Дорош Ю.Н.
ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК С ОВЗ»
«ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»
Цель реализации формы наставничества «учитель — ученик с ОВЗ» -это успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью) в образовательную среду образовательной организации и социокультурную среду социума.
Задачи взаимодействия наставника с наставляемым при реализации формы «учитель — ученик с ОВЗ»:
- создание условий для успешного обучения, обучающегося;
- создание условий для успешной социализации обучающегося;
- максимальное раскрытие потенциала личности обучающегося.
Успешность включенности обучающегося в жизнь образовательной организации и жизнь социума определяется с точки зрения развития:
- когнитивной (познавательной) сферы;
- коммуникативной сферы;
- эмоциональной сферы: психологическая адаптация к процессу обучения в образовательной организации, к внеурочной деятельности, возникновение и сохранение положительного эмоционального настроя по отношению к процессу жизнедеятельности в образовательной организации и взаимодействию с социумом;
- самостоятельности.
Наставник способен стать для подростка человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, в поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии творческого потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
Для детей с нарушениями характерно недоразвитие познавательной деятельности, которая выражается в том, что они меньше, чем их сверстники, испытывают потребность в познании. Наставничество направлено на развитие всех способностей у обучающегося.
Взаимодействие по форме наставничества «учитель-ученик с ОВЗ» в процессе которого происходит педагогическая и психологическая поддержка такого ученика, способствует созданию условий для осознанного выбора оптимальной траектории, повышению мотивации к учебе, улучшению образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптации в школьном коллективе. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребёнка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Наставничество позволит ему увереннее чувствовать себя в школе, и за ее пределами.
Выделим проблемы обучающегося образовательной организации решаемые с помощью наставничества:
● отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории;
● низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов развития;
● низкий уровень форсированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
● конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие социальное движение;
● низкий уровень общей культуры, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества;
● невозможность реализовать свой потенциал в силу отсутствия опыта и жизненных ресурсов.
Для решения данных проблем должно быть тесное взаимодействие со всеми участниками учебного процесса: педагогом и психологом, классным руководителем, педагогами, работающими в школьном коллективе, с обучающимися в учебном коллективе (без статуса) и родителями обучающегося со статусом. Можно сказать, что наставник работает или держит руку на пульсе по направлениям:
1. Диагностико - коррекционному.
2. Социально – правовому.
3. Консультационному.
4. Профилактическо - просветительскому.
5. Организационно – массовому.
6. Информационно – методическому.
И осуществляет мониторинг.
Диагностико – коррекционное направление включает в себя комплексную психолого – медико – педагогическую диагностику уровня психического, физического развития, отклонений в поведении и развитии личности детей, отдельных психических процессов, трудностей адаптации, учащихся в учебном заведении. Построение на основе диагностических исследований коррекционного воздействия с целью компенсации девиаций личностного развития, коррекции межличностных отношений, адаптации ребенка в социальной среде. (сотрудничество с педагогом-психологом учреждения)
Социально–правовое направление–оказание помощи детям с ограниченными возможностями в защите их прав и охраняемых законом интересов, правовое просвещение семей. (сотрудничество с социальным педагогом)
Что здесь подразумевается- это бесплатное питание, обеспечение УМК и т.д.
Консультационное направление – консультация родителей или лиц, их заменяющих, а также педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями по проблемам адаптации, специфике психолого – педагогического воздействия на личность ребенка с ограниченными возможностями. (наставник и педагоги, работающие с обучающимся)
Профилактико-просветительское направление – профилактика дезадаптации детей со статусом, создание информационного банка данных, ведение просветительской работы, предупреждение возникновения неблагоприятных функциональных состояний у учащихся, педагогов. (наставник)
Это предупреждение и обращения к соц. органам (ПДН и т.д.)
Организационно – массовое направление – привлечение детей с ОВЗ и их родителей к общественно – культурной жизнедеятельности. (наставник)
По мере возможности ребенок должен участвовать в мероприятиях класса и школы.
Информационно – методическое направление - активное внедрение и актуализация имеющихся психологических и социальной информации в среде педагогов, родителей и воспитателей, разработка методик ведения социальной, психологической работы в условиях школы. (педагог-психолог)
Мониторинг–диагностическое отслеживание результатов реализации программы. (педагог-наставник и педагог-психолог)
Педагог-наставник 1 раз в две недели с передачей информации педагогу психологу, который в свою очередь проводит свои диагностические мероприятия 1 раз в месяц.
Ожидаемые результаты наставничества ребенка с ОВЗ:
1. Повышение эффективности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Принятие ребенком собственной индивидуальности, своих возможностей, своего дефекта за счет создания творческой, доброжелательной обстановки в психолого-педагогическом, детском коллективах.
3. Повышение познавательной активности, расширение сферы знаний, умений, навыков через организацию педагогических, воспитательных мероприятий.
4. Повышение уровня сформированности навыков коммуникативного общения, усвоение детьми социальных норм и правил поведения в соответствии с их ролевыми позициями в структуре временной детской группы.
5. Личностное развитие участников, духовное и физическое оздоровление.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.