Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская средняя общеобразовательная школа №9 им. М.И. Неделина
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
«Родина – это мы!»
Классный руководитель 6 «А» класса
Ильичева Екатерина Николаевна
Одинцово, 2019
Содержание
1. Введение стр. 3
2. Цели и задачи концепции стр. 4
3. Ожидаемые результаты стр. 5
4. Основные этапы концепции стр. 9
5. Заключение стр. 13
6. Литература стр. 14
Введение
Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине… Это гораздо больше…
Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней.
Алексей Толстой.
Концепция патриотического воспитания составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она рассчитана на учащихся среднего школьного возраста и дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.
Концепция представляет собой документ, который характеризует имеющиеся проблемы, основные тенденции, главные задачи и направления воспитания, развития учащихся и особенности организации воспитательного процесса, основные планируемые конечные результаты и критерии. Научно-методической основой разработки концепции воспитательной системы послужили труды следующих авторов: Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Лихачева Д.С., Щурковой Н.Е.
Актуальность. Современная ситуация в России характеризуется социальной дифференциацией общества, определенной девальвацией духовных ценностей, снижением воспитательного воздействия историко-культурных ценностей, искусства и образования как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма. Стала более заметной утрата у молодежи патриотического сознания. Упал престиж воинской службы. В этих условиях очевидна необходимость усиления роли воспитания, прежде всего воспитания у молодежи чувства патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Наполнение патриотического воспитания новым содержанием должно осуществляться на основе новых подходов.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
В 2017 году я пришла работать в школу и, проведя первый классный час на тему «С чего начинается Родина?», поняла, что мои дети не могут ответить на такой, казалось бы, простой вопрос. Они говорят какие-то общие фразы, по типу: «Это страна, в которой мы родились и живем». В них еще нет понимания того, что Родина, в первую очередь, это народ, мы сами.
Именно поэтому у меня зародилась идея создания концепции воспитательной работы «Родина – это мы!».
Я считаю патриотическое воспитание подрастающего поколения одним из основных направлений работы в современной школе, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития прекрасного чувства любви к Родине. Работая над концепцией, я опираюсь на то, что социальное становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства.
Поэтому поставила перед собой цель – воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Далее были определены задачи:
· сформировать патриотическое сознание и гражданское поведение;
· развивать нравственные качества: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие;
· ознакомить детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры и сформировать чувство гордости за свой народ и свою страну;
· изучить особенности культуры, природы, народных традиций малой родины.
· формирование коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности;
· содействие становлению и проявлению индивидуальностей учащихся, их творческих способностей;
· воспитание патриотов России, бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
· воспитание толерантного отношения, терпимости к человеку независимо от его расовой и национальной принадлежности;
· формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей, уважительного отношения к труду и людям труда;
· формирование личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам.
Ожидаемые результаты реализации концепции:
· гражданско-патриотическая зрелость учащихся;
· высокие этические нормы поведения и жизни;
· активная гражданская позиция;
· стремление к духовному обогащению и развитию;
· чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;
· знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;
· стремление к здоровому образу жизни;
· участие в ежегодных школьных проектах;
· воспитание творческой, образованной личности, способной к самореализации;
· ориентация учащихся к профессиональному исоциальному самоопределению;
· повышение уровня социальной активности и инициативы школьников;
· эффективные формы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Рис.1.
Система работы.
Концепцию воспитательной работы «Родина – это мы!» я составила на основе федеральных и региональных Программ.
За основу взяла следующие принципы:
Систематичность.
Открытость.
Доступность.
Субъектная позиция учащихся.
Воспитание через социально значимую деятельность.
Интеграция усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, при написании концепции я использовала следующие методы и формы воспитания:
ü Интеллектуальность – методы убеждение и самоубеждение (рассказ, беседа, разъяснение, диспут, анализ, инструктаж, дискуссия, доклад, диалог, игра, ассоциация, импровизация, театрализация).
