Формирование научно-исследовательских компетенций средствами предмета физика

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 10.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выступление на научно-практической конференции
Иконка файла материала Формирование исследовательских компетенций.pptx

Формирование проектно-исследовательских компетенций

средствами
школьного предмета физика

Формирование проектно-исследовательских компетенций

Выступление на научно-практической конференции учителя высшей квалификационной категории Татариновой Татьяны Михайловны

Оренбург, 2023

«Выживает
не самый сильный
и не самый умный,
а тот, кто лучше всех
откликается
на происходящие
изменения»

Чарльз Дарвин

Единственный путь, ведущий к познанию, - это деятельность. Бернард Шоу

Проект – разработка нового продукта

Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций,
в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы.

Исследовательская деятельность - это творческий процесс по поиску решения неизвестной задачи

Ключевые образовательные компетенции, формируемые в процессе проектно-исследовательской деятельности:

ценностно-смысловые
социально-трудовые
коммуникативные

учебно-познавательные
общекультурные
информационные

.

компетенции личностного самосовершенствования

Проектно-исследовательская компетенция:

решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез
ставить цель деятельности
планировать деятельность
осуществлять сбор и анализ необходимой информации
выполнять эксперимент
представлять результаты исследования

Классификация проектов:

Работа реферативного плана «Звук. Инфразвук. Ультразвук»

Работа обобщающего плана
«Силы в природе»
Работа сравнительного типа «Сравните равномерное и равноускоренное движения. Что между ними общего? В чём различие?»
Поиск аргументов для доказательства факта «Почему в яркий солнечный день нельзя поливать растения в саду?»
Работа описательного плана «История фотоаппарата»
Работа исследовательского типа «Определите число горошинок в литровой банке»

Виды исследовательских работ

Определение скорости движения на 60-метровой дистанции

Измерение плотности жидкости и сыпучего тела

Изучение свойств изображения в плоском зеркале

Лабораторные работы: от воспроизведения к творчеству

Деревянные кони по снегу скачут,
а в снег не проваливаются.
Рассмотри загадку с физической точки зрения.
Шила в мешке не утаишь.
Задай физический вопрос к
пословице.

Творческие работы: загадки, пословицы

Синквейн
Кластер (Опоры для мысли)
Кроссворд
Ребусы
Составление физических задач

Творческие задания

Кто как кусается?
Шила в мешке не утаишь
Скоро ли начнется дождь?
Легко ли жить без трения?
Физика в сказках

Творческие задания: мини-проекты

перед одноклассниками даёт учащимся хорошую практику демонстрации своих знаний, умений, способностей, позволяет обрести опыт публичных выступлений.

Успешность защиты результатов
приводит к повышению
личностной самооценки школьников

Презентация результатов исследования

Хороший уровень усвоения физического материала

Мотивация школьников на исследовательскую деятельность

Сформированные исследовательские умения.

Результативность

Результативность

Конкурс

Участники

Результат

Олимпиада «Познание и творчество»

5 учащихся 6,7 классов

Все – лауреаты, Шатилова Елена – дипломант 2 степени

Предметная олимпиада по физике

Гревцов Иван

3 место

Городской конкурс «Информашка»

Команда 1-4 классов
Команда 5 – 7 классов

2 место

2 место

Оренбуржье космическое

Тремаскин Дмитрий

1 место

Фестиваль ученических исследовательских проектов

Дякин Александр, Плотвинов Владимир

3 место

Свет далеких планет

Иликаева Диана

1 место