МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И.АЛТЫНСАРИНА
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
учебная программа
для 5-9 классов уровня основного среднего образования
Астана
Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.
Внесены изменения и дополнения согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2015 года №393.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №11659 от 14 июля 2015 года.
Физическая культура: Учебная программа для 5-9 классов уровня основного среднего образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2015. – 34 с.
© Национальная академия образования
им. И.Алтынсарина, 2015.
Приложение 48
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115
Типовая учебная программа по предмету
«Физическая культура»
для 5-9 классов уровня основного среднего образования
1. Пояснительная записка
1. Учебная программа «Физическая культура» составлена в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
2. Изучение предмета направлено на формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в сфере общечеловеческой культуры.
3. Содержание учебного предмета определены с учетом потребностей личности школьника, семьи и общества, достижений современной педагогической науки.
4. Целью обучения:
1) формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью;
2) целостное развитие физических и психических качеств;
3) творческое использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
5. Задачи обучения:
1) укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
2) формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническим действиям и приемам базовых видов спорта;
3) освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
4) воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребностей в его укреплении и длительном сохранении;
5) воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективно взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
6. Данная программа состоит из двух разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент) и «Физическое совершенствование» (операциональный компонент).
7. Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в основной школе являются:
1) уроки физической культуры;
2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
3) спортивные соревнования и праздники;
4) занятия в спортивных секциях и кружках;
5) самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние задание).
8. В соответствии с государственным общеобразовательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) (№1080 от 23.08.2012г.) программой предусмотрено раздельное обучение учащихся по гендерному принципу (группы мальчиков и девочек).
9. В процессе проведения занятий по физической культуре осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами:
1) «Русский язык»: пополнение словарного запаса терминами из области физической культуры;
2) «Физика»: использование знаний, полученных о понятиях «механическая работа», «сопротивление воздуха», «масса тела», «неравномерное и равномерное скольжение», «мощность»;
3) «Алгебра», «Геометрия»: измерение длины, высоты, скорости, расстояния, времени, расчет разбега при прыжках в длину и высоту;
4) «Биология»: понятие об опорно-двигательном аппарате человека, системе кровообращения и дыхания, о работе мышц и причинах утомления; о частоте сердечных сокращений при нагрузке; использование материала о негативном влиянии курения и алкоголя на организм;
5) «История мира», «История Казахстана»: история олимпийского движения; история возникновения казахских национальных видов спорта;
6) «География»: знание сторон света, умение ориентироваться на местности по различным признакам, по карте;
7) «Музыка»: использование музыкальных произведений во время проведения уроков физической культуры; умение комплексно использовать темп, ритм, динамику во время выполнения упражнений под музыку с предметами и без предметов;
8) «Черчение»: использование графических рисунков для иллюстрации физических упражнений;
9) «Технология»: воспитание трудолюбия и способности к длительной трудовой деятельности.
10. Объем учебной нагрузки по предмету «Физическая культура» соответствии с типовым учебным планом составляет:
5 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;
6 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;
7 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;
8 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;
9 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа.
11. Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся и задают систему итоговых результатов обучения, достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы.
12. Уровень подготовки обучающихся оценивается с учётом трех аспектов: предметные результаты; личностные результаты; системно-деятельностные результаты.
2. Базовое содержание учебного предмета для 5 класса
13. Содержание курса включает следующие разделы:
Части про-граммы
|
Разделы программы
|
Учебные четверти |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
Σ |
||
Базовая |
1. Легкая атлетика |
7 |
- |
- |
7 |
14 |
|
2. Спортивные игры |
14 |
- |
11 |
9 |
34 |
3. Гимнастика |
- |
14 |
- |
- |
14 |
|
4. Лыжная подготовка |
- |
- |
10 |
- |
10 |
|
5. Национальные игры |
- |
5 |
5 |
- |
10 |
|
6. Плавание |
- |
- |
- |
8 |
8 |
|
Всего по базовой части |
21 |
19 |
26 |
24 |
90 |
|
Вариативная |
1. Обусловленные климатом региона |
6
|
2
|
4
|
-
|
12
|
|
2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта) |
|
|
|
|
|
Всего часов по вариативной части |
6 |
2 |
4 |
- |
12 |
|
Общее количество часов за учебный год (Σ ) |
27 |
21 |
30 |
24 |
102 |
1) тематический план:
таблица 1
14. Основы знаний:
1) исторические сведения о древних Олимпийских играх, физическая культура и целенаправленное физическое совершенствование человека;
2) профилактика травматизма, укрепление здоровья;
3) коррекционная гимнастика, направленная на укрепление здоровья;
4) гигиеническая и организационная основы уроков физической культуры в школе.
15. Легкая атлетика:
1) высокий и низкий старт, бег с ускорением, бег на 30, 60 м с максимальной скоростью, бег в равномерном темпе 10-12 мин., бег на 1000м (девочки) и 2000 м (мальчики) с учетом времени.
2) прыжки в длину способом «согнув ноги» в шаге; с 7-9 беговых шагов.
3) прыжки в высоту способом «перешагивания» с 7-9 беговых шагов.
4) метание малого мяча в цель с дистанции 10-15 м., метание малого мяча на дальность.
5) игры и эстафеты, содержащие элементы бега, прыжков в длину, в высоту, многоскоков, метание мяча;
16. Спортивные игры:
1) баскетбол, стойка игрока, перемещения в стойке игрока: приставными шагами боком, спиной, вперед, повороты без мяча и с мячом, остановка прыжком, ловля и передача мяча двумя руками от груди, ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения и скорости, броски мяча с места, подвижные игры с элементами баскетбола, подводящие игры;
2) волейбол, стойка игрока, перемещение в стойке: приставными шагами, лицом и спиной вперед, передача мяча двумя руками сверху на месте, прием мяча снизу двумя руками на месте, нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м., подводящая игры;
3) футбол, стойка игрока, перемещение в стойке: приставными шагами боком, лицом и спиной вперед, бег с изменением скорости и направления, удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма, остановка мяча внутренней стороной стопы и подошвы, ведение мяча по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения, игра вратаря, подвижные и подводящие инры с элементами футбола;
4) ручной мяч, стойка игрока, перемещение в стойке: приставными шагами боком, лицом и спиной вперед, ловля мяча двумя руками, передача в темпе бега, броски мяча одной рукой в прыжке с замахом, ведение мяча со сменой рук, действия вратаря, подвижные и подводящие игры с элементами гандбола;
17. Национальные игры, игровые единоборства с перетягиванием и выталкиванием: «Кім жүйрік» (Кто дальше), «Балапандар» (Цыплята), «Қаршығалар мен қарлығаштар» (Ястреб и ласточки).
18. Гимнастика:
1) строевые упражнения, строевые упражнения и упражнения, выполняемые во время движения строем, разновидности ходьбы: строевая, на носках, на пятках, высоко поднимая колени; ходьба в полуприседе, и полном приседе;
2) перестроение из колонны по одному в колонну по два дроблением и сведением, движение: по диагонали, противоходом, змейкой;
3) общеразвивающие упражнения: выполнение общеразвивающих упражнений во время движения строем, упражнения, способствующие формированию правильной осанки, развивающие чувство равновесия и внимания, обшеразвивающие упражнения с предметами и без предметов;
4) комплекс упражнений коррекционной гимнастики.
19. Акробатика:
1) кувырки вперед и назад в группировке из упора присев, стойка на лопатках, статические элементы («мост», «шпагат», «ласточка»), комбинации из разученных ранее элементов;
2) игры и эстафета с включением акробатических элементов, гимнастическая полоса препятствий;
3) упражнение на перекладине (мальчики): из виса стоя махом одной и толчком другой ноги – подъем переворотом в упор; из упора отмах соскок с поворотом вправо – левым боком к снаряду, подтягивание из виса;
4) разновысокие брусья – нижняя жердь (девочки): из виса стоя махом одной ноги и толчком другой – подъем переворотом в упор; из упора перемах левой ногой, перемах правой ногой – соскок левым боком к снаряду, подтягивание на низкой перекладине из виса лежа;
5) лазание по канатам в три приема (высота каната 2,5-3 м);
6) упражнения в равновесии: разновидности ходьбы на бревне: на носках (руки в стороны), высоко поднимая колени (руки на поясе); передвижения приставными шагами (руки на поясе), остановки, в скрестном шаге повороты на месте, ходьба в быстром темпе, соскок и приземление;
7) опорный прыжок через гимнастического козла, прыжок с разбега, согнув ноги (расстояние от мостика до снаряда 30-35 см). Высота 110 см (мальчики), 100 см (девочки);
8) ритмическая гимнастика: комплекс из 8-10 выполняемых под музыку упражнений общеразвивающего характера.