ü Эмоциональность – метод внушения (этическая беседа, рассказ, беседа, разъяснение, притча, игра, настрой).
ü Волевая – методы требования и упражнения (совет, убеждение, намек, одобрение, выражение доверия, приучение, игра, рекомендация, инструктаж, проблемное задание, поручение).
ü Мотивационная – методы стимулирования и мотивации (похвала, благодарность, замечание, мотивированное лишение чего-либо, порицание, соревнование, совет, доброжелательная критика, практическая помощь).
ü Саморегуляционная – методы коррекции поведения и анализа деятельности (самооценка, самоконтроль, самоанализ, тренинг, взаимообучение, игра, рефлексия, презентация).
ü Предметно – практическая - метод воспитывающих ситуаций (поручение, самостоятельная и творческая работа, соревнование)
ü Экзистенциальная - метод дилемм или совместное обсуждение моральных дилемм: из двух зол выбрать меньшее (рефлексия, дискуссия)
Выбор и использование методов и форм работы осуществляются мной в соответствие с педагогическими задачами, которые я ставлю перед собой с учетом своеобразия возраста учащихся, особенностей класса, уровня сформированности гражданско-патриотической воспитанности подростков.
Концепция воспитательной работы «Родина– это мы!» включает в себя следующие направления:
1. Военно-патриотическое направление:
• изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
• сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
• формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
2. Гражданско-правовое направление:
• изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
• формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
• формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
• развитие реально действующего школьного самоуправления.
3. Культурно-историческое направление:
• воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;
• вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
• формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
4. Духовно-нравственное направление:
• формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
• воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
• формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
• воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
• формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Этапы реализации концепции
Этап I. (5 класс) В 2017 году я взяла 5 класс и, чтобы узнать детей, провела несколько диагностических работ с целью выявления уровня патриотизма и гражданственности моих подопечных. К огромному моему сожалению, я поняла, что большинство моих учеников не знают ничего о родных, погибших на полях сражений, не могут назвать имена героев нашей Родины.
Для начала мы с ребятами приняли решение регулярно проводить спортивные соревнования в параллели, как истинные патриоты, на классных часах говорили о вреде алкоголя, табакокурения и наркомании, приняли активное участие в Дне здоровья и заняли 2 место среди 5-6 классов.
В рамках духовно-нравственного направления с целью помочь детям в процессе адаптации мной были проведены классные часы на тему толерантности. Также классные часы посвящались ответственности за совершенный поступок, интересам и увлечениям ребят . Класс мне достался многонациональный, ребята съехались из разных уголков страны, что подтолкнуло меня к идее проведения цикла классных часов на тему «Моя малая родина» .Это помогло мне решить проблему национальной вражды и жестокости среди подростков.
На классном часу « Выбор всегда за нами » мы приняли решение о самоуправлении в классе: выбрали президента, назначили нескольких Министров (по направлениям), утвердили название класса. С тех пор наш школьный дом называется «Страна Ашек-Чебурашек », в котором управляют веселые, но в то же время надежные «министры», способные самостоятельно принимать решения и руководить жизнью классного коллектива.
Мои пятиклашки с особым рвением откликаются на просьбы о помощи! Так было и в феврале 2018 года, когда прошла новость о том, что одна многодетная семья нуждается в продуктах и одежде, наш класс дружно пришел на выручку: за один день было собрано всё необходимое и отвезено в семью.
Гражданско-правовое направление. Еще одним направлением моей работы, как классного руководителя, стало углубленное изучение Правил дорожного движения, овладели методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Изучая правила дорожного движения, ребята приобщились к культуре поведения на улицах города, у них сформировались навыки ведения работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Ребята приняли участие в школьном конкурсе плакатов «Права глазами ребенка» и заняли 1 место.
