Концепция воспитательной работы "Родина- это мы!"

  • Документация
  • docx
  • 13.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Концепция патриотического воспитания составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она рассчитана на учащихся среднего школьного возраста и дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.
Иконка файла материала концепция воспитательной работы.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя общеобразовательная школа №9 им. М.И. Неделина

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

«Родина – это мы!»

 

Классный  руководитель 6 «А» класса

Ильичева Екатерина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одинцово, 2019

 

Содержание

 

1.     Введение                                                                                   стр. 3

2.     Цели и задачи концепции                                                        стр.  4                                                

3.     Ожидаемые результаты                                                            стр. 5

4.     Основные этапы концепции                                                    стр. 9

5.     Заключение                                                                                стр. 13

6.     Литература                                                                                стр. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                                                                          Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине… Это гораздо больше…

                                                              Это – сознание своей неотъемлемости от  родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней.

Алексей Толстой.

          Концепция патриотического воспитания составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она рассчитана на учащихся среднего школьного возраста и дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.

        Концепция представляет собой документ, который характеризует имеющиеся проблемы, основные тенденции, главные задачи и направления воспитания, развития учащихся и особенности организации воспитательного процесса, основные планируемые конечные результаты и критерии. Научно-методической основой разработки концепции воспитательной системы послужили труды следующих авторов: Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Лихачева Д.С., Щурковой Н.Е.

              Актуальность. Современная ситуация в России характеризуется социальной дифференциацией общества, определенной девальвацией духовных ценностей, снижением воспитательного воздействия историко-культурных ценностей, искусства и образования как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма. Стала более заметной утрата у молодежи патриотического сознания. Упал престиж воинской службы. В этих условиях очевидна необходимость усиления роли воспитания, прежде всего воспитания у молодежи чувства патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Наполнение патриотического воспитания новым содержанием должно осуществляться на основе новых подходов.     

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

      В 2017  году я пришла работать в школу и, проведя первый классный час на тему «С чего начинается Родина?», поняла, что мои дети  не могут ответить на такой, казалось бы, простой вопрос. Они говорят какие-то общие фразы, по типу: «Это страна, в которой мы родились и живем». В них еще нет понимания того, что Родина, в первую очередь, это народ, мы сами.

 Именно поэтому у меня зародилась идея создания концепции воспитательной  работы  «Родина – это мы!».

Я считаю  патриотическое воспитание подрастающего поколения одним из основных  направлений работы в  современной школе, ведь детство и юность –  самая благодатная пора для привития прекрасного чувства любви к Родине.  Работая над  концепцией, я опираюсь на то, что социальное становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства. 

Поэтому поставила перед собой цель воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Далее были  определены задачи:

·        сформировать патриотическое сознание и гражданское поведение;

·        развивать нравственные качества: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм,  доброта, стыд, уважение к людям, милосердие;

·        ознакомить детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры и сформировать чувство гордости за свой народ и свою страну;

·        изучить особенности культуры, природы, народных традиций малой родины.

·        формирование коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности;

·        содействие становлению и проявлению индивидуальностей учащихся, их творческих способностей;

·        воспитание патриотов России, бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

·        воспитание толерантного отношения, терпимости к человеку независимо от его расовой и национальной принадлежности;

·        формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей, уважительного отношения к труду и людям труда;

·        формирование личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам.

 

Ожидаемые результаты реализации концепции:

·        гражданско-патриотическая зрелость учащихся;

·        высокие этические нормы поведения и жизни;

·        активная гражданская позиция;

·        стремление к духовному обогащению и развитию;

·        чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;

·        знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;

·        стремление к здоровому образу жизни;

·        участие в ежегодных школьных проектах;

·        воспитание творческой, образованной личности, способной к самореализации;

·        ориентация учащихся к профессиональному исоциальному самоопределению;

·        повышение уровня социальной активности и инициативы школьников;

·        эффективные формы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

 

Рис.1.

 

Система работы.

Концепцию воспитательной работы «Родина – это мы!»  я составила на основе федеральных и региональных Программ.

За  основу взяла следующие принципы:

­   Систематичность.