20. Лыжная подготовка:
1) попеременный двухшажный ход: отталкивание и скольжение, одновременный двухшажный ход: схема движения, подъем «полуелочкой», спуск в высокой и низкой стойках;
2) торможение «плугом», повороты переступанием в движении, прохождение дистанции до 2000 м.
21. Кроссовая подготовка (вместо лыжной подготовки в бесснежных регионах), ходьба и бег по пересеченной местности, бег в гору и под гору, кроссовый бег на дистанцию 1000 м.;
1) национальные игры: повторение материала, пройденного в предыдущих классах, игры и упражнения культурно-этнической направленности: «Тоғыз кұмалақ».
22. Плавание:
1) специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди и спине, согласование движений руками и ногами при плавании кролем на спине, проплывание отрезков кролем на груди и на спине, старты с тумбочки и с воды.
2) игры и игровые упражнения на воде.
23. Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств в 5 классе:
таблица 2
№ п/п |
Контрольные упражнения |
мальчики |
девочки |
|||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
|||
1. |
Бег 60 м (с) |
10,0 |
10,6 |
11,2 |
10,4 |
10,8 |
11,4 |
|
2. |
Бег 2000 м |
без учёта времени |
||||||
3. |
Прыжок в длину (см) |
340 |
300 |
260 |
300 |
260 |
220 |
|
4. |
Прыжок в высоту (см) |
110 |
100 |
85 |
105 |
95 |
80 |
|
5. |
Метание мяча 150г, м |
34 |
27 |
20 |
21 |
17 |
14 |
|
6. |
Подтягивание на высокой перекладине из виса (к-во раз) |
6 |
4 |
3 |
- |
- |
- |
|
7. |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа (к-во раз) |
- |
- |
- |
15 |
10 |
8 |
|
8. |
Лазание по канату с помощью ног (м) |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
|
9. |
Бег на лыжах 1 км (мин, с) |
6,30 |
7,00 |
7,40 |
7,00 |
7,30 |
8,10 |
|
10. |
Бег на лыжах 2 км |
без учёта времени |
||||||
11. |
Плавание без учёта времени (м) |
25 |
12 |
12 |
25 |
12 |
10 |
|
12. |
Кросс 1500м для бесснежных районов (мин, с) |
8,50 |
9,30 |
10,00 |
9,00 |
9,40 |
10,30 |
|
24. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 5 класса
(мальчики):
таблица 3
Виды испытаний |
Уровни физической подготовленности |
|||||
Х |
низкий |
н/среднего |
средний |
в/среднего |
высокий |
|
Бег 30 м |
5,6 |
6,5 |
6,4 – 5,9 |
6,0 – 5,3 |
5,2 -4,9 |
4,8 |
Прыжок в длину с места |
153,0 |
132 |
133 -142 |
143 – 163 |
164– 173 |
174 |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы |
366,0 |
259,0 |
260,0 - 312,0 |
313,0 – 419,0
|
420,0 – 472,0 |
473,0 |
Челночный бег 3х10 |
9,3 |
10,0 |
9,9 – 9,7 |
9,6 – 9,0 |
8,9 – 8,7 |
8,6 |
Кистевая динамометрия (правая) |
17,6 |
13,0 |
14,0 –15,0 |
16,0 -20,0 |
21,0 – 22,0 |
23,0 |
25. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 5 класса
(девочки):
таблица 4
Виды испытаний |
Уровни физической подготовленности |
|||||
Х |
низкий |
н/среднего |
средний |
в/среднего |
высокий |
|
Бег 30 м |
5,8 |
6,5 |
6,4 – 6,2 |
5,9 – 5,3 |
5,2 -5,0 |
4,9 |
Прыжок в длину с места |
146,0 |
124 |
125 -135 |
136 – 156 |
157 – 167 |
168 |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы |
325,0 |
212,0 |
213,0 - 271,0 |
272,0 – 386,0
|
387,0 – 440,0 |
441,0 |
Челночный бег 3х10 |
9,7 |
10,6 |
10,5 – 10,2 |
10,1 – 9,3 |
9,2 – 9,0 |
8,9 |
Кистевая динамометрия (правая) |
16,0 |
11,5 |
12,0 –13,5 |
14,0 -18,0 |
18,5 – 20,0 |
23,5 |
3. Базовое содержание учебного предмета для 6 класса
26. Содержание курса включает следующие разделы:
1) тематический план:
таблица 5
Части про-граммы
|
Разделы программы
|
Учебные четверти |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
Σ |
||
Базовая |
1. Легкая атлетика |
7 |
- |
- |
7 |
14 |
|
2. Спортивные игры |
16 |
|
12 |
9 |
37 |
3. Гимнастика |
- |
14 |
- |
- |
14 |
|
4. Лыжная подготовка |
- |
- |
10 |
- |
10 |
|
5. Национальные игры |
- |
4 |
4 |
|
8 |
|
6. Плавание |
- |
- |
- |
8 |
8 |
|
Всего по базовой части |
23 |
18 |
26 |
24 |
91 |
|
Вариативная |
1. Обусловленные климатом региона |
4 |
3 |
4 |
- |
11 |
|
2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта) |
|
|
|
|
|
Всего часов по вариативной части |
4 |
3 |
4 |
- |
11 |
|
Общее количество часов за учебный год (Σ) |
27 |
21 |
30 |
24 |
102 |
27.Оновы знаний:
1) олимпийское движение в Казахстане;
2) значение физических упражнений для формирования жизненно важных двигательных умений и навыков;
3) профилактика травматизма на занятиях физической культуры;
4) роль общеразвивающих физических упражнений в укреплении здоровья и в приобщении учащихся к спортивным тренировкам, реакция организма на различные физические нагрузки.
28. Легкая атлетика:
1) бег на 30-60 м с максимальной скоростью, бег в среднем темпе в течение 10-12 минут, бег на дистанцию 1500 м с учетом времени. 2000 м без учета времени;
2) прыжок в длину, способом «согнув ноги» - по фазам, прыжок в высоту способом «перешагивания» - по фазам, прыжок в высоту способом «перешагивание» в полной координации с 5-10 м разбега с учетом результата;
3) метание малого мяча на дальность и в цель в полной координации с учетом результата;
4) игры и эстафеты, содержащие элементы: бег на скорость, прыжки, метание мяча в цель.
29. Спортивные игры:
1) баскетбол, повторение ранее изученных элементов, ловля и передача мяча двумя руками от груди, от плеча и из- за головы на месте и в движении;
2) ведение мяча в движении с изменением направления движений и скорости, броски мяча в корзину с места и с 2-х шагов;
3) подвижные игры с элементами игры баскетбол, игра по упрощеным правилам баскетбола;
4) волейбол, повторение ранее изученных элементов, стойка игрока;
5) передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед;
6) прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперед;
7) нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м;
8) игры и игровые задания, игра по облегченным правилам;
9) футбол - повторение ранее изученных элементов, остановка мяча внутренней стороны стопы и подошвой;
10) удары по подвижному мячу внутренней стороной стопы, средней частью подъема ноги;
11) передача мяча партнеру с 2-3 шагов с разбега, прием мяча и его остановка (расстояние между партнерами 5-6 м), ведение мяча в среднем темпе бега по прямой линии и по дуге, игра вратаря;
12) игры и игровые упражнения, игра по облегченным правилам;
13) ручной мяч (гандбол), повторение ранее изученных элементов, ловля и передача мяча двумя руками на месте и в движении, передача мяча одной от плеча в движении, в среднем темпе, броски мяча одной и двумя руками с места;
14) ведение мяча со сменой рук и с остановками, игра вратаря, игры и игровые упражнения, игра по облегченным правилам;
30. Гимнастика:
1) строевые упражнения, упражнения, выполняемые во время движения строем, разновидности ходьбы: строевая, на носках, на пятках, высоко поднимая колени; ходьба в полуприседе, полоборота направо и налево, размыкание и смыкание на месте, перестроение из колонны по два в колонну по четыре дроблением и сведением;
2) общеразвивающие упражнения: выполнение общеразвивающих упражнений во время движения строем, упражнения, способствующие формированию правильной осанки, развивающие чувство равновесия и внимания, обшеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, комплекс упражнений коррекционной гимнастики.
