Формирование бережного отношения к природе у дошкольников
Оценка 4.8

Формирование бережного отношения к природе у дошкольников

Оценка 4.8
docx
31.01.2020
Формирование бережного отношения к природе у дошкольников
бережное отношение к природе.docx

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1 Теоретические основы проблемы бережного отношения к природе

7

 

1.1 Проблемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе  в современной педагогической теории

7

 

 

1.2            Дидактическая игра как метод воспитания бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

12

 

2 Эмпирическое исследование проблемы воспитания у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе посредством дидактической игры

17

 

 

2.1 Выявление уровня сформированности у дошкольников бережного отношения к природе

17

 

2.2 Педагогические условия воспитания бережного отношения к природе посредством дидактической игры

22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

29

ПРИЛОЖЕНИЕ А – Диагностика на определение уровня сформированности экологических знаний дошкольников

32

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Диагностика на определение уровня морально – ценностного отношения к миру природы

ПРИЛОЖЕНИЕ В Диагностика на выявление практических навыков бережного отношения к природе

ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Программа воспитания бережного отношения к природе у детей среднего возраста

39

 

40

 

41

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических осо­бенностях дошкольников. Среди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и во­левой сфер. В период дошкольного детства у человека формируются представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе взаимосвязей, т. е. экологические знания.

Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимодействия с окружающим миром, естественной частью которого является природа (Л.И. Божович, Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова, В.Г. Грецова, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Н.Н. Кондратьева, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.Н. Николаева и др.). Источником нравственного развития ребенка является общественно-исторический опыт предыдущих поколений, который присваивается в период дошкольного детства.

Ученые отмечают, что у ребенка уже в трехлетнем возрасте начинает складываться свое отношение к различным сторонам окружающей действительности, которое основано главным образом на знаниях, полученных от взаимодействия с взрослыми. Это отношение выражается, прежде всего, через проявление заботы о людях, природе. Поэтому формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы позволили сформулировать тему исследования: «Воспитание бережного отношения к природе посредством дидактической игры».

Объект исследования – процесс воспитания бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия воспитания бережного отношения к природе посредством дидактической игры в дошкольном возрасте.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать систему педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания у дошкольников бережного отношения к природе посредством дидактической игры.

Гипотеза исследования: воспитание бережного отношения к природе будет осуществляться успешно, если:

- использовать комплекс мероприятий, знакомящий детей с предметами окружающего мира, в разнообразных методах и приёмах, способствующих развитию познавательного интереса к природе и бережного отношения к природе у дошкольников;

- деятельность воспитателя направлена на создание условий, включающих в себя планирование работы по развитию бережного отношения к природе не только в рамках познавательных занятий, но и в повседневной жизни;

- сформировано понимание родителей о необходимости воспитания у детей бережного отношения к природе.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

- Осуществить анализ проблемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе  в современной педагогической теории;

- Определить значение дидактической игры как средства  воспитания у детей бережного отношения к природе;

- Изучить уровень отношения к миру природы и навыков бережного отношения к природе;

- Разработать и экспериментально апробировать дидактические игры способствующие воспитанию бережного отношения к природе у детей дошкольного  возраста.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- Концепции становления ценностного отношения личности к миру, механизмы данного процесса: А.А. Бердяев, Н.Р. Гинзбург, Л.И. Джидарьяи, К. Левин, П.В.Симонов, B.II. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Иванчук, А. Брожик, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, Э.И Шарапова, Г.И. Щукина, С.Г. Елизаров, Г.П. Савкина и др.;

- Теоретические исследования по проблеме формирования образа мира у дошкольников: A.M. Виноградова, Н.Ф. Виноградова, Е.Ф. Купецкова,   В.В. Русевич, Е.В. Субботский;

- Вопросы бережного отношения к природе рассматривали философы, социологи, биологи, педиатры, психологи, такие как: А.М. Гиляров, Д.Н. Кавтарадзе, О. Семенова, В. Тугаринов и др.

 Для достижения цели и решения поставленных задач были применены следующие общенаучные теоретические и эмпирические методы исследования:

- теоретические - сравнительный и комплексный анализ научной, методической и учебной литературы по изучаемой проблеме отечественных и зарубежных авторов, обобщение педагогического опыта;

- эмпирические методы - педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и содержательная интерпретация результатов исследования.

Теоретическая значимость: проанализирован, обобщен и систематизирован материал психолого-педагогической и методической литературы по проблеме воспитания бережного отношения к природе у дошкольников.

