Фольклорный праздник "Деревенские посиделки"

  • Мероприятия
  • docx
  • 03.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала посиделки в деревенской избе.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Марковская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА «ДЕРЕВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ» 1                                                                                                                         Подготовила и провела                                                                   руководитель школьного                                                              краеведческого музея                                               Якимова Г. К. 2012­13 учебный год"Деревенские посиделки" (Посиделки проводятся после экскурсии по музею)  Цели:  Знакомство со старинными обычаями и традициями русского народа;  Формирование интереса и уважения к традициям на Руси:  Активизация интереса обучающихся к истокам и истории своего народа:  Воспитание нравственных качеств личности Задачи:  познакомить обучающихся с русскими обрядами, существовавшими в старину;  воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,  прививать интерес к истории русского народа. Ход мероприятия 2 1 ведущий: А сейчас приглашаем Вас в деревенскую избу на посиделки. В старые времена был обычай на Руси: когда люди заканчивали свою работу, они устраивали  посиделки, чтоб на людей посмотреть, себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто за  вязанием, кто ложки из дерева точит, кто шьет, а молодежь поет да танцует. Всем было  весело. Главой чертой посиделок были смех да веселье. Считалось, чем веселее  посиделки, тем плодородней и урожайней будет  год. Поэтому безудержное веселье  стало самым главным на деревенских посиделках. 2 ведущий: Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полеты на Луну ,  Вспомним русские обычаи Вспомним нашу старину. 1 ведущий:Собрались мы позабавиться, Пошутить! Поиграть,  Посмеяться!  Смех вам да веселье! Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте. Мимо не проходите, в избу заходите. Хозяин: Веселья вам да радости! Хозяйка: Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем! Гость: Ехал мимо, завернул до дыма. Хозяйка: Просим в избу. Красному гостю – красное место. Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки. На всякий вкус: кому сказку, кому правду,  кому песенку. Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли  места хватило? Гость: Гостям­то известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам? Хозяин: В тесноте – да не в обиде. Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах­светлицах, щелкают орешки, да  творят насмешки  Песня «Завалинка». Выходят участники и рассаживаются на скамейке 3 Хозяин: Как у нашего соседа Весела была беседа: Сосед: Привез сарафаны я жене, Мишке внучонку привез собачонку: Носик торчком, хвостик крючком, ма­а­ленькая! А еще привез забаву, На забаву – всем на славу! Да где же они забавники? Выходят Фома и Ерема. Вместе: А вот и мы оба: Фома да Ерема. Низко поклонились – колпаки свалились. Колпак надеваем – снова начинаем. Мы пришли к вам оба: Фома и Ерема. Фома: Людей посмотреть. Ерема: Себя показать. Фома: Да небылицы вам рассказать. Ерема: Подвинься.Фома: Нет, ты подвинься. Ерема: Фома вредный, голос медный, Сам с кувшин, голова с аршин. Фома: Шутку любишь над Фомой, Так люби и над собой, Ерему поднимали, животы надорвали. Отворачиваются друг от друга. Фома: Начинай Ерема: Нет, ты начинай Вместе: Как у нашего Данилы Разыгралася скотина. Фома: Овцы в донцы, Ерема: Тараканы – в барабаны, Фома: Утки – в дудки, Ерема: Сверчки – в смычки, Фома: Комары – в котлы, Ерема: Козел пляшет – ножкой машет Фома: Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять, Бух, бух, бух, бух Захватило, братцы дух. Ух, ух, ух, ух. Ерема: Попляши, Фома, за двух. Фома: А теперь сядем рядком, Да поговорим ладком. Ерема: Пошел я на лыко, гору драть. Увидел – на утках озеро плавает. Я бросил три палки: Одну – еловую, другую – березовую. Третью – рябиновую. Бросил еловую – не добросил, Бросил березовую – перебросил, Озеро вспорхнуло, полетело, А утки остались. Фома: Эх! Это что! А со мной случай был! Летит пуля – жужжит. 4Я в бок – она за мной, Я в другой – она за мной, Я упал в кусты – она хвать меня в лоб, Я цап рукой, а это жук. 1 ведущий: Ох, и шутники вы! Проходите к нам, мы гостям всегда рады. Хозяйка:: Ну­ка, девицы и молодцы, кто у нас самый смекалистый? (Загадывает загадки). 1. У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем (Пальцы). 2. Сижу верхом, не знаю на ком, Знакомца встречу, Соскочу – привечу (Шапка). 3. Черненькая собачка, свернувшись, лежит,  Не лает, не кусает, а в дом не пускает (Замок). 4. Черный конь скачет в огонь (Кочерга). 5. Черненька меленька,  В платье вскочила. Царя разбудила. (Блоха). 6. Два брюшка, Четыре ушка (Подушка). 7. Одну меня не едят, А без меня мало едят (Соль). 8. Не огонь, а жжется (Крапива). 9. Мать толста, Дочь красна, Сын – сокол Под небеса ушел. (Печь, огонь, дым). 