Физическое воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования
Оценка 4.8
Лекции
docx
физическая культура +1
1 кл—9 кл
29.03.2019
Совершенствование образования в направлении увеличения доступности и качества для всех категорий граждан является одной из приоритетных задач общественной политики РФ. В настоящий момент Конституцией РФ и законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, утверждены права на получение равного со всеми образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (категория лиц с недостатками в физическом и/или психологическом развитии). 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так называемого инклюзивного образования.
Физическое воспитаниедетей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.docx
Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
и детейинвалидов в условиях инклюзивного образования
Совершенствование образования в направлении увеличения доступности
и качества для всех категорий граждан является одной из приоритетных задач
общественной политики РФ. В настоящий момент Конституцией РФ и законом
«Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29 декабря 2012
года, утверждены права на получение равного со всеми образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья (категория лиц с недостатками в
физическом и/или психологическом развитии). 1 сентября 2016 года вступил
в силу Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
так называемого инклюзивного
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 г.
(ОВЗ),
Через адаптированную основную общеобразовательную программу
начального общего образования (АООП НОО) в соответствии со Стандартом,
происходит реализация образования детей с ОВЗ и детейинвалидов. Вариант
АООП НОО для учащихся с ОВЗ определяется на основе рекомендаций
психологомедикопедагогической комиссии (ПМПК), сформулированные по
результатам его обследования, а в случае наличия инвалидности вариант
подбирается с учетом индивидуальной программы реабилитации (ИПР) и
мнения родителей и (или) законных представителей.
Типология отклоняющегося развития
1 – 2
вид
3 – 4
С нарушением
слуха
С нарушением
глухие и слабослышащие (двустороннее нарушение
слуховой функции, речевое общение затруднено или
невозможно, нарушен вестибулярный аппарат)
незрячие и слабовидящие (органическое поражение
зрительного анализатора, не могут использовать зрение в вид
5 вид
6 вид
7 вид
8 вид
зрения
С тяжёлыми
нарушениями
речи
С нарушениями
опорно
двигательного
аппарата (ДЦП,
спинномозговые и
черепномозговые
травмы)
С задержкой
психического
развития (ЗПР)
С выраженными
расстройствами
эмоционально
волевой сферы
С нарушениями
интеллектуального
развития
ориентировочной и познавательной деятельности)
нарушения коммуникативной и познавательной
(обобщающей) функций речи (алексия – отсутствие
речи, неспособность к ее усвоению, дислексия –
трудность овладения чтением; заикание)
разные психофизические отклонения
ДЦП и поражение спинного мозга (органическое
поражение двигательных центров головного или спинного
мозга ведет к невозможности или частичному нарушению
движений)
замедлен темп формирования высших психических
функций, стойкое состояние незрелости эмоционально
волевой сферы, интеллектуальная недостаточность
разнородная группа, в том числе расстройство
аутического спектра (РАС) и синдром дефицита
внимания и гиперактивности (СДВГ)
(психологические особенности ведут к нарушению
развития средств коммуникации и социальных навыков)
умственной отсталость (олигофрения –
синдром врожденного психического дефекта,
деменция – распад психики) и интеллектуальное
недоразвитие (идиотия, имбецильность дебильность)
органическое поражение головного мозга
ведет к нарушению высших познавательных процессов и
стойкому необратимому нарушению
интеллектуального развития
Разработанные варианты ФГОС дают возможность гарантированного
получения, обучающимся детям с ОВЗ, школьного образования.
Для каждой отдельной категории обучающихся с ОВЗ производится
разработка набора вариантов стандарта, которые отвечают их общим и
особым образовательным требованиям, диапазону возможных различий в
уровне развития поступающего в школу ребёнка. При желании родителей и
рекомендациях специалистов, можно перейти с одного варианта ФГОС на
другой, так как возможности развития ребенка с ОВЗ раскрываются в
процессе обучения. Семье предоставляется полная информация о диапазоне
возможных достижений ребёнка. Первый
вариант
стандарта
Второй
вариант
стандарта
Третий
вариант
стандарта
Четвёрты
й вариант
стандарта
Этот вариант адресован обучающимся с ОВЗ, достигшим к моменту
поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и
имеющим положительный опытобщения со здоровыми сверстниками.
