Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Симферопольский колледж радиоэлектроники»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
________В.И. Полякова
«___»__________2021 г.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 07 Астрономия
Специальности:
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
09.02.06 Сетевое и системное администрирование
09.02.07 Информационные системы и программирование
11.02.01 Радиоаппаратостроение
11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по
отраслям)
11.02.10 Радиосвязь, радиовещание и телевидение
11.02.12 Почтовая связь
12.02.07 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям)
г. Симферополь
2021г.
Фонд оценочных средств разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования:
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
09.02.06 Сетевое и системное администрирование
09.02.07 Информационные системы и программирование
11.02.01 Радиоаппаратостроение
11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по
отраслям)
11.02.10 Радиосвязь, радиовещание и телевидение
11.02.12 Почтовая связь
12.02.07 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям)
и рабочей программы дисциплины ОУД.07 Астрономия
Разработчик - преподаватель ГБПОУ РК «Симферопольский колледж радиоэлектроники»:
-Демиденко А.В
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой методической комиссии №___
«____»___________2021г. Протокол №_______
Председатель ЦМК_____________ Э.Л. Ислямова
Содержание
1. Паспорт фонда оценочных средств |
1.1. Область применения |
2 Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверки |
3 Распределение оценивания обучения по видам контроля |
4 Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и учений текущего контроля |
5. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации |
6.Структура контрольных заданий |
6.1 Задания для текущего контроля. |
6.2 Задания для промежуточного контроля |
1. Паспорт фонда оценочных средств
1.1. Область применения
Фонд оценочных средств (ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Астрономия
ФОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета
ФОС разработаны в соответствии с:
-основной профессиональной образовательной программой по специальностям:
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
11.02.01 Радиоаппаратостроение
11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по
отраслям)
11.02.10 Радиосвязь, радиовещание и телевидение
11.02.12 Почтовая связь
12.02.07 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники
-рабочей программой учебной дисциплины Астрономия
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Результаты обучения[1] (освоенные умения, усвоенные знания) |
Основные показатели оценки результатов |
− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; − понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; − владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; − сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; − осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
|
Определяет и объясняет строение Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; Понимает сущность наблюдаемых во Вселенной явлений Определяет, описывает и объясняет: основополагающие астрономические понятия, теории, законы и закономерности, уверенно пользуется астрономической терминологией и символикой; Определяет и объясняет, значение астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; Определяет роль отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области. |
3.Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
Наименование элемента умений или знаний |
Виды аттестации |
|
Текущий контроль |
Промежуточная аттестация |
|
−1. сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; −2. понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; −3 владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; −4 сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; −5 осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
|
Устный опрос Тестовые задания Практическое занятие
|
Дифференцированный зачет
|
3. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений текущего контроля.
Содержание учебного материала по программе УД |
Тип контрольного задания |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|||||
Введение |
|
|
|
1 |
1 |
Тема 1. История развития астрономии |
123 |
123 |
123 |
123 |
123 |
|
|||||
Тема 2. Устройство Солнечной системы |
123 |
123 |
123 |
123 |
123 |
|
|||||
Тема 3 Строение и эволюция Вселенной |
123 |
123 |
123 |
123 |
123 |
|
|
|
|
|
|
4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации
Содержание учебного материала по программе УД |
Тип контрольного задания |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|||||
Введение |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Тема 1. История развития астрономии |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|||||
Тема 2. Устройство Солнечной системы |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|||||
Тема 3 Строение и эволюция Вселенной |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Условное обозначение типов контрольных заданий:
1-Устный опрос
2-Тестовые задания
3- Практическое занятие
4- Дифференцированный зачет
5. Структура контрольных заданий
5.1.Задания текущего контроля
6.1.1 Перечень вопросов для устного опроса
Средний уровень
1. Какова роль наблюдений в астрономии и с помощью каких инструментов они выполняются?
2. Какие важнейшие типы небесных тел вам известны?
3. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной?