Практическая значимость: содержащиеся в работе теоретические и методические материалы по воспитанию бережного отношения к природе у дошкольников, подобранные нами дидактические игры, могут быть использованы в системе работы воспитателей по экологическому воспитанию и воспитанию бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад №1 г. Волжского, Волгоградской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы проблемы бережного отношения к природе

1.1            Проблемы воспитания у дошкольников  бережного отношения к природе  в современной педагогической теории

Для глубокого и прочного осознания экологических понятий, слож­ных глобальных, региональных и локальных природоохранных проблем осо­бенно важен их исторический аспект. Известно, что современная острота экологических ситуаций имеет исторические корни, обусловлена потерей лучших народных традиций, утрат нравственных основ гуманизма, любви, сострадания, бережного отношения к родной земле. Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выделяющиеся мыслители и педагоги прошлого, такие, как Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли [14, с.17].
     К.Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и по сей день. К.Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные. «Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатлений природы? После уже будет поздно пользоваться ими, когда сердце утратит свою детскую мягкость, а рассудок станет между человеком и природой».   Л.Н. Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ре­бенка, в природной среде он видел идеальные условия проявления человече­ской натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия че­ловека с природой идеал образа жизни. Л.Н. Толстой стремился всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, всемерно развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воздействия как в процессе обучения, так и во внеурочное время.  Выдающиеся педагоги советского периода А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и це­лесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эс­тетических взаимосвязей с ней [16. с. 151].

В.А. Сухомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоян­ном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосфе­ры. Важная роль в решении экологических проблем при­надлежит системе образования. Это значит, что должно быть всеобщее эко­логическое образование, целью которого является становление экологиче­ской культуры личности и общества. Здесь задействованы все уровни обра­зования, начиная с дошкольного, где закладываются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения, которые определяют в будущем уважение к природе, другим людям и самому себе. Для дошкольной педагогики экологическое воспитание достаточно новое направление, призванное формировать основы экологической направленности личности, осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, к человеку как живому существу, к своему здоровью и окружающей средой. Формирование начал экологической культуры - это становление осоз­нанно-правильного отношения:  - непосредственно к самой природе во всем ее многообразии;  - к людям, охраняющим и созидающим ее; - к людям, созидающим на основе ее богатств материальные или ду­ховные ценности; - к себе, как части природы; - понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состоя­ния окружающей среды; - осознание своих умений созидательно взаимодействовать с приро­дой [5, с. 62].

   Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно - образовательной модели, при которой очевидны проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Экологическое воспитание - это один из основных аспектов нравст­венного воспитания. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его активной деятельности, его поведения [1, с. 57].

Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети по­стоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зе­леные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хло­пья снега, ручейки и лужицы. Разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности.  Однако, далеко не все может быть правильно понято детьми при са­мостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир при­роды, сформировать реалистические представления - знание о её объектах и явлениях, воспитать у маленького человека способность видеть красоту род­ной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшая задача экологического воспитания в дошкольном учреждении. Именно детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования основ экологического воспитания  [11, с. 96].

   Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за живот­ными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине [3, с. 112].

    Любить Родину - значит любить родную природу, умело оберегать её. Каждый день мы бываем с детьми на прогулке, ходим мимо кустарников, де­ревьев, цветочных клумб, ухоженных добрыми и заботливыми руками, хо­дим, порой, безучастные ко всему, что нас окружает.  В век научно-технической революции очень важно научить детей ви­деть и понимать красоту окружающей природы, беречь и умножать её богатства.  Рассказывая о природе детям, педагог, воспитатель открывает перед ними сказочный мир жизни растений и животных, учит любить и вниматель­но относиться к ним.

Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал о том, что «...прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово... необхо­димо прочитать... страницы самой чудесной книги в мире - книги приро­ды...». Он считал, что природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли, среди наглядных образов, и прежде всего - среди природы. «...Ребенок мыслит образами...», - писал он. Это зна­чит, что, слушая рассказ взрослого об экологическом кризисе, он рисует все происходящее в своем представлении. Чем ярче в его представлении эти кар­тины, тем глубже он осмысливает происходящее, правильность или непра­вильность происходящего [14, с. 20].

     Экологическое воспитание детей старшей группы предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное разви­тие);

- формирование системы экологических знаний (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её);

- участие в посильной для этого возраста деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы [6, с. 104].

    Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстри­руют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих воз­можностей вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Формируя гуманное отношение к природе, педагог должен выделять главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе это - забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред приро­де, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для нас дом – безнравственны.  Очень важно показать детям, что по отношению к природе они зани­мают позицию более сильной стороны и поэтому должны беречь её и забо­титься о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку. Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняются отсутствием у них необ­ходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания про­исходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных до­школьникам экологических знаний: 

- представление о растениях и животных как уникальных и неповто­римых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

 - понимание взаимосвязи между живыми существами и средой обита­ния, приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно [1, с. 102].

Длительное участие детей в уходе за животными помогают не только воспитывать чувство ответственности, любовь ко всему живому, но и расши­рять знания детей. Воспитание бережного отношения к природе, повышение уровня экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды.
   Действенная любовь, настоящая забота о природе возникает у ребенка лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе  взрослого [7, с. 5].

Таким образом, бережное отношение к природе - одна из характеристик личностных качеств, входящих в формирование экологической культуры человека. Это качество проявляется в способности к самостоятельному анализу взаимодействия общества и природы, творческом мышлении в решении задач охраны природы. Экологическая воспитанность согласуется с высокими гражданскими и нравственными качествами: умением следовать принципом бережливости и экономии природных богатств, соблюдением моральных и правовых норм по отношению к природе.
Деятельность детей по изучению и охране природной среды направлена на овладение приемами причинного и целевого мышления в области социальной экологии, приобретение опыта принятия экологических решений, внесение реального вклада в изучение и охрану природы.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

1.2            Дидактическая игра как метод воспитания бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

О важности дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников писали А.И. Грехова, В.А. Дрязгунов, Г.В. Кирикэ, Л.П. Молодова, С.Н. Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша. А.В. Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединять их».
Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что  неразумное вмешательства человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе [13,с. 113].

