«Физико-географические особенности экскурсий летних маршрутов Маломорского побережья западного Прибайкалья».
Оценка 4.9

«Физико-географические особенности экскурсий летних маршрутов Маломорского побережья западного Прибайкалья».

Оценка 4.9
Мероприятия +1
docx
биология +2
8 кл—11 кл +1
22.06.2022
«Физико-географические особенности экскурсий летних маршрутов Маломорского побережья западного Прибайкалья».
Экскурсия – это не спонтанное, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Только такая экскурсия способна научить чему-то, оставить в душе подростка неизгладимый след. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания детей и молодежи. Поэтому воспитание гражданско-патриотического самосознания учащихся – приоритетное направление воспитательной работы нашей школы.
Методическая разработка внеклассного мероприятия.docx

                                                                                                                                                                                                                                                                                                               «Физико-географические особенности экскурсий летних маршрутов Маломорского побережья западного Прибайкалья».

Выполнила: учитель географии

 Черемисина Наталья Степановна,

Высшая

квалификационная категория.

МБОУ г. Иркутска

 СОШ с углубленным изучением

отдельных предметов № 14                                                            

                                                                                                                                                                                                                  «Путешествие, как самая великая

и серьезная наука

помогает нам вновь обрести себя».

 Альберт Камю

   Экскурсии  - это наиболее ёмкий, целенаправленный вид познания, который привлекает учащихся к географическим особенностям своего родного края.

    Не менее важным в экскурсионной деятельности является  развитие кругозора, разносторонне развитой  личности в каждом ребенке. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов.

    Экскурсии помогают развивать в детях  коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность.  Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизируют школьников, мобилизуют и развивают их способности, стимулируют любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.

    Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность учителя экскурсовода и деятельность учеников экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

    Таким образом, экскурсия развивает умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта («острота и точность географической зоркости»); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.

      В средней школе экскурсионная деятельность основывается на следующих принципах:

  • учет  возрастных особенностей (познавательных интересов  и возможностей) учащихся;
  • образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам);
  • воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре, географии и истории);
  • практический аспект (знакомство с местностью);
  • здоровьесберегающие технологии;
  • развитие общего кругозора и эрудиции;
  • вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонимания;
  • системный, плановый характер;

Цель: расширение  образовательного пространства учащихся по средствам приобщения к многообразию окружающего мира.

 

Задачи:

- физико-географические особенности западного Байкальского побережья
- овладение навыками самостоятельного наблюдения;
- расширение образовательного пространства;
- активизация познавательной деятельности;
- развитие зрительно-слухового и тактильного восприятия;
- развитие целостности восприятия времени, пространства, предмета;
- развитие воображения;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование и развитие эстетического вкуса;
- формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия, настойчивости, и т.д.;
- формирование и развитие гражданского самосознания, патриотизма,  чувства любви и уважения к малой Родине  через познания природы.

          -формирование эколого-географическое мировоззрения.

       Ожидаемые результаты:

·        развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

·        - умение четко определять области знаемого и незнаемого;

·        - умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

·        - развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать географическую  информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами); устанавливать логическую последовательность основных фактов;

·        - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

·        - осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

    Экскурсия – это не спонтанное, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Только такая экскурсия способна научить чему-то, оставить в душе подростка неизгладимый след.

     Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания детей и молодежи. Поэтому воспитание гражданско-патриотического самосознания учащихся – приоритетное направление воспитательной работы нашей школы.

          Работа над такой экскурсией начинается тоже задолго до самой экскурсии: сначала определяется направление, тема экскурсии. После того как выбрана тема экскурсии, начинается подготовка к самой экскурсии. Определяются вопросы, которые заинтересовали ребят, изучается физико-географическая особенности местности, ее достопримечательности, составляется маршрут самой экскурсии. Вся эта работа, проводимая в классе под руководством  учителя, активизирует внимание, мышление, интерес учащегося к предстоящей экскурсии. Таким образом, учащиеся нашей школы на экскурсию отправляются подготовленными к восприятию материала. Слушая экскурсовода, ребята пополняют свои знания.

      Каждой экскурсии предшествует долгая, кропотливая работа всего ученического коллектива. Такая работа сближает детей, учит их работать сообща, вместе готовить отчеты о проделанной работе и экскурсии.

      Работая в школе, главное не забывать, что вся наша урочная и внеурочная деятельность направлена на воспитание энергичного, неравнодушного члена общества, способного сохранить и приумножить достижения наших предков.

      В соответствии с возрастными особенностями и целями экскурсии предлагаются следующие формы:

·        обзорная экскурсия

·        автобусная экскурсия

·        морская экскурсия

·        пешеходная

·        туры выходного дня

·        урок-экскурсия

·        литературная –экскурсия и т. д.

 

 

 

Технологическая карта

Предмет

География Иркутской области

Класс

8-9 классы

Форма экскурсии

Автомобильная, морская

Время экскурсии

6-7 часов

Тема

Дыхание Малого моря

Цель

Познакомить экскурсантов физико-географическими особенностями материковой части, уникальными объектами природы, показать их красоту и значимость для родного края.

