Финансовая грамотность в информатике
Оценка 4.7

Финансовая грамотность в информатике

Оценка 4.7
pptx
20.05.2021
Финансовая грамотность в информатике
Финансовая грамотность и информатика.pptx

ФИНАСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ИНФОРМАТИКЕ: интеграция контекстов в целях, результатах, содержании и моделях обучения

ФИНАСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ИНФОРМАТИКЕ: интеграция контекстов в целях, результатах, содержании и моделях обучения

ФИНАСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ИНФОРМАТИКЕ: интеграция контекстов в целях, результатах, содержании и моделях обучения

Контракт FEFLP/QCBS-2.5 «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности»

Образовательные модели формирования финансовой грамотности

Образовательные модели формирования финансовой грамотности

Образовательные модели формирования финансовой грамотности

Система установок и ценностей

Умения и опыт

6

Финансовая грамотность и информатика: как совместить интересы? 1

Финансовая грамотность и информатика: как совместить интересы? 1

Финансовая грамотность и информатика: как совместить интересы?




1. Срок реализации программы определяется в рамках возрастной категории обучающихся. Программа «Финансовая грамотность» разработана для возрастной группы 13–18 лет (5-11 классы)
2. По решению образовательной организации можно выполнить программу курса как за один год, так и за несколько лет отдельными модулями.
3. Курс «Основы финансовой грамотности» может быть реализован в образовательной организации следующими способами:
• в рамках основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования в виде отдельного курса, дисциплины (модуля) за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений;
• в рамках основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования в интеграции с другими предметами: экономикой, математикой, информатикой, обществознанием, ОБЖ;
• в рамках программы дополнительного образования.



3

«Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем»

При любом способе реализации учителю необходимо разработать соответствующую рабочую программу.
Целесообразно подойти к разработке программы комплексно: включить практические занятия, деловые игры, экскурсии, проектную работу и другие активные формы образовательной деятельности по данной тематике в программу внеурочной деятельности и тем самым реализовать практико-ориентированный подход к реализации программы в полном объеме.

Финансовая грамотность и информатика: технология проектирования образовательной программы 4 1 этап 2 этап 3 этап интеграция целей обучения по финансовой грамотности в цели предмета, исходя…

Финансовая грамотность и информатика: технология проектирования образовательной программы 4 1 этап 2 этап 3 этап интеграция целей обучения по финансовой грамотности в цели предмета, исходя…

Финансовая грамотность и информатика: технология проектирования образовательной программы

4

1 этап

2 этап

3 этап

интеграция целей обучения по финансовой грамотности в цели предмета, исходя из целостного взгляда на него: главные задачи и планируемые результаты

сопряжение изучаемых тем предмета с содержательными модулями по финансовой грамотности (на основе учета возможностей организации взаимодействия с социумом, связи с реальной жизнью, интересами и возможностями обучающихся)

системность педагогической работы в формировании финансовой компетентности через последовательное освоение модулей по финансовой грамотности и организацию разных видов урочной и внеурочной деятельности по ходу движения изучения предмета и фиксация образовательного результата обучающихся

Структура и содержание рабочей программы курса 5

Структура и содержание рабочей программы курса 5

Структура и содержание рабочей программы курса

5

Основные разделы рабочей программы

Целевой

Содержательный

Организационный

Содержание курса

Пояснительная записка

Описание места курса в
учебном плане

Общая характеристика
курса

Планируемые результаты
освоения

Тематическое планирование

Учебно-методическое
обеспечение

Материально-
техническое
обеспечение

Ожидаемые
результаты

Рабочая программа курса должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного и/или среднего общего образования

Финансовая грамотность как компетентность 6

Финансовая грамотность как компетентность 6

Финансовая грамотность как компетентность







6

Готовность нести ответственность

Готовность использовать полученные знания и умения в практической деятельности

Финансовые компетенции (знания, умения)

ФГ: совокупность знаний о финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, умение их использовать с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения

Общефедеральная программа «Финансовая культура и безопасность граждан России»

Часть базовой финансовой культуры личности

Способность продуктивно выполнять социально-экономические роли

Финансовые компетенции (знания, умения, опыт)

Личностные социально-значимые установки

ФГ: базовая составляющая общей финансовой культуры личности и представляет собой совокупность знаний, умений, опыта в финансовой сфере и личностных социально-значимых установок, сформированность которых определяет способность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли

Познавательная беседа (стикер-опрос) «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

Познавательная беседа (стикер-опрос) «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

