Финансовая грамотность практикум в четырёх частях часть 2 -2 класс
Оценка 4.7

Финансовая грамотность практикум в четырёх частях часть 2 -2 класс

Оценка 4.7
pdf
12.08.2022
Финансовая грамотность практикум в четырёх частях часть 2 -2 класс
FIN_GRAMOTNOST_2kl_praktikum_tipogr.pdf

Финансовая грамотность

практикум в четырёх частях часть 2 2 класс

москва

издательство «интеллект-Центр»

2018

УДК 373.167.1:336+336(075.3)

ББК 65.26я72 Ф59

Авторский коллектив:

Ольга Николаевна Исупова

Анна Александровна Козлова

Анастасия Владимировна Половникова

Елена Лазаревна Рутковская

Галина Владимировна Рыченкова Наталья Валерьевна Штильман

Стихи:

Мария Александровна Лангер

Ф59 Финансовая  грамотность : практикум : в 4 частях / [О.Н. Исупова, А.А. Козлова, А.В. Половникова и др. ; стихи М.А. Лангер] ; под общ. ред.

Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018.

             ISBN 978-5-907157-09-5

                   Часть 2 : 2 класс. – 2018. – 20 с.

             ISBN 978-5-907157-11-8

Практикум адресован младшим школьникам. Он является частью учебнометодического комплекта по финансовой грамотности, подготовленного к апробации по заказу Банка России. Практикум включает в себя задания, способствующие формированию разумного финансового поведения младших школьников на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.

                                                                                                 УДК 373.167.1:336+336(075.3)

                                                                                                 ББК 65.26я72

Генеральный директор М.Б. Миндюк

Редактор Д.П. Локтионов

Художественный редактор Е.Ю. Воробьева

Компьютерная вёрстка и макет В.С. Торгашова Художник А.С. Хабибова

Подписано в печать 10.12.2018 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,5.

Тираж 250 экз. Заказ №

ООО «Издательство «Интеллект-Центр»

125445, Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом. I, ком. 14

ISBN 978-5-907157-11-8 (ч. 2)                                      © О.Н. Исупова, А.А. Козлова,

ISBN 978-5-907157-09-5                                                    А.В. Половникова и др., 2018

                                                                                       © Оформление – ООО «Издательство

                                                                                        «Интеллект-Центр», 2018

введение

С какого возраста целесообразно развивать финансовую грамотность школьников педагогическими средствами? Существуют доказавшие свою состоятельность практики воспитания правильного отношения к финансам и знакомства с разумными моделями поведения в финансовой сфере с самого раннего возраста, предполагающие поэтапное усложнение содержания рассматриваемых вопросов по мере взросления учащихся.

Книга, которая перед вами, входит в состав учебно- методического комплекса, адресованного второклассникам.

Данное пособие содержит познавательные задания для учащихся второго класса начальной школы, и их содержание касается вопросов расходов семейного бюджета, покупок, личных денежных средств, которые рассматриваются в пособии для учащихся.

Предложенные в данной книге задания рекомендуется использовать вместе с пособием для учащихся на уроках окружающего мира, математики, технологии и др.


Занятие 1

как раЗумно делать покупки

1. как потратить последний лепесток

Вы, вероятно, читали сказку Валентина Катаева «Цветиксемицветик». Главная героиня девочка Женя получила в подарок волшебный цветок, который мог исполнить любое её желание. Первые шесть лепестков Женя потратила очень быстро на совершенно бесполезные желания, так как не думала, нужно ли ей то, о чём она просила. Увидела красивую куклу, и тут же пожелала, чтобы все куклы на свете принадлежали ей. А потом испугалась, когда город заполонили игрушки.

И вот остался у неё последний лепесток.

– Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила – и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперёд буду умнее.

Пошла она на улицу, идёт и думает, чего пожелать. Конфет? Халвы? Орехов? «А что толку? Ну, допустим, всё это я получу и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трёхколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Ещё, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там всё-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».

Почему Женя задумалась, на что потратить этот лепесток? Почему она не рассуждала так раньше? Похоже ли поведение Жени на поведение неразумных покупателей?

2. выгодно ли предложение?