4. Перечислите астрономические явления, которые можно наблюдать в течение жизни.
5. Приведите примеры взаимосвязи астрономии и других наук.
6. Астрономия - одна из древнейших наук в истории человечества. С какой целью древний человек наблюдал за небесными светилами? Напишите, какие задачи люди в древности решали с помощью этих наблюдений.
Достаточный уровень
1. Почему происходит восход и заход светил?
2. Естественные науки используют как теоретические, так и экспериментальные методы исследований. Почему основным методом исследований в астрономии является наблюдение? Возможна ли постановка астрономических экспериментов? Ответ обоснуйте.
3. Для чего используют телескопы при наблюдении звезд?
4. Для чего используют телескопы при наблюдении Луны и планет?
5. Увеличивает ли телескоп видимые размеры звезд? Ответ поясните.
6. Вспомните, какие сведения по астрономии вы получили в курсах природоведения, географии, физики, истории.
Высокий уровень
1. Почему при наблюдениях Луны и планет в телескоп используют увеличение не более 500 - 600 раз?
2. По своему линейному диаметру Солнце больше Луны примерно в 400 раз. Почему их видимые угловые диаметры почти равны?
3. Каково назначение объектива и окуляра в телескопе?
4. Чем различаются оптические системы рефрактора, рефлектора и менискового телескопа?
5. Чему равны диаметры Солнца и Луны в угловой мере?
6. Как можно указать расположение светил друг относительно друга и относительно горизонта?
Критерии оценивания устного опроса
При оценке учитывается:
1) степень самостоятельности обучающихся;
2) его уверенность;
3) объем предоставленного материала;
4) четкость и грамотность изложения;
5) исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы
Оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда Обучающихся не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне ответа определяется степенью четкости и грамотности изложения материала, полноты ответа на поставленные дополнительные вопросы. Если Обучающихся не владеет основными понятиями, и не раскрыл вопрос, ставится оценка «3» - удовлетворительно.
6.1.2 Тестовые задания
Тест1
1. Кто из перечисленных ниже ученых сыграл большую роль в развитии астрономии? Укажите правильные ответы.
А.Николай Коперник.
Б.Галилео Галилей.
В.Дмитрий Иванович Менделеев.
2. Вам предложили возвести астрономическую обсерваторию. Где бы вы ее построили? Укажите все правильные утверждения.
А.В пределах крупного города.
Б. Далеко от крупного города, высоко в горах.
В.На космической станции.
3.Для чего используют телескопы при астрономических наблюдениях? Укажите правильное утверждение.
А.Для того, чтобы получить увеличенное изображение небесного тела.
Б.Для того, чтобы собрать больше света и увидеть более слабые звезды.
В.Для того, чтобы увеличить угол зрения, под которым виден небесный объект.
4. Перечислите астрономические явления, которые можно наблюдать в течение жизни
5. Почему происходит восход и заход светил?
6.Что такое созвездие? Выберите правильное утверждение.
А.Группа звезд, физически связанных между собой, например, имеющих одинаковое происхождение.
Б. Группа ярких звезд, расположенных в пространстве близко друг к другу.
В.Под созвездием понимают область неба в пределах некоторых установленных границ.
7. Как изменяются периоды обращения планет с удалением планеты от Солнца?
А.Чем дальше планета от Солнца, тем больше ее период обращения вокруг него.
Б. Период обращения планеты не зависит от ее расстояния до Солнца.
В.Чем дальше планета от Солнца, тем меньше ее период
8. Что такое небесная сфера? Выберите правильное утверждение.
А.Круг
земной поверхности, ограниченный линией горизонта.
Б. Воображаемая сферическая поверхность произвольного радиуса, с помощью
которой изучаются положения, и движение небесных светил.
В.Воображаемая линия, которая касается поверхности земного шара в точке, где расположен наблюдатель.
9. Укажите, какие из перечисленных ниже планет являются внутренними.
А. Венера.
Б. Меркурий.
В. Марс.
10. Назовите основные типы телескопов, их предназначение.
11. Между какими двумя планетами находится пояс астероидов?
А. Между орбитами Юпитера и Сатурна.
Б. Между орбитами Марса и Юпитера.
В. . Между орбитами Земли и Марса.
12. Какую роль в жизни Земли играет ее атмосфера?
Тест 2
1.Какие химические элементы особенно распространены на Солнце?
А) Водород
Б) Гелий
С) Углекислый газ
2.Какие явления на Земле связаны с проявлением солнечной активности?
А) Полярное сияние
Б) Магнитные бури
С) Радуга
3.Какие единицы используют при измерении расстояний до звезд?
А) Световой год
Б) Парсек
С) Годичный параллакс
4.От чего зависит цвет звезды?
А) От температуры ее фотосферы
Б) От размеров звезды
С) От плотности звезды
5. Нашу Галактику можно представить в виде…
А) …гигантского звездного шара
Б)…огромного сплюснутого диска из звезд
С)…огромной не имеющей определенной формы совокупности звезд
6.Какие объекты входят в состав нашей Галактики?
А) Звезды их скопления
Б) Газопылевые туманности
С) Квазары
7.Какое наиболее распространенное состояние вещества во Вселенной?
А) Газообразное
Б) Жидкое
С) Плазма
8. Квазарами называют…
А) …ту часть Вселенной, которая доступна сейчас оптическим и радиоастрономическим наблюдениям
Б)…различные звездные системы, подобные нашей Галактике
С)…звездоподобными источниками радиоизлучения
9.К какому типу относится наша галактика?
А) Спиральная
Б) Эллиптическая
С) Виртуальная
10.Что такое солнечный ветер?
11.Каков период вращения Солнца вокруг оси и в чем состоит особенность этого вращения?
12.Где расположено Солнце в Галактике? В чем его уникальность?
Тест 3
1. Что такое созвездие? Выберите правильное утверждение.
A. Группа звезд, физически связанных между собой, например, имеющих одинаковое происхождение.
Б. Группа ярких звезд, расположенных в пространстве близко друг к другу.
B. Под созвездием понимают область неба в пределах некоторых установленных границ.
2. Что такое небесная сфера? Выберите правильное утверждение.
A. Круг земной поверхности, ограниченный линией
горизонта.
Б. Воображаемая сферическая поверхность произвольного радиуса, с помощью
которой изучаются положения и движение небесных светил.
B. Воображаемая линия, которая касается поверхности земного шара в точке, где расположен наблюдатель.
3. Что называется эклиптикой? Укажите правильные утверждения.
A. Ось видимого вращения небесной сферы, соединяющая оба полюса мира.
Б. Угловое расстояние светила от небесного экватора.
B. Воображаемая линия, по которой Солнце совершает свое видимое годовое движение на фоне созвездий.
4. Укажите, какие из перечисленных ниже созвездий являются зодиакальными.
A. Водолей. Б. Стрелец. В. Заяц.
5. Укажите, какие из перечисленных ниже созвездий не являются зодиакальными.
A. Телец. Б. Змееносец. В. Рак.
6. Укажите, какие из перечисленных ниже планет являются внутренними.
А.Венера. Б.Меркурий. В. Марс.
7. Укажите, какие из перечисленных ниже планет являются внешними.
А.Земля. Б. Юпитер. В.Уран.
8. По каким орбитам движутся планеты вокруг Солнца? Укажите правильный ответ.
А.По окружностям. Б. По эллипсам. В.По параболам.
9. Как изменяются периоды обращения планет с удалением планеты от Солнца?
А.Чем дальше планета от Солнца, тем больше ее период обращения вокруг него.
Б. Период обращения планеты не зависит от ее расстояния до Солнца.
В.Чем дальше планета от Солнца, тем меньше ее период
Критерии оценивания тестового задания
За каждый правильный ответ обучающийся получает 1 балл.
