ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Нормативный срок обучения 3 года. (3 года обучения детей в возрасте от 6,6 до 10 лет.)

  • Контроль знаний
  • Образовательные программы
  • Подготовка к тестированию
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 19.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Фонд оценочных средств (ФОС) разработан на основе дополнительной общеразвивающей программы в области искусств «Изобразительное искусство», нормативный срок обучения 3 года. ФОС представляют собой перечень контрольно-измерительных материалов, типовых заданий для проведения практических занятий, контрольных работ, тестов, зачётов, а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень обученности и качества знаний учащихся.
Иконка файла материала ФОС ИЗО 6,6-10.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 

дополнительного образования «Детская художественная школа»

поселок Увельский Челябинской области

 

Рассмотрено

Педагогическим советом

МБОУ ДО «ДХШ»

«___»___________________

Протокол №____

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ДО «ДХШ»

___________ Мавланова О.А. «___»____________________

Приказ № ___

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 Нормативный срок обучения 3 года.

 

(3 года обучения детей в возрасте от 6,6 до 10 лет.)

 

 

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

к текущему контролю, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБОУ ДО «Детская художественная школа»

поселок Увельский Челябинской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Увельский, 2020

Фонд оценочных средств (ФОС) разработан на основе дополнительной общеразвивающей программы в области искусств «Изобразительное искусство», нормативный срок обучения 3 года. ФОС представляют собой перечень контрольно-измерительных материалов, типовых заданий для проведения практических занятий, контрольных работ, тестов, зачётов, а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень обученности и качества знаний учащихся.

 

 

Разработчики: Бондарь Диана Руслановна, методист, преподаватель МБОУ ДО «Детская художественная школа» поселок Увельский Челябинской области______________________________________________

 

 

Рецензенты:

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1.                 Паспорт комплекта контрольно - оценочных средств.  

1.1.               Цели и задачи.

1.2.               Виды и формы контроля.

1.3.               Критерии оценивания.

1.4.               Экспертиза оценочных средств.

2.                 Учебные предметы в области художественного творчества:

2.1. Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование»;

2.2. Учебный предмет «Лепка»;

2.3. Учебный предмет «Академический рисунок»;

2.4. Учебный предмет «Академическая живопись».

3.       Учебные предметы в области истории искусств:

3.1. Учебный предмет «Беседы об искусстве».

 


 

1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

к дополнительной общеразвивающей программы в области искусств «Изобразительное искусство», нормативный срок обучения 3 года.

Фонд оценочных средств разработан для проведения контроля успеваемости учащихся на основании и с учетом:

ü    Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;

ü    «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 №191-01-39/06-ГИ,

ü    Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ü    Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11. 2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Фонд оценочных средств (далее ФОС) разработан к дополнительной общеразвивающей программы в области искусств «Изобразительное искусство», нормативный срок обучения 3 года, для МБОУ ДО «ДХШ» п. Увельский Челябинской области.

ФОС представляют собой перечень контрольно-измерительных материалов, типовых заданий для проведения практических занятий, контрольных работ, тестов, зачётов, а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень обученности и качества знаний учащихся, и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области изобразительного искусства.

 

1.1. Цель и задачи фонда оценочных средств.

Целью создания ФОС является оценка достижений учащихся на соответствие их знаний, умений и уровня приобретенных компетенций.

Задачи ФОС:

              Контроль и управление процессом приобретения учащимися необходимых знаний, умений и практических навыков;

              Контроль уровня сформированности компетенций, определенных по ФГТ подготовки в качестве результатов освоения предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного искусства.

              Контроль и управление достижением целей реализации, определенных в виде набора общих компетенций к выпускникам.

1.2. Виды и формы контроля.

Критерии оценки качества подготовки учащихся должны позволить:

              определить уровень усвоения учебного материала, предусмотренного программой по учебному предмету;

              определить умение учащегося использовать теоретические знания при выполнении практических заданий; 

              оценить обоснованность изложенного ответа.

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий.

Для оценки качества реализации дополнительной общеразвивающей программы в области искусств «Изобразительное искусство», нормативный срок обучения 3 года, проводится текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация учащихся, по учебным предметам в предметной области:

в области художественного творчества: Основы изобразительной грамоты и рисование.

в области истории искусств: Беседы об искусстве.

Вариативная часть: Лепка, Академический рисунок, Академическая живопись.

Итоговая аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов, просмотров.

Виды контроля.

               Текущий контроль успеваемости - направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних занятий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся. 

Текущий контроль осуществляется преподавателем, проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Текущий контроль включает в себя поурочное оценивание результатов учёбы учащихся; осуществляется регулярно в рамках расписания занятий и предполагает использование различных систем оценивания.

Формы текущего контроля успеваемости определяет преподаватель с учетом контингента учащихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. 

               Промежуточная аттестация проводится для контроля успеваемости учащихся по каждому учебному предмету, определяет успешность развития и усвоения ими образовательной программы за полугодовой период обучения.

Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной работы по учебному предмету и творческого просмотра. Количество работ должно соответствовать требованиям тематического плана учебной программы

В промежуточной аттестации учитываются данные текущего контроля, участие в конкурсах, выставках, олимпиадах и мероприятиях школы.

               Годовая аттестация проводится для контроля успеваемости учащихся, определяет успешность усвоения образовательной программы за учебный год. Итоговая годовая оценка по учебному предмету, выставляется преподавателем на основе отметок за полугодия и отметки по результатам годовой аттестации.

               Итоговая аттестация (выпускной экзамен) служит для проверки результатов освоения сформированных компетенций выпускников по дополнительной общеразвивающей программы в области искусств «Изобразительное искусство», нормативный срок обучения 3 года, с участием внешних экспертов (экзамен), проводится в конце освоения всего курса.

Формы текущего контроля и промежуточной (полугодовой и годовой) аттестации.  Текущий контроль успеваемости.

Учебный предмет

Примеры форм контроля

Примерные варианты наполнения фондов оценочных средств

- Беседы по искусству

- ОИГ и Р

-                 Опрос

-                 Тестирование

-                 Диктант

Вопросы по разделам и/или темам.  Критерии оценки.

-Лепка

-Академический рисунок

-Академическая живопись

-                 Творческие задания

-                 Просмотр

Критерии оценки.

Методические рекомендации по проведению и/или выполнению работ.

Промежуточная аттестация.

Учебный предмет

Примеры форм контроля

Примерные варианты наполнения фондов оценочных средств

- ОИГ и Р

- Лепка

- Академический рисунок

- Академическая живопись

- Зачет

- Просмотр

- Контрольный урок

 Критерии оценки.

