ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Луценко Евгения Владимировна ассистент
Марина Ирина Владимировна старший преподаватель
ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный университет» г. Вологда, Вологодская область
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
В ТРЕНИРОВКАХ БАСКЕТБОЛИСТОВ
Аннотация: авторы данной статьи подводят итоги наблюдения за работой тренеров по баскетболу СДЮШОР №2 г. Вологды. Исследователи выделили преимущества использования нестандартного оборудования в тренировочном процессе, сгруппировали их по методическим задачам.
Ключевые слова: нестандартное оборудование, баскетбол, преимущества, сопряженный метод, скоростные качества, эффективность.
У основного контингента тренеров по спортивным играм уже сформировалось достаточно активное отношение к техническим средствам тренировки как к одному из главных средств повышения спортивного мастерства.
Следует помнить, что использование технических средств обучения и тренажеров позволяет существенно увеличить эффективность специальной физической, технической и тактической подготовки игрока любой специализации и функции.
При организации занятий с применением нестандартного оборудования и тренажеров обязательным является выполнение правил гигиены и санитарии – обеспечение оптимальных условий внешней среды для функционирования организма. Методы организации занятий и способы выполнения заданий зависят от
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
задач тренировочного процесса, возраста, пола и уровня подготовленности игроков, а также конструктивных особенностей используемых тренажеров.
Допустимы методы фронтальных, групповых и индивидуальных занятий при одновременном, посменном и поочередном способах их выполнения. Для юных спортсменов рационально вначале использовать фронтальный метод с одновременным и поочередным способами выполнения. В дальнейшей работе фронтальный метод рекомендуется чередовать с групповым методом. Для спортсменов высокой квалификации рекомендуется проводить занятия методом круговой тренировки с применением группового и индивидуального методов, придерживаясь, принципа разнонаправленности характера отдельных нагрузок. Представляется разумным для практиков классифицировать набор технологических и тренажерных устройств по методическим задачам, решаемым с их помощью.
1. «Взрывная» сила и скоростно‐силовые качества:
а) разборная прыжковая тумба для прыжков в «глубину» с
быстрым выпры-
гиванием вверх;
б) устройство с тележкой, скользящей вверх‐вниз по наклонным направля-
ющим с упорами – для развития скоростно‐силовых качеств.
2. К «сопряженному» методу:
а) пояса, манжеты, краги с регулируемыми отягощениями – для развития
качеств в структуре двигательного навыка;
б) пояс с резиновыми тягами (шнурами) к ногам – для работы защитника на
согнутых ногах;
в) резиновые баллоны с песком (от 5 до 20кг) на плечи – для работы ног и
туловища;
г) утяжеленные и облегченные баскетбольные мячи с нормальным отско-
ком – для расширения диапазона управления техникой владения мячом.
3. К отдельным мышечным группам:
а) брус и блочное устройство с отягощениями – для укрепления стопы;
б) устройство «шляпа‐кардинала» – для укрепления стопы и свода стопы;
Педагогическое мастерство и педагогические технологии
в) маятниковый тренажер для кистей рук;
г) устройство для накручивания на палку шнура с регулированным весом
для кистей и пальцев.
4. Прыгучесть и координация движений:
а) батут на уровне пола с лонжами – для тренировки безопорных положе-
ний;
б) мини‐батуты переносные, разновысокие;
в) подкидные мосты с матами для акробатики;
г) специальные надувные маты – для серийных прыжков‐многоскоков;
д) вращающаяся платформа (стабилоплатформа) для устойчивого равнове-
сия;
е) яма с поролоном – для мягкого приземления;
ж) гимнастические скамейки и гимнастический конь со «шведской» стен-
кой – для различных переключений.
5. Быстрота и скорость:
а) слегка утяжеленные и удлиненные скакалки – для развития быстроты
прыжка и вращений;
б) координационная лестница;
в) резиновые жгуты.
6. Эффективность тренировочного процесса:
а) баскетбольное кольцо на подставке («рюмка») – для отработки дистанци-
онных бросков без щита;
б) мячи, подвешенные на резиновых шнурах – для доставания, овладения и
удержания мяча;
в) кольцо уменьшенного диаметра – для отработки точности бросков с по-
вышенными требованиями;
г) набивные мячи различного веса и объема – для совершенствования вла-
дения мячом;
д) устройство «кольцо над кольцом» – для повышения траектории броска;
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
е) батуты с изменяющимся углом наклона для совершенствования пере-
дачи‐ловли;
ж) «рибаундер» – устройство для совершенствования борьбы за отскок и
овладения мячом;
з) стойки для обводки;
и) устройство с длинными резиновыми шнурами (7‐8 м) для коротких рыв-
ков с преодолением сопротивления;
к) устройство для автоматической подачи мячей игроку, выполняющему се-
рию дистанционных бросков;
л) ребристая крышка, закрывающая баскетбольное кольцо, – для тренировки
взятия разнонаправленных отскоков;
м) макеты высокорослого защитника – для оказания пассивного сопротив-
ления при бросках в корзину;
н) макет баскетбольной площадки с магнитными фишками – для тактиче-
ских занятий.
Нестандартное оборудование, современный инвентарь, а также методики его применения, помимо выше изложенного, имеют большущим объемом преимуществ перед стандартными средствами и методиками обучения. Особенно, возникает возможность добавлять в учебно‐тренировочный процесс подготовки баскетболистов большее количество упражнений, содействующих ускоренному освоению программы. Во‐вторых, способствует появлению новых двигательных действий, что может положительно сказаться на правильности выполнения технических приемов. В‐третьих, увеличивается способность разучивания стандартных упражнений в принципиально новых условиях, максимально приближенных к соревнованиям. В‐четвертых, повышается моторная плотность и интенсивность занятия.
В‐пятых, формируются предпосылки для создания условий, в которых тренирующиеся могут в полной мере выявить силу, скорость, координацию, лов-
Педагогическое мастерство и педагогические технологии
кость, быстроту и другие качества, присущие баскетболисту. Кроме того, повышение эмоционального фона занятий определено новизной педагогических подходов к выполнению рутинных заданий.
Нестандартное оборудование благоприятствует нахождению новых подходов и необычных решений в любых ситуациях. Условия, которые создаются при их использовании, каждый раз изменяются, что способствует получению умения применять ранее изученные приёмы в любых условиях.
С уверенностью можно утверждать, что использование нестандартного оборудования на тренировочных занятиях по баскетболу создаёт необходимые условия для индивидуальной подготовки и реализации дифференцированного подхода в процессе обучения и совершенствования, отражает все нужные условия для разностороннего развития личности спортсмена. Использование подобного оборудования являются одним из способов повышения мотивации к процессу обучения, способствуют отработке техники в полном объеме и амплитуде. Удобно в применении, снимает психологическое перенапряжение, воспитывает потребность к самостоятельной работе за рамками времени тренировки. Одним из лучших методом стимулирования познавательной деятельности является интерес и заинтересованность, которые появляются при таком обучении. Главным видом мотивации становиться желание проявить физические и моральные качества, превзойти своего товарища в техническом выполнении задания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.