Обучающийся с ОВЗ получает образование, сопоставимое с
образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же
календарные сроки.
Обучающийся с ОВЗ получает образование, сопоставимое по итоговым
достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием
здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки,
находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья и
сходными или не противоречащими образовательными потребностями.
Обязательной является организация специальных условий обучения и
воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных
потребностей, использование адаптированной образовательной программы.
В этом варианте требования к итоговым достижениям обучающихся не
соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников
на всех его уровнях и к моменту завершения школьного образования.
Обязательной является организация специальных условий обучения и
воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных
потребностей, обязательно использование адаптированной образовательной
программы, которая при необходимости
Обучающийся с ОВЗ получает образование, итоговые достижения
которого определяются его индивидуальными возможностями. При
значительном ограничении и утилитарности содержания «академического»
компонента образования требуется максимальное углубление в область
развития жизненной компетенции.
В четвертом варианте стандарта обязательной и единственно
возможной является индивидуальная специальная образовательная
программа. Требования к её структуре едины для всех категорий
обучающихся с ОВЗ
стандарта
являются
варианты
Рассмотренные
едиными
характеристиками требований к итоговым результатам детей с ОВЗ, условиям
получения образования в конкретном масштабе образовательных
потребностей и возможностей обучающихся с ОВЗ, структуре программ. Для
того чтобы ребенок в процессе обучения мог перейти с одного варианта
стандарта на другой существует нормирование промежуточных итогов
образования по отношению к каждому уровню образования. Необходимость
этого заключается в максимальном использовании вероятных способностей
детей и реализации их права на получение образования, соответствующего
возможностям, раскрывающиеся в процессе обучения.
Специфика разрабатываемого стандарта состоит в разделении
перечисленных требований в соответствии с потребностями каждой категории
ребенка с ОВЗ. Категории детей с ОВЗ
Варианты программ ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ
Глухие дети
Слабослышащие дети
Слепые дети
Слабовидящие дети
Дети с тяжелыми нарушениями речи
Дети с нарушениями ОДА
Дети с задержкой психического развития
(ЗПР)
Дети с расстройствами аутистического
спектра
Дети с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
1.1, 1.2, 1.3, 1.4
2.1, 2.2, 2.3
3.1, 3.2, 3.3, 3.4
4.1, 4.2, 4.3
5.1, 5.2, 5.3
6.1, 6.2, 6.3, 6.4
7.1, 7.2, 7.3
8.1, 8.2, 8.3, 8.4
ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) –
варианты 1, 2
При разработке адаптированных образовательных программ обучения
каждой категории обучающихся с ОВЗ учитывают все представленные
варианты ФГОС.
Поскольку цель образования детей с ОВЗ едина – введение в культуру
ребёнка, по разным причинам, выходящего из образовательного процесса,
который ориентирован на норму развития, то и строение программ должно
быть единым, хотя итоговые результаты учащихся с ОВЗ могут быть
различны. Поэтому в данной структуре выделяют 8 областей образования,
содержание которых ранжируется в новой логике.
Каждая содержательная среда образования детей с ОВЗ, включающая
два компонента: «академический» и «жизненной компетенции» является
рациональным для образования любого ученика и незаменимым для
учащегося с ОВЗ.
Необходимой частью общего образования ребенка с ОВЗ является
создание жизненной компетенции. В названии каждой содержательной
области образования отражаются обе, взаимодополняющие и неотделимые,
стороны педагогического процесса:
язык
математика
естествознание
человек
знания о языке и речевая практика
знание математики и практика применения математических знаний
знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром
знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми
знания о человеке в социуме и практика осмысления обществознание
искусство
физическая
культура
технологии
происходящего с самим ребёнком и другими людьми,
взаимодействия с близким и дальним социальным окружением
знания и умения в области искусств и практика их применения в
быту и творчестве
знания о человеке, своих возможностях и ограничениях, практика
здорового образа жизни, физического самосовершенствования
основы трудовой деятельности, доступные и необходимые в жизни
технологии и практика их применения
Особое значение придается развитию жизненному опыту в образовании
учащихся с ОВЗ. Специфику разработки каждой области образования в
каждом варианте стандарта и для каждой категории детей с ОВЗ отражает
соотношение «академического» компонента и «жизненной компетенции».
