Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.
В.А. Сухомлинский.
“Тысячи вещей необходимы здоровому, и только одна больному: здоровье”
В настоящее время все более возрастает значимость сохранения и укрепления здоровья, как в процессе обучения, так и в период организации свободного времени. Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса. В школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитывающую функции. Этот предмет необходим всем, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, раскрывать целостную картину мира через основные законы и принципы природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять здоровье учащихся. Важно, чтобы дети задумались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель, а по внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье и почему это важно.
Здоровьесберегающие технологии в обучении физики – это технологии проблемные, игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игры, общение, использование образов, идей, ролей. Без всего этого нет и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.
Не нужно забывать и о том, что отдых — это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы.
Несколько минут на уроке необходимо уделять динамическим паузам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.
Нельзя забывать о психологическом климате на уроке. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность.
Учитель должен быть умелым дирижером своего оркестра, и тогда музыка знаний зазвучит полно и без фальши.
К уроку «Диффузия»
Как родители могут узнать, курят их дети или нет? Запах табака, он проникает всюду – в одежду, волосы, легкие, кровь, лимфу, мозг… запах табачному дыму придает никотин – сильный растительный яд. В сельском хозяйстве никотин используют для защиты растений и культур от вредителей; для младенца первых месяцев жизни – смертельная доза – 1 мг; в 1 литре молока курящей матери содержится до 0,5 мг никотина
К уроку «Почему существует воздушная оболочка Земли?»
Кто портит атмосферу и окружающую среду? Курильщики. Они ежегодно выкуривают (выбрасывают в атмосферу) 720 т синильной кислоты, 384000 т аммиака, 108000 т никотина, 600000 т дегтя и более 500000 т угарного газа. Общая масса окурков за год составляет 2520000 т. табачный дым задерживает УФ лучи, 50% всех видов веществ в табаке уходит в атмосферу, 20% - в организм курильщика и 5% - остается в фильтре сигареты.
К уроку «Звуковые волны» (9,11кл.)
1. «Звуковой ландшафт» воздействует на человека сильнее атмосферного, газохимического, промышленного, транспортного и сравнимо с действием повышенной радиации. Количество машин, поездов, и самолетов в нашем техногенном обществе «зашкаливает». Постоянные телефонные разговоры, круглосуточные радио и телеэфир... Шум стал бедствием современного мира и самым нежелательным продуктом технической цивилизации. Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни человека из-за шума снижается на 10-12 лет. Наиболее чувствительны к шуму лица старших возрастов. Шум ослабляет иммунную систему, Становится причиной нервного истощения, инфаркта, психических заболеваний. Поэтому вредно находится в зоне громких постоянных шумов и музыки.
2. Когда про человека говорят, что «у него прокуренный голос», тем самым предполагают, что причина этой особенности - курение. Действительно, хроническое раздражение голосовых связок табачным дымом ведет к тому, что голосовая щель сужается, голос утрачивает чистоту и звучность, становится хриплым, изменяется его тембр, создающий окраску произносимым словам. При проверке слуха новейшей электронной аппаратурой выяснилось, что у курильщика слух значительно хуже. И вот почему: под действием никотина барабанная перепонка утолщается и втягивается вовнутрь, подвижность слуховых косточек уменьшается. Если ухо кролика смазать табачным дегтем несколько раз, то у животного образуется раковая опухоль.
К уроку «Электромагнитное поле» (9, 11 кл)
Почему люди, работающие за компьютером, чаще болеют простудными заболеваниями и заболеваниями дыхательных путей? Дело в том, что под действием электромагнитного поля монитора происходит ионизация атмосферного воздуха, появляется большое количество положительно заряженных ионов, которые присоединяются хорошо к болезнетворным микроорганизмам, потом быстро проникают в организм человека, вызывая заболевания. Для устранения этих нежелательных эффектов, помещение нужно чаще проветривать, работать за компьютером не более 2 часов, насыщать воздух отрицательно заряженными ионами при помощи специальных приборов.
