Цель ПД
Создание системы формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся через создание необходимых условий на уроке и во внеурочной деятельности, способствующих реализации их творческих способностей.
Для достижения поставленной цели в своей работе я решаю следующие задачи:
1) формировать познавательный интерес к предмету через применение игровых технологий;
2) подобрать и разработать фонетические упражнения и игры, способствующие снятию трудностей в обучении чтению на уроках английского языка
подходы
При решении данных задач в своей практике я реализую следующие подходы:
1) личностно-ориентированный подход – подразумевает учёт возрастных особенностей и интересов учащихся при отборе содержания учебного материала, а также при организации познавательной деятельности учащихся на уроке. Это означает, что организация процесса обучения построена таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путём актуализации и обогащения личного опыта учащихся. Упражнения должны быть направлены на развитие личности учащихся и на актуализацию их знаний о родной и иноязычной культуре;
2) компетентностный, целью которого является формирование коммуникативной компетенции, необходимой для общения на иностранном языке в различных речевых ситуациях. Это означает, что учащиеся должны быть готовы к осуществлению межличностного и межкультурного общения с носителями языка, к вступлению в диалог с представителями других культур;
3) деятельностный – предполагает использование различных форм организации работы на уроке (индивидуальной, парной, групповой), а также участие детей во внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях
.
коммуникативная компетенция заключается также в умении читать аутентичные тексты с целью извлечения информации о странах изучаемого языка, их культуре и быте. Следовательно, коммуникативная компетенция на уроках иностранного языка реализуется во всех видах речевой деятельности, включая чтение.
Роль чтения в современном мире особенно велика. Чтение обогащает человека духовно и нравственно, воздействует на его чувства и волю, а также является одним из важнейших средств человеческого общения и человеческой культуры. Однако, научить младшего школьника правильно читать на иностранном языке – непростая задача. Ни для кого не секрет, что, увидев иностранные слова, младшие школьники испытывают трудности, связанные с овладением техникой чтения, а это, в конечном итоге, приводит к снижению уровня мотивации у учащихся. Безусловно, при отсутствии мотивации интереса к предмету не возникнет. Ведь мотивация является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности. В связи с вышеизложенным, у учителей всё чаще возникают следующие вопросы:
Как приобщить младших школьников к чтению на английском языке без принуждения?
Как построить процесс обучения так, чтобы учащиеся испытывали как можно меньше трудностей при чтении? И самое главное, какими технологиями и приёмами нужно овладеть учителю, чтобы сделать урок увлекательным и интересным?
Существует большое разнообразие способов и технологий организации учебной деятельности, среди которых особое преимущество имеют игровые. Игра активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет привлекать их внимание и удерживать его. В процессе игры происходит развитие личностного потенциала учащихся.
С психологической точки зрения игра имеет множество достоинств, способствующих наиболее качественному усвоению учебного материала. В игре все равны, она способствует созданию ситуации успеха, атмосферы увлечённости и радости в процессе обучения.
Чувство равенства и ощущение посильности заданий помогает ученику преодолеть стеснительность, а за счет этого снижается боязнь ошибок употребления и чтения иностранных слов. Следовательно, у детей возникает чувство удовлетворения и радости от достигнутых результатов, возникает стремление познавать что-то новое об изучаемом языке, а главное, возрастает мотивация к изучению предмета[4, с. 13].Наряду с вышеизложенным, использование игр на уроках иностранного языка способствует реализации следующих целей:
Виды игр
1. формирование определённых навыков;
2. развитие определённых речевых умений;
3. развитие умения общаться
Особое внимание в своей практике я уделяю подборке и разработке различных игр и упражнений, направленных на формирование и закрепление фонетических навыков. Для решения данной задачи я подбираю различные виды фонетических упражнений и игр, способствующих снятию трудностей в обучении чтению. При подборке данных игр я руководствуюсь системой упражнений, разработанной следующими авторами: Матвеевым С.А., Никитенко З.Н., Негневицкой З.И., Крыловой Е.А. На основе данных упражнений мною был разработан пакет фонетических игр.
«Фонетические игры, способствующие преодолению трудностей в обучении иноязычному чтению»
У учителя находятся карточки-дубликаты с этими словами. Каждой команде предлагается игровое поле с английскими словами на отработку и закрепление правил чтения гласных звуков в различных типах слога( в данном примере приведены правила чтения буквы Аа), игральный кубик и фишки.