-Беседы по искусству

-                 Тесты

-                 Опрос

-                 Диктант

-                 Доклад

Банк тестов по разделам и темам.

Инструкция по выполнению.

Критерии оценки

Итоговая аттестация выпускников

Учебный предмет

Примеры форм контроля

Примерные варианты наполнения фондов оценочных средств

- ОИГ и Р

- Лепка

- Академический рисунок

- Академическая живопись

- Зачет

- Экзамен

- Просмотр

 Критерии оценки. Тематика. Методические рекомендации по подготовке

-Беседы по искусству

-Тестирование

-Опрос

-Диктант

Банк тестов по разделам и темам.

Инструкция по выполнению.

Критерии оценки

              Устный опрос– средство оценивания знании и кругозора учащихся, умение логически построить ответ, владение коммуникативными навыками. Обучающая функция состоит в выявлении деталей, которые по каким-то причинам оказались недостаточно осмысленными в ходе учебных занятий и при подготовке к зачёту или экзамену.

              Контрольный урок – средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу (проводится в счет аудиторного времени). При оценке практической и контрольной работы следует принимать во внимание: выполнение учебной задачи контрольной работы; художественную выразительность; владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и материалами;       

              Зачет (дифференцированный) – средство контроля усвоения учебного материала, проводится в конце полугодия в форме творческого просмотра всех выполненных работ за полугодие. На основании результатов зачёта выводятся полугодовые и годовые оценки. Оценки успеваемости учащегося вносятся в журнал учета успеваемости, в дневник учащегося и в общешкольную ведомость.

              Доклад - продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской темы.

              Просмотр – средство повышения качества учебно-воспитательной работы, проводятся один раз в полугодие (декабрь, май), как форма аттестации учащихся по предметам учебного плана. Творческие просмотры работ предполагают показ работ учащихся в классе, определяют успешность освоения образовательной программы и выполнения поставленной задачи данного этапа обучения. По окончании оценочного просмотра отбираются лучшие работы для формирования методического фонда школы.

              Экзамен – проводится в 1 классе по предмету: «Лепка»» во втором полугодии, в форме итогового просмотра за пределами аудиторных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации. Оценка за экзамен заносится в свидетельство об окончании школы искусств.

              Выпускной экзамен - проводится в 3 классе во втором полугодии по предметам: «Основы изобразительной грамоты и рисование», «Беседы об искусстве», «Академический рисунок», «Академическая живопись» в форме итогового просмотра, тестирования/диктанта за пределами аудиторных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации. Оценка за экзамен заносится в свидетельство об окончании школы искусств.

При проведении промежуточного контроля и выставлении отметки следует учитывать уровень достижения учащегося в восприятии искусства, но доминирующим в оценивании художественно-творческой деятельности является выполнение практических заданий.

 

График промежуточной и итоговой аттестации

при реализации ДООП «Изобразительное искусство» (Срок обучения-3 г.)

 

Классы

Предметы

1

2

3

Полугодия

I

II

I

II

I

II

 

Художественное творчество

Основы изобразительной грамоты и рисунка

Промеж. ат.

(полугодовая)

Промеж. ат.

(годовая)

Промеж. ат.

(полугодовая)

Промеж. ат.

(годовая)

Промеж. ат.

(полугодовая)

Итог.ат.

 

 

История искусств

Беседы об искусстве

-

Промеж. ат.

(годовая)

-

Промеж. ат.

(годовая)

-

Итог. ат.

 

Вариативная часть

Лепка

Промеж. ат.

(полугодовая)

Итог. ат.

-

-

-

-

Академический рисунок

-

-

Промеж. ат.

(полугодовая)

Промеж. ат.

(годовая)

Промеж. ат.

(полугодовая)

Итог. ат.

Академическая живопись

-

-

Промеж. ат.

(полугодовая)

Промеж. ат.

(годовая)

Промеж. ат.

(полугодовая)

Итог. ат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Критерии оценивания.

Для аттестации успеваемости обучающихся установлена пятибалльная дифференцированная система оценок: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). 

Оценки текущего контроля успеваемости обучающегося вносятся в журнал учёта успеваемости и посещаемости и в общешкольную сводную ведомость (полугодовые, годовые оценки). 

Оценка «отлично» - 5 ставится в случае:

              знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала;

              умения выделять главное в изученном материале, на основании законов, правил и примеров обобщать, делать выводы;

              устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания;

              отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала.

Оценка «хорошо» - 4 ставится в случае:

              знания изученного программного материала;

              умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы;

              устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

              наличия незначительных (негрубых) ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала;

              соблюдения основных правил.

Оценка «удовлетворительно» - 3 ставится в случае:

              знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи учителя;

              умения работать на уровне воспроизведения;

              наличия грубых ошибок, либо несколько негрубых ошибок;

              незначительного несоблюдения основных правил.

Оценка «неудовлетворительно» - 2 ставится в случае:

              знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельных представлений об изученном материале;

              отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на вопросы;

              наличия грубых ошибок, большого числа негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала;

              полного незнания изученного материала, отсутствия элементарных умений и навыков.

Общая классификация ошибок.

              При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются ошибки:

              незнание основных понятий, законов, правил;

              неумение применять знания на практике;

              небрежное отношение к своей работе.

К негрубым ошибкам следует отнести:

              небольшая неточность;

              незначительные ошибки при построении;

              непоследовательное ведение работы.

Недочетами являются:

              недостаточное владение штрихом;

              недостаточное владение живописными материалами.

Средства обучения:

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.

1.4. Экспертиза оценочных средств.

Созданные фонды оценочных средств проходят внутреннюю экспертизу (внутри школьную), в качестве экспертов приглашаются преподаватели.

Экспертиза ФОС, проводится с целью установления соответствий требований ФГТ, соответствий основной образовательной программе по направлению подготовки.

2.УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА.

 2.1. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ»

Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ обучающихся по полугодиям за счет аудиторного времени. На просмотрах работ обучающихся выставляется итоговая оценка за полугодие. Итоговая аттестация. По окончании предмета проводится итоговая аттестация, вид аттестации – экзамен, оценка за который выставляется в 6-м полугодии и заносится в свидетельство об окончании предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование».

Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисования» направлен на развитие творческих способностей детей, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса учащихся. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Основное внимание уделяется практическим занятиям. В программе уделено большое внимание развитию образного мышления обучающихся, подготовки их к самостоятельной творческой работе.

Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

Уровни освоения программы

Раздел содержит перечень соответствия уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания (знаний, умений и навыков), приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты и рисование»:

1. Знание различных видов изобразительного искусства.

