. Так вот какой был купец! Но вот он умер, и все денежки достались его сыну.
Весело зажил сын купца: каждую ночь – в маскараде, пускал воздушных змеев из денег, а круги по воде вместо камешков монетами. Немудрено, что денежки прошли у него между пальцев, и под конец из всего наследства осталось только четыре монеты, а из платья – старый халат да пара туфель. Друзья и знать его больше не хотели, – им ведь даже неловко было теперь показаться с ним на улице.
|
Какие ошибки совершают наши герои? Как семье избежать лишних расходов? |
содерЖание
Занятие 1
как раЗумно делать покупки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Занятие 2
кто такие моШенники? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Занятие 3
откуда в семьЮ приходят деньги . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Занятие 4
ЖиЗненная математика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Занятие 5
сколько стоит «своё дело» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Занятие 6
Зачем планировать расходы семьи? . . . . . . . . . . . . . 18
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.