«Физико-географические особенности экскурсий летних маршрутов Маломорского побережья западного Прибайкалья».
Выполнила: учитель географии
Черемисина Наталья Степановна,
Высшая
квалификационная категория.
МБОУ г. Иркутска
СОШ с углубленным изучением
отдельных предметов № 14
«Путешествие, как самая великая
и серьезная наука
помогает нам вновь обрести себя».
Альберт Камю
Экскурсии - это наиболее ёмкий, целенаправленный вид познания, который привлекает учащихся к географическим особенностям своего родного края.
Не менее важным в экскурсионной деятельности является развитие кругозора, разносторонне развитой личности в каждом ребенке. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов.
Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизируют школьников, мобилизуют и развивают их способности, стимулируют любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.
Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность учителя экскурсовода и деятельность учеников экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
Таким образом, экскурсия развивает умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта («острота и точность географической зоркости»); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.
В средней школе экскурсионная деятельность основывается на следующих принципах:
Цель: расширение образовательного пространства учащихся по средствам приобщения к многообразию окружающего мира.
Задачи:
-
физико-географические особенности западного Байкальского побережья
- овладение навыками самостоятельного наблюдения;
- расширение образовательного пространства;
- активизация познавательной деятельности;
- развитие зрительно-слухового и тактильного восприятия;
- развитие целостности восприятия времени, пространства, предмета;
- развитие воображения;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование и развитие эстетического вкуса;
- формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия,
настойчивости, и т.д.;
- формирование и развитие гражданского самосознания, патриотизма, чувства любви
и уважения к малой Родине через познания природы.
-формирование эколого-географическое мировоззрения.
Ожидаемые результаты:
· развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
· - умение четко определять области знаемого и незнаемого;
· - умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
· - развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать географическую информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами); устанавливать логическую последовательность основных фактов;
· - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
· - осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Экскурсия – это не спонтанное, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Только такая экскурсия способна научить чему-то, оставить в душе подростка неизгладимый след.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания детей и молодежи. Поэтому воспитание гражданско-патриотического самосознания учащихся – приоритетное направление воспитательной работы нашей школы.
Работа над такой экскурсией начинается тоже задолго до самой экскурсии: сначала определяется направление, тема экскурсии. После того как выбрана тема экскурсии, начинается подготовка к самой экскурсии. Определяются вопросы, которые заинтересовали ребят, изучается физико-географическая особенности местности, ее достопримечательности, составляется маршрут самой экскурсии. Вся эта работа, проводимая в классе под руководством учителя, активизирует внимание, мышление, интерес учащегося к предстоящей экскурсии. Таким образом, учащиеся нашей школы на экскурсию отправляются подготовленными к восприятию материала. Слушая экскурсовода, ребята пополняют свои знания.
Каждой экскурсии предшествует долгая, кропотливая работа всего ученического коллектива. Такая работа сближает детей, учит их работать сообща, вместе готовить отчеты о проделанной работе и экскурсии.
Работая в школе, главное не забывать, что вся наша урочная и внеурочная деятельность направлена на воспитание энергичного, неравнодушного члена общества, способного сохранить и приумножить достижения наших предков.
В соответствии с возрастными особенностями и целями экскурсии предлагаются следующие формы:
· обзорная экскурсия
· автобусная экскурсия
· морская экскурсия
· пешеходная
· туры выходного дня
· урок-экскурсия
· литературная –экскурсия и т. д.
