Формирование, укрепление и сохранение индивидуального здоровья стало на сегодняшний день приоритетным направлением в системе физического воспитания. Развитие государства, ее дальнейшее развитие зависит напрямую от здоровья населения, от увеличения количества крепких, здоровых, сильных телом и духом людей. Особенно это актуально в современных условиях, все возрастающих нагрузках на человеческий организм, ухудшение экологии, распространения заболеваний и пагубных привычек.
            
        
        
        
                    
                
                    ФИЗИЧЕСКАЯ
 
КУЛЬТУРА
 
И
 
ЗДОРОВЬЕ
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Ключевые   слова:  здоровье,  здоровый  образ   жизни,   физическая
культура, подрастающее поколение, формирование.
Аннотация.
 Формирование,
  укрепление   и   сохранение
индивидуального   здоровья   стало   на   сегодняшний   день   приоритетным
направлением в системе физического воспитания. Развитие государства, ее
дальнейшее   развитие   зависит   напрямую   от   здоровья   населения,   от
увеличения количества крепких, здоровых, сильных телом и духом людей.
Особенно   это   актуально   в   современных   условиях,   все   возрастающих
нагрузках на человеческий организм, ухудшение экологии, распространения
заболеваний и пагубных привычек.
По данным НИИ гигиены и здоровья детей и подростков Научного
центра   здоровья   детей   РАМН   за   последнее   время   число   здоровых
дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди
контингента детей, поступающих в школу. Поэтому очень важно наличие у
каждого человека определенного знания о том, что такое здоровый образ
жизни, мотивации и сформированных полезных привычек [1, c. 12]. 
Отечественными   ученными   Н.П.   Абаскаловой,   А.Г.   Горшкова,
Г.К. Зайцева и другими отмечалось, что здоровый образ жизни выражает
осведомленность   человека   к   укреплению   и   развитию   личностного   и
общественного здоровья, реализует более ценностный  вид профилактики
заболеваний      первичную   профилактику,
  предотвращающую   их
возникновения,   способствует   удовлетворению   жизненной   потребности   в
активных физических упражнениях [5, c. 110].2
Здоровье – является совокупностью духовных и физических качеств
человека,   являющихся   основой   его   долголетия   и   важным   условием
осуществления творческих раскрытий, высокопроизводительной трудовой
деятельности   на   благо   общества,   обеспечения   крепкой   дружной   семьи,
воспитания и рождения детей. Справедлива поговорка: «Деньги потерял –
ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все
потерял».
Первоначальным   для   определения   понятия  «здоровье»  является
определение,   которое   приведено   в   Уставе   Всемирной   организации
здравоохранения:  «Здоровье   является   состоянием   полного   физического,
душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней
и физических дефектов» [3].
Закладывается   здоровье   человека   еще   глубоко   в   детстве   и   по
некоторым данным научных исследований оно обуславливается:
 на 50%  образом жизни;
 на 20%  наследственностью;
 на  20%  состоянием окружающей среды;
 на  10%  возможностями здравоохранения и медицины.
Также   важное   место   в   сохранности   здоровья   занимает   физическая
культура и спорт.
Здоровье   человека   в   большой   мере   зависит   от   систем   ценностей,
которые существуют в обществе и определяют смысл жизни. Здоровье —
это общественная и личная ценность. Формированием установки на своё
здоровье занимается новейшая отрасль знания, которая получила название
«валеология»  наука о здоровье [4, c. 55].
К объективным факторам здорового образа жизни относят:3
 доступность физкультурноспортивных сооружений и комплексов
(оздоровительных   центров,   бассейнов,   стадионов   и   др.),   спортивного
инвентаря и т.д.
 качество окружающей среды (это состояние почвы, воды, воздуха), а
также одежды, жилища, продуктов питания.
К   субъективным   факторам   в   основном   относят   —   соблюдение
принципов   здорового   образа   жизни,   группой   людей,   семьей,   отдельным
человеком,   и   это   все   немыслимо   без   массового   спорта   и   физической
культуры.
Состояние здоровья подрастающего поколения на сегодняшний день
становится   национальной   проблемой,   и   уже   становится   государственной
задачей — формирование здорового образа жизни у детей с маленького
возраста,   и   это   во   многом   зависит   от   работы   по   данному   направлению
общеобразовательных учреждений [2, c. 98].
Здоровье  подрастающего поколения  — очень сложная комплексная
проблема науки, которую следует отнести к одной из главных среди уже
существующих   наук,   так   как   здоровье   подрастающего   поколения
определяет состояние государства в целом. Первые исследования, которые
были   посвящены   изучению   состояния   здоровья   детей   относятся   к
прошлому   веку,   но   многие   аспекты   этой   глобальной   проблемы   требуют
дальнейшего развития.
Современное общество имеет многообразие примеров образа жизни
человека.   Это   многообразие   иногда   не   является   образцом   именно   для
ребенка, поэтому и создается хаотичность в учении ребенка о здоровом
образе   жизни,   и   разрушаются   созданные   представления.   Также   на
сегодняшний   день   есть   тенденция   снижения   здоровья   детей,   поэтому
возрастает   потребность   в   формировании   у   подрастающего   поколения4
представления   о   здоровом   образе   жизни   и   требует   уже   других   путей   в
развитии, воспитании и образовании подрастающего поколения.