10. Три братца Пошли купаться, Два купаются, Третий на берегу валяется. Искупались, вышли, На третьем повисли. (Ведра, коромысло) Хозяин: 5Эй, девчата­хохотушки, Запевайте­ка частушки. Запевайте поскорей,  Чтоб порадовать гостей!                    частушки:  1.Начинаю я припевку Первую, начальную Я хочу развеселить Публику печальную. Я частушек много знаю И хороших и плохих Хорошо тому послушать, Кто не знает никаких. Не смотрите на меня – Глазки поломаете. Я не с вашего села – Вы меня не знаете. Я плясал на три ноги, Потерялись сапоги. Оглянулся я назад – Сапоги мои лежат. У меня на сарафане Косолапы петухи. Я сама не косолапа – Косолапы женихи! Мы веселые ребята, Мы нигде не пропадем. Если надо – мы станцуем, Если надо – мы споем. Мой дружочек, ох, хороший, Да росточком очень мал, Проводил меня до дому, Я чихнула – он упал! На опушке два цветочка,  Голубой да аленький,  6Я парнишка боевой,  Хоть и ростом маленький. За частушки, друг мой милый, Три рубля тебе я дам. По глазам по вашим видно, Что понравились мы вам. Хозяйка:  А  это дело было, голубчики, в старину. Когда задумал дед Архип залезть на Луну. Тогда сказки по воздуху летали, Друг друга за крылышки хватали. А я за ними на золотом коне скакала, Да в мешок эти сказки собирала. Одну  переняла, да вам привезла Сказка «Репка» Дед: Посадил я репку в грядке мягкой, теплой, Поливал досыта вкусною водой. Полюбило крепко солнце нашу репку, Подружилась репка с ясною звездой. Репка подрастала – выше грядки стала, Репка вырастала – мне по пояс стала. Репке мал огород!  Репка небо достает! (Тянет) По­та­щу! По­та­щу!  Всю деревню у­го­щу! Петух: Куры, куры, ку­ка­ре­ку!  Поглядите, тянут репу! Куры! Куры! Ко­ко­ко!  Интересно, кто кого?! Народ: Тянет­потянет…  Вытянуть не может! Бабка помоложе!  Бабка поможет! Бабка: Погоди­ка, петушок!  Помолчи­ка, мой дружок! Мы посмотрим, кто кого.  Я ведь бабка – ого­го! Вместо утренней зарядки Я пропалываю грядки, И могу для внучки Сшить по моде брючки. 7Дай надену я косынку, Да задую керосинку. (Тянет) Репку я в единый миг…  То­то будет рад старик! (те же слова) Петух: Народ: Тянет, потянет…  Вытянуть не может. Внучка помоложе!  Внучка поможет! Внучка: Подожди­ка, Бабка!  Подожди­ка, Дедка! Подожди и ты меня В огороде, репка! Засучу я брючки, Туфельки обую, Кремом смажу ручки – Ладно, подсоблю я! До чего же сладка Пареная репка! (Тянет) Вот как надо, Бабка! Тренируйся, Дедка! (те же слова) Петух: Народ: Тянет, потянет…  Вытянуть не может. Жучка помоложе!  Жучка поможет! 8 Жучка: Что за шум и что за драка?  Гав­гав­гав! Я устала как собака!  Гав­гав­гав! Я облаяла соседку И соседкину наседку. Во дворе так много дела: Целый день хвостом вертела! А теперь под самым носом Репка выросла без спроса! Кто позволил, чтобы репа От земли росла до неба? (Тянет) Это  что за беспорядки? Убирайся, репка, с грядки! Гав­гав­гав! (те же слова) Петух: Народ: Тянет, потянет…Вытянуть не может. Кошка помоложе!  Кошка поможет! Кошка: Я Кэт или Катце, По­здешнему – Кошка. На всех языках Я мурлычу немножко. Ведь я занимаюсь наукой, И против меня не мяукай! Мяу! Мышей не ловлю я, Боюсь, что устану. Люблю изучать молоко и сметану. Свои ноготки с маникюром Люблю я показывать курам! Мяу! Такие, как я , исключительно редки,  Какое мне дело до дедкиной репки? (Тянет) Открою я вам по секрету –  Я рыбу люблю! А не репу! Мяу! (те же слова) Петух: Народ: Тянет, потянет…  Вытянуть не может. Мышка помоложе!  Мышка поможет! Мышка: Я Мышка! Я Мышка! Я очень сильна! Сильнее медведя! Сильнее слона! Хотите , я вытащу репку одна? И мне ваша помощь совсем не нужна. Ну­ка, Дедка, за репку берись! Ну­ка, Бабка, за Дедку держись! Внучка, и ты не ленись! Крепче за Бабку возьмись! Жучка – за Внучку, Кошка – за Жучку… Чур, не кусаться! Задам я вам взбучку! Репки хотите? Дружно тяните!! Дед: Эй, ухнем! Бабка: Эй, охнем! Внучка: Эй, ахнем! Жучка: Эй, гавкнем! Кошка: Мя­ук­нем! Мышка: Эй, пискнем! Петух: Куры! Куры! Ку­ка­ре­ку!  Мышка вытянула репу! Ай да Мышка! Ко­ко­ко!  Нет сильнее никого! 9Народ: Повалили репку на бок, Развалили десять грядок, Заняла она весь двор, Скособочила забор! Во дворе ни встать, ни сесть, Вам одним ее не съесть! Мышка: Репку вытянула я!  Без труда, в одно мгновенье! Репка, стало бы, моя!  Всех зову на угощенье! Слава Мышке! Ну сильна! Дед: Бабка: Ты и впрямь сильней слона! Внучка: Одолела репку нашу… Жучка: Видно, много ела каши… Мышка: Я и с Кошкой поборюсь! Кошка: Этой Мышки я боюсь! Народ: Поздравляем с урожаем! Все: Дед: Мышка: И еще останется! Всех на репку приглашаем! Каждому достанется! Хозяйка: Ну, ребята, кто сказку слушал – тот меду покушал. А кто не слушал, да  зевал, тот пустое блюдо полизал!  Хозяин: Повеселились, потешились, пора и честь знать. 10 Ведущий: А после окончания праздника всей гурьбой шли по деревне. Парни  провожали девушек по домам. А на следующей неделе собирались в другой избе на  посиделки. Материалы сайтов nsportal.ru, RusFolklor.ru  Журналы «Досуг в школе», «Педсовет» Использованные ресурсы