Режим дня ребёнка-дошкольника – это оптимальное чередование отдыха и активности: сна, прогулок, питания, обучения, игр.
Соблюдение режима дня в жизни дошкольника обеспечивает высокую работоспособность ребёнка. У него выстраивается определённый биологический ритм, формируется система чередующихся условных рефлексов. Это облегчает организму выполнение его работы, физиологически подготавливая организм к предстоящей деятельности, будь то сон, приём пищи и т.п.
Формы физкультурно-
оздоровительной работы
Утренняя гимнастика
ВАРИАНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Последовательность
выполнения.
Непродолжительная ходьба разного вида,
переходящая в бег.
Бег в умеренном темпе (1-3 мин.)
Построения, перестроения.
Упражнения общеразвивающего
воздействия.
Бег (30сек).
Подскоки на месте.
Непродолжительная ходьба с
дыхательными упражнениями.
Утренняя гимнастика игрового
характера
Включаются 2-3 подвижные игры разной
степени интенсивности.
5-8 игровых упражнений имитационного
характера.
Сюжет из имитационных движений.
Утренняя гимнастика с
использованием полосы препятствия
Создание полосы препятствий с
использованием различных
модулей
Утренняя гимнастика с
включением оздоровительных
пробежек
Во время бега необходимо учитывать:
Состояние здоровья, уровень ДА детей;
Дистанция должна иметь обязательную
разметку ;
• Использовать упражнения на расслабление
мышц и восстановление дыхания;
• Вырабатывать у детей чувство скорости в беге;
• Не прекращать в зимнее время пробежки.
Утренняя гимнастика с
использованием тренажёров
Комплексы гимнастики
составляются из
общеразвивающих упражнений
с использованием простейших
тренажеров
Комплекс музыкально-
ритмических упражнений
Состоит:
разминка,
элементы танца;
Образные упражнения;
Сюжетные композиции;
Обязательное музыкальное сопровождение.
,»
Физические упражнения
после дневного сна.
Способствует быстрому пробуждению
организма, улучшает настроение,
поднимает мышечный тонус,
способствует профилактике
нарушений осанки и стопы.
,
Виды гимнастики
Разминка в постели и самомассаж
Гимнастика игрового характера
Гимнастика с использованием
тренажёров или спортивного
комплекса
Пробежки по массажным
дорожкам
Двигательная разминка
Состоит из трёх-четырёх игровых
упражнений;
И/У должны быть знакомы детям;
С небольшим количеством правил;
Не длительны по времени;
Доступны детям;
Просты по содержанию;
Физкультминутки
физкультминутка - кратковременные
физические упражнения.
Значение: улучшают кровообращение,
снимают утомление мышц, нервной
системы,
активизируют мышление
детей, повышают внимание, улучшают
восприятие, создают положительные
эмоции и повышают интерес
к
занятиям.
Основные формы проведения
физкультминуток
В форме общеразвивающих упражнений;
в форме подвижных игр;
в форме дидактической игры с
движениями;
в форме танцевальных движений;
в форме выполнения движений под
в форме любого двигательного действия
речитатив;
и задания.
Требования к проведению
физкультминуток
• Проводится на начальном этапе
утомления (8-13-15 мин.);
• Упражнения должны быть просты по
структуре, интересны, хорошо знакомы
детям;
• Упражнения должны быть удобны для
выполнения на ограниченной площадке;
• Содержание физкультминуток должно
органически сочетаться с программным
содержанием занятия.
Типы
физкультурных
занятий
Традиционное занятие
Носит обучающий, смешанный и
вариативный характер.
1. Обучающий – ознакомление с новым программным
материалом.
2. Смешанный - разучивание новых движений и
совершенствование ранее освоенных.
3. Вариативного - основано на знакомом материале,
включает усложнённые варианты двигательных
заданий.
Образно-игровое
Цель. Через воображаемый подражательный образ
направлять детей на выполнение движений и на
приобретение разнообразных двигательных навыков.
Варианты. 1. На протяжении всего занятия разные
движения имеют разные образы.