Основные термины и понятия

Сейсмоактивная зона, рельеф,  река, устье, исток, рекреационная зона, памятники природы, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, петроглифы

Ожидаемые(планируемые) результаты

Создания учащимися «Карты Успеха», с использованием фото и видиоматериалов, аналитическая записка ( вывод)

Предметные умения:

Знание основных принципов и правил отношения к природе; Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение физико-географических, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

 

Личностные УУД:

Искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи,

способность к нравственным поступкам, готовность к эстетическому восприятию (возможность жить в ладу с самим собой и окружающей природой).

Регулятивные УУД:

Планирование происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий; со знакомства с памятниками природы, планом (алгоритмом) по составлению Технологической карты Успеха.

Коммуникативные УУД:

Использование речи для регуляции своего действия (Экскурсии, эссе и др.)

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

Проводить сравнение по заданным критериям (географическое положение, уникальность).

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Информационные УУД:

Осуществление  поиска необходимой информации.

Построение  речевых высказываний в устной и письменной форме.

Выделение существенной информации из текстов разных видов.

 

Дидактические задачи этапов экскурсии

Этапы экскурсии

Дидактические задачи

Организационный

Настроить на получение новых знаний

Актуализация опорных знаний и умений

Какие памятники природы на Малом море вам довелось посетить?

Постановка учебной проблемы

Из 215 объектов причисленных  к памятникам природы обычно знают только 6-7 наиболее разрекламированных туристическими фирмами

 

Формирование проблемы, планирование деятельности

Узнать как можно больше обо всех памятниках природы, создать «Карту Успеха», публикации об известных и малоизвестных объектах природы, рассказать о них одноклассникам, родителям и всем  желающим.

 

Открытие нового знания

Найти интересную новую информацию для школьного виртуального музея о памятниках природы, пополнить его «залы» новыми экспозициями, поделиться своими впечатлениями

 

Первичная проверка понимания

Оценка знаний своей работы

Применение новых знаний

Создание учащимися «Карты Успеха» с использованием фото и видиоматериалов. Аналитическая записка « Рекреационные ресурсы Малого моря.

Рефлексия экскурсионной деятельности

Защита своей «Карты Успеха», оценка качества своей работы и работы одноклассников.

 

Технология изучения

Этапы экскурсии

Деятельность

учителя-экскурсовода

Деятельность обучающихся-экскурсантов

Организационный

Б/о « Ветер странствий» на Малом море.

Финансовые вопросы с родителями.

Техника безопасности.

Проверить взятую с собой еду и питье, соответствует ли их одежда и обувь предстоящему мероприятию.

Физическая и моральная готовность к получению новых знаний и умений.

Актуализация опорных знаний и умений

Ребята, знаете ли вы  что такое «памятник природы»? Какие памятники природы вам доводилось видеть, посещать?

Отвечают на вопросы.

Постановка учебной проблемы

Памятниками природы могут быть живописные скалы, пещеры, красивая местность, редкие необычной красоты растения, небольшие участки обитания птиц и редких животных

Проговаривают определения .

Формирование проблемы, планирование

На Байкале 215 объектов причислены к памятникам природы, но большинство жителей области не могут назвать даже 6-7 самых известных, пользующихся популярностью у туристов

Участки нуждаются в охране как примеры выдающихся творений природы, о них надо рассказать окружающим, чтобы ценили и берегли их для потомков

Открытие нового знания

Я приглашаю Вас на автомобильную и морскую экскурсии. Мы посетим с вами Тажеранскую степь, пещеру « Мечта»,

Гору Ерд, поселок Еланцы( где в юрте –кафе отведаем буузы),утес Саган-Заба, проедем до Сарминского ущелья, а оттуда на катере по заливам Малого моря до турбазы

 « Ветер странствий», где нас будет ждать праздничный ужин и дискотека.

 

1 остановка

Маршрут проходит по уникальной Тажеранской степи

( скалы-останцы в виде различных животных и завораживающая панорама Большого Байкала, с высоты птичьего полета), посещение бухты

« Змейка», «Плюшевые горы», мыс « Крест»,

 « Орсо»- бухта плоских камней.

Пещера Мечта-

одна из самых красивых и таинственных байкальских пещер…

Спуск в пещеру под руководством опытных спелеологов. Пещера Мечта- трехэтажная, имеет множество гротов, залов, ходов. По красоте и богатству натечных образований эта пещера одна из самых примечательных в Прибайкалье.

Опускаются в пещеру вместе со спелеологами,

рассматривают сталактиты и сталагмиты, натечные образования ( 40 мин.)

На диктофон записывают свои впечатления и умозаключения. Фотосессия.

 

2 остановка

Гора Ерд находится в красивейшей долине реки Анга.

 Выполнение домашнего задания. Работа в группах.

Физические упражнения, стрельба из лука.

Награждение победителей. Чайная церемония.

Рассказ о бурятском народе.

Национальные виды спорта бурят.