9-12 баллов – оценка «отлично»;
7-8 – баллов – оценка «хорошо»;
6 баллов – оценка «удовлетворительно»;
0 – 5 балла – оценка «неудовлетворительно».
6.1.3. Практические занятия
Практическое занятие №1
Тема: Практическое использования карты звездного неба.
Цель:1.Научиться определять вид звездного неба в любой момент суток произвольного дня года.
2. Научиться находить на карте созвездия, туманности, Млечный Путь, Полярную звезду, небесный экватор, эклиптику, видимую и невидимую части небосвода.
3. Научиться находить зенит и определять созвездия в зените.
Краткие теоретические сведения: Подвижная карта звездного неба позволяет определить вид звездного неба в любой момент суток произвольного дня года и быстро решать ряд практических задач на условия видимости небесных светил.
На карте показаны созвездия, состоящие из ярких звезд до 3-ей звездной величины, а также некоторые более слабые звезды, дополняющие первичные очертания созвездий. Звезды изображены черными кружечками разных размеров: чем ярче звезда, тем более крупные кружки их изображают. Основные звезды созвездий обозначены буквами греческого алфавита. Крупными скоплениями тесно расположенных точек представлены яркие звездные скопления, а штриховой - яркие туманности. Полоса, выполненная в виде точек, изображает Млечный Путь
В
центре карты расположен Северный полюс мира и рядом с ним Полярная звезда -
α Малой медведицы) .Третья по счету от Полюса мира окружность,
оцифрованная 0, представляет собой небесный экватор, внутри которого
расположена северная небесная полусфера, а вне его - пояс южной небесной полусферы
до склонения Эклиптика изображена на карте эксцентрическим овалом,
пересекающимся с небесным экватором в двух точках равноденствия.
На обрезе карты нанесены названия месяцев года и даты. Направление счета
месяцев, дат и прямого восхождения - по вращению часовой стрелки. В этом же
направлении следует изображать перемещение Солнца по эклиптике.
Чтобы определить вид звездного неба на интересующий момент суток определенного дня года (даты), достаточно повернуть круг так, чтобы штрих момента времени совпадал со штрихом заданной даты, и тогда звезды, находящиеся в данный момент над горизонтом, окажутся расположенными внутри овального выреза.
Звезды, закрытые накладным кругом, в этот момент не видны, так как находятся под горизонтом. Северный полюс мира изображен в центре карты. Для определения местоположения небесного светила необходимо месяц, число, указанные на звездной карте, совместить с часом наблюдения на накладном круге.
На карте зенит расположен вблизи центра выреза
Оборудование: Подвижная карта звездного неба.
Порядок выполнения работы:
1. Установить подвижную карту звездного неба на день и час наблюдения и назвать созвездия, расположенные в южной части неба от горизонта до полюса мира; на востоке - от горизонта до полюса мира.
2. Найти созвездия, расположенные между точками запада и севера 15 сентября в 21 час. Проверить правильность определения визуальным наблюдением звездного неба.
3. Определить, будут ли видны созвездия Девы, Рака, Весов в полночь 15 сентября? Какое созвездие в это же время будет находиться вблизи горизонта на севере?
4. Ответить на вопрос: может ли 20 сентября Андромеда находиться в зените? Если да, то в какое время?
5. Определить, какие из перечисленных созвездий: Малая Медведица, Волопас, Возничий, Орион - будут незаходящими?
6. На карте звездного неба найти любые из перечисленных созвездий: Большая Медведица, Кассиопея, Андромеда, Пегас, Лебедь, Лира, Геркулес, Северная Корона.
7. Определить, какое созвездие будет находиться вблизи горизонта в северной части неба 5 января в полночь?
Отчет по данной работе должен включать письменные ответы на все пункты порядка выполнения работы.
