Из истории физики
Физика как наука зародилась очень давно. Попытки объяснить явления природы были и в Китае, и в древней Греции, Индии. Физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи. В четвертом веке до нашей эры Аристотель ввел понятие’’физика’’(от греческого слова’’фюзис’’-природа).В русском языке это слово появилось в 18 веке, благодаря М.В.Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике.
Введение
Физика-это наука понимать природу.
Природа многообразна. Это наша планета и всё живое и неживое, что есть на ней.
Вокруг очень много интересного: восходы и закаты, осадки и разнообразие цветов, многочисленные популяции животных, птиц и насекомых...
Всё это полно тайн, загадок и вопросов. Приоткрыть хотя бы несколько из них мы и хотим сегодня.
Задачи работы
1.Расширить кругозор по наукам о природе и межпредметных связях этих наук.
2.Найти сведения о физических явлениях в окружающем мире.
3.Подобрать интересные факты из жизни животных, птиц и насекомых, подтверждающих, что в природе всё взаимосвязано.
4.Показать применение этих фактов для более полного понимания живой природы и повседневной жизни.
Актуальность исследования
Природа многообразна и интересна. Если мы научимся понимать её, находить связи с другими науками и применять знания в повседневной жизни, то очень многому сможем научиться у природы.
Если интересно нам, то мы сможем заинтересовать других и сделать любой урок физики, биологии и географии интересным, познавательным и информативным.
Выдвинутая гипотеза
В живой природе можно найти все физические явления: механические, оптические, звуковые, электрические, магнитные и тепловые.
Если внимательно наблюдать, можно очень многое узнать и использовать.
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Движение- основное свойство живой материи. Движутся молекулы и атомы, движутся насекомые и животные, движется наша планета Земля и практически всё на ней.
СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ В ЖИВОТНОМ МИРЕ, КМ/Ч
Акула- 40 Лосось-27
Меч-рыба-80 Тунец-80
Майский жук-11 муха-18
Пчела-25 стрекоза-36
Гепард-112 жираф-51
Кенгуру-48 лев-65
Лось-47 грач-41
Ворона-25-32 воробей-35
Черепаха-0,5 улитка-0,00504
Тепловые явления
Всё, что происходит в природе, так или иначе связано с теплотой. Меняется температура окружающей среды, каждое тело имеет свою температуру. Солнце отдаёт своё тепло нашей планете. Тают сосульки и образуется туман. Всё это тепловые явления.
Крокодилы ,находясь на суше, разевают пасть, чтобы увеличить теплоотдачу путём испарения. Если становится очень жарко, они уходят в воду. Ночью погружаются в воду для того, чтобы избежать воздействия более прохладного теперь воздуха.
Дом из снега
Белая медведица устраивает берлогу в сугробе среди ледяной пустыни. Мощными лапами она выкапывает в твёрдом слое снега туннель длиной до 12 метров, где рожает детёнышей и прячется с ними от холода до весны.
Снаружи температура может снижаться до -30-40 градусов Цельсия, а в берлоге не ниже 20 градусов Цельсия.
ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Существует очень много примеров оптических явлений в природе: свечение моря(свечение живых организмов в нём), светлячки, личинки комаров, грибы, медузы также светятся в темноте.
ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Мир полон звуков. Поют птицы и работает радио, шумит трава и лает собака. Мы слышим только малую часть из всех звуков (ухо человека воспринимает звуки частотой от16 до 20000Герц).Инфразвук и ультразвук мы не слышим.Чего не скажешь о других. Дельфин способен воспринимать очень слабые эхо-сигналы. Например ,он прекрасно «Замечает» маленькую рыбку, появившуюся на расстоянии 50м.
Живые пеленгаторы
Европейские водомерки находят пищу, исследуя рябь на воде, создаваемую упавшим в неё насекомым. Кашалоты издают звуки и, анализируя эхо, находят добычу. Они оглушают добычу своими сигналами.
Внимание! Магнитное поле!
Магнитное поле влияет на всё живое. Оно может задерживать развитие живых организмов, замедлять рост клеток, изменять состав крови. Для человека безопасно поле в 300-700 эрстед. Сильное неоднородное магнитное поле (около 10килоэрстед) может убить молодые особи живых организмов. Изменение магнитного поля влияет на метеочувствительных людей. Магнитные бури известны многим.
Живые компасы
Самки синей акулы спариваются у восточного побережья США, а производят потомство у берегов Европы. Они ориентируются под водой по магнитному полю Земли геомагнитной информации. Так называемые ампулы Лоренцини, расположенные на рыле, улавливают электромагнитные колебания и определяют направление магнитного поля донных пород. Акулы пользуются этим как компасом.
Электрические явления
26 сентября 1786г. Итальянский врач- Луиджи Гальвани сделал важное открытие о существовании <<животного электричества>>.Про-фессор физики из города Павии Алессандро Вольта сделал вывод, что контакт двух разных металлов ,соприкасающихся с жидкостью в лягушачьей лапке, является источником электричества.
Живые электростанции
Скаты являются живыми электростанциями, вырабатывающими напряжение около 50-60 вольт и дающими разрядный ток 10 ампер.
Все рыбы, дающие электрические разряды, используют для этого специальные электрические органы.
ВЫВОД
Наша гипотеза верна. Все физические явления нашли своё отражение в живой природе и нашей повседневной жизни. Мир этих явлений интересен, загадочен, многообразен. Изучайте и узнавайте о нём больше. Удивляйтесь, любите жизнь и всё в ней.
Удивляйся, удивляйся
Небу, грому и дождю,
Червяку и бегемоту,
Звёздам, снегу и коту!
Удивляйся и влюбляйся
В мир, подобный хрусталю.
Хрупкий он, нужна забота
Горам, морю и цветку.
Жизнь люби и удивляйся-
Интересное кругом!
Человеком оставайся,
И добро войдёт в твой дом!
Используемая литература
Тарасов А.В.Физика в природе. – М.: «Вербум - М»,2002.
Камин А.Л.Физика развивающее обучение. Книга для учителей. 7-11класс.- Ростов Н/Д: изд.- во «Феникс»,2003.
Внеклассная работа по физике/ Авт. – сост.: В.Б. Синичкин, О. П. Синичкина.- Саратов: Лицей, 2002.
Практикум по физике в средней школе: Дидакт. Материал: Пособие для учителя/ Л. И. Анциферов, В. А. Буров, Ю. И. Дик и др.; под ред. В. А. Бурова, Ю. И. Дика. – 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение,1987.
Преподавание физики, развивающее ученика. Кн. 1. Подходы, компоненты, уроки, задания/ Сост. и под ред. Э. М. Браверманн: Пособие для учителей и методистов. – М.: Ассоциация учителей физики,2003.
Зеленый мир. Экология: проблемы и программы// Общерос. научно-публ. и информ.- метод. Газ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.