2. Знание основных жанров изобразительного искусства.

3. Знание терминологии изобразительного искусства.

4. Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).

5. Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.

6. Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.

7. Знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности - децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии.

8. Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения.

9. Навыки передачи формы, характера предмета.

10. Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках.

11. Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения.

12. Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.

13. Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.

14. Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате обучения основам изобразительной грамоты и рисования в курсе трёхлетнего обучения в ДХШ каждый учащийся должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного создания эскиза композиции, выполненного грамотно и в соответствии с замыслом.

В процессе обучения каждый обучающийся должен овладеть навыками самостоятельного умения отражать жизненные впечатления в композициях, этюдах и рисунках. И должен знать:

а)         законы композиции:

•          закон цельности;

•          закон типизации;

•          закон контрастов;

•          закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу;

б)         правила композиции:

•          передача ритма;

•          выделение сюжетно-композиционного центра;

•          симметрия, асимметрия;

•          расположение главного на втором пространственном плане;

в)         приемы композиции:

•          горизонтали и вертикали;

•          диагональные направления;

г)         средства композиции:

•          линия;

•          штрих-линия;

•          пятно (тон, цвет).

Учащийся должен знать:

•          основные законы композиции;

•          основные правила композиции;

•          приемы композиции;

•          средства композиции;

•          порядок и методы работы над композицией.

•          Учащийся должен уметь:

•          применять навыки рисунка и живописи в композиции:

•          самостоятельно выбирать сюжет;

•          грамотно и последовательно вести работу над композицией;

•          применять на практике основные законы и правила композиции;

•          применять знания, полученные по истории искусства, для анализа своей работы;

•          отбирать существенное, важное; эстетически оценивать, находить образное выражение действительности;

•          владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом.

Это должно приводить к созданию полноценной сюжетно-тематической композиции.

В результате изучения изобразительного искусства обучающийся

первого класса к концу учебного года должен:

знать/понимать:

- о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события;

- с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, линия, орнамент, симметрия, асимметрия, силуэт, пятно, рельеф.

- названия инструментов, приспособлений.

уметь:

- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

- владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешением;

- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;

- пользоваться материалами;

второго класса к концу учебного года должен

знать/понимать:

- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм;

- творчество художником, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана.

- основы графики;

- правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне;

уметь:

- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

- пользоваться графическими материалами и инструментами;

- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

- рисовать кистью элементы растительного орнамента;

третьего класса к концу учебного года должен:

знать/понимать:

- разнообразие возможных выразительных средств изображения;

- значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная, воздушная перспективы;

- творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, М.В. Нестерова, К.Е. Маковского;

- правила создания экспозиций;

уметь:

- работать в определенной цветовой гамме;

- добиваться тональной и цветовой границы при передаче объема предметов несложной формы;

- передавать движения фигур человека и животных;

- сознательно выбирать средства выражения своего замысла;

- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;

- решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Ø    самостоятельной творческой деятельности;

Ø    обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

Ø    оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

Ø    овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.

Критерии оценки.

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, грамотно применил различные техники и материалы.

4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении работы, недочетов в композиции и в цветовом решении.

3 (удовлетворительно) - ставится, если самостоятельность учащегося практически отсутствует, учащийся неряшлив и безынициативен.

Перечень оценочных средств.

Наименование оценочного средства.

Краткая характеристика оценочного средства.

Представление оценочного средства.

1.

Упражнения, аудиторные занятия.

Различают:

1. Демонстрационно-

иллюстративные упражнения раскрывают перед учениками основные направления изучения материала, возможности его применения на практике.

2. Обучающие упражнения призваны объяснять нюансы как осуществить применение теории на практике. Они служат для первичного ознакомления учащихся с применением практических действий. И проводятся на первоначальной стадии закрепления

знаний.

3. В ходе тренировочных упражнений осуществляется повторение и систематизация усвоенных знаний. Отрабатываются технические навыки ведения работы.

4 Развивающие упражнения позволяют углублять уже полученные знания, совершенствовать уже имеющиеся умения и навыки учащихся.

Образец упражнений и заданий по темам и разделам.

2.

Контрольный урок (Итоговая работа).

Средство проверки умений

применять полученные знания для

решения задач определенного типа

по теме или разделу.

Образец итоговых работ.

3.

Домашние задания.

Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющие собой зарисовки, наброски или творческие работы выполненные по итогам изучения темы или раздела.

Образец домашней работы.

Формы контроля знаний, умений, навыков.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

ü    Активность участия;

ü    Умение собеседника прочувствовать суть вопроса;

ü    Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;

ü    Самостоятельность;

ü    Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы:

ü    Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой:

ü    Как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы:

ü    Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.

ü    Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности.

Ø    Викторины;

Ø    Кроссворды;

Ø    Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;

Ø    Тестирование.

2.1. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ЛЕПКА»

Учебные занятия по учебному предмету «Лепка» проводятся в форме аудиторных занятий.

Занятия по учебному предмету осуществляется в форме групповых занятий численностью от 7 до 10 человек.

Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Лепка» со сроком обучения 1 год составляет: аудиторные занятия: 1 класс – по 2 часа в неделю;

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативные управления учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

В качестве средств текущего контроля успеваемости обучающихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность.

Промежуточная аттестация (зачёт) проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, в форме творческого просмотра в конце каждой четверти.  По итогам просмотра учащимся выставляются оценки.

По окончании изучения предмета проводится итоговая аттестация (экзамен), во внеаудиторное время, оценка за который заносится в свидетельство об окончании предмета «Лепка».

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения лепки в курсе одно года обучения в ДХШ каждый обучающийся должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного создания эскиза объёмной композиции, выполненного грамотно и в соответствии с замыслом.

В процессе обучения каждый обучающийся должен овладеть навыками самостоятельного умения отражать впечатления в объёмных композициях.

Обучающийся должен знать:

·                    закон цельности; закон подчиненности всех закономерностей и средств объёмной композиции единому замыслу;

·                    правила объёмной композиции: передача ритма; выделение композиционного центра; симметрия, асимметрия;

·                    приемы лепки: горизонтали и вертикали; диагональные направления;

·     основные законы и правила лепки;

·                    основные приемы лепки;

·                    порядок и методы работы.

Обучающийся должен уметь:

·     применять навыки построения лепки:

·                    самостоятельно выбирать сюжет;

·                    грамотно и последовательно вести работу над объёмной композицией;

·                    уметь анализировать работу, отбирать существенное, важное;

·                    эстетически оценивать, находить образное выражение действительности;

·                    владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом.