Познавательная беседа (стикер-опрос) «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

Цель: выяснить отношение обучающихся к обучению финансовой грамотности; продемонстрировать, что изучение финансовой грамотности поможет им научиться искать и находить способы как правильно распоряжаться деньгами, чтобы достичь разных жизненных целей и каждый смог позаботиться о себе когда вырастет
Материалы: стикеры
Время: 10 минут
Ход беседы:
Разминка: начните беседу с короткой игры в ассоциации.
- Раздайте всем обучающимся по стикеру.
- Предупредите, что сейчас скажите слово. После того, как участники услышали слово, им следует записать на стикере первое слово, которое им придет на ум.
- Скажите «информатика».
- Через 10 секунд прослушайте ассоциации класса со словом «информатика»
Стикер-опрос:
- Дайте каждому обучающемуся по новому стикеру
- Предупредите, что сейчас скажите новое слово. Когда они его услышат, им нужно записать на стикере первое, что придет им на ум.
- Скажите «финансовая грамотность»
- Через 10 секунд прослушайте ассоциации класса со словами «финансовая грамотность»
- Напишите на доске два заголовка «Информатика» и «Финансовая грамотность»
- Теперь попросите детей проследовать к доске, приклеить свои стикеры и объяснить или доказать свою точку зрения. Используйте два ключевых вопроса «Почему ты так думашешь?» и «У кого другое мнение?»
- Выслушивайте все мнения, так как важно организовать свободный обмен мнениями
- Продолжайте пока все стикеры не будут помещены на стене

Финансовая грамотность в информатике

Финансовая грамотность в информатике

Этап закрепления полученных знаний:

Этап закрепления полученных знаний:

Этап закрепления полученных знаний: Прием «Связь»

Цель: установить как связаны «информатика» и «финансовая грамотность» в виде логической цепочки рассуждений
Время: 10 минут
Ход работы:
Начало: разделите класс на 4- 5 групп.
- Сформулируйте всем обучающимся задание: доказать, что информатика и финансовая грамотность взаимосвязаны между собой
Разминка: предупредите, что начнете с разминки. Попросите в группе выстроить цепочку связей «данные и электричество». Выслушайте группы
Основное задание: дайте задание группам написать цепочку связей между «информатикой и финансовой грамотностью»
- Теперь попросите детей озвучить свои логические связи и объяснить их. - Выслушивайте все мнения, так как важно организовать свободный обмен мнениями

Рефлексия и перевод знаний в действия:

Рефлексия и перевод знаний в действия:

Рефлексия и перевод знаний в действия: Практикум по ФГ: Изучаю и действую. Задание на дом: выполни мини-проект «Я и мои планы на будущее»

Цель: Осознавать важность образования, которое обеспечит доходы и необходимость планирования своего будущего
Время: 10 минут
Ход работы:
Дата ____________ Меня зовут_____________________________. Мне___ лет.
Я живу в (название города, села, деревни и т.д.) _____________________страна __________________________________.
Мои любимые занятия – это ___________________________________________________
____________________________________________________________________________ .
Чтобы описать себя, я скажу, что я _____________________________________________
____________________________________________________________________________.
Я мечтаю стать ______________________________________________________________.
А еще я надеюсь, что _________________________________________________________.
Чтобы исполнились мои мечты мне нужно ______________________________ ____________________________________________________

Содержание и ход практического задания: 1

Содержание и ход практического задания: 1

Содержание и ход практического задания:

1. Авторская разработка приема обучения и проектирование педагогической технологии по финансовой грамотности в учебной и деятельности по предмету «Информатика» (работа в группах)
Разработка проекта реализации педагогической технологии
Познавательная беседа (стикер-опрос) «Деньги» (5 кл.); «Жизненные потребности человека. Потребности и желания» (6 кл.); «ОЖС: и страхование» ( 7 кл.); «Экономика семьи: из чего она складывается» (8 кл.); Познавательная беседа «Финансовые риски» (9 кл.); «Из чего формируется бюджет семьи?» (10 кл.)

Основные этапы проектирования и типовые элементы педагогической технологии

Этап 1. Определение замысла учебных действий. Формулировка целей.
Этап 2. Расчет необходимого времени при заданном способе построения учебного процесса.
Этап 3. Разработка моделей педагогических действий.

Время на решение задачи – 10 минут

Демонстрация педагогического приема группами

Этап закрепления нового знания:

Этап закрепления нового знания:

Этап закрепления нового знания: Решение экономических задач. Контекстные и ситуационные задачи

Основной единицей контекстного обучения является учебная задача, наполненная определенным смыслом (контекстом).