На   сегодняшний   день   проблемой   формирования   здорового   образа
жизни   занимаются   очень   многие   педагоги,   психологи:   педагоги
О.Л. Трещева,   О.Ю.   Толстова,   Л.Г.   Татарникова,   В.Г.   Алямовская   и
психологи Г.С. Никифоров и др.
Интерес ученых к этой проблеме довольно не случаен. Направление
здорового образа жизни — это процесс противоречивый и сложный, на него
влияют много факторов, это ориентация и состояние воспитания в семье,
экологическая   обстановка,   общественное   мнение,   особенности   развития
государства и др. 
Основными составляющими здорового образа жизни являются:
1) воспитание уже с раннего детства здоровых привычек и навыков;
2)   благоприятная   и   безопасная   для   обитания   окружающая   среда,
знание влияния неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье
человека;
3) отказ от вредных привычек;
4)   здоровое   питание:   умеренное   потребление   продуктов,   которое
соответствует   физиологическим   потребностям   конкретного   человека,
информированность о качестве употребляемых продуктов;
5)   двигательная   активность:   физически   активная   жизнь,   которая
включает специальные физические упражнения, с учетом физиологических
и возрастных особенностей;
6)   общественная   и   личная   гигиена:   совокупность   гигиенических
правил,   выполнение   и   соблюдение   которых   способствует   укреплению   и
сохранению здоровья, владение навыками первой помощи;
7) закаливание.5
Можно   сказать,   что   формирование   ценностного   отношения   к
здоровью   и   физической   культуре   в   процессе   физического   воспитания
сильно   способствует   сохранению   и   достижению   крепкого   здоровья,
устойчивой   и   высокой   специальной   и   общей   работоспособности.
Значительно   помогает   формированию   полезного   для   здоровья   правильно
организованного режима бытовой  и трудовой деятельности, обеспечивает
достаточную   двигательную   активность,
  обеспечивает   развитие   и
формирование   жизненно   важных   умений,   привычек   личной   гигиены,
навыков [2, c. 103].
Современные научные исследования влияния на здоровье молодого
человека системных средств физической культуры и спорта говорят о том,
что   сегодня   это   одно   из   самых   перспективных   направлений,   которое
эффективно и кардинально решает вопросы улучшения здоровья.
Возможности   физической   культуры   в   укрепление   здоровья,
коррекции телосложения и осанки, повышение общей работоспособности,
психической   устойчивости,   наконец,   в   самоутверждении   очень   большие.
Физическое   развитие,   тесно   связанное   со   здоровьем   –   это   процесс
изменения   и   становления   естественных,
  морфологических   и
функциональных качеств организма человека в течение его жизни (рост, вес
тела, окружность грудной клетки, емкость легких и т.д.).
Известно,   что   правильные,   организованные   в   соответствии   с
современными достижениями теории и методики физического воспитания и
лечебной физкультуры занятия физическими упражнениями и закаливание
существенно повышают психическую и физическую работоспособность. 
Закаливание  это доступный и очень надежный метод оздоровления,
который   все   же   требует   огромной   самодисциплины.   Закаливание   –   это
эффективное средство укрепления организма человека. Особенно велика
значимость   закаливания   в   профилактике   простудных   заболеваний:6
закаленные люди, как  правило, не простужаются. Закаливание повышает
также   устойчивость   организма   человека   к   инфекционным   заболеваниям,
усиливая иммунные реакции [1, c. 29]. 
Каждое   из   средств   физического   воспитания   стимулирует
работоспособность.   Однако   гораздо   больший   эффект   обнаруживает
комплексное   применение   различных   форм   занятий   физическими
упражнениями и естественных сил природы. Помимо занятий физического
воспитания с этой целью следует использовать утреннюю гигиеническую
гимнастику, а также физические упражнения, выполняющиеся в процессе
ежедневных   занятий  
(вводная   гимнастика   и   физкультпаузы,
физкультминутки   или   микропаузы   активного   отдыха).   Обязательной
составной   частью   оздоровительного   комплекса   физической   культуры
является   использование   закаливающих   воздействий,   которые   как   ничто
другое   обеспечивают   высокий   тонус   центральной   нервной   системы,
повышают силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов, т.е.
улучшают основу умственной и физической работоспособности.
Итак,   с   помощью   соответствующим   образом   подобранных   и
организованных мероприятий с использованием физических упражнений и
физической   культуры,   можно   в   широком   диапазоне   изменять   в
необходимом   направлении   показатели   физического   развития   и
функциональной подготовки организма. 
Список литературы
1. Пашевский С.А. Физическое воспитание / С.А. Пашевский.  М.:
ВЛАДОС, 2016. – 203 с.
2. Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в
системе школьного образования // Современная семья: проблемы и
перспективы. РостовнаДону, 2010. – 301 с.3. Устав   (Конституция)   Всемирной   Организации   Здравоохранения
7
[Электронный
 
http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitutionru.pdf
ресурс]
 
 
//
URL:
4. Щедрина Л.Г. Методологические основы валеологии как науки о
здоровье   человека   //   Валеология   наука   о   здоровье   в   системе
медицинского образования.  Новосибирск, 2015. – 150 с.
5. Яшин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В.Н. Яшин.  2е изд.,
доп.  М.: Айриспресс, 2014. – 164 с.