·                    Это должно приводить к созданию полноценной объёмной композиции.

Уровни освоения программы

Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания:

Уровень освоения программы

Планируемый результат обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетентности)

 

 

 

 

 

 

Пороговый уровень

Знать:

-правила и принципы работы с материалами: пластилин, глина, природный материал;

- технические приёмы лепки;

- виды рельефа;

- правила создания объемной скульптуры.

Уметь:

- пользоваться техническими приёмами лепки; 

- грамотно строить рельеф;

- создавать трёхмерную форму (объемную скульптуру);

- передавать основные пропорции, пользоваться соотношением объёмов и равновесием масс.

Владеть:

-материалами и инструментами;

 

 

 

 

 

 

 

Базовый уровень

Знать:

- технику безопасности и правила работы с материалами и инструментами;

- конструктивный анализ формы по аналогии с простыми геометрическими формами;

- технические приёмы лепки;

- виды рельефа;

- правила создания объемной скульптуры.

Уметь:

- владеть материалами и инструментами;

- выделять главное в предметах окружающей среды, наиболее характерное;

- раскрывать образный язык скульптуры в динамике, пластической

выразительности, оригинальности исполнения скульптурной композиции;

- укладываться в заданные сроки выполнения работы.

Паспорт фонда оценочных средств

по дисциплине «ЛЕПКА»

Наименование темы

Общее кол-во часов

Пример оценочного средства

1.

Вводное занятие.

2

https://pandia.ru/text/81/070/images/img2_138.jpg

2.

«Рельефная плитка»

4

https://i.pinimg.com/736x/6f/59/81/6f59812965eb5a9f588824157c530820.jpg

3.

«Фантастическое животное»

4

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/38069/6b6df41c-c6cb-4257-8d87-79eb806da21d/s1200

4.

«Пластовая игрушка»

4

https://madeheart.com/media/productphoto/352/55030032/1_11_DSC_0565.jpg

5.

«Декоративный подсвечник»

4

http://mtdata.ru/u18/photo935D/20961623143-0/original.jpg

6.

«Декоративный рельеф «Подводное царство»

4

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/881477/e0c617da-129d-4860-8f18-df49723cb605/s1200?webp=false

7.

Декоративная скульптура «Подводный аква­риумный грот»

4

https://i.pinimg.com/736x/d0/88/31/d0883167503444806d5b4f967513c49a--octopus-ceramics-ceramic-octopus.jpg

8.

«Расписная декоративная плакетка»

4

https://verdmsh.perm.muzkult.ru/media/2018/08/22/1228951856/image_image_1175281.jpg

9.

«Расписная декоративная плакетка» (роспись)

4

https://img3.postila.ru/storage/2624000/2611453/9816dab9165668b45abc93eb4087f945.jpg

10.

«Маска»

4

https://madeheart.com/media/productphoto/273/67185896/1_89_DSC_0416.jpg

11.

Пластовая декоративная композиция «Органайзер»

4

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1712747/f8174d79-26bf-4dac-a200-275777de9e98/s1200?webp=false

12.

Пластовая игрушка «Новогодний сувенир»

4

http://fanp53.ru/tinybrowser/images/kovorking/master-klassy-lepka/_full/_kompaniya.jpg

13.

Декоративный рельеф «Новогодний сувенир»

4

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1567283/9e55c25c-3860-4f21-bd26-9dfc65994520/s1200

14.

Декоративный рельеф «Бабочка»

4

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/910569/4609c5ff-0d3e-4a55-a0f7-4d2d9de17780/s1200

15.

Декоративный рельеф «Бабочка» (роспись)

4

https://i.pinimg.com/originals/c7/48/4d/c7484d87cdd2da7df4e883868ab4ced6.jpg

16.

Декоративная тарелочка «Цветы»

4

https://cs1.livemaster.ru/storage/5d/a8/558bbd7a0c81b60c0f154191d565--posuda-tarelka-dekorativnaya-keramicheskaya.jpg

17.

Декоративная тарелочка «Цветы» (роспись)

2

2.3. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК»

Учебные занятия по учебному предмету «Академический рисунок» проводятся в форме аудиторных занятий. Занятия по учебному предмету осуществляется в форме групповых занятий численностью от 7 до 10 человек.

Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Академический рисунок» со сроком обучения 2 года составляет: аудиторные занятия: 2 - 3 классы – по 1 часу в неделю.

Задания во втором классе начинаются с проведения прямых линий, деления их на равные отрезки, знакомства со штрихом. Учащиеся получают начальные сведения о размещении изображения в заданном формате (¼ стандартного листа рисовальной бумаги), вырабатывают навык правильно держать карандаш, учатся сравнивать меньшую величину с большей (способом визирования). Даются начальные сведения по перспективе прямоугольных форм и окружности. Происходит первое знакомство с пропорциями человеческой фигуры. Большое внимание уделяется заданиям, направленным на изучение конструкции предметов. Рабочий формат — ¼ листа.

В третьем классе значительное количество заданий выполняется с целью закрепления знаний о конструкции предметов. Углубляются понятия о перспективных сокращениях прямоугольных форм и окружности в различных положениях. Учащиеся знакомятся с методом, получают сведения о тональном решении предметов в пространстве. Продолжается изучение пропорций человеческой фигуры в разных положениях. Рабочий формат бумаги — ¼ листа.

Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, контрольные уроки, организуемые в конце каждого учебного года.

Система оценки результатов деятельности.

Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции. Для входного контроля обучающиеся представляют педагогу рисунок на свободную тему, педагог оценивает качество и сложность исполнения, для выявления имеющихся способностей и умений.

Виды и формы промежуточной и итоговой диагностики:

·                     Контрольный итоговый урок – просмотр (проводится в счет аудиторного времени), в форме просмотра работ обучающихся педагогом.

Критерии оценок

По результатам диагностики выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Оценка 5 «отлично» предполагает:

·                     самостоятельный выбор формата;

·                     правильную компоновку изображения в листе;

·                     последовательное, грамотное и точное ведение построения;

·                     умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала;

·                     владение линией, штрихом, тоном;

·                     умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;

·                     умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;

·                     творческий подход.

 

Оценка 4 «хорошо» допускает:

·                     некоторую неточность в компоновке;

·                     небольшие недочеты в конструктивном построении;

·                     незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как

·                     следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;

·                     некоторую дробность и небрежность рисунка.

Оценка 3 «удовлетворительно» предполагает:

·                     ошибки в компоновке;

·                     неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка;

·                     однообразное использование графических приемов для решения разных незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.

