Финансовая грамотность практикум в четырёх частях часть 3 -3 класс
Оценка 4.7

Финансовая грамотность практикум в четырёх частях часть 3 -3 класс

Оценка 4.7
pdf
12.08.2022
Финансовая грамотность практикум в четырёх частях часть 3 -3 класс
FIN_GRAM_3kl_praktikum_tipogr.pdf

Финансовая грамотность

практикум в четырёх частях часть 3 3 класс

москва

издательство «интеллект-Центр»

2018

УДК 373.167.1:336+336(075.3)

ББК 65.26я72

    Ф59

Авторский коллектив:

Анна Александровна Козлова

Мария Александровна Лангер

Анастасия Владимировна Половникова

Елена Лазаревна Рутковская

Галина Владимировна Рыченкова Наталья Валерьевна Штильман

Стихи:

Мария Александровна Лангер

Ф59 Ф инансовая грамотность : практикум : в 4 частях / [А.А. Козлова, М.А. Лангер, А.В. Половникова и др. ; стихи М.А. Лангер] ; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018.

             ISBN 978-5-907157-09-5

                   Часть 3 : 3 класс. – 2018. – 20 с.

             ISBN 978-5-907157-12-5

Практикум  адресован младшим школьникам. Он является частью учебно-методического комплекта по финансовой грамотности, подготовленного к апробации по заказу Банка России. Практикум включает в себя задания, способствующие формированию разумного финансового поведения младших школьников на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.

                                                                                                 УДК 373.167.1:336+336(075.3)

                                                                                                 ББК 65.26я72

Генеральный директор М.Б. Миндюк

Редактор Д.П. Локтионов

Художественный редактор Е.Ю. Воробьева

Компьютерная вёрстка и макет Е.В. Лупенко Художник А.С. Хабибова

Подписано в печать 10.12.2018 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,5.

Тираж 250 экз. Заказ №

ООО «Издательство «Интеллект-Центр»

125445, Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом. I, ком. 14

ISBN 978-5-907157-12-5 (ч. 3)                                     © А.А. Козлова, М.А. Лангер,

ISBN 978-5-907157-09-5                                                    А.В. Половникова и др., 2018

                                                                                       © Оформление – ООО «Издательство

                                                                                        «Интеллект-Центр», 2018

введение

С какого возраста целесообразно развивать финансовую грамотность школьников педагогическими средствами? Существуют доказавшие свою состоятельность практики воспитания правильного отношения к финансам и знакомства с разумными моделями поведения в финансовой сфере с самого раннего возраста, предполагающие поэтапное усложнение содержания рассматриваемых вопросов по мере взросления учащихся.

Книга, которая перед вами, входит в состав учебно-методического комплекса, адресованного третьеклассникам.

Данное пособие содержит познавательные задания для учащихся третьего класса начальной школы, и их содержание касается вопросов расходов семейного бюджета, покупок, личных денежных средств, которые рассматриваются в пособии для учащихся.

Предложенные в данной книге задания рекомендуется использовать вместе с пособием для учащихся на уроках окружающего мира, математики, технологии и др.


Занятие 1

деньги настояЩие и ненастояЩие

1. рассказ купюры

Я всего-навсего бумажка. Но в отличие от других бумажек меня не рвут, не бросают в мусорную корзину. На мне даже не пишут. Наоборот, меня очень берегут и неохотно со мной расстаются. Конечно, вы меня узнали: я – денежная 100-рублёвая купюра.

Меня легко узнать по цвету и надписям. Я

имею светло-бежевую окраску. На моей лицевой стороне красуется гордая надпись «Билет Банка России», которая говорит о моём месте рождения.

Меня украшают виды нашей столицы – панорама Театральной площади и скульптура на здании Большого театра.

У меня много сестёр – старших и младших.

Но есть в нашей семье и самозванцы! Их бывает непросто отличить от настоящих денег. Внешне они очень похожи на меня и моих сестёр, но купить на них вы ничего не сможете.

 

Как вы понимаете, что значит «самозванцы»?

Как по-другому можно назвать такие денежные купюры?