Технологическая карта
Предмет |
География Иркутской области |
Класс |
8-9 классы |
Форма экскурсии |
Автомобильная, морская |
Время экскурсии |
6-7 часов |
Тема |
Дыхание Малого моря |
Цель |
Познакомить экскурсантов физико-географическими особенностями материковой части, уникальными объектами природы, показать их красоту и значимость для родного края. |
Основные термины и понятия |
Сейсмоактивная зона, рельеф, река, устье, исток, рекреационная зона, памятники природы, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, петроглифы |
Ожидаемые(планируемые) результаты |
Создания учащимися «Карты Успеха», с использованием фото и видиоматериалов, аналитическая записка ( вывод) |
Предметные умения: Знание основных принципов и правил отношения к природе; Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение физико-географических, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
|
Личностные УУД: Искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, способность к нравственным поступкам, готовность к эстетическому восприятию (возможность жить в ладу с самим собой и окружающей природой). Регулятивные УУД: Планирование происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий; со знакомства с памятниками природы, планом (алгоритмом) по составлению Технологической карты Успеха. Коммуникативные УУД: Использование речи для регуляции своего действия (Экскурсии, эссе и др.) Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные УУД: Проводить сравнение по заданным критериям (географическое положение, уникальность). Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Информационные УУД: Осуществление поиска необходимой информации. Построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Выделение существенной информации из текстов разных видов. |
Дидактические задачи этапов экскурсии
Этапы экскурсии |
Дидактические задачи |
Организационный |
Настроить на получение новых знаний |
Актуализация опорных знаний и умений |
Какие памятники природы на Малом море вам довелось посетить? |
Постановка учебной проблемы |
Из 215 объектов причисленных к памятникам природы обычно знают только 6-7 наиболее разрекламированных туристическими фирмами
|
Формирование проблемы, планирование деятельности |
Узнать как можно больше обо всех памятниках природы, создать «Карту Успеха», публикации об известных и малоизвестных объектах природы, рассказать о них одноклассникам, родителям и всем желающим.
|
Открытие нового знания |
Найти интересную новую информацию для школьного виртуального музея о памятниках природы, пополнить его «залы» новыми экспозициями, поделиться своими впечатлениями
|
Первичная проверка понимания |
Оценка знаний своей работы |
Применение новых знаний |
Создание учащимися «Карты Успеха» с использованием фото и видиоматериалов. Аналитическая записка « Рекреационные ресурсы Малого моря. |
Рефлексия экскурсионной деятельности |
Защита своей «Карты Успеха», оценка качества своей работы и работы одноклассников. |
Технология изучения
Этапы экскурсии |
Деятельность учителя-экскурсовода |
Деятельность обучающихся-экскурсантов |
Организационный |
Б/о « Ветер странствий» на Малом море. Финансовые вопросы с родителями. Техника безопасности. Проверить взятую с собой еду и питье, соответствует ли их одежда и обувь предстоящему мероприятию. |
Физическая и моральная готовность к получению новых знаний и умений. |
Актуализация опорных знаний и умений |
Ребята, знаете ли вы что такое «памятник природы»? Какие памятники природы вам доводилось видеть, посещать? |
Отвечают на вопросы. |
Постановка учебной проблемы |
Памятниками природы могут быть живописные скалы, пещеры, красивая местность, редкие необычной красоты растения, небольшие участки обитания птиц и редких животных |
Проговаривают определения . |
Формирование проблемы, планирование |
На Байкале 215 объектов причислены к памятникам природы, но большинство жителей области не могут назвать даже 6-7 самых известных, пользующихся популярностью у туристов |
Участки нуждаются в охране как примеры выдающихся творений природы, о них надо рассказать окружающим, чтобы ценили и берегли их для потомков |
Открытие нового знания |
Я приглашаю Вас на автомобильную и морскую экскурсии. Мы посетим с вами Тажеранскую степь, пещеру « Мечта», Гору Ерд, поселок Еланцы( где в юрте –кафе отведаем буузы),утес Саган-Заба, проедем до Сарминского ущелья, а оттуда на катере по заливам Малого моря до турбазы « Ветер странствий», где нас будет ждать праздничный ужин и дискотека. |
|
1 остановка |
Маршрут проходит по уникальной Тажеранской степи ( скалы-останцы в виде различных животных и завораживающая панорама Большого Байкала, с высоты птичьего полета), посещение бухты « Змейка», «Плюшевые горы», мыс « Крест», « Орсо»- бухта плоских камней. Пещера Мечта- одна из самых красивых и таинственных байкальских пещер… Спуск в пещеру под руководством опытных спелеологов. Пещера Мечта- трехэтажная, имеет множество гротов, залов, ходов. По красоте и богатству натечных образований эта пещера одна из самых примечательных в Прибайкалье. |
Опускаются в пещеру вместе со спелеологами, рассматривают сталактиты и сталагмиты, натечные образования ( 40 мин.) На диктофон записывают свои впечатления и умозаключения. Фотосессия.