2. На протяжении всего занятия один образ
воплощается в разных движениях.
Методические рекомендации. Заинтересовать детей
образом и помочь им «войти» в него. Фиксируя
внимание на точном подражании образу, добиваться
техники выполнения движения. С помощью
музыкального сопровождения развивать творческое
исполнение подражательного движения.
Предметно-образное
Цель. Учить детей придавать снарядам и предметам образ и
игровой характер для того, чтобы разнообразить и обогатить
двигательную деятельность на данном снаряде и с одним
предметом.
Варианты. 1. На занятии с одним снарядом или предметом,
например «Праздник мяча» или «Лесенка-чудесенка», дети
выполняют с мячом разнообразные движения, упражнения,
игры и т. д.
2. В занятии используются однотипные снаряды или
предметы с разнообразной двигательной деятельностью,
например «Палки, биты, городки – в игру с собой бери» и т. д.
Методические рекомендации. Закрепить полученные
двигательные навыки на одном из снарядов (или
однотипных) и с одним предметом, например «Школа мяча».
Заинтересовать детей движениями на данном снаряде или
играми с одним предметом, например со скакалкой или
кеглями.
По сказкам
Цель:Через сказку или героя из сказки вводить детей в
сказочный мир, развивая у них творчество, фантазию и
воображение. Учить преодолевать двигательные трудности,
ориентироваться в проблемных ситуациях.
Варианты. 1. Занятие построено на сюжете одной сказки,
например «Рукавичка».
2. Занятие построено на встрече с героями из разных сказок,
например «Путешествие в страну сказок».
3. На протяжении всего занятия присутствует один
сказочный герой, например Буратино.
4. Дети и взрослые придумывают свою сказку и по ней
действуют и т. д.
Методические рекомендации. Заранее познакомить детей со
сказкой. В начале занятия заинтересовать их сказкой и
ввести в сказочный мир, а затем ставить цель и начинать
двигательную деятельность.
Примечание. В течение всего занятия дети выполняют
движения под веселую музыку, шутки, прибаутки, песни и
потешки. Занятие может сочетаться и с другими типами
занятий: по интересам, творчеству и т. д.
По литературным произведениям
Цель. Обогащать двигательную деятельность детей,
развивать воображение и артистичность, через
восприятие сюжета произведения, учить преодолевать
двигательные трудности в достижении цели.
Варианты. 1. Занятие построено на одном литературном
произведении (например С. Маршак «Кто найдет
колечко?», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К. Чуковский
«Доктор Айболит» и т. д.).
2. Занятие построено на встрече с одним персонажем
литературного произведения, например «Доктор Айболит
закаляться нам велит!» От лица данного персонажа
осуществляется вся двигательная деятельность. Занятие
может быть сюжетно-игровым или просто обучающим.
3. «В гостях у литературных героев». Во время
двигательной деятельности дети «случайно» находят
заранее спрятанные предметы из знакомых
литературных произведений, например «лисички хлеб».
В форме круговой тренировки
Цель. Развивать у детей моторную память, творческое
мышление, ориентировку в пространстве, быстроту реакции,
ловкость и самостоятельность в выполнении движений.
Варианты. 1. На занятии используются разнообразные снаряды
(предметы) и соответствующие движения.
2. Подбор разнообразных снарядов или предметов для
однотипных движений, например, мячи, палки, мешочки,
кольцебросы, летающие тарелки – для метания;
гимнастическая стенка, канат, шест, веревочная лесенка, щит
– для лазанья и т. д.
3. Выполнение движений по карточкам. Например, около
каждого лежит карточка с графическим изображением
данного движения. Дети переходят от мата к мату и смотрят
по карточке, что им предстоит выполнить.
Методические рекомендации. Все снаряды (предметы) и
движения на них должны быть хорошо знакомы детям, так как
это занятие проводится для закрепления навыков. Следует
использовать безопасные движения при выполнении детьми
упражнений, в основном такие, где вообще не нужна
страховка.
По интересам
Цель. Выявлять интерес детей к какому-либо виду спорта с учетом
их возможностей для развития потребности в физических
упражнениях; развивать и укреплять интерес и самостоятельность
в организации индивидуальных и групповых игр и игровых
упражнений.