 

Паспорт фонда оценочных средств

по дисциплине «Академический рисунок»

2 класс

Наименование темы

Общее кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Формы контроля

1.

Беседа о рисунке как самостоятельной дисцип­лине в художественной школе

3

Работа простым

карандашом и

другими графическими

материалами.

Анализ формы

предмета, выявление

пропорций

(мыслительная

деятельность),

передача этого

графическими

средствами.

Текущий

контроль

осуществляется

педагогом

на каждом

занятии.

Итоговый

контроль на

промежуточном

просмотре

(каждое

полугодие).

2.

Упражнение на проведе­ние различных линий (вертикальных, горизон­тальных, наклонных, дугообразных) и деление отрезков прямой на рав­ные части

3

3.

Упражнение на проведе­ние прямых линий и де­ление отрезков на равные части (т. н. шахматная доска)

3

4.

Рисование простого плос­костного геометрическо­го орнамента в три тона

3

5.

Тональный рисунок трех плоских прямоугольных фигур с различными соот­ношениями сторон и раз­личной тональной окрашенностью (светлый, серый, темный)

3

6.

Две тональные зарисовки чучела птицы (ворона)

3

 

 

7.

Тональный рисунок листа тонированной бумаги или картона в вертикальном положении

3

8.

Линейно-конструктив­ный рисунок части интерьера (дверь, окно) с введением легкого тона

2

9.

Тональный рисунок ле­жащей на плоскости стола узкой полоски тонированной бумаги или картона

3

10

Линейно-конструктив­ный (сквозной) рисунок лежащей на плоскости стола книги

2

11

Зарисовки фигуры      человека

2

12

Линейный рисунок квадрата в горизонталь­ном положении на плос­кости стола

1

 

Всего количество часов:

33

 

 

3 класс

Наименование темы

Общее кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Формы контроля

1.

Тональный рисунок гипсового куба

3

Работа простым

карандашом и

другими графическими

материалами.

Анализ формы

предмета, выявление

пропорций

(мыслительная

деятельность),

передача этого

графическими

средствами.

Текущий

контроль

осуществляется

педагогом

на каждом

занятии.

Итоговый

контроль на

промежуточном

просмотре

(каждое

полугодие).

2.

Линейно-конструктив­ный (сквозной) рисунок деревянного ящика с введением легкого тона

3

3.

Линейный рисунок

окружности

в перспективе

3

4.

 

Тональный рисунок гипсового цилиндра в вертикальном положении

3

5.

 

Линейно-конструктив­ный (сквозной) рисунок ведра цилиндрической формы в вертикальном положении с

введением легкого тона

3

 

6.

Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта

3

7.

Линейно-конструктив­ный (сквозной) рисунок двух геометрических тел с введением легкого тона

3

8.

Тональный рисунок гипсового конуса

3

9.

Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок сложного предмета быта с введением легкого тона

3

10.

Тональный рисунок натюрморта из двух пред­метов быта

3

 

 

11.

Линейные зарисовки фигуры человека в двух положениях (стоя, сидя)

1

12.

Линейно-конструктив­ный (сквозной) рисунок цилиндра в горизонталь­ном положении с введением легкого тона

1

13.

Линейно-конструктив­ный (сквозной) рисунок предмета быта (сито, кастрюля) в горизонталь­ном положении с введе­нием легкого тона

1

 

Всего количество часов:

33

 

 

 

2.4. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ»

Программа рассчитана на 2 года обучения детей в возрасте от 6,6 до 10 лет. При реализации программы учебного предмета «Академическая живопись» занятия, ведутся со второго класса. Продолжительность учебных занятий со второго по третьи классы составляет 33 недели ежегодно.

         Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Академическая живопись» со сроком обучения 2 года составляет 66 часов.

Учебные занятия по учебному предмету «Академическая живопись» проводятся в форме аудиторных занятий.

Занятия по учебному предмету осуществляется в форме групповых занятий численностью от 7 до 10 человек.

Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Академическая живопись» со сроком обучения 2 года составляет: аудиторные занятия: 2 - 3 классы – по 1 часу в неделю.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т. п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы.

Длительные учебные постановки чередуются с кратковременными, что активизирует процесс обучения.

Задания второго класса знакомят учащихся со свойствами живописных материалов (акварель, гуашь) и их техническими возможностями, с основами цветоведения и их применением в практической работе. Во втором классе учащиеся постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью цвета.

В третьем классе программа по живописи предлагает закрепление умений и навыков. Учащиеся получают новые знания о цвете, влиянии среды и освещения. Углубляют понятия о способах передачи пространства и объема посредством живописи — при помощи тона и цвета.

Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, контрольные уроки, организуемые в конце каждого учебного года.

Программа учебного предмета «Академическая живопись» составлена с учетом принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета «Академическая живопись» построено с учетом возрастных особенностей детей. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

Система оценки результатов деятельности.

Обучающиеся должны успешно, творчески осознанно решать живописно-композиционные задачи. Они обязаны показывать в работе освоение ремесленной стороны искусства — умение смешивать краски (добиваясь сложных цветов, тонких отношений, а также цветов активных, насыщенных) и их сочетать. Необходимо освоить сложности техники акварельной живописи, ее разнообразные приемы и возможности; грамотно пользоваться художественными материалами.

Обучающийся должен уметь решать форму, объем предметов в пространственной среде с учетом особенностей цветовых отношений и взаимовлияний. Добиваться цельности и единства цветового строя в работе, колористического решения, разбираться в цветовых и тональных отношениях. Передавать форму, глубину, освещенность. Свободно, эмоционально передавать ощущение от натуры.

В завершении обучения каждый обучающийся должен:

Знать:

- основы академической живописи;

- определение понятий: гармония, колорит, цветовые отношения, гамма;

- различные технические и живописные приемы работы гуашевыми или акриловыми красками;

- роль тона в живописи;

- роль рисунка и композиции в живописной работе.

Уметь:

- применять свои знания по композиции в работе над живописной работой;

- применять свои знания по рисунку в течение всей работы;

- применять методы изобразительного языка академической живописи;

- передавать в этюдах большие цветовые отношения, тепло холодность цветовой гаммы, колорита;

- передавать и выстраивать в работе тональные отношения;

- моделировать объем и передавать материальность предметов;

- показать в работе пространство, передать плановость, влияние среды на объекты;

- использовать различные технические и живописные приемы работы гуашевыми или акриловыми красками;

Владеть:

- методами изобразительного языка академической живописи;

- умением передавать в этюдах большие цветовые отношения, тепло холодность цветовой гаммы, колорита;

- анализом, может разобрать и выстроить тональные отношения;

- различным техническими и живописными приемам работы гуашевыми или акриловыми красками;

- способностью сделать живописную работу грамотной, выразительной и красивой по композиции;

- способностью использовать свои знания по рисунку в живописной работе.