Мама и Маруся составили список покупок в хозяйственном магазине и запланировали потратить примерно 1500 рублей. Но в магазине их ждал сюрприз: «Если вы совершите покупки на 2000 рублей, вы получите в подарок вазочку для фруктов».

 

Как вы думаете, выгодно ли предложение магазина для Маруси и её мамы?

3. советы покупателям

Прочитайте советы в стихах.

Итак, в магазин отправляемся дружно!

Для этого список составить нам нужно. Ненужных вещей ты накупишь иначе,

С пустым кошельком возвратишься без сдачи.

То скидки, то акции есть в магазинах, Товары красиво лежат так в витринах, Но нужно подумать всегда хорошо:

Не слишком ли список покупок большой?

 

Когда очень весело, или грустите,

В такие часы в магазин не ходите,

Берёшь на эмоциях часто не то, Идёшь за морковкой, а купишь пальто, Все-все сбережения разом потратив!

И эта покупка вдруг станет некстати. А так ведь на отдых хотелось слетать… Теперь только с глобусом дома лежать!

 

В больших супермаркетах много соблазнов, Как много товаров красивых и разных!

И это так хочется очень, и то,

Всё кажется нужным и важным притом.

Но часто, купив, не подумав, товары,

Потом понимаешь – не надо и даром,

Лежит да пылится без пользы и дела…

 

Да... Деньги, друзья, нужно тратить умело!

Какие советы вы считаете наиболее важными для себя? Поделитесь своим выбором с одноклассниками.

Занятие 2

кто такие моШенники?

1. маленький мошенник

В вашем классе, вероятно, есть ребята, которые читали сказку Валерия Шульжика «Фунтик неуловимый». Фунтик – это поросёнок, который в витрине универмага рассказывал сказку про трёх поросят, потом снимал шапку и говорил:

«Дети, подайте на домики для бездомных поросят!»

Добрые дети хотели помочь поросятам и давали Фунтику денежки. Они ведь не знали, что его хозяйка госпожа Беладонна все деньги забирает себе.

– Вот так, – признался Фунтик, – я обманул двадцать семь человек: одиннадцать мальчиков, пятнадцать девочек и одного очень доброго старичка. Я не мог их больше обманывать и убежал!

 

Почему Фунтик убежал от Беладонны?

В чём заключался обман, который совершал Фунтик? Почему дети позволяли Фунтику себя обманывать? Понимали ли дети, что их обманывают?

2. мошенник не всегда, как Бармалей

Придя домой, Петя рассказал маме о том, что с ним случилось по дороге домой и как он остался без денег. Мама ничего не сказала, только дала Пете прочитать вот это стихотворение.

Мошенник не всегда, как Бармалей, Но внешности обманчивой не верь! И чтоб не обманул тебя мошенник злой, Ты незнакомцев не пускай домой.

Коль звонят по телефону, А родителей нет дома, Разговоры не веди!

Лишнего не говори!

Осторожны в Интернете Будьте, дорогие дети!

О каких опасностях предупреждает нас всех мама Пети?

Где эти опасности могут нас поджидать? Какие правила нужно соблюдать, чтобы не попасться на уловки мошенников?

Попробуйте сочинить свой совет в стихах, который помог бы защититься от мошенников.

Занятие 3

откуда в семьЮ приходят деньги

1. такие разные доходы

Как Зайчиха помогает семье, выращивая морковь?

Какой доход получил Медведь?

Можно ли доходы Зайчихи и Медведя назвать

постоянными?

2. как помочь своей семье

Недавно Зайчик и Белочка поспорили. «Мы ещё маленькие, – заявил Зайчик. – Мы не получаем зарплату или стипендию. Поэтому мы не участвуем в доходах семьи». «Это не значит, что мы ничего не можем сделать для наших родных», – возразила Белочка.

Рассмотрите картинки и расскажите, что делает Белочка для сохранения и увеличения доходов своей семьи.

3. найти героев

Рассмотрите картинки к заданиям «Такие разные доходы» и «Как помочь своей семье» и прочитайте стихотворение.