Варианты. 1. В форме развлечения с музыкальным
сопровождением, например «Сказочный базар», «Ярмарка»,
«Веселая карусель» и т. д. Перед занятием вдоль стены
выставляются спортивные пособия или снаряды. Дети выбирают их
по интересам.
2. Дети самостоятельно и по желанию выбирают любимые игры,
снаряды и пособия; по карточкам определяют и выбирают
любимые спортивные упражнения.
Методические рекомендации. Такие занятия можно проводить с
детьми любого возраста, но с использованием техники
безопасности при применении предметов и снарядов. Переход от
одного спортивного снаряда или игры к другим осуществляется
через 2– 5 минут по сигналу или самостоятельно (в старшем
возрасте). Оказывать помощь в выявлении интересов детей к тому
или иному виду спорта с учетом их двигательных возможностей.
На свободное творчество
(для детей с 5 лет, а для детей с 3–4 лет
в индивидуальном порядке)
Цель. Выявлять и развивать творческие двигательные
способности детей в каком-либо виде спорта. Вырабатывать
умение преодолевать физические и психологические
препятствия. Учить чувствовать движение, наслаждаться им
и получать радость и удовлетворение от него. Выработать
потребность в целенаправленных движениях и физических
упражнениях.
Варианты. 1. Занятие построено так, чтобы чередовать
движения: с заданной программой выполнения и на
свободное творчество.
2. Первая половина занятия в заданном направлении, а
вторая на свободное творчество с использованием тех же
снарядов и предметов.
3. Все занятие посвящается свободному творчеству с
использованием разнообразной двигательной деятельности.
4. Занятие в заданном направлении (например, «Праздник
гимнастов») на развитие
В форме эстафет и соревнований
Цель. Развивать у детей физические и волевые качества.
Учить преодолевать препятствия для достижения
поставленной цели. Развивать стремление к победе и
уверенность в своих силах.
Варианты. 1. Наличие элементов соревнования в игровых
упражнениях.
2. Наличие элементов эстафет в игровых упражнениях.
3. Элементы эстафет и соревнований в процессе всего
занятия.
4. «Веселые старты» – занятие проводится в форме
эстафет и соревнований.
5. Занятие типа КВН построено в форме эстафет и
соревнований с делением детей на команды
(преодоление препятствий, выход из проблемных
ситуаций). Соревнование по одному виду движения или
спорта, например лыжи и т. д.
Тренировочное занятие
Направленно на развитие
двигательных и
функциональных возможностей
детей.
Игровое занятие
Построено на основе
разнообразных подвижных игр,
игр эстафет, игр -атракционов.
Сюжетно-игровое
занятие
Построено на целостной сюжетно-игровой
ситуации.
Состоит из разных видов основных
движений и игровых упражнений
общеразвивающего, имитационного
характера.
Развитие сюжета происходит с нарастающей
физической нагрузкой (кульминация и
достижение цели), затем спад физической
нагрузки.
Комплексное занятие
Направлено на синтез
различных видов деятельности
(решаются задачи по разным
разделам программы -
математика, развитие речи,
конструирование).
Тематическое занятие
Посвящено одному виду
физических упражнений: лыжи,
элементы игры в теннис,
баскетбол и т.д.
Контрольно -
проверочное
Цель. Определить уровень физической
подготовленности, состояние здоровья каждого
ребенка и группы в целом для осуществления
индивидуального подхода. Выявить способности и
интересы каждого ребенка по его результативности
для их дальнейшего развития.
Варианты. 1. Занятие проводится в форме игровых
упражнений (подгруппами и всей группой) с
использованием образов, сюжетов сказок.
2. Занятие в форме соревнований и эстафет.
3. Занятие по принципу круговой тренировки.
4. Занятие по интересам с использованием одного вида
движения.
5. Занятие с использованием свободного творчества.
6. Спортивные досуги и праздники, походы и т. д.
Занятие «Туризм»
Проводится на воздухе. В лесу
или парке.