Паспорт фонда оценочных средств

по дисциплине «Академическая живопись»

2 класс

Наименование темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Формы контроля

1.

Беседа о живописных материалах, о живописи. Знакомство с акварелью. Оборудование живописца. Акварельные краски и их свойства. Упражнения.

4

Работа простым

карандашом и

другими графическими

материалами.

Анализ формы

предмета, выявление

пропорций

(мыслительная

деятельность),

передача этого

графическими

средствами.

Текущий

контроль

осуществляется

педагогом

на каждом

занятии.

Итоговый

контроль на

промежуточном

просмотре

(каждое

полугодие).

2.

Характеристики цвета. Основные и дополнитель­ные, теплые и холодные цвета. Понятие о составе сложных цветов путем смешивания. Упражнения.

4

3.

Знакомство с приемами работы акварелью. Тональ­но-цветовые заливки плоскостей. Растяжки одной краски (от темного к светлому, от насыщен­ного до малонасыщенно­го). Упражнения.

4

4.

Закрепление приемов работы с акварелью. Лессировки. Оптическое и механическое смешение цвета. Получение из основных цветов состав­ного цвета.

4

Работа простым

карандашом и

другими графическими

материалами.

Анализ формы

предмета, выявление

пропорций

(мыслительная

деятельность),

передача этого

графическими

средствами.

Текущий

контроль

осуществляется

педагогом

на каждом

занятии.

Итоговый

контроль на

промежуточном

просмотре

(каждое

полугодие).

5.

Этюды с осенних листьев. Отработка приемов работы с акварелью. Заливка, лессировка, мазок. Закрепление понятий «основные», «составные цвета». Оттенки одного цвета.

4

6.

Копирование лоскутка ткани. Закрепление основ­ных приемов работы аква­релью. Развитие понятий «цветовой фон», «насы­щенность светлого цвета».

4

7.

Изображение драпировки без складок в трех плоскос­тях. Отработка приемов работы акварелью. Понятия локального цве­та, оттенков цвета в зави­симости от пространства и характера освещения.

4

8.

Изображение куба или призмы в конкретной цве­товой среде. Цветотональное решение в теплой и холодной гамме окружа­ющего цвета. Понятие «рефлекс» в живописи. Понятие «среда». Измене­ние цвета в зависимости от фона и освещения.

2

9.

Этюд с одним простым предметом быта цилиндри­ческой формы на светлой цветной драпировке. Лепка формы, цветотональные отношения. Закрепление навыков работы акварелью.

3

3 класс

Наименование темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Формы контроля

1.

Этюд овощей и фруктов (яблоко, хурма, слива) на нейтральном цветовом фоне. Закрепление навы­ков практической работы и понятий «локальный цвет», «рефлекс». Решение собственной и падающей тени в живописи.

2

 

 

 

 

Работа простым

карандашом и

другими графическими

материалами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ формы

предмета, выявление

пропорций

(мыслительная

деятельность),

передача этого

графическими

средствами.

 

 

 

 

Текущий

контроль

осуществляется

педагогом

на каждом

занятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый

контроль на

промежуточном

просмотре

(каждое

полугодие).

2

Монохром (гризайль). Натюрморт с гипсовым цилиндром и муляжом овощей или фруктов (баклажан, гранат); драпи­ровка яркая по цвету, без складок. Понятие контрас­та, понятие пространства. Лепка формы. Четкие светотеневые отношения. Умение последовательно вести учебную работу.

3

3.

Натюрморт с белым бидо­ном на нейтральном цве­товом фоне и темной цветной драпировкой (бордовой, темно-зеленой или синей). Изменение локального цвета предме­та в зависимости от окружения.

3

4.

Натюрморт из двух пред­метов (призматической и цилиндрической формы) на контрастном фоне. Четкие тональные отно­шения. Влияние среды на предметы. Цветовая гармония.

3

5.

Натюрморт с простым предметом (крынка) и овощами в теплой цветовой среде. '/4 листа Понятие колорита, цвето­вого строя. Закрепление навыков и умений. Методичное ведение работы над натюрмортом.

3

6

Натюрморт с простым предметом (крынка) и овощами в холодной цветовой среде (1/4 листа). Понятие колорита, цвето­вого строя. Закрепление навыков и умений. Методичное ведение работы над натюрмортом.

3

7.

Этюды овощей и фруктов. Обобщенно вылепить форму (арбуз, тыква, яблоки и т. д. на светлой драпировке). Тональные и цветовые отношения. '/4 листа (акварель).

2

8.

Этюд с драпировкой, лежа­щей в трех плоскостях, '' и предметом конической формы (кофейник). Пред­мет и драпировка — разной тональности, контрастные по цвету Понятие «цвето­вая среда». Влияние рефлексов. '/4 листа (акварель).

3

9.

Натюрморт из двух пред­метов, различных по фор­ме и тону (гризайль). Передача объема и прост­ранства тональными средствами. '/4 листа (акварель).

3

10.

Натюрморт из трех пред­метов (крынка, корыто, овощи или фрукты). Предметы, различные по тону, но сближенные по цвету, на ровном светлом фоне. Предметы темные и теплые, фон светлый и холодный. Организован­ный контраст переднего плана. Передать объем, форму предметов, оси. Метод ведения работы — пессировка. '/4 листа.

3

11.

Натюрморт из двух-трех светлых предметов на тем ном фоне. Влияние окру­жения на предметы, тональная гармония, связь предметов со средой. Колористическая ценность. '/4 листа.

3

12.

Кратковременное задание Этюд с овощем (фруктом) и предметом быта из стек­ла (фанат — кувшин; лимон — стакан). Умение использовать технические приемы акварели.

2

3.         УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ В ОБЛАСТИ ИСТОРИИ ИСКУССТВ:

3.1. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ»

Программа рассчитана на 3 года обучения детей в возрасте от 6,6 до 10 лет. При реализации программы учебного предмета «Беседы об искусстве» продолжительность учебных занятий в первом классе 32 недели со второго по третьи классы составляет 33 недели ежегодно.

Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме зачетов, которые проводятся в каждом полугодии. Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, диктанта.

Зачет проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.