­   Открытость.

­   Доступность.

­   Субъектная позиция учащихся.

­   Воспитание через социально значимую деятельность.

­   Интеграция усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, при написании концепции я использовала следующие методы и формы воспитания:

ü    Интеллектуальность – методы убеждение и самоубеждение (рассказ, беседа, разъяснение, диспут, анализ, инструктаж, дискуссия, доклад, диалог, игра, ассоциация, импровизация, театрализация).

ü    Эмоциональность – метод внушения (этическая беседа, рассказ, беседа, разъяснение, притча, игра, настрой).

ü    Волевая – методы требования и упражнения (совет, убеждение, намек, одобрение, выражение доверия, приучение, игра, рекомендация, инструктаж, проблемное задание, поручение).

ü    Мотивационная – методы стимулирования и мотивации (похвала, благодарность, замечание, мотивированное лишение чего-либо, порицание, соревнование, совет, доброжелательная критика, практическая помощь).

ü    Саморегуляционная – методы коррекции поведения и анализа деятельности (самооценка, самоконтроль, самоанализ, тренинг, взаимообучение, игра, рефлексия, презентация).

ü    Предметно – практическая - метод воспитывающих ситуаций (поручение, самостоятельная и творческая работа, соревнование)

ü    Экзистенциальная - метод дилемм или совместное обсуждение моральных дилемм: из двух зол выбрать меньшее (рефлексия, дискуссия)

Выбор и использование методов и форм работы осуществляются мной в соответствие с педагогическими задачами, которые я ставлю перед собой с учетом своеобразия возраста учащихся, особенностей класса, уровня сформированности гражданско-патриотической воспитанности подростков.

Концепция воспитательной работы «Родина– это мы!» включает в себя следующие направления:

1. Военно-патриотическое направление:

•   изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

•   сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

•   формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

2. Гражданско-правовое направление:

•   изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

•   формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

•   формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

•   развитие реально действующего школьного самоуправления.

3. Культурно-историческое направление:

•   воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;

•   вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

•   формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

4. Духовно-нравственное направление:

•   формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

•   воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

•   формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

•   воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

•   формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Этапы реализации концепции

Этап I. (5 класс) В 2017 году я взяла 5 класс и, чтобы узнать детей, провела несколько диагностических работ с целью выявления уровня патриотизма и гражданственности моих подопечных. К огромному моему сожалению, я поняла, что большинство моих учеников не знают ничего о родных, погибших на полях сражений, не могут назвать имена героев нашей Родины.

Для начала мы с ребятами приняли решение регулярно проводить спортивные соревнования в параллели, как истинные патриоты, на классных часах говорили о вреде алкоголя, табакокурения и наркомании, приняли активное участие в Дне здоровья и заняли 2  место среди 5-6 классов.

В рамках духовно-нравственного направления с целью помочь детям в процессе адаптации мной были проведены классные часы на тему толерантности. Также классные часы посвящались ответственности за совершенный поступок, интересам и увлечениям ребят . Класс мне достался многонациональный, ребята съехались из разных уголков страны,  что подтолкнуло меня к идее проведения цикла классных часов на тему «Моя малая родина» .Это помогло мне решить проблему национальной вражды и жестокости среди подростков.

На  классном часу  « Выбор всегда за нами » мы приняли решение о самоуправлении в классе: выбрали президента, назначили нескольких Министров (по направлениям), утвердили название класса. С тех пор наш школьный дом называется «Страна Ашек-Чебурашек », в котором управляют веселые, но в то же время надежные «министры», способные самостоятельно принимать решения и руководить жизнью классного коллектива.

Мои пятиклашки с особым рвением откликаются на просьбы о помощи! Так было и в феврале 2018 года, когда прошла новость о том, что одна многодетная семья нуждается в продуктах и одежде, наш класс дружно пришел на выручку: за один день было собрано всё необходимое и отвезено в семью.

Гражданско-правовое направление. Еще  одним направлением моей работы, как классного руководителя,  стало углубленное  изучение Правил дорожного движения, овладели методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

Изучая правила дорожного движения, ребята приобщились к культуре поведения на улицах города, у них сформировались навыки ведения работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Ребята приняли участие в школьном конкурсе плакатов «Права глазами ребенка» и заняли 1 место.