В структуре образования детей с ОВЗ «академический» компонент
трактуется как сбережение потенциальных возможностей для их активной
реализации в настоящем и будущем времени.
Компонент «жизненной компетенции» в структуре образования
трактуется как освоение знаниями, навыками и умениями, обязательными
ребенку с ОВЗ уже сейчас в повседневной жизни. При формировании
содержания данного компонента считается значимым определение степени
усложнения среды, необходимая и полезная каждому ребёнку, которая может
побуждать, а не сдерживать его развитие в дальнейшем.
В школе образовательная область «Физическая культура»
модифицируется в педагогический процесс физического воспитания детей с
ОВЗ.
Содержание адаптивного физического воспитания (образования)
направлено на развитие у инвалидов и детей с ОВЗ совокупности специальных
знаний и умений, жизненно важных двигательных навыков; увеличение
функциональных возможностей разных органов и систем человека; на
формирование обширного круга основных физических и специальных качеств;
на наибольшее исполнение генетической программы и на освоение,
эксплуатацию и сохранение имеющихся в наличии телеснодвигательных
ресурсов инвалида. В основании осуществления АФВ лежит компонент (вид)
адаптивной физической культуры, который удовлетворяет нужду человека с
нарушениями в состоянии здоровья в его обучении к жизни, трудовой и бы
товой деятельности; в образовании благоприятного и активного подхода к
адаптивной физической культуре.
Выделяют общие и коррекционноразвивающие задачи адаптивной
физической культуры: Общие задачи:
1. Укрепление здоровья, поддержка нормального физического развития,
роста противодействия организма к нежелательным воздействиям внешней
среды.
2. Развитие двигательных качеств.
3. Изучение базы техники движений, создание жизненно необходимых
умений и навыков.
4. Развитие нравственных и волевых качеств.
5. Воспитание потребности и навыка самостоятельно заниматься
физическими упражнениями.
Коррекционноразвивающие задачи:
1. Коррекция техники основных движений.
2. Коррекция и развитие физической подготовленности (ловкости, силы и
т.д.).
3. Коррекция и развитие координационных способностей (равновесия,
точности движений, ритмичности, зрительной и моторной координации).
4. Восполнение утраченных или нарушенных функций, вырабатывание
новых видов движений за счет сохранных функций.
5. Коррекция и развитие сенсорных систем (дифференцировка
тактильных ощущений, развитие слуховой памяти).
6. Профилактика и коррекция соматических нарушений – осанки,
плоскостопия, сколиоза и пр.
7. Коррекция психических нарушений.
Исходя из целей и задач адаптивной физической культуры, перед
учителем стоит сложная задача, реализовать которую можно через следующие
принципы обучения:
1.
Принцип диагностирования:
учет основного диагноза,
медицинские показания и противопоказания, особенности психических и
личностных качеств.
2.
Принцип компенсаторной направленности:
возмещение
недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или
усиления сохраненных, создание «обходных путей».
3.
Принцип индивидуализации:
опора на индивидуальные
способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его
развития. 4.
Принцип учета возрастных особенностей: понимание, что
ребенок с ОВЗ как и здоровый ребенок, проходит те же стадии развития,
только более медленно и с другим итогом.
5.
Принцип оптимальности физические упражнения должны
оказывать стимулирующее воздействие на организм ребенка, не допускать
психических и физических перегрузок организма.
6.
Принцип адекватности подразумевает, что функциональные
возможности, потребности и интересы ребенка соответствуют поставленным
задачам, выбору средств и методов коррекционной работы.
7.