Формы и методы контроля, система оценок

по предмету «Беседы об искусстве»

Оценка качества реализации учебного предмета "Беседы об искусстве" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию. Особым видом аттестации учащихся является итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям, оценки заносятся в классный журнал.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Итоговая аттестация проводится в форме контрольных уроков, докладов, тестирований, устных опросов, диктантов.

Также мероприятия по проведению текущей и итоговой аттестации могут проходить в других формах: в форме письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какую-либо тему или письменной работы, интеллектуальных игр, что будет способствовать формированию навыков логического изложения материала.

Критерии оценок

По результатам текущей и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «единица».

По результатам текущей и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично»,

«хорошо», «удовлетворительно».

Оценка 5 «отлично» предполагает:

1. Ориентацию в изученном материале;

2. Умение сопоставлять различные взгляды на явление;

3. Высказывание и умение обосновывать свою точку зрения;

4. Показывает умение логически и последовательно мыслить, делать выводы и обобщения, грамотно и литературно излагать ответ на поставленный вопрос;

5. Выполнение качественно и аккуратно все практические работы;

6. Ведение аккуратных записей в своих тетрадях;

7. Анализ и системное составление конспектов занятий.

Оценка 4 «хорошо» допускает:

1. Ориентацию в изученном материале;

2. Проявление самостоятельности суждений;

3. Умение грамотно излагать ответ на поставленный вопрос, но в ответе допускает неточности, недостаточно полно освещает вопрос;

4. Выполнение практических работы не совсем удачно;

5. При ведении тетради допускаются незначительные ошибки.

 

Оценка 3 «удовлетворительно» предполагает:

1. Основной вопрос раскрывает, но допускает незначительные ошибки, не проявляет способности логически мыслить;

2. Ответ носит в основном репродуктивный характер;

3. Практические работы выполнены не эстетично, небрежно, с ошибками.

4. Записи в тетради ведутся небрежно, несистематично;

В результате освоения программы «Беседы об искусстве» учащиеся приобретают определенные навыки и знания:

• знания основных понятий изобразительного искусства;

• умение определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;

• умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;

• навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

• первоначальные навыки анализа произведения изобразительного искусства.

Перечень оценочных средств.

Наименование оценочного средства

Краткая информация оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

1.

Творческое задание

Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполнятся в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий.

2.

Устный опрос

Проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.

Вопросы по

темам/разделам

дисциплины.

3.

Тестовые задания

Задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся).

Вопросы по

темам/разделам

дисциплины с вариантами ответов.

4.

Диктант

Проверка знаний в письменной форме, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства.

Список терминов по темам/разделам дисциплины.

5.

Доклад

Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской темы.

Темы докладов.

Методические рекомендации по критериям оценивания работ обучающихся.

1.                 Тестовые задания - «5» (отлично) - 90% - 100% правильных ответов;

«4» (хорошо) - 70% - 89% правильных ответов;

«3» (удовлетворительно) - 50% - 69% правильных ответов.

2.                 Устный опрос - «5» (отлично) - учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;

«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки;

«3» - учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.

3.                 Доклад, публичное выступление:

№ п/п

Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

0

1

2

Соответствие выступления заявленной тематике

 

 

 

Чёткая композиция и структура выступления

 

 

 

Наличие тезисов/текста выступления

 

 

 

Уровень выступления:

- свободно рассказывает (2 балла);

- рассказывает, опираясь на текст (1 балл);

- читает (0 баллов)

 

 

 

Использование демонстрационного материала:

- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался (2 балла);

- использовался в выступлении, но плохо оформлен (1 балл);

- представленный демонстрационный материал не использовался выступающим или отсутствовал (0).

 

 

 

Качество ответов на вопросы:

- отвечает на вопросы (2 балла);

- не может ответить на большинство вопросов (1 балл);

- не может ответить на вопросы (0 баллов).

 

 

 

Четкость выводов:

- полностью характеризуют выступление (2 балла);

- выводы недостаточно полные (1 балл);

- отсутствуют (0 баллов).

 

 

 

Отсутствие речевых ошибок

 

 

 

Эмоциональность, выразительность речи

 

 

 

Соответствие регламенту (время выступления определяется учителем на этапе подготовки доклада, проекта и т.д.)

 

 

 

Итого:(Максимальное количество баллов - 20)

 

 

 

Перевод баллов в отметки.

20-16 баллов – «5»

15-11 баллов – «4»

Ниже 11 баллов – «3»

 

4.                 Диктант- «5» (отлично) - 90% - 100% правильных ответов;

«4» (хорошо) - 70% - 89% правильных ответов;

«3» (удовлетворительно) - 50% - 69% правильных ответов.

5.                 Творческое задание- «5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;

«4» («хорошо») - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта;

«3» («удовлетворительно») – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью.

Тест по предмету «Беседы об искусстве».

1 класс

1.Синтетические виды искусства:

а) архитектура, живопись, музыка, литература;

б) хореография, кино, театр, телевидение.

 

2. Музыка и литература относятся к:

а) временным видам искусства;

б) пространственным видам искусства.

 

3. Изобразительное искусство относится к:

а) временным видам искусства;

б) пространственным видам искусства.

в) синтетическим видам искусства.

 

4.Архитектура относится к:

а) изобразительному искусству;

б) декоративно-прикладному искусству;

в) пространственному виду искусства.

 

5.Водорастворимые краски:

а) акварель;

в) пастель;

г) масляные

 

6.Мягкие материалы:

а) гуашь, глина, картон, пластилин;

б) уголь, сангина, пастель, соус.

 

7.Что художник называет «станком»:

а) кисть;

б) мольберт;

в) мастихин.

 

8. Жанр изобразительного искусства, в котором на картине изображают

предметы быта, а также плоды, цветы:

а) пейзаж;

б) натюрморт;

в) историческая живопись.

 

9. Жанр изобразительного искусства, в котором на картине изображают

одного или несколько человек:

а) историческая живопись;

б) бытовая картина;

в) портрет.

 

10. Пейзаж – картина, изображающая:

а) группу людей;

б) сцену из жизни;

в) природу.

 

2 класс

1.Назовите 3 выразительные средства графики:

-Линия,………………………………………

 

2.Какую роль играет цвет в графике

-Главную

-Второстепенную

-Цвет в графике не применяется

 

3.Назовите материалы графики

-Карандаш, …………………………………

 

4.Как отличить рисунок от гравюры

-Их отличить невозможно

-По характеру изобразительного языка

-В гравюре возможен цвет

 

5.Колорит является выразительным средством

-Графики

-Живописи
-Декоративно-прикладного искусства

-Скульптуры

 

6.В каком виде живописи применяется рама

-В монументальной

-В станковой

-В театрально-декорационной

 

7. Что из перечисленного является наиболее типичным художественным материалом для графики:

а) гуашь б) карандаш в) глина г) акварель

 

8. Какие из перечисленных ниже понятий относятся к жанрам изобразительного искусства:

а) гравюра б) портрет в) скульптура г) фреска.