Такие задачи можно классифицировать по разным основаниям: в соответствии с содержанием анализируемой ситуации, на основе учёта структуры выполняемого действия и так далее.

Контекстные задачи направлены на развитие способности обучающихся находить, интерпретировать и применять имеющуюся информацию в предлагаемом (заданном) контексте.

Контекст задается текстом, содержащим фрагмент конкретного нормативного документа, материала научной статьи, художественного текста, учебного текста и т.д., а также вопросами к нему, на которые следует ответить.

Суть ситуационных задач состоит в том, что обучающиеся, ознакомившись с содержанием задачи, самостоятельно анализируют изложенную в ней ситуацию, выявляют проблему и предлагают (демонстрируют) варианты её решения (так типичные, так и авторские).

Пример интеграции: контекстные и ситуационные задачи 13 5 класс

Пример интеграции: контекстные и ситуационные задачи 13 5 класс

Пример интеграции: контекстные и ситуационные задачи

13

5 класс
Модуль «Доходы и расходы»:
взаимосвязь видов ресурсов и жизненных потребностей человека; что и как можно сберегать

Тема: Что и как можно и нужно сберегать
Задание 1 (контекстное)
Подбери к словосочетанию «сберегать ресурсы» похожие по смыслу слова. Помести их стрелочками в колесо.
копить, расходовать, экономить, тратить, запасаться, сохранять

Задание 2 (ситуационное)
Лиза заполнила таблицу, куда внесла то, что она может сберегать:

Материалы
(вещи и предметы)

Личные ресурсы

Природные ресурсы

Ценности

Книги
Одежда
Планшет

Деньги
Время

Вода
Тепло
Свет

Дружба
Любовь
 

Проведите беседу, задавая вопросы типа: «Что происходит с материалами, сбережениями, ресурсами, если их тратить?»; «Что происходит, если тратить любовь, дружбу?».
Важно получить выводы: Пункты в первых трех колонках уменьшаются по мере их траты. Но пункты в последней колонке «ценности» могут увеличиваться по мере их траты.

Пример интеграции: кейсы 14 7 класс

Пример интеграции: кейсы 14 7 класс

Пример интеграции: кейсы

14

7 класс
Модуль «Доходы и расходы»:
что значит экономия и как это делать

Тема: Способы сэкономить в путешествии
Задание 1 (кейс): Маша на летние каникулы вместе с родителями отправляется в путешествие по странам Южной Европы. В интернете нашла советы путешественнику:

Знакомьтесь с национальной кухней 
Выбирайте местные и сезонные блюда
Покупайте сувениры в туристических местах и в аэропорту
Всегда оформляйте туристическую страховку
Если вы едете в Европу, будет выгоднее взять с собой доллары

Какие из приведенных ниже советов помогут семье сэкономить бюджет? Составь свои советы для путешествия по выбранной тобой стране Южной Европы. Составить памятку для туристов.

Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра – это игра, направленная на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта

Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра – это игра, направленная на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра – это игра, направленная на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

Уровень творческой активности ребенка зависит от уровня сложности игры, характера игры, отношения к ней ребенка, позиции взрослого.
Характеристика содержания деятельности организатора
на разных этапах игры
Подготовительный этап. Постановка целей, определение предмета игры и предметного поля.
Ввод в игру. Выбор ролей; определение полномочий; определение механизма интегрирования событий в игре.
Игровое взаимодействие. Контроль и коррекция игрового процесса; реализация игровой идеи.
Выход из игры. Завершение ролевого взаимодействия; достижение игровой цели.
Анализ игры. Подведение итогов, игровое моделирование.

Деловая игра Деловая игра – технология, которая отражает реальные условия и имитирует конкретные процессы, выявляет современные экономические особенности деятельности людей, дает «рецепты» принятия решений в…

Деловая игра Деловая игра – технология, которая отражает реальные условия и имитирует конкретные процессы, выявляет современные экономические особенности деятельности людей, дает «рецепты» принятия решений в…

Деловая игра

Деловая игра – технология, которая отражает реальные условия и имитирует конкретные процессы, выявляет современные экономические особенности деятельности людей, дает «рецепты» принятия решений в различных жизненных ситуациях.
Методика организации и проведения
Подготовка игры – формулируются тема, учебные цели, правила, определяется состав участников, их роли, система мотивации, сценарий и порядок действий, необходимые материалы, характер рассадки участников, временные рамки
Проведение игры – учитель объясняет задачу, правила игры, распределяет роли
Подведение итогов – дается общая оценка всем игрокам, акцентируется внимание на удачных и неудачных решениях. Важно получить от учеников обратную связь – их собственную оценку игры

Деловая игра «Фабрика книг» (9 кл

Деловая игра «Фабрика книг» (9 кл

Деловая игра «Фабрика книг» (9 кл.)