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания. Условиями возникновения и становления опыта по формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний посредством дидактических игр явились следующие компоненты:

Мотивационный:

- желание привить детям любовь к природе;

- стремление обогатить знания детей по экологии,

- стремление совершенствовать свои профессиональные умения и навыки.

Теоретический:

- анализ знаний по ознакомлению с окружающим,

- анализ программных задач в каждой возрастной группе,

- творческое использование знаний и результатов диагностики,

- изучение новых образовательных технологий.

Практический:

- дифференцированный подход в обучении дошкольников,

- разработка практического материала по теме [15, с. 33].

Дидактические игры позволяют детям в живой и непосредственной форме: накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах окружающих предметов, развивать умение, выделять сходства и различия, совершенствовать восприятие, внимание, память.

Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Если рассматривать роль дидактической игры в экологическом воспитании то следует сказать, что эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом [6, с. 188].

Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало. В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу [19, с. 10].

Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка [2, с. 52].

Подбирая дидактические игры экологического содержания, необходимо обязательно продумывать цель и дидактическую задачу, определить место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектировать саму игру и определять степень участия в ней всех детей, продумывать оказание помощи застенчивым детям [15, с. 33].

Дидактическим играм предъявлены следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры нужно стараться поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечать доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности [4, с. 39].

При использовании дидактических игр, как метода воспитания бережного отношения к природе, решаются следующие задачи:

- Формирование экологических представлений о мире животных;

- Формирование экологических представлений о растениях;

- Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;

- Формирование экологически бережного отношения к объектам природы [17, с. 105].

Таким образом, огромная роль в воспитании бережного отношения к природе у старшего дошкольника принадлежит педагогу, его методическому мастерству. Педагогу при организации экологического праздника необходимо, опираясь на специфику формы, целенаправленно формировать у детей оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном, умение определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.

Понимание целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста поставило перед исследователями проблему разработки дидактических игр, цель которых – обеспечить наилучшие условия усвоения знаний, умственных навыков и умений. Исследованиями Е.И. Удальцовой, Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко и др. установлено, что дидактическая игра наряду с занятием может быть использована для решения различных учебных задач: формирования навыков умственной деятельности, умений использовать приобретенные знания в новых условиях; она может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно - волевых, трудовых, экологических и других знаний и умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Эмпирическое исследование проблемы воспитания у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе посредством дидактической игры

2.1  Выявление уровня сформированности у дошкольников бережного отношения к природе

Важной составляющей бережного отношения к природе является формирование у детей этических представлений о добре и зле, воспитание доброжелательного, заботливого отношения к живым существам. Дети часто слышат от взрослых: Не «обижай животное», не «трогай растение» и другое. Такими запрещениями не воспитать гуманной личности. Ребенок должен понять и усвоить этические нормы человеческих поступков, уметь предусматривать возможные последствия. Детям свойственно сначала оценивать поступки других, а в дальнейшем и собственные. Поэтому дошкольников необходимо знакомить с этическими нормами касательно объектов окружающей среды, обсуждать поведение ровесников, поступки персонажей специально подобранных художественных произведений. Использование таких приемов содействует развитию у детей самокритичности, умение анализировать свои поступки, сравнивать их с поступками других  [19, с. 101].

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой - его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой ступени [8, с. 16].

Психологи считают, что интерес в своем развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Этот процесс сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. В большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Дети иногда ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи гнезда, мучают животных. Это объясняется тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и ее охране, не были сформированы нравственные чувства и природоохранные мотивы. Знания и навыки бережного и заботливого отношения к природе проявляются у дошкольников:

- в стремлении познать природу (живую и неживую);

- в чтении (слушании) книг о природе;

- в деятельности по защите природы;

- в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;

- в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование)  [10, с. 826].

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней [9, с. 53].

Общеизвестно, что одним из наиболее эффективных являются игровые методы, поскольку в игре ребенок отражает свое отношение и переживания.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет [18, с. 22].

Для того чтобы определить уровень отношения к миру природы и навыков бережного отношения к природе мы подобрали вопросы и провели тестирование. Выборку составили 10 детей, в возрасте 4-5 лет.

Были подобраны следующие за­дания:

 - Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников (Приложение А); 

 - Моральная ситуация для определения морально-ценностного отно­шения к природе (Приложение Б);

- Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе (Приложение В).

Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Обобще­ние данных критериев экологических знаний позволило определить уровень сформированное этого качества.

Результаты диагностики по определению уровня сформированности экологических знаний дошкольников мы представили на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Результаты диагностики по определению уровня сформированности экологических знаний дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

По результатам проведенного нами тестирования, было выявлено, что высокий уровень сформированности экологических знаний у 10% - 1 ребенок, средний уровень – 50% - 5 детей, и низкий уровень у 40% - 4 детей.