Принцип сотрудничества
предоставить любому ребёнку
определённые знания, навыки и умения, чтобы ему захотелось их взять,
сделать своими, «присвоить». Ребёнка можно научить учиться и, а самое
главное, овладевать способами усвоения социального опыта только при
наличии подлинного сотрудничества ребенка и взрослого.
Принцип вариативности:
8.
разновидность регулирования эмоционального состояния: психическая
регуляция (воздействием другого человека, цвета, музыки, окружающей
среды), применение дыхательных упражнений (верхнее и нижнее дыхание,
воздействие на биологически активные точки, управление тонусом мышц),
разнообразие упражнений и возможностей их выполнения,
разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух,
обоняние, развитие мелкой моторики («пальчиковые» игры), развитие речи
(подвижные игры с речетативами), развитие интеллекта (игры со счетом,
выстраиванием слов) и др.
Создание индивидуальных программ развития,
использование
нестандартных приемов, новых инновационных технологий необходимы,
чтобы заинтересовать учащихся «особых» потребностей и сделать обучение
осознанным.
Главной задачей учителя является отбор содержания в каждой
конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям
учащихся методов и форм организации обучения, так как группа детей с ОВЗ
весьма неоднородна.
Традиционными средствами физической культуры (адаптивная
физическая культура не является исключением) служат:
• Физические упражнения.
• Естественносредовые (природные) факторы. • Гигиенические факторы.
Физические упражнения – основное специфическое средство.
Физически упражнения: укрепляют и развивают опорнодвигательный
аппарат, суставы и связки, стимулируют рост костей, повышают силу, тонус и
эластичность мышц; совершенствуют обмен веществ, кровообращение и
лимфообращение; улучшают функцию сенсорных систем и аналитико
синтетическую деятельность ЦНС.
Классификации физических упражнений
По целевой направленности
По преимущественному
воздействию на развитие тех
или иных физических качеств
По преимущественному
воздействию на определенные
мышечные группы
По координационной
направленности
По биомеханической структуре
движений
По интенсивности выполнения
заданий
По видам спорта для разных
нозологических групп
По исходному положению
По степени
самостоятельности
выполнения упражнений
По интеграции
междисциплинарных связей
ОРУ; рекреационные; лечебные; профилактические;
коррекционные; профессионально
подготовительные.
на развитие силы, гибкости, ловкости, выносливости,
координации движений …
на мышцы спины, плечевого пояса, ног …
равновесие, точность, дифференцировку усилий,
расслабление…
циклические, ациклические (метания), смешанные
(спортивные и подвижные игры).
упражнения низкой интенсивности (ЧСС – до 100
уд. мин), умеренной (ЧСС до 120 уд. мин),
тонизирующей (до 140 уд), тренирующей (до 160
уд.).
упражнения для слепых, для детей с ДЦП,…
лежа, сидя, стоя….
Выполнение самостоятельно, с поддержкой, с
помощью, со страховкой, с тактильным
сопровождением, с опорой на костыли, палку, с
помощью протезов…
художественномузыкальные, хореографические, в
процессе игротерапии…..
Естественносредовые факторы В целях закаливания организма и укрепления здоровья используют
воздушные и солнечные ванны и воду.
Для инвалидов важны не только эмоциональные виды деятельности, но и
которые оказывают тренирующее и закаливающее действие, повышают
сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней
среды. К ним можно отнести купание, плавание, подвижные и спортивные
игры на открытых площадках, ходьба босиком (по траве, песку или гальке),
туризм, рыбалка, прогулки на лыжах, велосипеде или на лодке, и т.д.
Для детейинвалидов благотворное влияние на развитие организма с
младенчества, оказывает плавание. Движение воды, разгрузка позвоночника,
свобода движений в безопорной среде укрепляют мышцы, суставы, связки,
увеличивают обменные процессы, глубину дыхания, периферическое
кровообращение, способствуют улучшению сна, аппетита и настроения
ребенка.
Гигиенические факторы
Быт, отдых, труд, питание, окружающая среда, обувь, одежда,
спортивный инвентарь и оборудование, относятся к правилам и нормам
общественной и личной гигиены.