Цель: развитие компетенций, связанных с умениями и навыками финансового поведения, способности к принятию финансового риска, а также умением предпринимать другие эффективные действия, для улучшения собственного финансового благосостояния
Материалы: газетные листы формата А3, количество которых превышает в 5 раз численность учеников в классе; скрепки (1 пачка на группу); авторучки; бланки таблиц; ножницы
Время: 45 мин.
Ход игры
Введение в игровую ситуацию: Делим класс на команды – «фабрики по производству книг». Команды подбирают себе название и рисуют логотип. Учитель формулирует задачу – вырос спрос на новые учебники, его необходимо удовлетворить быстро, но без существенных затрат на производство. Учитываются только завершенные и качественные книги. Схема «производства» книг – сложить лист газеты пополам и разрезать, далее сложить половинки вдвое и снова разрезать и сложить еще раз (получится книга (14 страниц) в обложке; страницы пронумеровать от 2 до 14, на обложке написать название команды и скрепить скрепкой)
Этап игры: Время 3 минуты на каждый этап. Команды изготавливают «книги» в соответствии с инструкцией. Результаты записывают в таблицу по образцу:


№ п/п

Выполненная работа и затраты

Образец

1 этап

2 этап

3 этап

1

Изготовлено книг (кол-во)

4

 

2

Стоимость материала (5 руб. за каждую книгу)

20

3

Количество работающих (чел.)

4

4

Заработная плата на каждого работника (10 руб.)

40

5

Аренда одного рабочего места (20 руб.)

20

6

Капиталовложения (руб.)

5

7

Общие затраты (руб.)

85

8

Себестоимость книги (руб.)

17

9

Время, затраченное всеми работниками (мин)

12

10

Выход готовой продукции за единицу времени (производительность труда)

0,333

Практикум по ФГ: Изучаю и действую

Практикум по ФГ: Изучаю и действую

Практикум по ФГ: Изучаю и действую

В основе лежит прием технологии критического мышления «Идеал»
Прием позволяет формировать:
умения определять проблему;
умения находить и формулировать пути решения проблемы;
навыки выбирать «сильное» решение, которое возможно реализовать на практике
Методическая стратегия реализации приема:
Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться с вопроса «Как?»
Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.
Любопытно, а как выглядит эта проблема на практике в твоей жизни? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

Практикум по ФГ: Изучаю и действую

Практикум по ФГ: Изучаю и действую

Практикум по ФГ: Изучаю и действую. Задание на дом: выполни мини-проект «Я умею экономить» 5 кл Задание 1. Известно, что человек в среднем расходует 300 литров воды в сутки. Как ты думаешь, зачем людям нужно так много воды? Давай проведем небольшое исследование. Заполни протокол своего исследования и ответь на вопросы к нему:

Имя: _____________________________________________________
 
Откуда к вам в дом поступает вода: ________________________________
 
Способы использования воды: (выбери и отметь подходящий вариант)
 
 Питьё  Мытьё пола  Стирка
 Купание  Садоводство / полив растений  Туалет
 Мытьё посуды  Мытьё машины
 Мытьё лица и рук  Приготовление пищи
 Что-то другое (пожалуйста, укажи) ______________________
 
Количество водопроводных кранов в вашем доме:
 Ни одного  1-2  3-4  6-9  Более 9
 
Подсчитай количество воды, потраченное вами каждый день
(1 ведро = 10 литров)
 10 вёдер  30 вёдер  Более 40 вёдер
 
Сколько часов в день вы получаете воду?
 Менее 2 часов  2-5 часов  6-11 часов
 12-17 часов  18-23 часов  24 часа
 
Есть ли в доме кран, который течёт? Да / Нет
 
Вода, которую вы получаете, достаточно безопасна для питья? Да / Нет
 
Кипятите ли вы воду из-под крана? Да / Нет
 
Закрываешь ли ты кран с водой пока чистишь зубы? Да / Нет
 
Есть у вас счетчик на воду? Да / Нет
 
Есть у вас неисправности в сантехнике, например, утечка воды в унитазе? Да / Нет
 
Как ты думаешь, что нужно делать для того, чтобы экономить воду?
 