Результаты диагностики по определению морально - ценностного отношения к природе мы представили на рисунке 2.

Рисунок 2 - Результаты диагностики по определению морально - ценностного отношения к природе на констатирующем этапе эксперимента

По результатам данной диагностики, было выявлено, что высокий уровень  морально – ценностного отношения к природе у 20% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий уровень – у 50% детей.

Результаты диагностики на выявление у детей практических навыков бережного отношения к природе мы представили на рисунке 3.

Рисунок 3 - Результаты диагностики на выявление у детей практических навыков бережного отношения к природе на констатирующем этапе эксперимента.

По результатам данной диагностики, было выявлено, что высокий уровень  морально – ценностного отношения к природе у 30% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий уровень – у 40% детей.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, труду и другим видам деятельности экологического характера, было использовано недостаточно игр по экологическому воспитанию.

 

2.2. Педагогические условия воспитания бережного отношения к природе посредством дидактической игры

Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объек­том. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружаю­щей его действительностью. Воспитание у ребенка интереса к явлениям природы начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми оби­тателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к окружаю­щему миру природы [12, с. 28].

Экологические знания и навыки дети получали не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и ис­следовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях.

Игры - ребусы, игры - опыты, игры - исследования дают новые впечатления  о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответст­венности и способности принимать правильные решения.

В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует. В своем эксперименте мы использовали игру-исследование экологического направления.  Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как по­лучение «писем-жалоб» от жителей живого уголка. При получении такого письма дети задумывались над его содержанием , обговаривали различные экологические ситуации, ре­шали, как можно помочь тому, или иному живому существу, как нужно обе­регать и охранять природу - своего края, и всей планеты [16, с. 45].

После проведенного констатирующего этапа эксперимента, мы перешли к формирующему этапу, на котором, мы разработали программу воспитания бережного отношения к природе у дошкольников (Приложение Г). В программе мы подобрали дидактические игры для детей средней группы на формирование бережного отношения к природе и на формирование экологических представлений, так, как нам известно, бережное отношение к природе складывается в комплексе в процессе приобретения знаний о явлениях природы, о животных, особенностях ухода за ними и т.д.

Цель программы: воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

При использовании дидактических игр, как метода экологического образования, решаются следующие задачи:

- Формирование экологических представлений о мире животных;

- Формирование экологических представлений о растениях;

- Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;

- Формирование экологически бережного отношения к объектам природы.

После проведения формирующего эксперимента, мы перешли к контрольному этапу эксперимента, на котором было проведено повторное обследование детей.

Результаты диагностики по определению уровня сформированности экологических знаний дошкольников на контрольном этапе эксперимента мы представили на рисунке 4.

 

Рисунок 4 - Результаты диагностики по определению уровня сформированности экологических знаний дошкольников на контрольном этапе эксперимента

По результатам проведенного нами тестирования, было выявлено, что высокий уровень сформированности экологических знаний у 30% - 3 детей, средний уровень – 50% - 5 детей, и низкий уровень у 20% - 2 детей.

Результаты диагностики по определению морально - ценностного отношения к природе мы представили на рисунке 5.

Рисунок 5 - Результаты диагностики по определению морально - ценностного отношения к природе на контрольном этапе эксперимента

По результатам данной диагностики, было выявлено, что высокий уровень  морально – ценностного отношения к природе у 40% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий уровень – у 30% детей.

Результаты диагностики на выявление у детей практических навыков бережного отношения к природе мы представили на рисунке 6.

Рисунок 6 - Результаты диагностики на выявление у детей практических навыков бережного отношения к природе на контрольном этапе эксперимента.

По результатам данной диагностики, было выявлено, что высокий уровень  морально – ценностного отношения к природе у 40% детей, средний уровень – у 40% детей, низкий уровень – у 20% детей.

Проведя повторно диагностики, мы увидели, что результаты детей стали выше. Таким образом, оценка результатов свидетельствует о том, что разработанная программа воспитания бережного отношения к природе у детей средней группы являются эффективным.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Получая знания о природе в определённой системе, к старшему дошкольному возрасту дети уже готовы выявлять сложные причинно-следственные связи, действующие в мире природы, устанавливать общие закономерности природных явлений. Таким образом, детям становятся доступны представления о причинах смены дня и ночи, времён года; о свойствах и значении воздуха и воды, Особенностях растений и животных, способах ухода за ними. Воспитывая позитивное отношение к природе, осознавая неразрывную связь с ней, ребёнок понимает «хрупкость» природы, необходимость бережного и заботливого отношения к ней.

Бережное отношение к природе - одна из характеристик личностных качеств, входящих в формирование экологической культуры человека. Это качество проявляется в способности к самостоятельному анализу взаимодействия общества и природы, творческом мышлении в решении задач охраны природы. Экологическая воспитанность согласуется с высокими гражданскими и нравственными качествами: умением следовать принципом бережливости и экономии природных богатств, соблюдением моральных и правовых норм по отношению к природе.

Деятельность детей по изучению и охране природной среды направлена на овладение приемами причинного и целевого мышления в области социальной экологии, приобретение опыта принятия экологических решений, внесение реального вклада в изучение и охрану природы.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально - культурного развития данного общества.

Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников.

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой - его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой ступени.

Психологи считают, что интерес в своем развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Этот процесс сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности.

Для того чтобы определить уровень отношения к миру природы и навыков бережного отношения к природе, мы подобрали вопросы и провели диагностики с детьми средней группы.

По результатам проведенного нами тестирования на констатирующем этапе эксперимента, было выявлено, что:

 - Высокий уровень сформированности экологических знаний у 10% - 1 ребенок, средний уровень – 50% - 5 детей, и низкий уровень у 40% - 4 ребенка;

- Высокий уровень  морально – ценностного отношения к природе у 20% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий уровень – у 50% детей;

- Высокий уровень  морально – ценностного отношения к природе у 30% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий уровень – у 40% детей.

На основании полученных результатов, мы сделали вывод, что работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, труду и другим видам деятельности экологического характера, поэтому нами была разработана программа по воспитанию бережного отношения к природе у детей средней группы, в которой были подобраны дидактические игры для дошкольников на формирование бережного отношения к природе и на формирование экологических представлений, так, как нам известно, бережное отношение к природе складывается в комплексе в процессе приобретения знаний о явлениях природы, о животных, особенностях ухода за ними и т.д.

После проведения формирующего эксперимента, мы перешли к контрольному этапу эксперимента, на котором было проведено повторное обследование детей. Мы получили следующие результаты:

- Высокий уровень сформированности экологических знаний у 30% - 3 детей, средний уровень – 50% - 5 детей, и низкий уровень у 20% - 2 детей;

- Высокий уровень  морально – ценностного отношения к природе у 40% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий уровень – у 30% детей;

- Высокий уровень  морально – ценностного отношения к природе у 40% детей, средний уровень – у 40% детей, низкий уровень – у 20% детей.

Проведя повторно диагностики, мы увидели, что результаты детей стали выше. Таким образом, оценка результатов свидетельствует о том, что разработанная программа воспитания бережного отношения к природе у детей средней группы являются эффективным.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                 Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

2.                 Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2013. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.

3.                 Войтенко В. В. Ребенок – природа – здоровье. // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. – Томск: ОГБУ РЦРО. 2013.

4.                 Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой - М.: Просвещение, 2016. – 270 с.

5.                 Голубев И.Р. Окружающая среда и ее охрана / И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение, 2012. – 192с.

6.                 Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – М.:ВАКО, 2016.-240с.

7.                 Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого - природоведческие игры и развлечения с детьми. - М.:Сервисшкола,2013.

8.                 Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 62-64.

9.                 Екимова В. В. Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — с. 104-105.

10.            Запартович Б.Б. С любовью к природе / Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворученко, Л.М. Соловьева. – М.: Педагогика, 2013. – 232с.

11.            Ибраимова М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным //Дошкольное воспитание – 2015. - № 1.- 30-32 с.

12.            Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада.-М., 2015. - 137с.

13.            Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников// Ребенок в детском саду. – 2015 -№ 4-54-56с.

14.            Корнилова В. "Экологическое окно" в детском саду: Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2013. с. 5

15.            Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.- 2015.- № 1. – с. 16-18.

16.            Лучин М.В. Детям о природе- М.: Просвещение, 2012. – 133 с.

17.            Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.

18.            Максимова М. В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 826-830.

19.            Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду. - М.:  Издательство: Учитель, 2013.

20.            Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды//Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.

21.            Никифорова, О.А. Экологическая тропинка в ДОУ//Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.

22.            Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 2016. – 267 с.

23.            Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.

24.            Плохий З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников// Дошкольной воспитание. - 2012 -№ 4.- 5-17 с., 95-126с.

25.            Полякова Н.В. Воспитание у детей дошкольного возраста осознанно – правильного и бережного отношения к природе в процессе развития зоологических представлений// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2015.

26.            Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.

27.            Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности - М., Просвещение, 2012- 323 с.

28.            Тимофеева, И. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 7. – С. 105-112.

29.            Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста -  М.: Издательство: Детство-Пресс, 2013

30.            Федотова, А.М. Познаем окружающий мир, играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Диагностика экологических знаний детей дошкольного возраста

Критерии  сформированности  экологических знаний:          

-знания о неживой природе;

- уровень знания  по отношению к объектам живой и неживой природы;

- знания о временах года;

- уровень отношения к миру природы;

- знания о мире животных.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников:

(высокий уровень оценивается в 3 балла, средний – 2 балла, уровень ниже среднего – в 1 балл).

Задание 1 (проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: иллюстрация по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема « Кругооборот воды в природе».

Инструкция к проведению: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода?

- Где спряталась вода?

- Кто не может жить без воды?

- Где живёт вода?

- Кому нужна вода?

- Что такое кислый дождь?

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

(ребёнок без труда отвечает на вопросы).

-Правильно называет отличительные признаки неживой природы:

-самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой:

-отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе.

Средний уровень.

-Ребёнок, в основном, правильно отвечает на вопросы;

-называет отличительные признаки неживой природы;

-нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы.

Уровень ниже среднего.

-Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе на вопросы;

-не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы;

-затрудняется при ответе на вопросы.