К уроку «Оптические приборы» (8 класс) «Дисперсия света» (11 класс)
Глаза длительно и много курящего человека часто слезятся, краснеют, и края век распухают. Никотин, действуя на зрительный нерв, вызывает его хроническое воспаление, вследствие чего снижается острота зрения. При курении сужаются сосуды, изменяется сетчатка глаза, что ведет к частичной потере цветоощущения сначала на зеленый свет, а потом на красный и желтый, это снижает быстроту реакции человека в среднем на 24%. Такой дефект зрения может сделать профессионально непригодными: водителей транспорта, операторов пультов управления...
К уроку «Ядерные реакции» (9,11 класс)
Рассматривая вопрос о ядерных реакциях можно привести в пример реакции самопроизвольного радиоактивного распада компонентов семейства урана-радия, а именно тех радиоактивных компонентов, которые обнаружены в табачном дыму: изотопы свинца, висмута и полония. Период полураспада свинца 22 года, висмута – 5 суток, а полония – 138 суток. При 1 рентгеновском снимке методом флюорографии доза облучения 0, 76 радиан (0,0076 Гр) (1Гр=100рад). Выкуривающий за день 20 сигарет получит облучение, будто ему сделали 200 снимков, т.е. 152 радиана (1,52 Гр)На базе этих уравнений решить задачи по определению кинетической энергии α-частицы и ее скорости. А при анализе задачи заострить внимание на значении энергии, которой обладает α-частица. И далее, пояснить, что частицы таких энергий, проникая в организм человека, способны повреждать наследственные структуры - гены, хромосомы. Особенно это должна знать будущая мать. Ученые пришли к выводу: каждый пятый ребенок мог бы остаться в живых, из числа погибших во время беременности, если бы его мать не курила в период его утробного вынашивания.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ.doc
"Физика и здоровье человека»
Разработка – Кривошеиной Оксаны Анатольевны, учителя физики МБОУ «Турунтаевская
СОШ» Томского района Томской области
Забота о человеческом здоровье,
тем более здоровье ребенка
… это, прежде всего, забота
о гармонической полноте
всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества.
В.А. Сухомлинский.
“Тысячи вещей необходимы здоровому, и только одна больному: здоровье”
В настоящее время все более возрастает значимость сохранения и укрепления здоровья, как
в процессе обучения, так и в период организации свободного времени. Физика
является лидером современного естествознания и фундаментом научнотехнического прогресса. В
школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но
также развивающую и воспитывающую функции. Этот предмет необходим всем, так как содержит
мощный гуманитарный потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать
мировоззрение, раскрывать целостную картину мира через основные законы и принципы природы,
воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять здоровье учащихся.
Важно, чтобы дети задумались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель, а по
внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье и почему это важно.
Здоровьесберегающие технологии в обучении физики – это технологии проблемные, игровые,
проектные, творческие, поисковоисследовательские. Это и самостоятельный поиск информации,
выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игры,
общение, использование образов, идей, ролей. Без всего этого нет и не будет творчества, интереса и
хорошего самочувствия.
Не нужно забывать и о том, что отдых — это смена видов деятельности. Поэтому при
планировании урока нужно не допускать однообразия работы.
Несколько минут на уроке необходимо уделять динамическим паузам. Потраченное время
окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. Очень
хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву
урока.
Нельзя забывать о психологическом климате на уроке. Сотрудничество и дружелюбие
между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее
раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить
внимание, сохранить темп урока и его плотность.
Учитель должен быть умелым дирижером своего оркестра, и тогда музыка знаний зазвучит
полно и без фальши.
К уроку «Диффузия»
Как родители могут узнать, курят их дети или нет? Запах табака, он проникает всюду – в одежду,
волосы, легкие, кровь, лимфу, мозг… запах табачному дыму придает никотин – сильный
растительный яд. В сельском хозяйстве никотин используют для защиты растений и культур от
вредителей; для младенца первых месяцев жизни – смертельная доза – 1 мг; в 1 литре молока
курящей матери содержится до 0,5 мг никотина
К уроку «Почему существует воздушная оболочка Земли?»
Кто портит атмосферу и окружающую среду? Курильщики. Они ежегодно выкуривают
(выбрасывают в атмосферу) 720 т синильной кислоты, 384000 т аммиака, 108000 т никотина,
600000 т дегтя и более 500000 т угарного газа. Общая масса окурков за год составляет 2520000 т. табачный дым задерживает УФ лучи, 50% всех видов веществ в табаке уходит в атмосферу, 20% в
организм курильщика и 5% остается в фильтре сигареты.