Вывод
Практическое занятие №2
Тема: Описание планет Солнечной системы
Цель: Используя интернет – источники, учебное пособие Астрономия [Текст]: учебное пособие для СПО / А. В. Коломиец [и др.]; отв. ред. А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 277 с. Стр90-139 составить таблицу «Сравнительная характеристика планет земной группы и планет-гигантов»
Краткие теоретические сведения: Центральное тело нашей системы, это Солнце – звезда, принадлежащая к классу желтых карликов. Солнце является самым массивным объектом нашей планетной системы.
Планеты земной группы. Первая планета Солнечной системы – Меркурий – самая маленькая планета земной группы (в нее кроме Земли и Меркурия входят Венера и Марс). После Меркурия идет Венера – сестра Земли, скрытая вечными облаками. Третья планета Солнечной системы – Земля – колыбель человечества. У нашей планеты есть спутник – Луна, который в 81 раз легче Земли, но все равно нашу планету можно считать двойной. Четвертая планета – красный Марс – пустынная планета с двумя спутниками, которая приковывала взоры всех людей в недалеком прошлом и.второе небесное тело, на которое планируется пилотируемый полет (первым была Луна).
Следующая большая группа планет – планеты-гиганты. Самым большим и массивным из гигантов является Юпитер. У его более чем 40 спутников. Самые большие: Ио, Европе, Ганимеде и Каллисто. Эти спутники носят название галилеевских – в честь их первооткрывателя – Галилео Галилея. Следующая планета-гигант – Сатурн, известная всем своими великолепными кольцами. Из 22 спутников Сатурна мы назовем всего семь наиболее крупных: Титан, Энцелад, Япет, Рею, Диону, Тефию и Мимас. Следующая планета-гигант – Уран – необычна тем, что она как-бы “лежит на боку” – ось наклона Урана с плоскостью эклиптики составляет 98° – благодаря чему на Уране происходит очень резкая смена времен года. Из его 21 спутника мы назовем наиболее крупные: Миранду, Ариэль, Умбриэль,Титанию и Оберон. Еще одна отличительная особенность Урана – вращение в обратную сторону. Последней планетой-гигантом является Нептун (Самый большой спутник Нептуна – Тритон). Все планеты-гиганты отличает наличие большого числа спутников, системы колец и протяженные газовые атмосферы.
Самая последняя планета Солнечной системы – Плутон – является самой маленькой планетой. У Плутона имеется три спутника, самый крупный из которых – Харон, который немногим меньше самой планеты. Благодаря этому система Плутон-Харон является действительно двойной планетой. После открытия в поясе Койпера трансплутонного объекта Квавар с диаметром более половины диаметра Плутона всерьез начали рассматривать вопрос о том, что считать планетой и выделять ли Плутон и транплутонные объекты в группу планет-карликов или понизить статус Плутона до астероида. 24 августа 2006 года на съезде 26-й Генеральной Ассамблее МАС Плутона лишили статуса большой планеты. Отныне в Солнечной системе только 8 больших планет.
Порядок выполнения работы:
Сравнительная характеристика планет земной группы и планет-гигантов
Характеристика планеты |
Планета земной группы |
Планета-гигант |
|
Положение относительно Солнца, форма орбиты. |
|||
Радиус планеты Средняя плотность Масса |
|||
Период обращения по орбите (год) Период обращения вокруг своей оси (сутки) |
|||
Наличие спутников. |
|||
Температура |
|||
Состояние атмосферы |
|||
Есть ли жизнь на планете? |
|||
Особенности планеты |
Выводы
Практическое занятие №3
Тема: Решение проблемных заданий, кейсов
Цель: измерить количество солнечной энергии, которую получает определенный участок поверхности Земли в течении определенного времени
Оборудование: карандаш, линейка
Краткие теоретические сведения
Количество энергии, которую получает поверхность Земли от Солнца, зависит от угла падения солнечных лучей α:
Где q=1,4кВт/м2 – солнечная постоянная, или количество энергии, которую получает единица поверхности Земли, если солнечные лучи падают перпендикулярно к поверхности, т.е при α=0
На нашей широте количество энергии, которую получает поверхность за летний день достигает 25.2*Дж/м2. Для определения количества энергии, которую получает определенный участок площадью S за промежуток времени t, будем считать, что угол падения солнечных лучей за время измерений остается постоянным:
Порядок выполнения работы
1.Возьмите карандаш и установите вертикально так, чтобы он от солнечного света отбрасывал тень на плоскость стола.