 

9. Найдите соответствие:

а) Изображение человека                                 Архитектура

б) Изображение природы                                 Натюрморт

в) Проекты зданий                                               Портрет

г) Изображение «неживой природы»                 Пейзаж

д) Украшение предметов                                 Скульптура

е) Лепка человека и животных                             Декор

 

3 класс

1. Свойства акварели:

а) плотность, пастозность;

б) приглушенность цвета;

в) легкость, прозрачность, воздушность.

 

2. Способы работы с акварелью:

а) А ля прима, пуантилизм, «по сырому», лессировка;

б) рельеф, граттаж, а ля секко.

 

3.Свойства гуаши:

а) легкая, прозрачная, водорастворимая;

б) пастозная, плотная, водорастворимая.

 

4. Виды пастели:

а) сухая;

б) акриловая;

в) масляная;

г) темперная.

 

5.Что из представленного является:

а) Натюрморт-    , б) портрет-    , в) пейзаж-    , г) бытовая картина-      , д) батальная картина-

1. https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/12/12/v_5a2fd0a711e98/99702825_1.jpeg 2. https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/12/12/v_5a2fd0a711e98/99702825_2.jpeg 3. https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/12/12/v_5a2fd0a711e98/99702825_3.jpeg

 

4. https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/12/12/v_5a2fd0a711e98/99702825_4.jpeg 5. https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/12/12/v_5a2fd0a711e98/99702825_5.jpeg

 

6. Жанр изобразительного искусства, в котором на картине изображают одного или несколько человек:

а) историческая живопись;

б) бытовая картина;

в) портрет.

 

7.Как называют художников, посвятивших свои произведения изображению моря

а) импрессионисты;

б) маринисты;

в) анималисты.

 

8. Что из перечисленного является видом скульптуры?

а) фреска;

б) станковая;

в) книжная;

г) марина.

 

9. Что из представленного является произведением

а) графики-

б) скульптуры-

в) архитектуры-

1.       https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/12/12/v_5a2fd0a711e98/99702825_6.jpeg 2 https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/12/12/v_5a2fd0a711e98/99702825_7.jpeg 3 https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/12/12/v_5a2fd0a711e98/99702825_8.jpeg

 

10. Скульптор в работе использует материал:

а) краски;

б) графические материалы;

в) глину, камень, металл.

 

11. К монументальной скульптуре относится:

а) памятник;

б) статуэтка;

в) рельеф.

 

12. Рельеф относится к:

а) круглой скульптуре;

б) скульптуре на плоскости.

 

13. Что такое архитектура?

а) искусство проектировать и строить здания;

б) роспись стен;

в) рельеф на стене здания.

 

Примерные вопросы устного опроса

1 класс.

1. Назовите основные виды искусства.

2. Что относится к изобразительному искусству?

3. Назовите пространственные виды искусства

4. Назовите динамические виды искусства.

5. Особенности синтетических видов искусства.

6. Какие художественные материалы использует художник?

7. Что такое мастихин?

8. Назовите мягкие материалы.

9. Назовите жанры изобразительного искусства.

10. Охарактеризуйте жанр изобразительного искусства (на выбор)

 

2 класс

1.Понятие «композиция».

2.Виды графики.

3. Средства выразительности графики.

4. Графические материалы.

5. Понятие «силуэт».

6. Виды живописи.

7. Что относится к монументальной живописи?

8. Теплые и холодные цвета.

9. Понятие «колорит».

10. Что такое контраст?

 

3 класс

1. Свойства акварели.

2. Перечислить и описать способы работы с акварелью.

3. Художники акварелисты и их произведения.

4. Свойства гуаши.

5. Виды пастели.

6. Термин «натюрморт».

7. Виды пейзажей.

8. Термин «портрет»

9. Виды портретов.

10. Виды скульптуры.

11. Что такое рельеф? (горельеф, барельеф, контррельеф).

12. Виды архитектуры.

 

Примерные темы для творческого проекта (презентации).

1 класс

1. Виды искусства

2. Пространственные виды искусства.

3. Зрелищные виды искусства.

4. Динамические виды искусства.

5. Материалы и инструменты художника.

6. Жанры изобразительного искусства.

7. Батальный жанр - история возникновения и развития жанра.

8. Анималистический жанр.

9. Бытовой жанр.

10 Мифологический жанр

 

2класс

 

1. Графика как вид изобразительного искусства.

2. Что такое гравюра?

3. Живопись как вид изобразительного искусства.

4. Монументальная живопись.

5. Шедевры станковой живописи.

6. Цвет в разных сферах жизни.

7. Колорит в картинах художников.

 

3 класс.

 

1. Натюрморт - история возникновения и развития жанра

2. Пейзаж - история возникновения и развития жанра

3. Портрет - история возникновения и развития жанра

4. Скульптура как вид изобразительного искусства

5. Виды рельефа

6. Архитектура как вид изобразительного искусства.

7. Литературные жанры.

 

Примерный список терминов для проведения диктанта

1 Автопортрет

2 Акварель

3 Анималистический жанр

4 Аппликация

5 Архитектура

6 Барельеф

7 Батальный жанр

8 Горельеф

9 Гравюра

10 Графика

11 Гуашь

12 Декоративно-прикладное искусство

13 Дизайн

14 Живопись

15 Живопись монументальная

16 Живопись станковая

17 Керамика

18 Коллаж

19 Колорит

20 Композиция

21 Контррельеф

22 Народные художественные промыслы

23 Натюрморт

24 Пастель

25 Пейзаж

26 Пластические искусства

27 Портрет

28 Рельеф

29 Сангина

30 Скульптура

31 Триптих

32 Уголь

33 Эстамп

 

Примерные темы для докладов.

1. Как работает художник, чем пользуется.

2. Жанры изобразительного искусства.

3. Выразительные средства графики.

4. Натюрморт, как жанр изобразительного искусства.

5. Пейзаж, как жанр изобразительного искусства.

6. Портрет, как жанр изобразительного искусства.

7. Архитектура, как жанр изобразительного искусства.

8. Скульптура, как жанр изобразительного искусства.

9. Народное ремесло.

10. Значение искусства в жизни современного человека.

11. Музеи.

12. Декоративно-прикладное искусство.

13. Виды рельефа.

14. Русская матрешка.

15. Керамика.