31. Акробатика:
1) кувырки вперед и назад в группировке из упора присев. 2-3 кувырка слитно, стойка на лопатках, кувырок вперёд в сед с последующим наклоном вперёд, кувырок назад из седа;
2) «Мост» наклоном назад (с помощью);
3) «Шпагат» с опорой на руки;
4) игры и эстафета с включением акробатических элементов;
5) упражнение на перекладине (мальчики), из виса стоя махом одной и толчком другой ноги – подъем переворотом в упор; из упора – отмах – соскок с поворотом вправо левым боком к снаряду, подтягивание;
6) разновысокие брусья (девочки): из виса стоя махом одной и толчком другой ноги – подъем переворотом в упор; из упора – перемах левой, перемах правой ногой с поворотом кругом в упор; отмах и соскок, назад не отпуская рук;
7) лазание по канатам: лазание по канату в два и три приема (высота каната 3-4 м);
8) упражнения в равновесии: равновесие на одной ноге («ласточка»), бревно – разновидности ходьбы: на носках (руки в стороны вверх); высоко поднимая колени (руки на поясе), повороты, прыжки со сменой ног, пробегание по бревну и соскок на дальность;
9) опорный прыжок через гимнастического коня с разбега, согнув ноги, опорный прыжок через гимнастического козла (в ширину) ноги врозь, расстояние от мостика до снаряда 35-40 см., высота 110 см (мальчики), 100 см (девочки);
10) ритмическая гимнастика: комплекс из 8-10 выполняемых под музыку упражнений общеразвивающего характера.
32. Лыжная подготовка:
1) попеременный двухшажный ход, одновременный одношажный ход в полной координации;
2) коньковый ход (без палок), подъем в гору способом «елочка» в быстром темпе, спуск с горы в низкой стойке и торможение «плугом»;
3) прохождение дистанции до 3000 м по ровной местности с учетом времени, кроссовая подготовка (вместо лыжной подготовки в бесснежных регионах);
4) бег по пресеченной местности 1500 м. Преодоление естественных препятствий.
33. Плавание:
1) специальные плавательные упражнения для изучения способов кролем на груди и на спине, согласование движений руками и ногами с дыханием при плавании способом кроль на груди, согласование движений руками и ногами при плавании способом кроль на спине;
2) повороты при плавании кролем на груди и на спине, старт из воды;
3) старт с тумбочки, игры и игровые упражнения на воде.
34. Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств в 6 классе:
таблица 6
№ п/п |
Контрольные упражнения |
мальчики |
девочки |
||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
||
1. |
Бег 60м (с) |
9,8 |
10,4 |
11,1 |
10,3 |
10,6 |
11,2 |
2. |
Бег 1500м (мин, с) |
7,30 |
7,50 |
8,10 |
8,00 |
8, 20 |
8,40 |
3. |
Бег 2000 м |
без учёта времени |
|||||
4. |
Прыжок в длину (см) |
360 |
330 |
270 |
330 |
280 |
230 |
5. |
Прыжок в высоту (см) |
115 |
110 |
90 |
110 |
100 |
85 |
6. |
Метание мяча 150г, м |
36 |
29 |
21 |
23 |
18 |
15 |
7. |
Подтягивание на высокой перекладине (к-во раз) |
7 |
5 |
4 |
- |
- |
- |
8. |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа (к-во раз) |
- |
- |
- |
17 |
14 |
9 |
9. |
Бег на лыжах, 2 км (мин, с) |
14,00 |
14,30 |
15,00 |
14,30 |
15,00 |
15,30 |
10. |
Бег на лыжах, 3 км |
без учёта времени |
|||||
11. |
Плавание 50 м |
1,00 |
б/в |
25м |
1,10 |
б/в |
25м. |
12. |
Кросс 1500 м для бесснежных районов (мин) |
8,00 |
8,30 |
8,50 |
8,20 |
8,50 |
9,50 |
35. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 6 класса
(мальчики):
таблица 7
Виды испытаний |
Уровни физической подготовленности |
|||||
Х |
низкий |
н/среднего |
средний |
в/среднего |
высокий |
|
Бег 30 м |
5,3 |
6,0 |
5,9 – 5,7 |
5,6 – 5,0 |
4,9 -4,7 |
4,6 |
Прыжок в длину с места |
168,0 |
143 |
144 -155 |
156 – 178 |
179– 192 |
193 |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы |
374,0 |
265,0 |
265,0 - 319,0 |
320,0 – 428,0
|
429,0 – 482,0 |
483,0 |
Челночный бег 3х10 |
9,0 |
9,9 |
9,8 – 9,5 |
9,4 – 8,6 |
8,5 – 8,2 |
8,1 |
Кистевая динамометрия (правая) |
20,3 |
15,0 |
16,0 –17,0 |
18,0 -22,0 |
23,0 – 25,0 |
26,0 |
36. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 6 класса
(девочки):
таблица 8
Виды испытаний |
Уровни физической подготовленности |
|||||
Х |
низкий |
н/среднего |
средний |
в/среднего |
высокий |
|
Бег 30 м |
5,6 |
6,3 |
6,2 – 6,0 |
5,9 – 5,3 |
5,2 -5,0 |
4,9 |
Прыжок в длину с места |
152,0 |
135 |
136 -144 |
145 – 161 |
162 – 169 |
170 |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы |
359,0 |
236,0 |
237,0 – 287,0 |
298,0 – 420,0
|
421,0 – 481,0 |
482,0 |
Челночный бег 3х10 |
9,6 |
10,5 |
10,4 – 10,1 |
10,0 – 9,2 |
9,1 –8,8 |
8,7 |
Кистевая динамометрия (правая) |
18,0 |
11,5 |
12,0 –14,5 |
15,0 -21,0 |
21,5 – 24,0 |
24,5 |
4. Базовое содержание учебного предмета для 7 класса
37. Содержание курса включает следующие разделы:
1) тематический план:
таблица 9
Части про-граммы
|
Разделы программы
|
Учебные четверти |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
Σ |
||
Базовая |
1. Легкая атлетика |
7 |
- |
- |
7 |
14 |
|
2. Спортивные игры |
16 |
- |
12 |
9 |
37 |
3. Гимнастика |
- |
14 |
- |
- |
14 |
|
4. Лыжная подготовка |
- |
- |
10 |
- |
10 |
|
5. Национальные игры |
- |
4 |
4 |
|
8 |
|
6. Плавание |
- |
- |
- |
8 |
8 |
|
Всего по базовой части |
23 |
18 |
26 |
24 |
91 |
|
Вариативная
|
1. Обусловленные климатом региона |
4 |
3 |
4 |
- |
11 |
2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта) |
|
|
|
|
|
|
Всего часов по вариативной части |
4 |
3 |
4 |
- |
11 |
|
Общее количество часов за учебный год (Σ) |
27 |
21 |
30 |
24 |
102 |
38. Основы знаний:
1) развитие спортивных игр в современном Казахстане, основные приемы самоконтроля, самостраховки при выполнении упражнений, питание и его значение для роста и развития, вред курения и алкоголя, правила безопастности.