Задание 2 (проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы.

Оборудование: конверт – рисунки с графическим изображением правил, дидактическая игра «Угадай правило».

Инструкция к проведению.

Педагог показывает картинку и просит ребёнка назвать правила поведения детей в природе.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень.

-Ребёнок без труда отвечает по картинкам;

-правильно называет правила поведения в окружающей природе;

-анализирует свои поступки и поступки товарищей экологически грамотно по отношению к природе, видит последствия своих действий.

Средний уровень.

-Ребёнок в основном правильно отвечает по картинкам;

-отвечает на дополнительные вопросы;

-не всегда может анализировать поступки людей по отношению к окружающей природе.

Низкий уровень.

-Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе по картинкам;

-затрудняется при ответе на  вопросы;

-не может анализировать поступки людей к природе.

Задание 3 (проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания времён года.

Оборудование. Круглая модель, разделённая на сектора по сезону с цветными прищепками – символами месяцев года.

Инструкция к проведению

Педагог.

-Какое время года тебе нравится больше и почему?

-назови твоё любимое время года и скажи, что последует за ним и т. д.

Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»

-Светит яркое солнце, дети купаются в реке.

-деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках;

-с деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края;

-на деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Вопросы для детей подготовительной группы:

-Назови времена года;

-назови три месяца осени;

-назови месяца весны и т.д.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

-Ребёнок правильно называет времена года;

-перечисляет их в нужной последовательности;

-знает характерные признаки каждого времени года;

-проявляет творчество, и фантазию, при ответе на вопрос «Какое время года тебе больше нравится и почему?;

-по памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года;

-выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень.

-Ребёнок правильно называет времена года;

-иногда затрудняется назвать  их в нужной последовательности;

-в, основном, знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

-на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно;

-выражает эстетическое отношение к природе.

Уровень ниже среднего.

-Ребёнок не всегда правильно называет времена года;

-затрудняется назвать их в нужной последовательности;

-не знает характерных признаков разных времён года;

-на вопрос, «Какое время года тебе нравится больше и почему?», отвечает односложно;

-не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 4 ( проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. Картинки домашних и диких животных; картинки насекомых: бабочки, пчёлы, божьи коровки, стрекозы, муравьи, кузнечики, мухи, комары, пауки; картинки птиц: голубя, синицы, воробья ,дятла, сороки, вороны, снегиря, совы.

Инструкция к проведению.

Воспитатель предлагает взять картинки животных и разместить отдельно диких и домашних животных и объяснить, почему он так сделал. Затем выбрать картинки с насекомыми и назвать их. После того, как ребёнок справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них ( зимующие, не зимующие птицы, среда обитания).

Вопросы по всем картинкам:

-как называется животное (птица, насекомое)?

-что ты можешь рассказать о нём?

-твоё отношение к ним.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

Ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы. Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень.

Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым.

Уровень ниже среднего.

Ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым.

Высокий уровень (13- 15 баллов)

Ребёнок знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает своё отношение к представителям животного мира. Ребёнок знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные признаки (всё о воде). Самостоятельно называет правила поведения в окружающей природе. Правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года.

Средний  уровень (8 – 12баллов)

Ребёнок, в основном, знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.  Эмоционально выражает своё отношение к представителям животного мира.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные

характеристики. Нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании признаков неживой природы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности.

После наводящих вопросов взрослого называет характерные признаки каждого времени года.

Уровень ниже среднего (5 – 7 баллов)

Ребёнок не знает, как ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить своё отношение к представителям животного мира. Не знает объекты неживого мира. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не всегда правильно называет признаки неживой природы. Не правильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

Цель:

·                     Расширить представления детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и в воздухе).

·                     Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах.

·                     Формировать представления о неразрывной связи человека с природой; желание беречь природу.

·                     Устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью животных организмов.

·                     Поддерживать интерес к природе, расширять кругозор ребёнка, развитие памяти, мышление и т.д. Развивать добрые и гуманные чувства ко всему живому, учить любить родную природу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Диагностика на определение уровня морально – ценностного отношения к миру природы.

Педагог предлагает детям ответить на следующие вопросы.

- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребёнка нет домашних животных, задается вопрос: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»)

- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду?

- Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

- Как ты можешь помочь птицам зимой?

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (3 балла): Ребенок отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражает свое отношение к природе.

Средний уровень (2 балла): Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.

Уровень ниже среднего (1 балл): Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выражать свое отношение к проблеме.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Диагностика на  выявление практических навыков бережного отношения к объектам природы.

Среди растений поставили в горшок с цветком с сухой землёй. Каждому ребёнку индивидуально предлагалось поухаживать за ним.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (3 балла): Ребенок правильно оценивал ситуацию и самостоятельно решал её.

Средний уровень (2 балла): Ребенок правильно оценивал ситуацию, но принимал не совсем верное решение.

Низкий уровень (1 балл): Ребенок не справился с поставленной задачей.

По результатам выполненного задания все дети были распределены на три группы по уровням развития: высокий (11-12 баллов), средний (7-8 баллов), низкий (3-4 балла).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Программа воспитания бережного отношения к природе у детей среднего возраста.