|
2 остановка |
Гора Ерд находится в красивейшей долине реки Анга. Выполнение домашнего задания. Работа в группах. Физические упражнения, стрельба из лука. Награждение победителей. Чайная церемония. |
Рассказ о бурятском народе. Национальные виды спорта бурят.
|
3 остановка |
Утёс Саган –Зоба-располагается на западном побережье озера Байкал. Он состоит из белого мрамора и хорошо виден со стороны озера. На его вертикальной стене на высоте от 1, 5 до 2 метров древние художники создали около 60 наскальных изображений, или петроглифов…. Пеший спуск по руслу высохшего ручья с дном из черного мрамора в бухту. Саган- Зоба- древнейшие наскальные рисунки, увидеть которые можно только обойдя вброд выступ скалы, удивительной красоты белые сахарные камни, обточенные неутомимыми волнами Байкала. Обед на берегу.
|
Фотосессия. |
4 остановка |
Сарминское ущелье- одно из легендарных мест Байкала, которое вы обязательно должны увидеть своими глазами. Горная река Сарма, леса, огромные поляны, прижимы, отвесные скалы, узкие «козьи» тропки. ФГ описание реки Сарма. Чаепитие у костра. |
Рассказ о местных ветрах. Работа в группах. |
5 Морская прогулка |
Заливы Малого моря Ольхонские ворота. Морская прогулка по заливам Малого моря- возможность полюбоваться пляжами и бухтами Малого моря и островом Ольхон, древние отвесные скалы, каменные россыпи и утесы Большого Байкала, бездонная синева байкальских глубин. У нас будет уникальная возможность посмотреть неповторимый Байкальский закат, пройти на катере в проливе «Ольхонские ворота» и увидеть красоту вечерней глади озера. |
Работа в группах. Фотосессия. Байкальские закаты. |
Применение новых знаний |
Домашнее задание. Написать аналитическую записку о рекреационных ресурсах Малого моря. Технологическая карта Успеха.( опорные схемы) |
Групповое задание. Распределяют обязанности, выбирают объекты природы. |
Рефлексия экскурсионной деятельности |
Читаю свое эссе под шум байкальской волны « Увидеть Байкал и…» |
Мы узнали на экскурсии лишь несколько самых популярных памятников природы, а дома вам предстоит найти интересную новую информацию для школьного виртуального музея о памятниках природы, пополнить его «залы» новыми экспозициями, поделиться своими впечатлениями |
Список использованной литературы
1. Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.
2. Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.
3. Волков С. Путешествие по Байкалу.Мини-энциклопедия.-Иркутск,2013-448с.
4. Воробьев С.А. Путешествие по Прибайкалью. Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1991.
5. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.
6. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.
7. Гурулев С.А., Что в имени твоем, Байкал? - Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1982.
8. История народов, живущих вокруг Байкала.- Иркутск,2007г.-132с.
9. Калинович С.Е., В.Я. Кузеванов, Н.А. Пузанова, С.С. Калюжный, Е.П. Хмелькова, Э.Г. Еремченко. Растения западного побережья озера Байкал. Часть 1. Фотоальбом и справочник для определения древесных и травянистых растений в полевых и походных условиях (Учебно-методическое пособие). – Иркутск, Облмашинформ, – 2002. - 40 с.
10. Кардашевская П.А. исследователи Байкала. Иркутск: РИО ИГУ, 2001.
11. Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.
12. Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.
13. Русинек О.Т., Уфимцев Г. Ф. , Фиалков В.А. Байкальский ход.-Новосибирск, Академическое изд-во, 2009,-189с.
14. Саловаров В.О., Кузнецова Д.В. Атлас-определитель птиц Байкала. – Иркутск: Призма, 2002. – 192 с.
15. Тахтеев В.В. Байкаловедение: Материалы к семинарским занятиям. – Иркутск: Изд-во Иркутск.госуниверситета, 2000. – 104 с.
16. Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ, 2001. -160 с.
17. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.
18. Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.