Культурно-историческое направление. Первые классные часы показали мне, что дети, недавно приехавшие из разных уголков страны в Одинцово, совсем не знают города, не говоря уже о его окрестностях. Вместе с детьми мы выбрали одно из направлений программы нашей совместной работы - «Наша город» (патриотическое, гражданское воспитание).
Сегодня имеется огромное поле деятельности по патриотическому воспитанию. Через эту систему стараюсь осуществить методику «живой истории»: знакомство с историческими памятниками. Моя цель – сформировать у учащихся бережное отношение к нашему прошлому, привить навыки исследователя, для которого важно и трагическое, и героическое в отечественной истории. Большую помощь оказывают мне не только встречи с ветеранами, изучение литературного материала, но и экскурсионная деятельность, например, экскурсии по местам боевой славы, тематические прогулки, использование семейных архивов.
В течение года, благодаря помощи и поддержке родителей моих учеников, мы побывали в нескольких музеях.
Военно-патриотическое направление.
В нашем классе есть дети, которые занимаются моделированием танков и самолетов, воссозданием миниатюр ВОВ. Поэтому мы решили провести «Классный мастер-класс», где мальчишки показали и рассказали о своем увлечении.
Я, как классный руководитель, стараюсь должное внимание уделять изучению воинских традиций российского народа и Вооруженных Сил РФ (увековечивание памяти погибших воинов, празднование памятных дат). У меня очень творческий и артистичный класс, поэтому всегда мы участвуем во всех школьных концертах и мероприятиях. Вот и праздник, посвященный Дню Победы , не прошел мимо нас. Ребята поставили потрясающий номер, пронизанный чувством благодарности и уважения к подвигу людей, отдавших жизнь за нашу свободу.
А еще ребята всегда с удовольствием принимают участие в военно-спортивных играх.
К сожалению, в наше время школьники забывают о том, что именно их деды и прадеды подарили им мирное небо над головой. Поэтому вместе со своими учениками и их родителями в преддверии Нового 2018 года приняли активное участие в акции «Подарок ветерану», ребята рисовали открытки, несли конфеты, чай и другие угощения для ветеранов.
Физкультурно-оздоровительное направление. Ученики нашего класса активно занимаются спортом, среди нас хоккеисты, футболисты, фигуристы, борцы и боксеры, любители конного спорта и бадминтона. Они не просто занимаются любимым делом, они представляют нашу школу на районном и областном уровнях. Так наш ученик, Соколов Максим, в составе сборной школы по бадминтону принес не одну победу, за что был награжден благодарственной грамотой от руководства школы.
Литературно-музыкальное, художественное направление.Так как я являюсь учителем русского языка и литературы, то конечно же, это их самых близких для меня направлений. Потому что фиксирование форм местного фольклора, способствуюет ознакомлению с характерными национальными чертами, мудростью поколений, формированию чувства единства со своим народом.
Изучение произведений классиков (на уроках литературного чтения, русской и зарубежной литературы, в рамках внеурочного чтения), которые учат защищать природу и духовные ценности родного края, воспитывают милосердие, умение восхищаться героическими подвигами и сопереживать нуждающимся в помощи .
Какие здесь у нас были успехи? Наша ученица ,Бердасова Александра, с честью представляла класс на самом главном конкурсе школы «Ученик года».Саша стала финалистом этого конкурса, получив признание в номинации «За многогранность».А Света Хохлова представляла нашу школу на районном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» и стала призером.
Итогом 1 этапа стали мини-сочинения, где мои пятиклассники с гордостью писали, что они – частичка того мира, где правит любовь, где есть взаимоподдержка и взаимопомощь, где можно проявить свои лучшие качества. Мои ученики с любовью писали о своей Родине. Поэтому я убеждена, что проделанная совместная работа не прошла даром. Ведь патриотизм начинается с любви к Родине, школе, к тому миру, который помогает раскрыть лучшие качества ребенка. Но это было только начало. Поэтому следующий этап – это продолжение работы над патриотическим воспитанием моих учеников.