Формирование экологических представлений о мире животных.

Игры с предметами:

1.                 Кто чем питается? Цель. Закреплять представления детей о пище животных.

Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют, какое животное питается этой едой.

2.                 Что сначала – что потом? Цель: Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

Игры настольно-печатные:

1.      Игра «Четыре картинки». Цель: Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Игры словесные:

1.                      Игра «Кто в домике живет?». Цель: Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.

Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

2.      Игра «Отгадай кто это?» Цель: Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.

Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.

Формирование экологических представлений о растениях.

Игры с предметами:

1.                 Игра «Детки на ветке». Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» – ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

2.                 Игра «Найди, что покажу». Дидактическая задача: Найти предмет по сходству. Оборудование: На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Игры настольно-печатные:

1.                 Игра «Волшебный поезд». Цель: Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках. Оборудование: Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.

Ход игры: На столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – кустарники, во втором – цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

Игры словесные:

1.                 Игра «Найди, о чем расскажу». Дидактическая задача: Найти предметы по перечисленным признакам. Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы.

Игры с предметами:

1.                                                       Игра «Когда это бывает?» Цель: Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

2.                 Игра «Что это такое?» Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы. Оборудование: природный – песок, камни, земля, вода, снег.

Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.).Что с ним можно делать?

Игры настольно-печатные:

1.        Игра «Это когда?» Цель: Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

Формирование экологически бережного отношения к природе.

Настольно-печатные игры:

1.                 «Ухаживаем за растениями». Цель: Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями. Оборудрвание. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7–8 комнатных растений.

Ход игры. Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить, какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют – дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

Хотелось бы заметить, что представленные в работе дидактические игры – это лишь небольшая часть системы использования дидактических игр как одного из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы позволили сформулировать тему исследования: «Воспитание бережного отношения к природе посредством дидактической игры»

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы позволили сформулировать тему исследования: «Воспитание бережного отношения к природе посредством дидактической игры»

Теоретико-методологическую основу исследования составили: -

Теоретико-методологическую основу исследования составили: -

Экспериментальная база исследования:

Экспериментальная база исследования:

Теоретические основы проблемы бережного отношения к природе 1

Теоретические основы проблемы бережного отношения к природе 1

Выдающиеся педагоги советского периода

Выдающиеся педагоги советского периода

Экологическое воспитание - это один из основных аспектов нравст­венного воспитания

Экологическое воспитание - это один из основных аспектов нравст­венного воспитания

Рассказывая о природе детям, педагог, воспитатель открывает перед ними сказочный мир жизни растений и животных, учит любить и вниматель­но относиться к ним

Рассказывая о природе детям, педагог, воспитатель открывает перед ними сказочный мир жизни растений и животных, учит любить и вниматель­но относиться к ним

Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняются отсутствием у них необ­ходимых знаний

Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняются отсутствием у них необ­ходимых знаний

Деятельность детей по изучению и охране природной среды направлена на овладение приемами причинного и целевого мышления в области социальной экологии, приобретение опыта принятия экологических решений,…

Деятельность детей по изучению и охране природной среды направлена на овладение приемами причинного и целевого мышления в области социальной экологии, приобретение опыта принятия экологических решений,…

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций

Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный…

Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный…

Дидактическим играм предъявлены следующие требования : яркость, эстетичность, многофункциональность

Дидактическим играм предъявлены следующие требования : яркость, эстетичность, многофункциональность

Понимание целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста поставило перед исследователями проблему разработки дидактических игр, цель которых – обеспечить наилучшие условия усвоения знаний, умственных…

Понимание целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста поставило перед исследователями проблему разработки дидактических игр, цель которых – обеспечить наилучшие условия усвоения знаний, умственных…

Эмпирическое исследование проблемы воспитания у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе посредством дидактической игры 2

Эмпирическое исследование проблемы воспитания у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе посредством дидактической игры 2

Этот процесс сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности

Этот процесс сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности

Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный…

Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный…

Рисунок 1 - Результаты диагностики по определению уровня сформированности экологических знаний дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

Рисунок 1 - Результаты диагностики по определению уровня сформированности экологических знаний дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

По результатам данной диагностики, было выявлено, что высокий уровень морально – ценностного отношения к природе у 20% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий…

По результатам данной диагностики, было выявлено, что высокий уровень морально – ценностного отношения к природе у 20% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий…

Педагогические условия воспитания бережного отношения к природе посредством дидактической игры

Педагогические условия воспитания бережного отношения к природе посредством дидактической игры

После проведенного констатирующего этапа эксперимента, мы перешли к формирующему этапу, на котором, мы разработали программу воспитания бережного отношения к природе у дошкольников (Приложение

После проведенного констатирующего этапа эксперимента, мы перешли к формирующему этапу, на котором, мы разработали программу воспитания бережного отношения к природе у дошкольников (Приложение

Рисунок 4 - Результаты диагностики по определению уровня сформированности экологических знаний дошкольников на контрольном этапе эксперимента

Рисунок 4 - Результаты диагностики по определению уровня сформированности экологических знаний дошкольников на контрольном этапе эксперимента