2.  что отличает настоящую купюру

Настоящую купюру отличают несколько признаков:

          водяной знак – изображение, которое можно увидеть, посмот-рев купюру на просвет;

          на ощупь надпись в верхнем углу банкноты «БИЛЕТ БАНКА РОССИИ» и номер купюры должны быть слегка рельефными;

          на купюрах (выпущенных после 2004 года) достоинством в 50, 100, 500 и 1000 рублей есть радужные полоски, которые меняют цвет, если посмотреть под углом;

          серия банкноты состоит из двух букв, номер – из семи цифр;

          на банкнотах (выпущенных после 2004 года) достоинством 100, 500, 1000 и 5000 рублей есть микроперфорация (дырочки в виде номинала купюры);

          на банкнотах как пунктир видна защитная нить – сплошная или «ныряющая».

   

 

Какие признаки подлинной купюры отражены на картинках?

ЗАНЯТИЕ 2

ЧТО МОГУТ ДЕНЬГИ

1. Как Коту получить рыбу?

У Кота есть молоко, у Быка кость, а у Собаки рыба. Чтобы Коту получить рыбу, он сначала меняет молоко на кость у Быка, и только потом кость меняет у Собаки на рыбу.

 

Как вы думаете, почему обмен происходит таким образом? Удобен ли безденежный обмен одной вещи на другую?

2. Равноценный ли обмен

Прочитайте фрагмент из русской народной сказки «Мена».

Жил мужик с бабою; была у них пара волов, а телеги не было. Куда ни соберутся ехать — бежит мужик по деревне искать телеги, и уж худо-худо разов по пяти брал он телегу у каждого хозяина! До того дошло дело, что перестали давать ему; куда ни сунется, всякий срамит его: «Какой ты мужик! Пару волов имеешь, а телеги не справишь!» Соберётся мужик в дорогу, а ехать не на чем; посуетится-посуетится, да так дома и останется. «Послушай, муженёк, — сказывает жена, — поведи волов на ярмарку, продай, да за эти деньги купи телегу; пускай у нас своя будет! Тогда и к нам станут ходить люди да просить телеги, а мы никому не дадим!»

Мужик послушал жену, встал поутру рано, взял пару волов и повёл в город. Стал приближаться к городу, глядь — везёт старик на ярмарку новые телеги; подбежал к нему: «Здорово, земляк! Продаёшь телеги?» — «Продаю». — «Знаешь ли, что я тебе скажу?» — «Как скажешь, так и буду знать». — «А вот что; сделай милость, дай мне телегу, а себе возьми пару волов».

Старик видит, что мена-то выгодная: пара волов худо стоит полтораста рублёв, а телега всего-навсего двадцать, и говорит: «Изволь, брат! Выбирай любую».

Мужик выбрал себе самую большую телегу и отдал за неё пару волов. Старик радёхонек, поскорей в город; на уме одно держит: как бы этот дурак не одумался да не отобрал назад своих волов.

А мужик стоит на дороге да думает: «Слава Богу, теперь есть телега! Только как её домой дотащить? Ведь волов нету, приходится на себе везти». Взял верёвку, привязал к телеге и давай тащить; тащил-тащил, с полверсты сделал, а устал как собака: пот так и льёт с лица, а рубаху хоть выжми! Остановился, сел отдохнуть и призадумался: до двора далеко, вёрст с пятнадцать будет! Как теперь с телегой быть?

 

Какой вид обмена осуществил мужик? Можно ли обмен волов на телегу назвать равноценным? Для кого обмен оказался выгодным? Кто совершил неудачный обмен? Представьте, что мужик использовал денежный обмен.

Как изменилась бы сказка?

Занятие 3

легко ли вести своё дело

1. выгодно ли пекарю производить мороженое?

Когда наш Пекарь не смог выпекать булочки из-за проблемы с поставкой муки, он решил производить безе. А потом он подумал, что все очень любят мороженое, и задумался, не выгоднее ли это булок.

для производства    мороженого      потребовалось:

Масло – 10 кг по 50 монет Сахар – мешок за 40 монет

Бидон молока – 30 монет Джем – 10 монет

а также:

Аренда морозильной камеры – 10 монет

Работа двух пекарей – по 40 монет

Машина с водителем – 50 монет

 

Каковы расходы Пекаря?

Ему удалось произвести 90 порций мороженого. Продавал он его по 3 монеты за порцию.

 

Подсчитайте, сколько денег получил Пекарь.

Выгодно ли ему производство мороженого?

Будет ли он дальше выпускать мороженое?

2. что такое убытки

Мишка хотел сэкономить и купил у Серого Волка мёд подешевле. Но мёд оказался горьким. И сделать клюкву в меду у него не получилось.

