физическая культура в жизни студенческой молодежи
Руководитель: кандидат технических наук, профессор кафедры физического воспитания ГОУ ВПО «Дон НУЭТ» Харлампов Георгий Аристидович
ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Аннотация. В данной статье рассматривается значение занятий физической культурой в жизни студенческой молодежи, цели и направленность таких занятий, а также факторы и мотивы, которыми студенты руководствуются при выборе вида индивидуальных физических занятий.
Ключевые слова: спорт; физическая культура; здоровый образ жизни; активность; занятия физической культурой.
Актуальность. Ни для кого не секрет, что спорт является одним из основополагающих принципов ведения здорового образа жизни. Активность нашего тела – это залог долгой и здоровой жизни каждого человека. Активизация молодежи в современном мире является необходимой, ведь на сегодняшний день среднестатистический человек проводит больше времени в пассивном состоянии. То же касается и студентов: посещая лекции, семинарские занятия в учебном заведении, в среднем 4-5 часов учащийся проводит сидя, проявляя при этом минимальную активность, кроме того, в свободное от учебы время, студент, как правило, предпочитает пассивный отдых активному.
Анализ литературы. Анализ последних исследований и публикаций подтверждает, что на сегодняшний день все отчетливо наблюдается тенденция к приобщению студенческой молодежи к занятию спортом. При этом используются способы вовлечения в занятия физической культурой не только внешнего характера (введение обязательных учебных дисциплин в высших учебных заведениях), но также и внутреннего, а именно формирование у студентов потребности в спорте, побуждение к самостоятельным занятиям физической культурой.
Цель и задачи исследования. Рассмотреть значение занятий физической культурой в жизни студенческой молодёжи.
Результаты исследования. В связи с информатизацией нашего общества спорт уходит на второй план, уступая место малоактивному виду жизнедеятельности. Студент, которому необходимо получить какую-либо информацию, может, не выходя из дома, получить ее, используя компьютер и интернет, и маловероятно, что он, имея под рукой данные технические средства, отправится в библиотеку.
Конечно, нельзя не отметить положительный результат информатизации, поскольку век информационных технологий значительно упростил жизнь современному человеку.
Однако есть и «другая сторона медали» – с увеличением зависимости от компьютеров, люди все менее проявляют активность в своей жизнедеятельности, что явно приводит к сокращению жизнеспособности населения. В этой связи приобщение молодежи к занятию физической культурой является все более необходимым, поскольку важно воспитывать в молодом поколении здоровый дух и здоровое тело, прививать с детства потребность в занятиях спортом, а спорт, как известно, является необходимым элементом гармоничного развития, оздоровления личности и нации в целом.
Обязательное введение в высших учебных заведениях учебных дисциплин, предметом которых являются занятия студентов физической культурой, имеет положительное действие в процессе приобщения молодежи к спорту [1, с. 43].
Однако принудительной формы вовлечения недостаточно, и поэтому все большее значение приобретает именно политика нравственного воздействия на молодое поколение Донецкой Народной Республики, формирования у молодежи внутренней потребности в спорте, побуждение студентов к самостоятельным занятиям физической культурой.
При таких занятиях могут достигаться различные цели – это и активный отдых, смена учебной деятельности, коррекция и укрепление здоровья, улучшение своих спортивных результатов, повышение уровня физической подготовленности и другие. При планировании самостоятельных занятий физической культурой важно придерживаться определенной направленности, которая будет учитывать состояние здоровья занимающегося [2, с. 155]. Возраст, пол и уровень физической подготовленности человека играет большую роль при выборе вида спорта.
Выбирая индивидуальный вид физических занятий, юноши, как правило, руководствуются мотивами улучшения своих физических качеств для самоутверждения и признания в социальной среде. У женской половины студенческой молодежи, в большинстве случаев, на первое место выходит желание иметь красивое тело. Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой в целом или к выбору индивидуальных физических занятий, могут быть различны. На основании исследования среди основных можно выделить: коррекция недостатков физического развития и телосложения, укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма, активный отдых, улучшение спортивных результатов, психологическая и физическая подготовка к будущей профессии и овладение жизненно необходимыми или профессионально необходимыми умениями и навыками [1, с. 85].
Иными словами, каждый человек выбирает исходя из своих внутренних потребностей, а также физических возможностей тот или иной вид индивидуальных физический занятий.
Так, например, в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» открыты спортивные секций: волейбол, баскетбол, футбол, и многие др. Студенты не просто участвуют в соревнованиях разных уровней, но так же занимают лидирующие позиции, получают награды, и являются успешными студентами в учебной деятельности.
Во время занятий физической культурой у студенческой молодежи уходит стресс из организма. Для подтверждения этого высказывания был проведен эксперимент, в ходе которого у испытуемых проверяли уровень стресса до и после выполнения физических упражнений. Уровень стресса у студентов после физических упражнений снизился на 24 %.
Большинство опрошенных студентов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» рассказали о том, что они стали более спокойными и целеустремленными.
Таким образом, значение занятий физической культурой имеет огромное значение в жизни студенческой молодежи. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание для создания условий для систематических занятий физической культурой в жизни студенческой молодежи.
Выводы. Спорт является неотъемлемым элементом здорового образа жизни, фактором повышения жизнеспособности человеческого организма, жизненным ориентиром для молодого поколения. Молодежь все больше стала понимать, что здоровье выступает важной составляющей для освоения будущей профессии.
Самостоятельные занятия физической культурой в совокупности с обязательными занятиями в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» и студенческий спорт выступают как средство целенаправленного развития индивида в качестве целостной личности, а также способствуют укреплению его здоровья и, как следствие, повышению его жизнеспособности.
Список использованных источников
1. Давиденко Д. Н. Здоровье и образ жизни студентов: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУИТМО, 2005. – 124 с.
2. Садовников Е. С., Гуляихин В. Н., Андрющенко О. Е. Здоровый образ жизни молодежи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 5(111). – С. 154-159.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.