39. Легкая атлетика:
1) специальные упражнения, направленные на закрепление техники бега, бег, спринтерский бег30, 60 метров;
2) кроссовый бег 1000 м (девушки), 2000 м (юноши);
3) повороты при беге на средние и длинные дистанции, равномерный бег на тренировочные дистанции (400, 800 м);
4) эстафетный бег (протяженность дистанции регулируется учителем или учениками);
5) прыжки: специальные упражнения, направленные на закрепление техники прыжков, подбор индивидуального разбега при прыжках в длину, в высоту, выполнение прыжка в длину, способом согнув ноги в полной координации;
6) выполнение прыжка в высоту, способом перешагивание в полной координации;
7) метание: специальные упражнения, направленные на закрепление техники метания, метание малого мяча в цель с места, метание малого мяча на дальность с разбега в полной координации;
8) игры и эстафеты с элементами бега, прыжков, метания;
9) упражнения общей физической подготовки;
10) тестовые задания: бег 60 м, прыжки в длину с места, челночный бег 3 по 10 м, бег 1500 м.
40. Гимнастика:
1) строевые упражнения, перестроение в движении из колонны по одному в колонну по два, три, четыре, движение колонны по диагонали, противоходом, змейкой, встречными колоннами;
2) комплексы упражнений для формирования правильной осанки, дыхательной гимнастики, регулирования массы тела и коррекции телосложения фигуры с учетом индивидуальных особенностей физического развития, упражнения общей физической подготовки;
3) акробатика: (мальчики) длинный кувырок вперед, 3-4 кувырка слитно вперед-назад, стойка на голове и руках, стойка на руках, переворот в сторону, акробатические упражнения из разученных элементов (подбор элементов на усмотрение учителя или учеников);
4) девочки: 3-4 кувырка слитно вперед; из равновесия кувырок вперед в упор присев; из седа кувырок назад через левое плечо в полушпагат, руки в сторону; мост, из положения стоя и возврат в и.п., переворот в сторону;
5) произвольная комбинация: составленная из освоенных упражнений с элементами хореографии и ритмической гимнастики;
6) опорный прыжок: специальные упражнения, направленные на совершенствования техники опорного прыжка, опорный прыжок ноги врозь через козла;
7) опорный прыжок, согнув ноги через коня (высота снарядов для девочек – 100-110 см, для мальчиков – 110-120см);
8) перекладина (мальчики): подтягивание в висе, подъем переворотом в упор махом одной и толчком другой ноги, перемах вперед и назад одной, соскок, из положения упора перемах одной и другой в упор сзади, поворот кругом в упор, отмахом назад соскок;
9) брусья параллельные (мальчики): наскок в упор, сед ноги врозь, перемах внутрь и размахивание в упоре, сед на левом бедре, перемах в сед на правом бедре, соскок; размахивание в упоре и соскоки махом вперед и назад.
10) брусья разновысокие (девочки): наскок в вис на верхнюю жердь, размахивание изгибами; перемах согнув ноги в вис лежа на нижней жерди, поворот налево кругом (вокруг левой руки) в упор, поворот вправо кругом (вокруг правой руки) в упор, махом назад соскок с поворотом направо левым боком.
11) бревно: упражнения в равновесии, из упора стоя продольно наскок с перемахом одной в упор верхом, поворот поперек и перемах в сед на бедре, руки в стороны, упор, сидя сзади махом вперед сед согнув ноги, махом одной и толчком другой встать на ноги, руки вверх;
12) стилизованные прыжки на месте и с продвижением вперед; стилизованные ходьба и бег, повороты на 180, соскок прогнувшись;
13) лазание по канату разученным способом (мальчики-4 м, девочки - 3 м), тестовые задания: подтягивание из виса; поднимание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой; последовательное выполнение кувырков; сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
41. Лыжная подготовка:
1) специальные упражнения, направленные на закрепление техники лыжных ходов, одновременный двухшажный ход, передвижение с чередованием одновременного одношажного и двухшажного с попеременным двухшажным ходов, повороты упором, махом;
2) преодоление естественных препятствий на лыжах способом перешагивания, перелезания, спуски в низкой стойке, торможение плугом;
3) коньковый ход, прохождение учебных дистанций до 3 км;
4) упражнения общей физической подготовки, тестовые задания: прохождение на лыжах дистанции на 2 км.;
42. Кроссовая подготовка:
1) упражнения специальной физической и технической подготовки, прыжки через препятствия, многоскоки, спрыгивание и запрыгивание (на препятствие) на точность приземления и сохранения равновесия, подъемы и спуски бегом и шагом, бег в чередовании с ходьбой по пересеченной местности, кроссовый бег на 2 км.;
2) тестовое задание: Кросс по пересеченной местности протяженностью до 2 км.
43. Спортивные игры:
1) футбол: специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в футболе, упражнения общей физической подготовки, передачи мяча на месте (продольные, поперечные, диагональные, низкие, высокие);
2) приземление летящего мяча, отбор мяча у соперника (выбиванием, наложением стопы на мяч), тактические действия в нападении и в защите после пробивания углового удара и вбрасывание мяча из-за боковой линии, технико-тактические действия при организации защиты, при контратаке соперника, обработка тактических игровых комбинаций;
3) учебная игра в футбол и мини-футбол.
4) волейбол: специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в волейболе, упражнения общей физической подготовки, прямая нижняя и прямая верхняя подача через сетку;
5) передача мяча из зоны в зону после перемещения, нападающий удар, блокирование;
6) тактические действия (защитные действия игроков при приеме подачи и последующих передачах мяча), система игры в защите при страховке нападающего игроком задней линии, учебная игра в волейбол;
7) баскетбол: специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в баскетболе, упражнения общей физической подготовки;
8) бросок мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке, технико-тактические действия (индивидуальные и командные): передвижение защитника при индивидуальных защитных действиях; вырывание и выбивание мяча;
9) защитные действия при опеке игрока с мячом и без мяча; перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину, взаимодействие в нападении (быстрое нападение); взаимодействие при вбрасывании мяча судьей и с лицевой линии с игроком команды и соперником, учебная игра в баскетбол;
10) гандбол: специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в гандболе, упражнения общей физической подготовки, передачи мяча одной и двумя руками на дальность и точность, броски из опорного положения, стоя на месте и в движении с замахом, без замаха;
11) технико-тактические действия: перемещение по площадке в сочетании с ведением мяча, с передачами и бросками; выбивание, блокировка бросков;
12) учебная игра в гандбол;
13) казахские национальные игры: игры и упражнения культурно-этнической направленности, элементы техники национальных видов спорта (выбор элементов техники, игр и упражнений регулируется учителем).
44. Плавание:
1) повторение материала, пройденного в предыдущих классах, специальные упражнения на суше, направленные на закрепление и совершенствование элементов техники гребковых движений руками и ногами, плавание кролем в полной координации;
2) скоростной поворот, плавание кролем на спине с произвольным дыханием, в полной координации;
3) прохождение дистанции 50 м любым из разученных способов спортивного плавания.
45. Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств в 7 классе:
таблица 10
№ п/п |
Контрольные упражнения |
мальчики |
девочки |
||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
||
1. |
Бег 60 м (с) |
9,4 |
10,2 |
11,0 |
9,8 |
10,4 |
11,2 |
2. |
Бег 1500 м (мин, с) |
7,00 |
7,30 |
8,00 |
7,30 |
8,00 |
8,30 |
3. |
Бег 2000 м |
без учёта времени |
|||||
4. |
Прыжок в длину (см) |
380 |
350 |
290 |
350 |
300 |
240 |
5. |
Прыжок в высоту (см) |
125 |
115 |
100 |
110 |
100 |
90 |
6. |
Метание мяча (150 гр, м) |
39 |
31 |
23 |
26 |
19 |
16 |
7. |
Подтягивание на высокой перекладине (кво раз) |
8 |
5 |
4 |
- |
- |
- |
8. |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа (к-во раз) |
- |
- |
- |
19 |
15 |
11 |
9. |
Бег на лыжах, 2 км (мин, с) |
13,00 |
14,00 |
14,30 |
14,00 |
14,30 |
15,00 |
10. |
Бег на лыжах, 3 км |
без учёта времени |
|||||
11. |
Плавание 50м (мин, с) |
0,50
|
б/в |
25м. |
1,07
|
б/в |
25м. |
12. |
Кросс 2000 м для бесснежных районов (мин, с) |
13,00 |
14,00 |
15,00 |
14,00 |
15,00 |
16,00 |
46. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 7 класса
(мальчики):
таблица 11
Виды испытаний |
Уровни физической подготовленности |
|||||
Х |
низкий |
н/среднего |
средний |
в/среднего |
высокий |
|
Бег 30 м |
5,6 |
6,3 |
6,2 – 6,0 |
5,9 – 5,3 |
5,2 -5,0 |
4,9 |
Прыжок в длину с места |
157,0 |
136 |
137 -145 |
146 – 162 |
163 – 171 |
172 |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы |
409,0 |
284,0 |
285,0 – 346,0 |
347,0 – 471,0
|
472,0 – 533,0 |
534,0 |
Челночный бег 3х10 |
9,5 |
10,4 |
10,3 – 10,0 |
9,9 – 9,1 |
9,0 –8,7 |
8,6 |
Кистевая динамометрия (правая) |
20,0 |
11,5 |
12,0 –15,5 |
16,0 -24,0 |
24,5 – 28,0 |
28,5 |
47. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 7 класса
(девочки):
таблица 12
Виды испытаний |
Уровни физической подготовленности |
|||||
Х |
низкий |
н/среднего |
средний |
в/среднего |
высокий |
|
Бег 30 м |
5,2 |
6,1 |
6,0 – 5,7 |
5,6 – 4,8 |
4,7 -4,4 |
4,3 |
Прыжок в длину с места |
174,0 |
149 |
150 -161 |
162 – 186 |
187– 198 |
199 |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы |
429,0 |
300,0 |
301,0 - 364,0 |
365,0 – 493,0
|
494,0 – 557,0 |
558,0 |
Челночный бег 3х10 |
8,7 |
9,6 |
9,5 – 9,2 |
9,1 – 8,3 |
8,2 – 8,0 |
7,9 |
Кистевая динамометрия (правая) |
23,9 |
15,0 |
16,0 –20,0 |
21,0 -27,0 |
28,0 – 31,0 |
32,0 |
5. Базовое содержание учебного предмета для 8 класса
48. Содержание курса включает следующие разделы:
1) тематический план:
таблица 13
Части про-граммы
|
Разделы программы
|
Учебные четверти |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
Σ |
||
Базовая |
1. Легкая атлетика |
8 |
- |
- |
8 |
16 |
|
2. Спортивные игры |
14 |
- |
14 |
8 |
36 |
3. Гимнастика |
- |
14 |
- |
- |
14 |
|
4. Лыжная подготовка |
- |
- |
10 |
- |
10 |
|
5. Национальные игры |
- |
4 |
2 |
- |
6 |
|
6. Плавание |
- |
- |
- |
8 |
8 |
|
Всего по базовой части |
22 |
18 |
26 |
24 |
90 |
|
Вариативная |
1. Обусловленные климатом региона |
5 |
3 |
4 |
- |
12 |
|
2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта) |
|
|
|
|
|
Всего часов по вариативной части |
5 |
3 |
4 |
|
12 |
|
Общее количество часов за учебный год (Σ ) |
27 |
21 |
30 |
24 |
102 |
49. Основы знаний:
1) развитие зимних видов спорта в Казахстане, правила самостоятельного выполнения скоростно-силовых упражнений, страховка партнера во время выполнения упражнений;
2) правила безопасности, первая помощь при травмах.
50. Легкая атлетика:
1) специальные упражнения, направленные на закрепление техники бега, спринтерский бег 30,60 метров;
2) бег на 2000 м, 3000 м., бег с ускорением по элементам техники (отрезки 30-40 м), эстафетный бег (протяженность дистанции регулируется учителем);
3) прыжки: специальные упражнения, направленные на закрепление техники прыжков, подбор индивидуального разбега при прыжках в длину, в высоту, выполнение прыжка в длину, способом согнув ноги в полной координации, выполнение прыжка в высоту, способом перешагивание в полной координации;
4) метание: специальные упражнения, направленные на закрепление техники метания, метание малого мяча в цель с места, метание малого мяча на дальность с разбега в полной координации;
5) игры и эстафеты с элементами бега, прыжков, метания, упражнения общей физической подготовки, тестовые задания: бег 60 м, 100 м, прыжки в длину с места, челночный бег 3 по 10 м, бег 2000 м метание малого мяча на дальность.
51. Гимнастика:
1) повторение материала, пройденного в предыдущих классах, строевые упражнения, переход с шага на месте на ходьбу в колонне (в обход зала) и в шеренге (к центру зала), перестроения из колонны по одному в колонну по три, четыре в движении (в обход зала);
2) размыкание колонны по три на дистанцию вытянутой руки (вперед и в сторону) при движении в обход зала, комплексы упражнений для формирования правильной осанки, дыхательной гимнастики, регулирования массы тела и коррекции телосложения фигуры с учетом индивидуальных особенностей физического развития, упражнения общей физической подготовки;
3) акробатика (мальчики): повторение материала, пройденного в предыдущих классах; длинный кувырок вперед, стойка на голове и руках силой из упора присев;
4) акробатические упражнения из разученных ранее элементов, гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной физической и технической подготовленности.
5) девочки: повторение материала, пройденного в предыдущих классах, мост и поворот в упор стоя на одном колене, из упора присев стойка на голове с согнутыми ногами, переворот в сторону;
6) произвольная комбинация, составленная из освоенных упражнений с элементами хореографии и ритмической гимнастики;
7) опорный прыжок: специальные упражнения, направленные на совершенствования техники опорного прыжка, опорный прыжок ноги врозь через коня в ширину или козла в длину (высота для юношей – 110-120);
8) опорный прыжок, прыжок боком с поворотом на 90 градусов через коня в ширину (высота снарядов для девушек –110 см). Выполнение опорных прыжков по фазам;
9) перекладина (юноши): подтягивание в висе, из размахивания подъем разгибом, в упоре перемах левой (правой) вперед, назад, медленное опускание в вис, махом вперед соскок прогнувшись;
10) брусья параллельные (юноши): подъем в упор с прыжка, махом вперед в сед ноги врозь, наскок в упор, сед ноги врозь, перемах внутрь, соскок махом вперед (назад), удерживаясь рукой за жердь;
11) брусья разновысокие (девушки): наскок в упор на нижнюю жердь, переход в упор на верхнюю жердь, вис прогнувшись на верхней жерди с опорой ног на нижнюю, переход в упор на нижнюю жердь, махом назад соскок с поворотом (вправо, влево), удерживаясь рукой за жердь;
12) бревно: упражнения в равновесии, с разбега наскок в упор присев, стойка поперек, руки в стороны, подскоки на двух на месте, усложненный шаг, подскоки с одной на другую с продвижением вперед, беговые шаги до конца бревна и соскок ноги врозь в стойку спиной к снаряду поперек;
13) тестовые задания: подтягивание из виса; поднимание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой; последовательное выполнение кувырков; сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
52. Лыжная подготовка:
1) специальные упражнения, направленные на закрепление техники лыжных ходов, упражнения общей физической подготовки, повторение материала, пройденного в предыдущих классах;
2) совершенствование техники освоенных лыжных ходов, перехода с одного хода на другой, повороты упором, махом;
3) преодоление естественных препятствий на лыжах способом перешагивания, перелезания, спуски в низкой стойке, торможение плугом;
4) коньковый ход, прохождение учебных дистанций с чередованием лыжных ходов (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися), тестовые задания: прохождение на лыжах дистанции до 3 км.
53. Кроссовая подготовка:
1) упражнения специальной физической и технической подготовки, повторение материала, пройденного в предыдущих классах, бег в чередовании с ходьбой по пересеченной местности, преодоление полосы препятствий с использованием кроссовый бега, прыжков, ходьбы, лазания и перелазания, бег на 2 км.;
2) тестовое задание: кросс по пересеченной местности протяженностью до 2 км.