Раньше он приобретал мед по 30 монет за бочонок и его доход составлял 170 монет.

Теперь он купил у Волка мёд по 25 монет за бочонок и рассчитывал на доход в 190 монет.

Вместо этого Мишка оказался в убытке – то есть он потратил деньги, а произвести клюкву и заработать у него не получилось.

 

Какой вывод должен сделать Мишка?

3. почему разорился пончик

Герой книги Н. Носова «Незнайка на Луне» Пончик прилетел на

Луну.

Путешествуя по Луне, он нашёл соль. Жившие здесь коротышки даже не подозревали о том, как вкусна еда с солью.

Все стали у Пончика покупать соль. Тогда он открыл фабрику по производству соли. Пончик сразу же установил очень высокую цену на свой товар. Торговля принесла ему большую прибыль. Видя всё это, коротышки тоже занялись продажей соли. У Пончика появились конкуренты, которые стали добывать очень много соли. Чтобы привлечь внимание покупателей, они очистили соль от грязи и установили цену на соль меньше, чем у Пончика. Вскоре Пончик разорился.

 

Почему Пончик разорился? Можно избежать? Если да, то каким образом?

ли

было

этого

4. совет в стихах

Когда своё имеешь дело,

Всегда есть риск всё потерять, Быть мало мастером умелым,

Ты должен риски просчитать.

 

Какому герою этот совет нужен больше, чем другим: пекарю, Мишке или Пончику? Почему вы так думаете?


Занятие 4 когда рискуеШь деньгами

1. рискованное предприятие

Петя рассказал Марусе о том, как он потерял деньги. Он дал деньги в долг своему приятелю, и никак не может получить обратно. Маруся посочувствовала:

          Очень обидно, я тебя понимаю.

          Впредь буду умнее. Я начинаю понимать, что потерять день-ги очень легко, – рассудил Петя.

          Я дам тебе почитать замечательную книгу Николая Носова «Незнайка на Луне». Там очень много примеров ситуаций, в которых герои рискуют потерять свои деньги.

          Спасибо, я обязательно прочитаю! – сказал Петя, принимая книгу.

Особенно Петю заинтересовала глава об «Обществе гигантских растений». Когда Незнайка прилетел на Луну, он рассказал двум коротышкам Жулио и Мига о том, что в его ракете остались семена гигантских растений, которые он привёз. Жулио и Мига тут же предложили Незнайке продать лунным жителям бумаги, по которым они смогут получить свои семена, но только после того, как получится достать семена из ракеты, которая осталась на поверхности Луны.

«А я бы не стал покупать такие бумаги, – подумал Петя, читая книгу. – Это очень рискованно».

 

Как вы думаете, почему Петя назвал предприятие, которое затеяли Жулио и Мига, рискованным?

 

Чем рискуют лунные коротышки, «Обществу гигантских растений»?

отдавая

деньги

2. волк ищет работу

Волк успешно работал охранником в магазине. Но хозяин магазина решил магазин закрыть, и Волк потерял работу.

 

Можно      ли     считать      угрозу        потери       работы          финансовым риском?

3. полезные пословицы

Объясните значение пословиц:

ОТ глУПОгО РИСКА ДО БеДы БлИЗКО.

РИСКНУл, ДА ЗАКАЯлСЯ.

НА СВОй СТРАх И РИСК.

 

Какую пословицу, на ваш взгляд, можно использовать в качестве заголовка к этому занятию?

Занятие 5 если нуЖно вЗвеШивать

1. на рынке

Продавец взвесил 1 кг яблок, 2 кг моркови, 5 кг картофеля и объявил цену всей покупки.

Сравните цены каждого товара и цену всей покупки, названную продавцом.

 

Можно ли уличить продавца в обмане?

Чем отличается процесс взвешивания фруктов в супермаркете и на рынке? Где меньше шансов столкнуться с мошенничеством?

2. исправить ошибки

 

В следующих утверждениях есть ошибки. Исправьте их.

1)      Не стоит тратить время на повторное взвешивание товара.

2)      При самообслуживании больше шансов столкнуться с обвесом.

3)      Как правило, овощи и фрукты на рынке дороже.

4)      Электронные весы не позволяют обманывать покупателей.

5)      Сразу выбрасывайте чек, он вам никогда не пригодится.