По результатам данной диагностики, было выявлено, что высокий уровень морально – ценностного отношения к природе у 40% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий…

По результатам данной диагностики, было выявлено, что высокий уровень морально – ценностного отношения к природе у 40% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий…

По результатам данной диагностики, было выявлено, что высокий уровень морально – ценностного отношения к природе у 40% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий…

По результатам данной диагностики, было выявлено, что высокий уровень морально – ценностного отношения к природе у 40% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Получая знания о природе в определённой системе, к старшему дошкольному возрасту дети уже готовы выявлять сложные причинно-следственные связи, действующие в мире природы, устанавливать общие…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Получая знания о природе в определённой системе, к старшему дошкольному возрасту дети уже готовы выявлять сложные причинно-следственные связи, действующие в мире природы, устанавливать общие…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Получая знания о природе в определённой системе, к старшему дошкольному возрасту дети уже готовы выявлять сложные причинно-следственные связи, действующие в мире природы, устанавливать общие…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Получая знания о природе в определённой системе, к старшему дошкольному возрасту дети уже готовы выявлять сложные причинно-следственные связи, действующие в мире природы, устанавливать общие…

Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников

Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников

Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников

Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников

После проведения формирующего эксперимента, мы перешли к контрольному этапу эксперимента, на котором было проведено повторное обследование детей

После проведения формирующего эксперимента, мы перешли к контрольному этапу эксперимента, на котором было проведено повторное обследование детей

После проведения формирующего эксперимента, мы перешли к контрольному этапу эксперимента, на котором было проведено повторное обследование детей

После проведения формирующего эксперимента, мы перешли к контрольному этапу эксперимента, на котором было проведено повторное обследование детей

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой:

Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой:

Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой:

Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой:

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб

ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика экологических знаний детей дошкольного возраста

ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика экологических знаний детей дошкольного возраста

ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика экологических знаний детей дошкольного возраста

ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика экологических знаний детей дошкольного возраста

Правильно называет отличительные признаки неживой природы: -самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой: -отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению…

Правильно называет отличительные признаки неживой природы: -самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой: -отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению…

Правильно называет отличительные признаки неживой природы: -самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой: -отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению…

Правильно называет отличительные признаки неживой природы: -самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой: -отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению…

Низкий уровень. -Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе по картинкам; -затрудняется при ответе на вопросы; -не может анализировать поступки людей к природе

Низкий уровень. -Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе по картинкам; -затрудняется при ответе на вопросы; -не может анализировать поступки людей к природе

Низкий уровень. -Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе по картинкам; -затрудняется при ответе на вопросы; -не может анализировать поступки людей к природе

Низкий уровень. -Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе по картинкам; -затрудняется при ответе на вопросы; -не может анализировать поступки людей к природе

Какое время года тебе больше нравится и почему?; -по памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года; -выражает эстетическое отношение к природе

Какое время года тебе больше нравится и почему?; -по памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года; -выражает эстетическое отношение к природе

Какое время года тебе больше нравится и почему?; -по памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года; -выражает эстетическое отношение к природе

Какое время года тебе больше нравится и почему?; -по памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года; -выражает эстетическое отношение к природе

После того, как ребёнок справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них ( зимующие, не зимующие птицы, среда обитания)

После того, как ребёнок справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них ( зимующие, не зимующие птицы, среда обитания)

После того, как ребёнок справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них ( зимующие, не зимующие птицы, среда обитания)

После того, как ребёнок справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них ( зимующие, не зимующие птицы, среда обитания)

Без труда выражает своё отношение к представителям животного мира

Без труда выражает своё отношение к представителям животного мира

Без труда выражает своё отношение к представителям животного мира

Без труда выражает своё отношение к представителям животного мира

Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах

Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах

Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах

Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика на определение уровня морально – ценностного отношения к миру природы

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика на определение уровня морально – ценностного отношения к миру природы

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика на определение уровня морально – ценностного отношения к миру природы

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика на определение уровня морально – ценностного отношения к миру природы

ПРИЛОЖЕНИЕ В Диагностика на выявление практических навыков бережного отношения к объектам природы

ПРИЛОЖЕНИЕ В Диагностика на выявление практических навыков бережного отношения к объектам природы

ПРИЛОЖЕНИЕ В Диагностика на выявление практических навыков бережного отношения к объектам природы

ПРИЛОЖЕНИЕ В Диагностика на выявление практических навыков бережного отношения к объектам природы

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Программа воспитания бережного отношения к природе у детей среднего возраста

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Программа воспитания бережного отношения к природе у детей среднего возраста

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Программа воспитания бережного отношения к природе у детей среднего возраста

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Программа воспитания бережного отношения к природе у детей среднего возраста

Игры словесные: 1.

Игры словесные: 1.

Игры словесные: 1.

Игры словесные: 1.

Игра «Волшебный поезд». Цель:

Игра «Волшебный поезд». Цель:

Игра «Волшебный поезд». Цель:

Игра «Волшебный поезд». Цель:

Игра «Что это такое?» Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы

Игра «Что это такое?» Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы

Игра «Что это такое?» Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы

Игра «Что это такое?» Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020