54. Спортивные игры:
1) футбол: специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в футболе, упражнения общей физической подготовки, повторение материала, пройденного в предыдущем классах;
2) передачи мяча в движении, обманные движения (финты), отбор мяча у соперника (в выпаде, в подкате);
3) техника вратаря (ловля мяча снизу, сверху, в падении, отбивание, перевод мяча), групповые тактические действия в нападении и в защите при штрафных ударах, свободных ударах и ударах от ворот;
4) технико-тактические действия при организации защиты, при контратаке соперника, обработка тактических игровых комбинаций, учебная игра в футбол и мини-футбол;
5) волейбол: специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в волейболе, упражнения общей физической подготовки, повторение материала, пройденного в предыдущих классах, прямая нижняя и прямая верхняя подача через сетку;
6) прием мяча в падении (прием снизу в падении на грудь, прием мяча сверху в падении, перекат на спину), индивидуальные тактические действия;
7) технико-тактические командные действия (взаимодействие игроков передней линии в нападении, взаимодействие игроков задней линии), учебная игра в волейбол;
8) баскетбол: специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в баскетболе, упражнения общей физической подготовки, повторение материала, пройденного в предыдущих классах, совершенствование индивидуальной техники в ранее разученных упражнениях;
9) технико-тактические действия в защите «персональная защита» (прессинг) и нападении (командное) система нападения «через центрового игрока», «без центрового игрока», учебная игра в баскетбол;
10) гандбол: специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в гандболе, упражнения общей физической подготовки, комбинации из освоенных элементов техники передвижения, ловля и передача мяча с пассивным сопротивлением;
11) семиметровый штрафной бросок, технико-тактические действия: взаимодействие игроков в защите, в нападении быстрым прорывом. Учебная игра в гандбол;
12) казахские национальные игры: игры и упражнения культурно-этнической направленности, игра «Тогыз кумалак».
55. Плавание:
1) повторение материала, пройденного в предыдущих классах, специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в плавании;
2) брасс, движения ногами при плавании способом брасс, движения руками при плавании способом брасс, плавание брассом с задержкой дыхания на вдохе.
3) проплывание отрезков, игры и игровые задания, направленные на совершенствование технике плавания, прохождение дистанции 50 м любым из разученных способов спортивного плавания.
56. Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств в 8 классе:
таблица 14
№ п/п |
Контрольные упражнения |
мальчики |
девочки |
||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
||
1 |
Бег 60м (с) |
8,8 |
9,7 |
10,5 |
9,7 |
10,2 |
10,7 |
2 |
Бег2000 м (мин,с) |
10,00 |
10,40 |
11,40 |
11,00 |
12,40 |
13,50 |
3 |
Бег 3000 м |
без учёта времени |
|||||
4 |
Прыжок в длину (см) |
410 |
370 |
310 |
360 |
310 |
260 |
5 |
Прыжок в высоту (см) |
130 |
120 |
105 |
115 |
105 |
95 |
6 |
Метание мяча (150гр, м) |
42 |
37 |
28 |
27 |
21 |
17 |
7 |
Подтягивание на высокой перекладине (к-во раз) |
9 |
7 |
5 |
- |
- |
- |
8 |
Поднимание туловища из положения лёжа на спине руки за головой (к-во раз) |
- |
- |
- |
15 |
10 |
6 |
9 |
Бег на лыжах 3 км (мин, с) |
18,00 |
19,00 |
20,00 |
20,00 |
21,00 |
23,00 |
10 |
Бег на лыжах 5 км |
без учёта времени |
|||||
11 |
Плавание 50м (мин, с) |
0,47 |
б/в |
25м |
1,06 |
б/в |
25м |
12 |
Кросс 2000 м, (мин, с) |
- |
- |
- |
12,30 |
13,30 |
14,30 |
13 |
Кросс 3000 м (мин, с) |
16,30 |
17,30 |
18,30 |
- |
- |
- |
57. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 8 класса
(мальчики):
таблица 15
Виды испытаний |
Уровни физической подготовленности |
|||||
Х |
низкий |
н/среднего |
средний |
в/среднего |
высокий |
|
Бег 30 м |
5,0 |
5,7 |
5,6 – 5,4 |
5,3 – 4,7 |
4,6 -4,4 |
4,3 |
Прыжок в длину с места |
188,0 |
167 |
168 -177 |
178 – 198 |
199– 208 |
209 |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы |
463,0 |
314,0 |
315,0 - 388,0 |
389,0 – 537,0
|
538,0 – 611,0 |
612,0 |
Челночный бег 3х10 |
8,6 |
9,6 |
9,5 – 9,2 |
9,1 – 8,2 |
8,1 – 7,9 |
7,8 |
Кистевая динамометрия (правая) |
30,0 |
21,0 |
22,0 –25,0 |
26,0 -34,0 |
35,0 – 38,0 |
39,0 |
58. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 8 класса
(девочки):
таблица 16
Виды испытаний |
Уровни физической подготовленности |
|||||
Х |
низкий |
н/среднего |
средний |
в/среднего |
высокий |
|
Бег 30 м |
5,7 |
6,4 |
6,3 – 6,1 |
6,0 – 5,4 |
5,3 -5,1 |
5,0 |
Прыжок в длину с места |
160,0 |
134 |
135 -147 |
148 – 172 |
173 – 185 |
186 |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы |
420,0 |
240,0 |
241,0 – 330,0 |
331,0 – 510,0
|
511,0 – 600,0 |
601,0 |
Челночный бег 3х10 |
9,3 |
10,2 |
10,1 – 9,8 |
9,7 –8,9 |
8,8 –8,5 |
8,4 |
Кистевая динамометрия (правая) |
23,0 |
16,5 |
17,0 –19,5 |
20,0 -26,0 |
26,5 – 29,0 |
29,5 |
6. Базовое содержание учебного предмета для 9 класса
59. Содержание курса включает следующие разделы:
1) тематический план
таблица 17
Части про-граммы
|
Разделы программы
|
Учебные четверти |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
Σ |
||
Базовая |
1. Легкая атлетика |
8 |
- |
- |
8 |
16 |
|
2. Спортивные игры |
14 |
- |
12 |
8 |
34 |
3. Гимнастика |
- |
14 |
- |
- |
14 |
|
4. Лыжная подготовка (в отдельных бесснежных районах уроки лыжной подготовки рекомендуется заменять кроссовой подготовкой) |
- |
- |
10 |
- |
10 |
|
5. Национальные игры |
- |
3 |
3 |
|
6 |
|
6. Плавание (в отдельных безводных районах уроки плавания рекомендуется заменять уроками гимнастики)
|
- |
- |
- |
8 |
8 |
|
Всего по базовой части |
22 |
17 |
25 |
24 |
88 |
|
Вариативная |
1. Обусловленные климатом региона |
5
|
4
|
5
|
-
|
14
|
|
2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта) |
|||||
Всего часов по вариативной части |
5 |
4 |
5 |
- |
14 |
|
Общее количество часов за учебный год (Σ ) |
27 |
21 |
30 |
24 |
102 |
60. Основы знаний:
1) влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма и телосложения;
2) врачебный контроль, правила самостоятельного выполнения упражнений, способствующих развитию выносливости, правила самоконтроля;
3) цели и задачи успешной подготовки к сдаче нормативных требований в объеме Президентских тестов;
4) современные правила соревнований по избранным видам спорта.