К уроку «Звуковые волны» (9,11кл.)
1. «Звуковой ландшафт» воздействует на человека сильнее атмосферного, газохимического,
промышленного, транспортного и сравнимо с действием повышенной радиации. Количество машин,
поездов, и самолетов в нашем техногенном обществе «зашкаливает». Постоянные телефонные
разговоры, круглосуточные радио и телеэфир... Шум стал бедствием современного мира и самым
нежелательным продуктом технической цивилизации. Австрийские специалисты установили, что
продолжительность жизни человека изза шума снижается на 1012 лет. Наиболее чувствительны к
шуму лица старших возрастов. Шум ослабляет иммунную систему, Становится причиной нервного
истощения, инфаркта, психических заболеваний. Поэтому вредно находится в зоне громких
постоянных шумов и музыки.
2. Когда про человека говорят, что «у него прокуренный голос», тем самым предполагают, что
причина этой особенности курение. Действительно, хроническое раздражение голосовых связок
табачным дымом ведет к тому, что голосовая щель сужается, голос утрачивает чистоту и
звучность, становится хриплым, изменяется его тембр, создающий окраску произносимым словам.
При проверке слуха новейшей электронной аппаратурой выяснилось, что у курильщика слух
значительно хуже. И вот почему: под действием никотина барабанная перепонка утолщается и
втягивается вовнутрь, подвижность слуховых косточек уменьшается. Если ухо кролика смазать
табачным дегтем несколько раз, то у животного образуется раковая опухоль.
К уроку «Электромагнитное поле» (9, 11 кл)
Почему люди, работающие за компьютером, чаще болеют простудными заболеваниями и
заболеваниями дыхательных путей? Дело в том, что под действием электромагнитного поля
монитора происходит ионизация атмосферного воздуха, появляется большое количество
положительно заряженных ионов, которые присоединяются хорошо к болезнетворным
микроорганизмам, потом быстро проникают в организм человека, вызывая заболевания. Для
устранения этих нежелательных эффектов, помещение нужно чаще проветривать, работать за
компьютером не более 2 часов, насыщать воздух отрицательно заряженными ионами при помощи
специальных приборов.
К уроку «Оптические приборы» (8 класс) «Дисперсия света» (11 класс)
Глаза длительно и много курящего человека часто слезятся, краснеют, и края век распухают.
Никотин, действуя на зрительный нерв, вызывает его хроническое воспаление, вследствие чего
снижается острота зрения. При курении сужаются сосуды, изменяется сетчатка глаза, что ведет к
частичной потере цветоощущения сначала на зеленый свет, а потом на красный и желтый, это
снижает быстроту реакции человека в среднем на 24%. Такой дефект зрения может сделать
профессионально непригодными: водителей транспорта, операторов пультов управления...
К уроку «Ядерные реакции» (9,11 класс)
Рассматривая вопрос о ядерных реакциях можно привести в пример реакции самопроизвольного
радиоактивного распада компонентов семейства уранарадия, а именно тех радиоактивных
компонентов, которые обнаружены в табачном дыму: изотопы свинца, висмута и полония. Период
полураспада свинца 22 года, висмута – 5 суток, а полония – 138 суток. При 1 рентгеновском
снимке методом флюорографии доза облучения 0, 76 радиан (0,0076 Гр) (1Гр=100рад).
Выкуривающий за день 20 сигарет получит облучение, будто ему сделали 200 снимков, т.е. 152
радиана (1,52 Гр)На базе этих уравнений решить задачи по определению кинетической энергии
частицы и ее скорости. А при анализе задачи заострить внимание на значении энергии, которой
α
обладает
частица. И далее, пояснить, что частицы таких энергий, проникая в организм человека,
способны повреждать наследственные структуры гены, хромосомы. Особенно это должна знать
α будущая мать. Ученые пришли к выводу: каждый пятый ребенок мог бы остаться в живых, из числа
погибших во время беременности, если бы его мать не курила в период его утробного вынашивания.
Физика и здоровье человека
Физика и здоровье человека
Физика и здоровье человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.