К примеру, для людей с нарушением зрения, площадки для занятий на
открытом воздухе должны быть подготовлены заранее: по периметру
ограничительные ориентиры, размеры, недопустимо наличие кустарников, ям
и камней.
Должен быть предоставлен свободный проезд к раздевалкам, душевым и
туалетам для лиц, которые передвигаются в колясках.
Методы АФК
методы
формирования
знаний
наглядный,
словесный
Эти методы имеют широкий спектр
задач. Они направлены на:
-усвоение представлений, понятий,
правил, принципов, условий успешного
овладения разнообразными
двигательными умениями, пол-
ноценной техникой движений,
развитие физических и психических
качеств и способностей, а также опыта
их практического применения;
-создание стимулов, мотивов,
ценностей, норм, установок осоз-
нанного использования физических упражнений.
обучение по частям и
в целом
равномерный,
игровой, повторных
усилий..
методы обучения
двигательным
действиям
методы развития
физических
качеств и
способностей
методы
воспитания
личности
методы
взаимодействия
педагога и
занимающихся.
Формы организации АФК
• систематические (уроки, утренняя гимнастика, занятия);
• индивидуальные;
• эпизодические (загородная прогулка, рыбалка);;
• массовые (фестивали, праздники);
• игровые;
• соревновательные.
Использование современных образовательных технологий является
важным средством активизации обучения детей с ОВЗ.
Технологии АФК
1.Технология дифференцированного обучения
Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода ко всем
обучающимся с учетом состояния их здоровья, пола, физического развития,
двигательной подготовленности и особенностей развития психических
качеств является самым главным требованием физического воспитания.
Обеспечение каждого учащегося условиями для наилучшего развития его
способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов,
потребностей в процессе освоения содержания образования, является целью
дифференциации процесса обучения. Дифференциация это способ
организации учебного процесса,
учитывающий индивидуальные и типологические особенности личности; при этом создаются группы учащихся
с различными элементами дидактической системы (цели, методы, содержание,
результаты, формы).
Обучение подразумевает
Введение специальных
разделов в
образовательную
программу
Изменение организации
урока
Изменение структуры
урока
Систематизация
упражнений и заданий по
виду заболеваний
Подбор специального
оборудования
профилактические
коррекционные
упражнения(профилактика плоскостопия, коррекция
осанки, специальные дыхательные упражнения );
и
ритмическая гимнастика;
суставная гимнастика (стретчинг);
упражнения (асаны) с элементами йоги;
каланетика и др.
снижение нагрузки;
облегчение исходного положения;
учёт противопоказаний;
наличие страховки и др.
включение упражнений на коррекцию нарушенных
функций;
вариации частей урока;
учёт индивидуального маршрута ребёнка и др.
индивидуальные карточки – задания;
комплексы упражнений с учетом патологии,
клинических особенностей, функционального
состояния организма, общей физической
работоспособности;
комбинированные варианты заданий для спортивных
состязаний и др.
бодибары, гантели и медицинболы с различным весом,
мячи резиновые (желтые) и мячи массажерные
разного диаметра, деревянные массажеры для ног,
кариматы, маты, фитболы, фитдиски
(балансировочные подушки), балансировочные доски,
трекинговые палки (для скандинавской ходьбы)и др.
2.Здоровьсберегающие технологии это основа всех основ.
Главным признаком,
По степени влияния на здоровье детей наиболее значительными, из всех
имеющихся технологий, являются здоровьесберегающие образовательные
технологии.
которых служит использование
педагогических и психологических методов, приемов, подходов решения
появляющихся проблем. Выделяют три группы технологий:
психологопедагогические технологии, которые связаны с прямой
работой учителя с обучающимися (также можно отнести педагогическое и
психологическое сопровождение всех стадий учебного процесса: утренняя гимнастика, урок физической культуры, спортивная и подвижная игра на
свежем воздухе, физкультминутка и т. д.);
организационнопедагогические технологии, определяющие структуру
образовательного воспитательного процесса,
которая предотвращает
состояние переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных
состояний (реализация двигательного режима в режиме дня, соблюдение
гигиенических норм учебного процесса, проведение спортивных праздников,
смена динамических поз, развлеченийи др.);
учебновоспитательные технологии, включающие программы по
обучению заботе о личном здоровье и развитию культуры здоровья
обучающихся (уроки здоровья,
дидактические игры, игры – тренинги,
ритмопластика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная
гимнастика и др.)