61. Легкая атлетика:
1) специальные упражнения, направленные на закрепление техники бега, высокий и низкий старт, стартовый разгон;
2) спринтерский бег 100 метров, равномерно-ускоренный бег с преодолением дистанции 400, 800 м. Бег на 1000 м (девушки), 2000 м (юноши), бег с ускорением по элементам техники (отрезки 30-40 м);
3) эстафетный бег (протяженность дистанции регулируется учителем), варианты бега с изменение скорости и направления движения, бег с преодолением естественных препятствий;
4) прыжки: специальные упражнения, направленные на закрепление техники прыжков, подбор индивидуального разбега при прыжках в длину, в высоту, выполнение прыжка в длину, способом согнув ноги в полной координации, выполнение прыжка в высоту, способом перешагивание в полной координации;
5) метание: специальные упражнения, направленные на закрепление техники метания, метание малого мяча на дальность с разбега в полной координации;
6) игры и эстафеты с элементами бега, прыжков, метания, упражнения общей физической подготовки, тестовые задания: бег 30 м, 100 м, прыжки в длину с места, челночный бег 3 по 10 м, бег 2000м (юноши), 1000 м (девушки), метание малого мяча на дальность, прыжок в высоту (в школах, имеющих соответствующие условия).
62. Гимнастика:
1) повторение материала, пройденного в предыдущих классах, строевые упражнения, разновидности перехода с шага на месте к передвижению на определенное количество шагов; повторение пройденного материала в предыдущих классах, комплексы упражнений дыхательной гимнастики, нетрадиционных видов гимнастики для регулирования массы тела и коррекции телосложения с учетом индивидуальных особенностей физического развития, упражнения общей физической подготовки;
2) акробатика: (юноши) повторение и совершенствование материала, пройденного в предыдущих классах, кувырок прыжком через препятствие высотой 90 см; стойка на руках махом одной и толчком другой; переворот в сторону;
3) акробатические упражнения из разученных ранее элементов;
4) гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной физической и технической подготовленности;
5) девушки: повторение и совершенствование материала, пройденного в предыдущих классах, равновесие на одной, выпад вперед и кувырок вперед; переворот в сторону, произвольная комбинация, составленная из освоенных упражнений с элементами хореографии и ритмической гимнастики;
6) опорный прыжок: специальные упражнения, направленные на совершенствования техники опорного прыжка, опорный прыжок ноги врозь через козла (коня) в длину (высота для юношей – 120 см) с учетом расстояния от мостика до снаряда;
7) опорный прыжок, с косого разбега махом одной, толчком другой прыжок углом через коня (для девушек высота снаряда 115 см);
8) перекладина (юноши): подтягивание в висе, из виса на одной (виса завесом) подъем в упор ноги врозь (упор верхом);
9) брусья параллельные (юноши): из размахивания в упоре на предплечьях подъем махом вперед в сед ноги врозь, перемах внутрь, соскок махом вперед (назад), удерживаясь рукой за жердь;
10) брусья разновысокие (девушки): наскок в упор на нижнюю жердь, переход в упор на верхнюю жердь, вис прогнувшись на верхней жерди с опорой ног на нижнюю, переход в упор на нижнюю жердь, махом назад соскок с поворотом (вправо, влево), удерживаясь рукой за жердь;
11) бревно: упражнения в равновесии (девушки): упражнения, выполняемые на месте: упор присев, упор присев на левой (правой) ноге – правая (левая) в сторону (назад); упор присев продольно; равновесие на правой (левой) ноге, левая (правая) нога вперед, в сторону, назад, руки в стороны;
12) упражнения выполняемые с переменой места опоры: разновидности ходьбы, прыжков, поворотов; комбинации из 3 – 4 разученных упражнений;
13) лазанье по канату (юноши): лазанье по двум канатам без помощи ног; по одному канату с помощью ног на скорость, тестовые задания: подтягивание из виса; поднимание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой; последовательное выполнение кувырков; сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
63. Лыжная подготовка:
1) специальные упражнения, направленные на закрепление техники лыжных ходов, упражнения общей физической подготовки, повторение материала, пройденного в предыдущих классах, совершенствование техники освоенных лыжных ходов, перехода с одного хода на другой;
2) подъемы елочкой, скользящим шагом, преодоление естественных препятствий на лыжах, спуски на лыжах в высокой стойке;
3) торможение упором, боковым соскальзыванием, коньковый ход;
4) элементы тактики лыжных гонок: распределение сил по дистанции, лидирование, обгон, финиширование, прохождение учебных дистанций с чередованием лыжных ходов (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися), тестовые задания: прохождение на лыжах дистанции 3 км.
64. Кроссовая подготовка:
1) упражнения специальной физической и технической подготовки, повторение материала, пройденного в предыдущих классах, бег в чередовании с ходьбой по пересеченной местности, преодоление полосы препятствий с использованием кроссового бега, прыжков, ходьбы, лазания и перелазания, бег до 4 км (девушки), до 6 км (юноши);
2) элементы тактики соревнований по кроссу: распределение сил по дистанции, лидирование, обгон, финиширование, тестовое задание: кросс по пересеченной местности протяженностью 2 км - девушки, 3 км – юноши.
65. Спортивные игры:
1) футбол: специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование техники владения мячом, перемещений по полю, упражнения общей физической подготовки, повторение материала, пройденного в предыдущих классах;
2) элементы тактики игры в нападении, в защите, индивидуальные действия игрока в нападении и защите, отработка тактических игровых комбинаций, учебная игра в футбол и мини-футбол;
3) волейбол: специальные упражнения, направленные на совершенствование технических приемов в волейболе, упражнения общей физической подготовки, повторение материала, пройденного в предыдущих классах;
4) нападающие удары, элементы блокирования, страховка, индивидуальные тактические действия, технико-тактические групповые и командные действия, учебная игра в волейбол;
5) баскетбол: специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в баскетболе, упражнения общей физической подготовки, повторение материала, пройденного в предыдущих классах, совершенствование индивидуальной техники в ранее разученных упражнениях;
6) групповые и командные технико-тактические действия в защите и нападении, учебная игра в баскетбол;
7) гандбол: специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в гандболе, упражнения общей физической подготовки;
8) комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом, индивидуальные, групповые и командные технико-тактические действия игроков в защите, в нападении, учебная игра в гандбол.
66. Плавание:
1) специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в плавании, повторение материала, пройденного в предыдущих классах;
2) брасс: согласование движений руками и ногами с дыханием, плавание брассом в полной координации, игры и игровые задания, направленные на совершенствование технике плавания;
3) прохождение дистанции 50 м любым из разученных способов спортивного плавания с учетом времени.
67. Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств в 9 классе:
таблица 18
№ п/п |
Контрольные упражнения |
юноши |
девушки |
||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
||
1. |
Бег 60 м (с) |
8,4 |
9,2 |
10,0 |
9,4 |
10,0 |
10,5 |
2. |
Бег 2000 м (мин, с) |
9,20 |
10,00 |
11,00 |
10,20 |
12,00 |
13,00 |
3. |
Бег 3000 м |
без учёта времени |
|||||
4. |
Прыжок в длину, см или высоту (см) |
430 130 |
380 125 |
330 110 |
370 115 |
330 110 |
220 100 |
5. |
Метание мяча (150 гр, м) |
45 |
40 |
31 |
28
|
23 |
18 |
6. |
Подтягивание на высокой перекладине (к-во раз) |
10 |
8 |
7 |
- |
- |
- |
7. |
Поднимание туловища из положения лёжа на спине, руки за головой (к-во раз) |
- |
- |
- |
20 |
15 |
10 |
8. |
Лазанье по канату без помощи ног (м) |
5 |
4 |
3 |
- |
- |
- |
9. |
Бег на лыжах, 3 км (мин, с) |
17,30 |
18,00 |
19,00 |
19,30 |
20,00 |
21,30 |
10. |
Бег на лыжах, 5 км (мин, с) |
без учёта времени |
|||||
11. |
Плавание, 50 м (мин, с) |
0,43 |
б/в |
25 м |
1,05 |
б/в |
25 м |
12. |
Кросс, 2000 м для бесснежных районов (мин, с) |
- |
- |
- |
11,30 |
12,30 |
13,30 |
13. |
Кросс, 3000 м для бесснежных районов (мин, с) |
15,30 |
16,30 |
17,30 |
- |
- |
- |
примечание: региональные и местные органы образования имеют право изменить учебные нормативы в сторону увеличения с учётом климатических и экологических условий;
68. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 9 класса
(юноши):
таблица 19
Виды испытаний |
Уровни физической подготовленности |
|||||
Х |
низкий |
н/среднего |
средний |
в/среднего |
высокий |
|
Бег 30 м |
5,0 |
5,9 |
5,8 – 5,5 |
5,4 – 4,6 |
4,5 -4,3 |
4,2 |
Прыжок в длину с места |
197,0 |
176 |
177 - 186 |
187 – 207 |
208 - 217 |
218 |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы |
555,0 |
374,0 |
375,0 - 464,0 |
465,0 – 645,0
|
646,0 – 735,0 |
736,0 |
Челночный бег 3х10 |
8,5 |
9,6 |
9,5 – 9,1 |
9,0 – 8,0 |
7,9 -7,6 |
7,5 |
Кистевая динамометрия (правая) |
37,0 |
26,0 |
24,0 –31,0 |
32,0 -43,0 |
44,0 – 48,0 |
49,0 |
69. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 9 класса
(девушки):
таблица 20
Виды испытаний |
Уровни физической подготовленности |
|||||
Х |
низкий |
н/среднего |
средний |
в/среднего |
высокий |
|
Бег 30 м |
5,6 |
6,7 |
6,6 – 6,2 |
6,1 – 5,1 |
5,0 -4,6 |
4,5 |
Прыжок в длину с места |
164,0 |
137 |
138 -151 |
152 – 176 |
177 – 191 |
192 |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы |
428,0 |
259,0 |
260,0 – 343,0 |
344,0 – 502,0
|
503,0 – 586,0 |
587,0 |
Челночный бег 3х10 |
9,3 |
10,3 |
10,2 – 9,9 |
9,8 –8,8 |
8,7 –8,3 |
8,2 |
Кистевая динамометрия (правая) |
25,0 |
18,5 |
19,0 –21,5 |
22,0 -28,0 |
28,5 – 31,0 |
31,5 |
7. Требования к уровню подготовки учащихся
70. Уровень подготовки обучающихся оценивается с позиции предметных, личностных, системно-деятельностных результатов.
71. Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны уметь и должны знать.
72. Учащиеся 5-9 классов должны знать:
1) методы наблюдений за техникой выполнения физических упражнений, режимами физической нагрузки (по частоте сердечных сокращений), текущим самочувствием во время занятий (по внешним и внутренним признакам);
2) роль физических упражнений в режиме дня;
3) влияние физкультуры на функциональное состояние систем организма.
73. Учащиеся 5-9 классов должны уметь:
1) планировать индивидуальные занятия физической культурой с учетом собственных интересов и потребностей в укреплении здоровья, физическом и спортивном совершенствовании;
2) выполнять гимнастические, акробатические легкоатлетические упражнения (комбинации), технико-тактические действия в спортивных играх;
3) соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;
4) осуществлять судейство школьных соревнований программных видов спорта.
74. Учащиеся 5 класса должны демонстрировать:
таблица 21
Физические качества |
Физические упражнения |
мальчики |
девочки |
Быстрота |
Бег 30 м с низкого старта, с |
6,2 |
6,3 |
Сила
|
Подтягивание из виса, кол-во раз |
2 |
_ |
Прыжок в длину с места, см |
137 |
130 |
|
Подтягивание на низкой перекладине, кол-во раз |
_ |
6 |
|
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз за мин. |
12 |
12
|
|
Выносливость (выбирается любое из упражнений) |
Кроссовый бег на 2км, мин |
б/у вр. |
б\у вр. |
Передвижение на лыжах на 2км, мин. |
б/у вр. |
б/у вр. |
|
Бег на 1500 м, мин. |
11,00 |
11,30 |
|
Координация движений
|
Челночный бег 3 по 10 м, с |
9,8 |
10,3 |
75. Учащиеся 6 класса должны демонстрировать:
таблица 22
Физические качества |
Физические упражнения |
мальчики |
девочки |
Быстрота |
Бег 30 м с низкого старта, с |
5,8 |
6,1 |
Сила
|
Подтягивание из виса, кол-во раз |
3 |
_ |
Прыжок в длину с места, см |
150 |
140 |
|
Подтягивание на низкой перекладине, кол-во раз |
_ |
7 |
|
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз за мин. |
15 |
15
|
|
Выносливость (выбирается любое из упражнений) |
Кроссовый бег на 1,5км, мин |
8,50 |
10.10 |
Передвижение на лыжах на 3км, мин. |
б/у вр. |
б/у вр. |
|
Бег на 2000 м, мин |
б/у вр. |
б/у вр. |
|
Координация движений |
Челночный бег 3х10 |
9,7 |
10,3 |
76. Учащиеся 7 класса должны демонстрировать:
таблица 23
Физические качества |
Физические упражнения |
мальчики |
девочки |
Быстрота |
Бег 60 м с низкого старта, с |
11.0 |
11,2 |
Прыжки через скакалку в максимальном темпе, с |
20 |
10 |
|
Сила
|
Подтягивание из виса, кол-во раз |
4 |
_ |
Прыжок в длину с места, см |
168 |
152 |
|
Подтягивание на низкой перекладине, кол-во раз |
_ |
11 |
|
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз за мин. |
30 |
18
|
|
Выносливость ( выбирается любое из упражнений ) |
Кроссовый бег на 2км, мин |
15.00 |
16.00 |
Передвижение на лыжах на 2км, мин. |
14.30 |
15.00 |
|
Бег на 1000 м, мин. Бег на 2000 м, мин |
9,30 |
5,30 |
|
Координация движений |
Последовательное выполнение кувырков, кол-во раз |
5 |
3 |
Челночный бег 3 по 10 м, с |
9,0 |
9,6 |
77. Учащиеся 8 класса должны демонстрировать:
таблица 24
Физические качества |
Физические упражнения |
мальчики |
девочки |
Быстрота |
Бег 60 м с низкого старта, с |
10,5 |
10,9 |
Прыжки через скакалку в максимальном темпе, с |
25 |
15 |
|
Сила
|
Подтягивание из виса, кол-во раз |
5 |
_ |
Прыжок в длину с места, см |
170 |
155 |
|
Подтягивание на низкой перекладине, кол-во раз |
_ |
15 |
|
Поднимание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой, кол-во раз за мин. |
33 |
23
|
|
Выносливость ( выбирается любое из упражнений ) |
кроссовый бег на 2км, мин |
14.00 |
15.00 |
Передвижение на лыжах на 3км, мин. |
20.00 |
23.00 |
|
Бег на 2000 м, мин. |
11.0 |
_ |
|
Бег на 1000 м, мин. |
_ |
5,10 |
|
Координация движений |
Последовательное выполнение кувырков, кол-во раз |
6 |
4 |
Челночный бег 3 по 10 м, с |
8,7 |
9,2 |
78. Учащиеся 9 класса должны демонстрировать:
таблица 25
Физические качества |
Физические упражнения |
9 класс |
|
юноши |
девушки |
||
Быстрота |
Бег 60 м с низкого старта, с |
9,8 |
10,2 |
Прыжки через скакалку в максимальном темпе, с |
20 |
10 |
|
Сила
|
Подтягивание из виса, кол-во раз |
7 |
— |
Прыжок в длину с места, см |
180 |
165 |
|
Подтягивание на низкой перекладине, кол-во раз |
_ |
12 |
|
Поднимание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой, кол-во раз за 1 мин. |
37 |
25 |
|
Выносливость (выбирается любое из упражнений) |
кроссовый бег (мин) девушки 2км юноши 3 км |
17.30 |
13.30
|
Передвижение на лыжах на 3км, мин. |
19.00 |
21.00 |
|
Бег на 2000 м, мин. |
9.30 |
— |
|
Бег на 1000 м, мин. |
— |
5.00 |
|
Координация движений |
Последовательное выполнение кувырков, кол-во раз |
6 |
4 |
Челночный бег 3 по 10 м, с |
8,0 |
9,0 |
79. Личностные результаты.
Учащиеся 5-9 классов должны проявлять:
1) воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа Казахстана; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
4) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
80. Системно-деятельностные результаты.
Учащиеся 5-9 классов должны проявлять:
1) повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
2) активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни;
3) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.