3. о чём говорит пословица

Петя получил задание в школе подобрать пословицу, которая напомнит покупателям о том, что нужно быть очень внимательными в магазине и на рынке. Петя выбрал такую пословицу:

лУЧШе ПОБеРеЧЬСЯ, ЧеМ ОБЖеЧЬСЯ.

 

Оцените, как Петя выполнил задание.

Правильную ли пословицу он подобрал?

Занятие 6 Зачем семье сБереЖения

1. чтобы построить дом

Прочитайте фрагмент сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино».

…Кум Тыква только накануне закончил постройку своего дома. Чуть ли не с самого детства мечтал он о том, что у него будет когда-нибудь собственный домик, и каждый год покупал по одному кирпичу для будущей постройки. В конце концов, он решил работать побольше, а есть поменьше. Так он и сделал. Теперь ему удавалось покупать по три, по четыре кирпича в год. Он стал худым, как спичка, зато груда кирпичей росла.

Так шёл год за годом. Наконец наступил день, когда кум Тыква почувствовал, что становится стар и не может больше работать. Он снова пошёл к мастеру Виноградинке и сказал ему:

                       Будь так добр, посчитай мои кирпичи.

Мастер Виноградинка, захватив с собой шило, вышел из мастерской, посмотрел на груду кирпичей и начал:

                       Шестью семь – сорок два… девять долой… Словом, все-го у тебя теперь сто восемнадцать штук.

                       хватит на дом?

                       По-моему, нет.

                       Как же быть?

                       Не знаю, право, что тебе сказать… Построй курятник…

Кум Тыква вздохнул разок-другой, но, видя, что от его вздохов кирпичей не прибавляется, решил без лишних слов начать постройку.

«Я сложу из кирпичей совсем-совсем маленький домик, – думал он, работая. – Мне ведь дворца не нужно, я и сам невелик. А если кирпичей не хватит, пущу в ход бумагу».

Кум Тыква работал медленно и осторожно, боясь слишком быстро израсходовать все свои драгоценные кирпичи.

Он клал их один на другой так бережно, будто они были стеклянные. Он-то хорошо знал, чего стоит каждый кирпичик!

– Вот это, – приговаривал он, взяв один из кирпичей и поглаживая его, словно котёнка, – это тот самый кирпич, что я раздобыл десять лет тому назад к Рождеству. Я купил его на те деньги, что припас на курицу к празднику. Ну, курятиной я полакомлюсь потом, когда кончу свою постройку, а пока обойдусь без неё.

 

Почему кум Тыква не смог сразу купить нужное количество кирпичей? Что ему пришлось сделать, чтобы покупать больше кирпичей? Как вы поняли, почему он так бережно относился к каждому кирпичу?

2. собрать на желанную покупку

Муж и жена на первой иллюстрации, получив зарплату, отложили часть денег, и только потом начали планировать семейный бюджет. Супруги на второй иллюстрации пошли сразу тратить деньги, решив, что потом подумают о сбережениях.

 

Какая семья сможет собрать деньги на желанную вещь?

Занятие 7 деньги в раЗных странах

1. путешествие монетки

Прочитайте фрагмент сказки Г.Х. Андерсена «Серебряная монетка».

Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки — чистенькая, светленькая, — покатилась и зазвенела:

— Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!

И пошла.

Ребёнок крепко сжимал её в своём тёпленьком кулачке, скряга тискал холодными липкими пальцами, люди постарше вертели и поворачивали много раз, а у молодых она не задерживалась и живо катилась дальше.

Монетка была серебряная, меди в ней было очень мало, и вот она целый год гуляла по белу свету, то есть в той стране, где была отчеканена. Потом она отправилась за границу и оказалась последней родной монеткой в кошельке путешественника. Но он и не подозревал о её существовании, пока она сама не попала к нему в пальцы.

— Вот как! У меня ещё осталась одна наша родная монетка! — сказал он.

— Ну, пусть едет со мною путешествовать!

И монетка подпрыгнула от радости и зазвенела, когда её сунули обратно в кошелёк. Тут ей пришлось лежать со своими иностранными сородичами, которые всё сменялись — одна уступала место другой, ну а она всё оставалась в кошельке.

 

Почему путешественник называл монетку родной? Почему она всё время оставалась в кошельке и хозяин её не тратил?

 

Названия каких валют пропущены в стихотворении?