3.
Технология разноуровневого обучения тесно взаимосвязана с
технологией дифференцированного обучения.
В основе образовательной технологии лежит идея внутриклассной
дифференциации, так как класс формируется из детей разного уровня
развития и детей, которые имеют серьезную патологию здоровья, поэтому
неизбежно появляется необходимость индивидуального подхода при
разноуровневом обучении.
Обеспечение разноуровневого обучения рассматривает, в частности,
решение следующих задач:
1. Предметнодидактические задачи (разработка учебной программы и её
мягкое структурирование;
2. Психологические задачи (определение личностных и индивидуальных
особенностей обучающихся, типов их развития на основе раскрытия качеств
внимания, мышления, памяти, комплексности элементов учебного процесса,
работоспособности и т. п.);
3. Реализация принципа «воспитывающего обучения»
проявлять внимательность,
относиться к учащемуся,
одновременно справедливую требовательность).
(с уважением
чуткость и
4. ИКТ технологии
Мультимедиа электронных образовательных ресурсов,
которая
включает в себя компьютерные развивающие игры, обучающие фильмы,
презентации, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) о здоровье и здоровом образе жизни, занятиях физической культурой и
спортом;
Удаленнодистанционные конкурсы, олимпиады, квесты;
Электронные проверочные тесты и др.
Применение на уроках и занятиях электронных учебных материалов
знакомит детей с предметным миром, а также развивает их информационную
осведомленность и коррекцию познавательной среды.
5. Коррекционноразвивающие технологии
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях
и ограничениях: тестирование, диагностика, обеспечивающие формирование
умения адекватно оценивать свои силы, медицинское обследование, понимать
соответствие и насыщенность физической нагрузки.
Развитие устойчивости внимания,
мыслительных
операций: трансформирование пространственных характеристик, подвижные
игры, словесная регуляция движений (вырабатывание познавательных
возможностей элементами физической культуры).
памяти,
Коррекция недостатков зрительного восприятия: гимнастика для
глаз.
Способность управлять своими движениями: регулирование
пространственной и зрительной ориентации, вестибулярных реакций;
исправление мелкой моторики рук.
Межличностное взаимодействие:
которые
проводятся совместно в парах, соревновательная деятельность, взаимная
помощь, подвижные и спортивные игры.
упражнения,
6. Игровые технологии
Приводит в активность деятельность обучающихся детей. В основе
заложена педагогическая игра как главный вид деятельности, который
направлен на изучение коллективного опыта.
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
развлекательную (это главная функция игры получить удовольствие,
развлечь, развить интерес, воодушевить);
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
коммуникативную: изучение философии общения;
диагностическую: обнаружение аномалий нормативного поведения,
самореализация в ходе игры; игротерапевтическую: способность к преодолению разных трудностей,
которые появляются в других видах жизнедеятельности.
коррекции: внесение положительных модификаций в структуру
собственных показателей;
социализации: вовлечение в систему общественных отношений, изучение
норм человеческого общежития;
межнациональной коммуникации: постижение единых для всего
человечества культурных и социальных ценностей.
7.Технология проблемного обучения
Под проблемным обучением подразумевается тип развивающего
обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая
деятельность обучающихся с овладеванием ими готовых итогов науки.
С помощью проблемного обучения можно решить далеко не все задачи,
которые предлагают учащемуся в сфере физической культуры и спорта.
Точно так же как и для разных учеников это будет это поразному полезно.
Если у ученика уже есть стремление к тренировкам и познанию предмета,
тогда возможна практика проблемного обучения.
Существует ряд достоинств проблемного обучения:
проблемное обучение учит мыслить творчески, логично, научно.