2.Измерьте длину карандаша Н и длину тени L. Измерения занесите в таблицу
3.Энергию будем рассчитывать на S=1м2
4.Вычислите косинус угла падения солнечных лучей по формуле:
5.Вычислите энергию, которую получает от Солнца площадь 1м2 в течении 1 часа по формуле:
6. Результаты запишите в таблицу: (не забываем, время и длину перевести в систему СИ)
Н,м |
L,м |
|
S,м2 |
t, с |
q, кВт/м2 |
Е, кВт*ч |
|
|
|
|
|
|
|
7.Определите, сколько времени сможет светиться электрическая лампа мощностью 100Вт, если на ее работу будет потрачено 50% полученной вами солнечной энергии Е.
Подсказка: (Из курса физики: мощность равна энергия разделить на время)
8. Сделайте вывод
Критерии оценивания практических занятий
Оценка «отлично» выставляется в случае, если практические задания выполнены точно в соответствии с методическими указаниями, сформулированы точно выводы в соответствии с произведенными расчетами.
Оценка «хорошо» выставляется в случае, если практические задания выполнены в соответствии с методическими указаниями, но в произведенных расчетах и выводах допущены не существенные ошибки.
Оценка «удовлетворительно» выставляется в случае, если практические задания выполнены не в полном объеме, но в соответствии с методическими указаниями, в произведенных расчетах и выводах допущены существенные ошибки.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, в случае если практические задания выполнены не в полном объеме, не в соответствии с методическими указаниями, в произведенных расчетах и выводах допущены грубейшие ошибки.
5.2.Задания промежуточной аттестации
Промежуточный контроль освоения учебной дисциплины Астрономия осуществляется на дифференцированном зачете. Условием допуска к промежуточной аттестации по дисциплине является обязательное выполнение всех практических занятий
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета по вопросам.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Крым «Симферопольский колледж радиоэлектроники»
Рассмотрено Цикловой методической комиссией №__ Протокол №__ «___»___________ 20__ г.
Председатель ЦМК №2
__________ Э.Л. Ислямова |
Перечень вопросов к Дифференцированному зачету Дисциплина ОУД.07 Астрономия Специальность 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы 11.02.12 Почтовая связь 12.02.07 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники» Курс 1 группа КС20, КС21, МТ5, ПС4 |
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ____________В.И.Полякова
«___»__________ 20____ г. |
1. Астрономия, ее связь с другими науками.
2. Роль астрономии в развитии цивилизации.
3. Основные разделы астрономии.
4. Структура и масштабы Вселенной.
5. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина.
6. Достижения современной космонавтики.
7. Звезды и созвездия.
8. Видимая звездная величина.
9. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы.
10. Небесные координаты.
11. Звездные карты.
12. Видимое движение звезд на различных географических широтах.
13. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил.
14. Эклиптика. Видимое годичное движение Солнца.
15. Видимое движение и фазы Луны.
16. Затмения Солнца и Луны.
17. Время и календарь.
18. Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира.
19. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
20. Строение Солнечной системы
21. Законы Кеплера. Законы движения планет.
22. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
23. Размер и форма Земли.
24. Горизонтальный параллакс.
25. Определение размеров светил.
26. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Космические скорости и форма орбит. Приливы.
27. Определение масс небесных тел.
28. Искусственные спутники и аппараты. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
29. Астрономические наблюдения и телескопы.
30. Особенности астрономических методов исследования.
31. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах.
32. Практическое применение астрономических исследований.
33. Наземные и космические телескопы, принцип их работы
34. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Общие характеристики планет.
35. Земля и Луна — двойная планета.