В начале игры фишка ставится в первую клетку игрового поля. Ребёнок из каждой команды по очереди бросает кубик и читает то слово, которое ему выпало и называет гласный звук, который «спрятан» в этом слове
1) Игра «Happy words- Веселые слова»
Пример игрового поля( автор Крыловой Е.А). Пособие «Учимся читать гласные»
«Фонетические игры, способствующие преодолению трудностей в обучении иноязычному чтению»
- закрепление фонетических навыков, формирование умений анализировать полученную информацию.
Правила игры предельно просты:
Учащимся предлагается распределить слова в мешочек с нужным звуком и раскрасить их. Слова со звуком [ei] нужно раскрасить жёлтым цветом, а со звуком [e] зелёным.
Таким образом, у учащихся происходит закрепление фонетических навыков, а также дети овладевают основными логическими действиями (в данном случае, анализом).
Игра «read and colour»
«Фонетические игры, способствующие преодолению трудностей в обучении иноязычному чтению»
направлена на нахождение звуко-буквенных соответствий , а также умений правильно распределять информацию).
правила игры заключаются в следующем: каждой команде выдаётся по 2 конверта. В одном из них слова, в другом – транскрипция к ним. Учащимся предлагается соединить слово с его транскрипцией. На выполнение задания даётся 5 минут. Побеждает команда, собравшая больше верных соответствий за меньшее количество времени.
Игра «Найди пару»
«Фонетические игры, способствующие преодолению трудностей в обучении иноязычному чтению»
Игра-соревнование,способствующая формированию произносительных навыков, а также умению анализировать информацию и дифференцировать гласные звуки.
Ученики делятся на команды.
Каждой команде раздаётся несколько одинаковых иллюстрированных карточек со знакомыми им словами на английском языке, которые читаются по – разному в различных типах слога. Например, hat-lake, rose-dog, student-pupply и т.д. Учитель произносит слово, а дети поднимают карточку с тем словом, которое они услышали. Если дети услышали слово правильно, то им дается карточка со звуком, который содержится в этом слове. Соответственно, побеждает команда, которая правильно услышала наибольшее количество звуков.
Игра «Guess the sound»
Игра-,способствующая формированию и закреплению произносительных навыков.
ученик выходит к доске. Ему выдается карточка со словом в закрытом слоге, например,pin.затем ученику выдается волшебная палочка с окончанием буквой Е.
Ученик играет роль волшебника и превращает закрытый слог в открытый, например , слово pin в слово pine и т д
Игра «The magic E»
«
Игры, безусловно, облегчают процесс обучения говорению и чтению на иностранном языке, способствуют снижению психологического барьера, облегчают процесс усвоения букв и звуков, а главное- с помощью игр мы мотивируем детей и делаем процесс обучения интереснее и увлекательнее. В начале обучения дети делают первые шаги: воспринимают и различают первые звуки, слушают, понимают и читают первые иностранные слова, а затем участвуют в первых олимпиадах и ставят небольшие сценки, но делают это с большим интересом и огромным желанием. Я очень люблю свой предмет и хочу, чтобы изучение английского языка стало для детей не насущной необходимостью, а желанием и стремлением открывать для себя что-то новое и интересное, желанием знакомится с традициями и культурой не только своей страны, но и других стран, ведь только тогда происходит развитие личности и расширение кругозора у учащихся
Список используемой литературы:
1 Н.Е. Буланкина, Е.А. Соколков «Проблемы поликультур и полиязычия в гуманитарном образовании» (Монография) М., изд-во «ЛОГОС», 2008,30 с
2 И.Л. Бим Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. -2001, №
3 Е.А. Быстрова «Обучение русскому языку в школе»- учеб. пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 23 с.
4 В. П. Козвонина Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк. 2000. № 7.
5 Е.А.Крылова – Учимся читать гласные\Птер, 2014, 25с.
6Е. И. Негневицкая, З. Н. Никитенко, Е. А. Ленская. - Книга для учителя: к учебному пособию по английскому языку для 1 класса общеобразовательных учреждений /. Москва : Просвещение, 1994. - 80с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.