если едешь по России, И тебя купить просили

Сувениры и подарки,

Чтоб купить гостинец яркий Из широт родной земли, Пригодятся нам ________ .

Коль по европейским странам едешь с другом-чемоданом, Выручит тебя, наверно, Общая валюта _________ .

если в Чехию дорога, Денег нужно взять немного, Белой чтоб не быть вороной, Ты рубли меняй на ________ .

Чтоб в китайском магазине

Прикупить презент кузине, Ты из кошелька достань Местный новенький __________.

А в Америке, друзья,

Жить без __________ нельзя!


содерЖание

ЗАНЯТИЕ 1. ДЕНЬГИ НАСТОЯЩИЕ И НЕНАСТОЯЩИЕ  .........................4

ЗАНЯТИЕ 2. ЧТО МОГУТ ДЕНЬГИ  ...........................................................6 ЗАНЯТИЕ 3. ЛЕГКО ЛИ ВЕСТИ СВОЁ ДЕЛО  .........................................9

ЗАНЯТИЕ 4. КОГДА РИСКУЕШЬ ДЕНЬГАМИ  .........................................12

ЗАНЯТИЕ 5. ЕСЛИ НУЖНО ВЗВЕШИВАТЬ  .............................................14

ЗАНЯТИЕ 6. ЗАЧЕМ СЕМЬЕ СБЕРЕЖЕНИЯ  ...........................................16 ЗАНЯТИЕ 7. ДЕНЬГИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ  ..........................................18

Финансовая грамотность практикум в четырёх частях часть 3 3 класс москва издательство «интеллект-Центр» 2018

Финансовая грамотность практикум в четырёх частях часть 3 3 класс москва издательство «интеллект-Центр» 2018

Мария Александровна Лангер Ф59

Мария Александровна Лангер Ф59

Книга, которая перед вами, входит в состав учебно-методического комплекса, адресованного третьеклассникам

Книга, которая перед вами, входит в состав учебно-методического комплекса, адресованного третьеклассникам

Занятие 1 деньги настояЩие и ненастояЩие 1

Занятие 1 деньги настояЩие и ненастояЩие 1

Настоящую купюру отличают несколько признаков: – водяной знак – изображение, которое можно увидеть, посмот-рев купюру на просвет; – на ощупь надпись в верхнем углу банкноты…

Настоящую купюру отличают несколько признаков: – водяной знак – изображение, которое можно увидеть, посмот-рев купюру на просвет; – на ощупь надпись в верхнем углу банкноты…

ЗАНЯТИЕ 2 ЧТО МОГУТ ДЕНЬГИ 1

ЗАНЯТИЕ 2 ЧТО МОГУТ ДЕНЬГИ 1

Жил мужик с бабою; была у них пара волов, а телеги не было

Жил мужик с бабою; была у них пара волов, а телеги не было

А мужик стоит на дороге да думает: «Слава

А мужик стоит на дороге да думает: «Слава

Масло – 10 кг по 50 монет Сахар – мешок за 40 монет

Масло – 10 кг по 50 монет Сахар – мешок за 40 монет

Теперь он купил у Волка мёд по 25 монет за бочонок и рассчитывал на доход в 190 монет

Теперь он купил у Волка мёд по 25 монет за бочонок и рассчитывал на доход в 190 монет

Пончика. Вскоре Пончик разорился

Пончика. Вскоре Пончик разорился

Занятие 4 когда рискуеШь деньгами 1

Занятие 4 когда рискуеШь деньгами 1

А я бы не стал покупать такие бумаги, – подумал

А я бы не стал покупать такие бумаги, – подумал

Занятие 5 если нуЖно вЗвеШивать 1

Занятие 5 если нуЖно вЗвеШивать 1

Можно ли уличить продавца в обмане?

Можно ли уличить продавца в обмане?

Оцените, как Петя выполнил задание

Оцените, как Петя выполнил задание

Он клал их один на другой так бережно, будто они были стеклянные

Он клал их один на другой так бережно, будто они были стеклянные

Какая семья сможет собрать деньги на желанную вещь?

Какая семья сможет собрать деньги на желанную вещь?

Названия каких валют пропущены в стихотворении? если едешь по

Названия каких валют пропущены в стихотворении? если едешь по

Жание ЗАНЯТИЕ 1. ДЕНЬГИ НАСТОЯЩИЕ

Жание ЗАНЯТИЕ 1. ДЕНЬГИ НАСТОЯЩИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2022