 

3 остановка

Утёс  Саган –Зоба-располагается на западном побережье озера Байкал. Он состоит из белого мрамора и хорошо виден со стороны озера. На его вертикальной стене на высоте от 1, 5 до 2 метров древние художники создали около 60 наскальных изображений, или петроглифов….

Пеший спуск по руслу высохшего ручья с дном из черного мрамора в бухту. Саган- Зоба- древнейшие наскальные рисунки, увидеть которые можно только обойдя вброд выступ скалы, удивительной красоты белые сахарные камни, обточенные неутомимыми волнами Байкала.

Обед на берегу.

 

Фотосессия.

4 остановка

Сарминское ущелье- одно из легендарных мест Байкала, которое вы обязательно должны увидеть своими глазами. Горная река Сарма, леса, огромные поляны, прижимы, отвесные скалы, узкие «козьи» тропки.

ФГ описание реки Сарма.

Чаепитие у костра.

Рассказ о местных ветрах. Работа в группах.

5 Морская прогулка

Заливы Малого моря

Ольхонские ворота.

Морская прогулка по заливам Малого моря- возможность полюбоваться пляжами и бухтами Малого моря и островом Ольхон, древние отвесные скалы, каменные россыпи и утесы Большого Байкала, бездонная синева байкальских глубин.

У нас будет уникальная возможность посмотреть неповторимый Байкальский закат, пройти на катере в проливе «Ольхонские ворота» и увидеть красоту вечерней глади озера.

Работа в группах. Фотосессия.

Байкальские закаты.

Применение новых знаний

Домашнее задание.

Написать аналитическую записку о рекреационных ресурсах Малого моря.

Технологическая карта Успеха.( опорные схемы)

Групповое задание. Распределяют обязанности, выбирают объекты природы.

Рефлексия экскурсионной деятельности

Читаю свое эссе под шум байкальской волны

« Увидеть Байкал и…»

Мы узнали на экскурсии лишь несколько самых популярных памятников природы, а дома вам предстоит найти интересную новую информацию для школьного виртуального музея о памятниках природы, пополнить его «залы» новыми экспозициями, поделиться своими впечатлениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.     Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.

2.     Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.

3.     Волков С. Путешествие по Байкалу.Мини-энциклопедия.-Иркутск,2013-448с.

4.     Воробьев С.А. Путешествие по Прибайкалью. Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1991.

5.     Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.

6.     Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.

7.     Гурулев С.А., Что в имени твоем, Байкал? - Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1982.

8.     История народов, живущих вокруг Байкала.- Иркутск,2007г.-132с.

9.     Калинович С.Е., В.Я. Кузеванов, Н.А. Пузанова, С.С. Калюжный, Е.П. Хмелькова, Э.Г. Еремченко. Растения западного побережья озера Байкал. Часть 1. Фотоальбом и справочник для определения древесных и травянистых растений в полевых и походных условиях (Учебно-методическое пособие). – Иркутск, Облмашинформ, – 2002. - 40 с.

10. Кардашевская П.А. исследователи Байкала. Иркутск: РИО ИГУ, 2001.

11. Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. -  315 с.

12. Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.

13. Русинек О.Т., Уфимцев Г. Ф. , Фиалков В.А. Байкальский ход.-Новосибирск, Академическое изд-во, 2009,-189с.

14. Саловаров В.О., Кузнецова Д.В. Атлас-определитель птиц Байкала. – Иркутск: Призма, 2002. – 192 с.

15. Тахтеев В.В. Байкаловедение: Материалы к семинарским занятиям. – Иркутск: Изд-во Иркутск.госуниверситета, 2000. – 104 с.

16. Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ, 2001. -160 с.

17. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.

18. Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.


 

Физико-географические особенности экскурсий летних маршрутов

Физико-географические особенности экскурсий летних маршрутов

Цель: расширение образовательного пространства учащихся по средствам приобщения к многообразию окружающего мира

Цель: расширение образовательного пространства учащихся по средствам приобщения к многообразию окружающего мира

Экскурсия – это не спонтанное, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие

Экскурсия – это не спонтанное, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие

Технологическая карта Предмет

Технологическая карта Предмет

Личностные УУД: Искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, способность к нравственным поступкам, готовность к эстетическому восприятию (возможность жить в ладу с самим собой…

Личностные УУД: Искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, способность к нравственным поступкам, готовность к эстетическому восприятию (возможность жить в ладу с самим собой…

Актуализация опорных знаний и уменийКакие памятники природы на

Актуализация опорных знаний и уменийКакие памятники природы на

Финансовые вопросы с родителями

Финансовые вопросы с родителями

Сарминского ущелья, а оттуда на катере по заливам

Сарминского ущелья, а оттуда на катере по заливам

Награждение победителей. Чайная церемония

Награждение победителей. Чайная церемония

Чаепитие у костра.Рассказ о местных ветрах

Чаепитие у костра.Рассказ о местных ветрах

Рефлексия экскурсионной деятельности

Рефлексия экскурсионной деятельности

Тахтеев В.В. Байкаловедение: Материалы к семинарским занятиям

Тахтеев В.В. Байкаловедение: Материалы к семинарским занятиям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2022