С детства кто трудолюбив

И с вещами бережлив,

Тот в семье всем помогает, – Ведь доходы возрастают!

 

Кого из изображённых на картинках можно описать этим стихотворением?

героев

4. ребус

Отгадайте-ка, ребята!

Папы с мамой здесь зарплата,

Пенсии бабули с дедом,

Гонорар за книжку следом, И стипендия от брата.

Что же в ребусе, ребята?

Занятие 4

ЖиЗненная математика

1. сказка о медведе

Прочитайте сказку о Медведе, который не любил считать.

Когда Мишка был маленьким, он не любил уроки математики. Ему трудно давался устный счёт. Вот никак не получалось быстро складывать и умножать цифры. «Ничего страшного! – уверял всех Мишка. – Мне это никогда не пригодится в жизни».

И вот Мишка оказался на ярмарке. Увидел он, как Лиса продаёт малиновое варенье. К прилавку выстроилась огромная очередь, и Мишка устремился к Лисе, так как больше всего на свете обожал варенье. У него оставалось 10 монет, и он решил все деньги потратить на любимое лакомство. Вот, наконец, дошла очередь до Мишки.

   Сколько стоит баночка? – спрашивает он.

   Три монеты, – отвечает Лиса. – Покупайте, это самое вкусное варенье, такого не найдёте нигде.

   У меня десять монет, – стал считать деньги Мишка. – Это значит, что мне хватит на… подождите минутку…

   Что тут думать! – быстро затараторила Лиса.– Вам хватит на две банки.

   Точно? – засомневался Мишка. – Я сейчас подсчитаю, главное, не торопите меня.

   Посмотрите, какая очередь, неужели вы мне не верите, я вам две банки, вы мне десять монет.

Идёт Мишка, в лапах у него две банки любимого варенья. Идёт и думает: «Уж не обманула ли меня

Лиса?»

И он вспоминает песенку, которую пела ему мама:

Чтоб не допустить обсчёта,

Тренируй свой навык счёта.

Все покупки проверяй,

Стоимость пересчитай, Избежишь расстройств и плача, Если ты проверишь сдачу!

 

Прав ли был Мишка, когда говорил, что в жизни неважно уметь хорошо считать?

Сколько банок варенья должна была дать Лиса Мишке?

Обманула ли Лиса Мишку?

Можно ли совет мамы Мишки использовать в нашей жизни?

2. важный совет

Подобную табличку можно встретить почти в каждом магазине.

 

Можно ли считать этот совет полезным? В чём его смысл?

3. поиграем в магазин

А теперь мы немного поиграем. Объединитесь в пары. Один из вас – покупатель, другой – продавец. Из предложенных карточек с названиями товаров покупатель должен выбрать ему необходимые и подсчитать, какую сумму денег он должен заплатить за «покупку». Продавец так же пересчитывает стоимость выбранных товаров и «выписывает» покупателю чек. Задача обоих участников – не ошибиться в подсчётах.

Занятие 5

сколько стоит «своё дело»

1. что нужно для успеха

Прочитайте стихотворение.

Как помните вы – у меня своё дело.

И я поглощён им, ребята, всецело.

Однажды придумал рецепт новых плюшек, А с ним и начинку для вкусных ватрушек.

Дела мои сразу пошли «на ура», Тогда я решил: расширяться пора.

Я всё посчитал, все расходы свои, И что предложить я смогу для семьи.

Конечно, был риск, но я всё просчитал, Поэтому прибыльным бизнес мой стал!

Планируй, считай, никогда не ленись!

За дело любимое смело берись!

Как вы понимаете слова «прибыльный бизнес»? Благодаря чему Пекарь успешен в своём деле? Какими качествами должен обладать человек, открывающий своё дело, чтобы оно стало успешным?

2. честный карлсон

Маша и Петя перечитывали свою любимую книгу шведской детской писательницы Астрид Линдгрен о Карлсоне.

В книжке им встретились герои Филле и Рулле. Это были самые отпетые хулиганы и воры. Карлсон называл их «хулиганы-сороканы», потому что они, словно сороки, забирали себе всё, что плохо лежало.

«Хулиганы-сороканы – отвратительные типы», – утверждал Карлсон.