36. Космические лучи.
37. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.
38. Планеты земной группы. Планета Земля. Природа Меркурия, Венеры и Марса.
39. Планеты-гиганты. Особенности планет – гигантов. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.
40. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
41. Астероидная опасность
42. Состав и строение Солнца.
43. Источник энергии Солнца. Излучение и температура Солнца.
44. Солнечная активность и ее влияние на Землю.
45. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи
46. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования.
47. Закон Стефана— Больцмана.
48. Измерение расстояний до звезд.
49. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Видимые звездные величины.
50. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.
51. Эффект Доплера.
52. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»).
53. Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды
54. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
55. Гравитационные волны. Модели звезд.
56. Переменные и нестационарные звезды.
57. Цефеиды — маяки Вселенной.
58. Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
59. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
60. Разнообразие мира галактик.
61. Квазары.
62. Скопления и сверхскопления галактик.
63. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла.
64. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана.
65. Большой взрыв.
66. Реликтовое излучение.
67. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
68. Проблема существования жизни вне Земли.
69. Условия, необходимые для развития жизни.
70. Поиски жизни на планетах Солнечной системы.
71. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.
72. Планетные системы у других звезд.
Критерии оценки дифференцированного зачета
Оценка |
Характеристики ответа обучающихся |
«Отлично» |
- Обучающийся обладает глубокими и прочными знаниями программного материала; - уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает; - при ответе на два вопроса демонстрирует исчерпывающее, последовательное и логически стройное изложение; - опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью; - правильно формулирует понятия и закономерности по вопросам; - умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи; - использует примеры из дополнительной литературы и практики; - делает выводы и обобщения. |
«Хорошо» |
- Обучающийся твердо усвоил программный материал, грамотно и по существу излагает его, опираясь на знания основной литературы; - не допускает существенных неточностей в формулировании понятий; - его ответ представляет грамотное изложение учебного материала по существу; - правильно применены теоретические положения, подтвержденные примерами; - вопросы освещены полностью, при этом допущены две – три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя; - делает выводы и обобщения. |
«Удовлетворительно» |
- Обучающийся усвоил только основной программный материал, по существу излагает его, опираясь на знания только основной литературы; - имеет общие знания основного материала без усвоения некоторых существенных положений; - допускает несущественные ошибки и неточности; - испытывает затруднения в практическом применении знаний; - затрудняется в приведении примеров, подтверждающих теоретические положения; - затрудняется в формулировании выводов и обобщений; - формулирует основные понятия с некоторой неточностью; - один из вопросов разобран полностью, второй начат, но не завершены до конца; |
«Неудовлетворительно» |
- Обучающийся не усвоил значительной части программного материала; - допускает существенные ошибки и неточности, испытывает трудности в практическом применении знаний; - не формулирует выводов и обобщений. - допускает существенные ошибки в процессе изложения; - не умеет выделить главное и сделать вывод; - приводит ошибочные определения; - ни один вопрос не рассмотрен до конца, наводящие вопросы не помогают |
Перечень используемых информационных источников
Основные источники:
1. Кунаш М.А., Астрономия: общеобразовательная подготовка: Учебное пособие для колледжей (ФГОС) / Кунаш М.А. - Рн/Д:Феникс, 2019. - 285 с. (Среднее профессиональное образование) ISBN 978-5-222-31145-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1014497 (дата обращения: 27.08.2021)
Дополнительные источники:
1.Астрономия [Текст]: учебное пособие для СПО / А. В. Коломиец [и др.]; отв. ред. А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 277 с.
Лист согласования
Дополнения и изменения к ФОС на учебный год
Дополнения и изменения к ФОС на __________ учебный год по дисциплине ________________________________________________________. В ФОС внесены следующие изменения: _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Дополнения и изменения в ФОС обсуждены на заседании цикловой методической комиссии № ____
« ____» _______________ 20___ г.
Протокол № _____
Председатель комиссии ________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.