проблемное обучение побеждает препятствия.
проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску
знаний.
проблемное обучение побуждает положительное эмоциональное
отношение к учению занятиям физическими упражнениями
проблемное обучение делает учебный материал более доказательным,
способствует превращению знаний в убеждения.
проблемное обучение формирует творческую личность.
проблемное обучение вырабатывает и развивает познавательные
интересы.
8. Технология проектной деятельности
Проект это работа, которая направлена на решение поставленной
задачи, на достижение лучшим методом изначально запланированного
итога. Проект содержит элементы рефератов, докладов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы обучающихся, но
только как способ достижения результата проекта.
В ходе физического воспитания обучающихся с ОВЗ применение
технологии проектной деятельности позволяет:
создать изначальные представления о значимости физической
культуры для улучшения здоровья людей, о ее положительном воздействии на
развитие человека;
сформировать опыт регулярного наблюдения за своим
физическим состоянием, данных состояния здоровья (рост, вес и др.),
количеством физических нагрузок, параметров состояния основных
физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости, координации);
научиться осуществлять здоровьесберегающую жизнедеятельность
(утренняя зарядка, режим дня, подвижные игры, оздоровительные
мероприятия и т. д.);
научиться выбирать физические упражнения и стабилизировать
физические нагрузки для самостоятельных занятий, продумывать их
содержание, использовать в режиме дня.
Оценка результатов учащихся с ОВЗ является главным условием
реализации инклюзивного физического образования.
Оценка должна включать некоторые свойства:
отображать разные направления учебных результатов
деятельности ученика, приоритетнее должна быть оценка результатов учебной
деятельности, а не оценка знаний, оцениваться должны учебные действия и их
итоги;
быть средством соответствующей педагогической оценки и
содействовать учащемуся в
инструментом самооценки ученика,
самостоятельном применении оценочных норм, рассматривать причины
поражений и постигать условия достижения успешного результата;
оценка должна выявлять уровень достижения учениками учебной
цели, регистрировать сделанные ошибки, раскрывать их причины,
содействовать решению этих ошибок;
быть итогом взаимного сотрудничества между учителем и
учащимся, созданного на взаимном доверии и уважении, при этом
недопустимы прямые оценки личности самого учащегося;
учитывать психологические и индивидуальные особенности
учащихся, быть ориентированной на зону ближайшего развития ребенка; Ориентируясь на существующий в Стандарте перечень планируемых
результатов, разрабатывается система оценки достижений обучающихся в
освоении содержания АООП.
В соответствии с требованиями Стандарта для детей с ОВЗ при оценке
учитываются предметные и личностные результаты.
Предметные результаты дают характеристику опыту учащихся в
творческой двигательной деятельности, который приобретающийся и
закрепляющийся в ходе изучения учебного предмета «Физическая культура».
Приобретенный опыт отображается в знаниях и способах двигательной
деятельности, умении творчески их применять для решения практических
задач, которые связанны с созданием и проведением самостоятельных занятий
физической культурой.
Личностные результаты в физической культуре отображаются в
личностных качественных свойствах детей с ОВЗ, приобретающиеся в ходе
изучения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные
свойства выражаются, чаще всего, в положительном отношении обучающихся
к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, умножении нужных
знаний и в использовании ценности физической культуры для ублажения
индивидуальных интересов и потребностей, свершения личностно важных
достижений в физическом совершенстве.
Залогом эффективности всего воспитательнообразовательного процесса
является внедрение в работу новых методов и приёмов, поиск новых форм
организации, использование современных образовательных технологий.
Только общими усилиями можно помочь детям с разным уровнем
интеллектуального развития успешно учиться, жить в коллективе,
адаптироваться в обществе.
Физическое воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования
Физическое воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования
Физическое воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования
Физическое воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования
Физическое воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования
Физическое воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования
Физическое воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования
Физическое воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования
Физическое воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования
Физическое воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования
Физическое воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования
Физическое воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования
Физическое воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования
Физическое воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования
Физическое воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования
Физическое воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.