А ещё Карлсон рассказал Малышу, что когда он себе что-нибудь берёт, всегда платит за это пять эре. Именно поэтому Карлсон считал себя самым честным человеком на  свете.

Как вы думаете, правильно ли всегда за любую вещь платить 5 эре и не спрашивать о том, можно ли её забрать?

* Эре – маленькая разменная монетка в Швеции.

Занятие 6

Зачем планировать расходы семьи?

1. куда делись все деньги?

Прочитайте фрагмент сказки Ганса Христиана Андерсена «Сундук-самолёт».

 

Жил-был купец, такой богач, что мог бы вымостить серебряными деньгами целую улицу, да ещё переулок в придачу; этого, однако, он не делал, – он знал, куда девать деньги. Так вот какой был купец! Но вот он умер, и все денежки достались его сыну.

Весело зажил сын купца: каждую ночь – в маскараде, пускал воздушных змеев из денег, а круги по воде вместо камешков монетами. Немудрено, что денежки прошли у него между пальцев, и под конец из всего наследства осталось только четыре монеты, а из платья – старый халат да пара туфель. Друзья и знать его больше не хотели, – им ведь даже неловко было теперь показаться с ним на улице.

 

Почему у купца всегда были деньги? Что произошло, когда деньги достались сыну?

Чем вы можете объяснить случившееся?

его

2. Задание с картинками

Какие ошибки совершают наши герои? Как семье избежать лишних расходов?

содерЖание

Занятие 1

как раЗумно делать покупки  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 4

Занятие 2

кто такие моШенники?  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 7

Занятие 3

откуда в семьЮ приходят деньги  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 9

Занятие 4

ЖиЗненная математика  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 12

Занятие 5

сколько стоит «своё дело»  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 16

Занятие 6

Зачем планировать расходы семьи?  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 18

Финансовая грамотность практикум в четырёх частях часть 2 2 класс москва издательство «интеллект-Центр» 2018

Финансовая грамотность практикум в четырёх частях часть 2 2 класс москва издательство «интеллект-Центр» 2018

Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018

Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018

Книга, которая перед вами, входит в состав учебно- методического комплекса, адресованного второклассникам

Книга, которая перед вами, входит в состав учебно- методического комплекса, адресованного второклассникам

Занятие 1 как раЗумно делать покупки 1

Занятие 1 как раЗумно делать покупки 1

Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк

Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк

Для этого список составить нам нужно

Для этого список составить нам нужно

В вашем классе, вероятно, есть ребята, которые читали сказку

В вашем классе, вероятно, есть ребята, которые читали сказку

Бармалей Придя домой, Петя рассказал маме о том, что с ним случилось по дороге домой и как он остался без денег

Бармалей Придя домой, Петя рассказал маме о том, что с ним случилось по дороге домой и как он остался без денег

Занятие 3 откуда в семьЮ приходят деньги 1

Занятие 3 откуда в семьЮ приходят деньги 1

Недавно Зайчик и Белочка поспорили

Недавно Зайчик и Белочка поспорили

С детства кто трудолюбив И с вещами бережлив,

С детства кто трудолюбив И с вещами бережлив,

Когда Мишка был маленьким, он не любил уроки математики

Когда Мишка был маленьким, он не любил уроки математики

У меня десять монет, – стал считать деньги

У меня десять монет, – стал считать деньги

Подобную табличку можно встретить почти в каждом магазине

Подобную табличку можно встретить почти в каждом магазине

Занятие 5 сколько стоит «своё дело»

Занятие 5 сколько стоит «своё дело»

Прочитайте стихотворение.

Прочитайте стихотворение.

В книжке им встретились герои Филле и

В книжке им встретились герои Филле и

Весело зажил сын купца: каждую ночь – в маскараде, пускал воздушных змеев из денег, а круги по воде вместо камешков монетами

Весело зажил сын купца: каждую ночь – в маскараде, пускал воздушных змеев из денег, а круги по воде вместо камешков монетами

Задание с картинками

Задание с картинками

Жание Занятие 1 как раЗумно делать покупки

Жание Занятие 1 как раЗумно делать покупки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2022