II этап. 6-7 классы. 2018-2019 .
Учебный год для моих юных патриотов начался традиционно: диагностика уровня патриотизма моих учеников показала, что гордятся подвигом героев Великой Отечественной войны 57%, знают ФИО героев Вов 60%, прочитали книги о ВОВ 57% .
Военно-патриотическое направление. В сентябре 2018г. ребята уже самостоятельно подготовили классный час о трагедии в Беслане.
Традиционно приняли участие в спартакиаде, посвященной Дню здоровья и заняли 1 место среди 5-6 классов!
В этом году руководство школы доверило нашему классу вести школьную газету «Неделинка NEWS», в состав которой входит альманах «Мой прадедушка – герой!», к концу ноября мы планируем явить свету наш первый выпуск.
В ноябре (3.11.2018) всем классом отправляемся в парк им. Л. Лазутиной на спортивно-патриотическую эстафету «Живу спортом», посвященную Дню народного единства.
Культурно-историческое направление. Мои шестиклассники уже побывали с экскурсией в подмосковном городе Коломна, в городе многовековой историей. Побывали в Коломенском Креме, узнали историю создания города, увидели бои ратоборцев, смогли примерить боевое снаряжение русских воинов, подержать в руках настоящую палицу, пострелять из лука и арбалета! Ребята узнали много интересных фактов о Смутном времени и Лжедмитрии.
Ученица нашего класса (Куракова София) стала призером муниципального уровня Всероссийской олимпиады «Наше наследие».
Литературно-музыкальное, художественное направление. Еще одна ученица(Светлана Хохлова) стала призером районного конкурса чтецов «День пушкинского лицея» и участвовала в районном творческом конкурсе юных поэтов Одинцовского района.
Социально-трудовое. В сентябре 2018 наш класс принял самое активное участие в акции «Посади дерево» и обзавелся свое собственной клумбой на школьной территории.
Впереди еще целый учебный год. Мы с ребятами запланировали множество экскурсий, интересных акций и мероприятий.
Мы работаем и развиваем нашу систему вместе.
3.Этап (8-9 кл.) в разработке.
Заключение.
Подводя итоги, могу сделать вывод о том, что в созданной мной среде, где дети учатся принимать решения, определять уровень своего участия в общественной жизни, где работает система самоуправления , где родители моих учеников принимают активнейшее участие во внеурочной деятельности моих учеников, подростки чувствуют себя самостоятельной единицей развития общества и свою ответственность за жизнь в сложном окружающем мире. Они легко идут на контакт с учителями и администрацией школы, организуют и осуществляют собственные проекты. Они не сомневаются в том, что их не поймут и не поддержат, они готовы выступать с социально-значимой инициативой, бороться за возможность осуществления собственных идей. За год работы составленной мной Концепции воспитательной работы «Родина – это мы!» стоит подчеркнуть, что один из моих учеников принял решение после 7 класса поступить в кадетский корпус, а еще 1 занимается в «Школе разведки». Еще у двоих зародились идеи проектов, направленных на работу с ветеранами и школьным историческим музеем. Поэтому я смело могу сделать вывод о том, что мои ученики уже сейчас ведут себя как патриоты, пусть они ещё маленькие, но они делают свой вклад. А в будущем они станут настоящими патриотами с активной гражданской позицией.
Список литературы
1. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /[Авт.-сост.] Т.А. Орешкина. Волгоград: Учитель, 2007.
2. Г.А. Коновалова. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях. Новокузнецк, 2003г.
3. Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5–10 классы. М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово, 2010г.
5. Под редакцией Е.В. Бускиной, Л.А. Фоминой, Л. Г. Батраковой. Творческая образовательная среда в современной школе: внеклассные мероприятия и научно-исследовательская работа обучающихся. Новокузнецк «ИПК», 2011г.
6. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / [Авт.-сост. ]И.А. Пашкович. Волгоград: Учитель, 2006.
7. https://www.menobr.ru/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.