Задание 2. Познакомься с интересными фактами о воде. Сколько воды ты можешь сэкономить за неделю?
Факт 1.
Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды.
Решение: ______________________________________________________.
Ответ: За неделю можно сэкономить _____________л воды.
Факт 2.
Если устранить даже самую малую утечку из крана, то можно сэкономить до 80 литров воды в сутки.
Решение: ______________________________________________________.
Ответ: За неделю можно сэкономить _____________л воды.

Задание 3: Как ты будешь экономить воду? Напиши для себя не менее 3-х правил экономии воды

Итоговый проект Проекты предполагают междисциплинарный подход и использование знаний из информатики и финансовой грамотности

Итоговый проект Проекты предполагают междисциплинарный подход и использование знаний из информатики и финансовой грамотности

Итоговый проект

Проекты предполагают междисциплинарный подход и использование знаний из информатики и финансовой грамотности.
В первую очередь его используют с исследовательскими задачами, поэтому его внутренняя структура очень похожа на методологию научного поиска.
Преимущества: он призван формировать комплекс компетенций на метапредметной основе, предполагает исследовательскую деятельность, раскрывает творческие способности обучающегося.
В основе проектов лежат исследовательские вопросы, которые обучающиеся решают, чтобы получить новый опыт, результаты, знания.
Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными, длительными или краткосрочными, в зависимости от дидактических целей и задач.

Скоро праздник «Новый год». Вы с классом решили по этому поводу устроить вечеринку

Скоро праздник «Новый год». Вы с классом решили по этому поводу устроить вечеринку

Скоро праздник «Новый год». Вы с классом решили по этому поводу устроить вечеринку. Для того чтобы составить бюджет праздника, вначале ответьте на вопросы:
Число ребят в классе:______________
Число гостей, которых вы пригласите:________
Принимая за основу сумму, которую вы планируете использовать для вечеринки, создайте список необходимых вещей и продуктов: __________
Сравните стоимость продуктов в зависимости от места (географии)их производства:____________________________________________________________
Составьте бюджет: ________

Проект

Необходимые вещи

Количество

Цена

Общая сумма

Ответьте на вопросы:
Достаточно ли у вас денег для всего, что вам необходимо купить?
Что можно сделать, чтобы сократить бюджет?
Какой способ можете предложить, чтобы самим заработать необходимую сумму на вечеринку?

Ресурсы неформального финансового образования и финансового просвещения средствами информатики 22

Ресурсы неформального финансового образования и финансового просвещения средствами информатики 22

Ресурсы неформального финансового образования и финансового просвещения средствами информатики

22

Финансовая грамотность: развитие представлений «как устроен мир», по каким экономическим, социальным и иным законам он работает, о современных жизненных проблемах в обществе и мире, понимания существования различных социальных ролей (ученик, родитель, работник и т.д.) и опыта выступать в этих ролях

Междисциплинарное событие: специально моделируемое общественно-значимое мероприятие, участие в котором формирует у обучающихся не только финансовую грамотность, но и социальную компетентность, а также и опыт ответственного поведения и морально-нравственного выбора

познавательные, образовательно-развлекательные мероприятия и события (ток-шоу, дебаты, театральные постановки, игры, конкурсы, соревнования, экскурсии и пр.)

факультативы, кружковая работа, творческие мастерские и объединения (финансового и социального проектирования, детского предпринимательства)

создание информационно-образовательных ресурсов (сайты, порталы, компьютерные игры, печатные издания и т.д.)

Олимпиадная деятельность

Финансовое планирование в системе
бюджетирования текущей деятельности.

Задача 3.2.4.6. Проверьте карту на валидность

Задача 3.2.4.6. Проверьте карту на валидность

Задача 3.2.4.6.

Проверьте карту на валидность. Как можно изменить ее последнюю цифру, чтобы она стала валидной?

Контрольная сумма определяется следующим образом:
1. Сначала нужно пронумеровать все цифры справа налево, начав нумерацию с 0.
2. Все цифры, стоящие на четных позициях (0, 2, 4 ...), просуммировать.
3. Все цифры, стоящие на нечетных позициях, нужно умножить на 2. Если произведение двузначное, то вычесть 9. Затем нужно сложить полученные произведения.
4. Сложить суммы из пунктов 2 и 3 и разделить полученный результат на 10.
5. Если остаток от деления равен нулю, то номер карты корректный (валидный).

Спасибо за внимание! 24

Спасибо за внимание! 24

Спасибо за внимание!

24

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2021