Культурно-историческое направлениеПервые классные часы показали мне, что дети, недавно приехавшие из разных уголков страны в Одинцово, совсем не знают города, не говоря уже о его окрестностях. Вместе с детьми мы выбрали одно из направлений программы нашей совместной работы - «Наша город» (патриотическое, гражданское воспитание).

Сегодня имеется огромное поле деятельности по патриотическому воспитанию. Через эту систему стараюсь осуществить методику «живой истории»: знакомство с историческими памятниками. Моя цель –  сформировать у учащихся бережное отношение к нашему прошлому, привить навыки исследователя, для которого важно и трагическое, и героическое в отечественной истории. Большую помощь оказывают мне не только встречи с ветеранами, изучение литературного материала, но и экскурсионная деятельность, например,  экскурсии по местам боевой славы, тематические прогулки, использование семейных архивов.

В течение года, благодаря помощи и поддержке родителей моих учеников, мы побывали в нескольких музеях.

      Военно-патриотическое направление.

 В нашем классе есть дети, которые занимаются моделированием танков и самолетов, воссозданием миниатюр ВОВ. Поэтому мы решили провести «Классный мастер-класс», где мальчишки показали и рассказали о своем увлечении.

Я, как классный руководитель, стараюсь должное внимание уделять изучению воинских традиций российского народа и Вооруженных Сил РФ (увековечивание памяти погибших воинов, празднование памятных дат). У меня очень творческий и артистичный класс, поэтому всегда мы  участвуем во всех школьных концертах и мероприятиях. Вот  и праздник, посвященный Дню Победы , не прошел мимо нас. Ребята поставили потрясающий номер, пронизанный чувством благодарности  и уважения к подвигу людей, отдавших жизнь за нашу свободу.

 А еще ребята всегда с удовольствием принимают   участие в  военно-спортивных играх.

К сожалению, в наше время школьники забывают о том, что именно их деды и прадеды подарили им мирное небо над головой.  Поэтому вместе со своими учениками и их родителями  в преддверии  Нового 2018  года приняли  активное участие в акции «Подарок ветерану», ребята рисовали открытки, несли конфеты, чай и другие угощения для  ветеранов.

Физкультурно-оздоровительное направление. Ученики нашего класса активно занимаются спортом, среди нас хоккеисты, футболисты, фигуристы, борцы и боксеры, любители конного спорта и бадминтона. Они не просто занимаются любимым делом, они представляют нашу школу на районном и областном  уровнях. Так  наш ученик, Соколов Максим, в составе сборной школы по бадминтону  принес не одну победу, за что был награжден благодарственной грамотой от руководства школы.

Литературно-музыкальное, художественное направление.Так как я являюсь учителем русского языка и литературы, то конечно же, это их самых близких для меня направлений. Потому что фиксирование форм местного фольклора, способствуюет ознакомлению с характерными национальными чертами, мудростью поколений, формированию чувства единства со своим народом.

Изучение произведений классиков (на уроках литературного чтения, русской и зарубежной литературы, в рамках внеурочного чтения), которые учат защищать природу и духовные ценности родного края, воспитывают милосердие, умение восхищаться героическими подвигами и сопереживать нуждающимся в помощи .

Какие здесь у нас были успехи? Наша ученица ,Бердасова Александра, с честью представляла класс на самом главном конкурсе школы «Ученик года».Саша стала финалистом этого конкурса, получив признание в номинации  «За многогранность».А Света Хохлова представляла нашу школу на районном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» и стала призером.

Итогом 1 этапа стали мини-сочинения, где мои пятиклассники с гордостью писали,  что они – частичка того мира, где правит любовь, где есть взаимоподдержка и взаимопомощь, где можно проявить свои лучшие качества.  Мои ученики с любовью писали о своей Родине. Поэтому я убеждена, что проделанная совместная работа не прошла даром. Ведь патриотизм начинается с любви к Родине,  школе, к тому миру, который помогает раскрыть лучшие качества ребенка. Но это было только начало. Поэтому следующий этап – это продолжение работы над патриотическим воспитанием моих учеников.

II этап. 6-7 классы. 2018-2019 .

 Учебный год для моих юных патриотов начался традиционно: диагностика уровня патриотизма моих учеников показала, что  гордятся подвигом героев Великой Отечественной войны 57%, знают ФИО героев Вов 60%, прочитали  книги о ВОВ 57% .

Военно-патриотическое направление. В сентябре 2018г. ребята уже самостоятельно подготовили классный час о трагедии в Беслане.

Традиционно приняли участие в спартакиаде, посвященной Дню здоровья и заняли 1 место среди 5-6 классов!

В этом году руководство школы доверило нашему классу вести школьную газету «Неделинка NEWS»,  в состав которой входит альманах «Мой прадедушка –  герой!», к концу ноября мы планируем явить свету наш первый выпуск.

В ноябре (3.11.2018) всем классом отправляемся в парк им. Л. Лазутиной на спортивно-патриотическую эстафету «Живу спортом», посвященную Дню народного единства.

Культурно-историческое направление. Мои шестиклассники уже побывали с экскурсией в подмосковном городе Коломна, в городе многовековой историей. Побывали в Коломенском Креме, узнали историю создания города, увидели бои ратоборцев, смогли примерить боевое снаряжение русских воинов, подержать в руках настоящую палицу, пострелять из лука и арбалета! Ребята узнали много интересных фактов о Смутном времени и Лжедмитрии.

Ученица нашего класса (Куракова София) стала призером муниципального уровня Всероссийской олимпиады «Наше наследие».

Литературно-музыкальное, художественное направление. Еще одна ученица(Светлана Хохлова) стала призером районного конкурса чтецов «День пушкинского лицея» и участвовала в районном творческом конкурсе  юных поэтов Одинцовского района.

Социально-трудовое. В сентябре 2018 наш класс принял самое активное участие в акции «Посади дерево» и обзавелся свое собственной клумбой на школьной территории.

Впереди еще целый учебный год. Мы с ребятами запланировали множество экскурсий, интересных акций и мероприятий.

Мы работаем и развиваем нашу систему вместе.

3.Этап (8-9 кл.) в разработке.

 

Заключение.

Подводя итоги, могу сделать вывод о том, что в созданной мной среде, где дети учатся принимать решения, определять уровень своего участия в общественной жизни, где работает система самоуправления , где родители моих учеников принимают активнейшее участие во внеурочной деятельности моих учеников,  подростки чувствуют себя самостоятельной единицей развития общества и свою ответственность за жизнь в сложном окружающем мире. Они легко идут на контакт с учителями и администрацией школы, организуют и осуществляют собственные проекты. Они не сомневаются в том, что их не поймут и не поддержат, они готовы выступать с социально-значимой инициативой, бороться за возможность осуществления собственных идей. За год  работы составленной мной Концепции воспитательной работы «Родина – это мы!» стоит подчеркнуть, что один из моих учеников принял решение после 7 класса поступить в кадетский корпус, а еще 1 занимается в «Школе разведки». Еще у двоих зародились идеи проектов, направленных на работу с ветеранами и школьным историческим музеем. Поэтому я смело могу сделать вывод о том, что мои ученики уже сейчас ведут себя как патриоты, пусть они ещё маленькие, но они делают свой вклад. А в будущем они станут настоящими патриотами с активной гражданской позицией.

 

Список литературы

1.     Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /[Авт.-сост.] Т.А. Орешкина. Волгоград: Учитель, 2007.

2.     Г.А. Коновалова. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях. Новокузнецк, 2003г.

3.     Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5–10 классы. М.: ТЦ Сфера, 2005.

4.     Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово, 2010г.

5.     Под редакцией Е.В. Бускиной, Л.А. Фоминой, Л. Г. Батраковой. Творческая образовательная среда в современной школе: внеклассные мероприятия и научно-исследовательская работа обучающихся. Новокузнецк «ИПК», 2011г.

6.     Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / [Авт.-сост. ]И.А. Пашкович. Волгоград: Учитель, 2006.

7.     https://www.menobr.ru/

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru