Формирование читательской грамотности на уроках биологии

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 15.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала читательская грамотность на уроках биологии.pptx

«Формирование читательской грамотности на уроках биологии»

Учитель биологии: Анисимова Л.В.

МБОУ «Тюхтетская средняя школа №1»

Тюхтет 2022г

Читательская грамотность

Формирование читательской грамотности это забота учителей русского языка.
Учителя предметника это касается раз в год, когда 6класс пишет контрольную работу.

МИФ

Читательская грамотность

Ключевое понятие читательской грамотности – это понимание.
Читательская грамотность включает в себя способность человека:
понимать и использовать письменные тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
посредством текста расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни.

Это универсальная метапредметная компетенция, способность, которая повышает качество обучения на любом уроке.

Уровни понимания текстов


Целостность восприятия текста
Выявление значимых деталей в содержании
Выявление причинно-следственных связей в смысловых фрагментах текста
Различение факта и мнения
Умение сопоставить точки зрения
Умение читать текст в графических элементах: схемы, таблицы, графики, карты, рисунки

Диапазон результатов школьников по ЧГ

Школьники способны с помощью текстов ориентироваться в житейских ситуациях

Школьники способны с помощью текстов изучать новый предмет

Школьники освоили минимальный пороговый уровень читательской грамотности для функционирования взрослого человека в обыденной жизни

Основные цели работы с текстами при изучении естественно-научных предметов:

формирование, совместно с другими учебными предметами, читательской грамотности в соответствии с требованиями ФГОС («смысловое чтение»);
формирование и развитие читательских умений, необходимых для более успешного решения задач собственно естественнонаучного образования

этапы работы с текстом

Работа с учебником

Дотекстовый этап

Целью этого этапа является определение речевой задачи для первого прочтения и создание необходимого уровня мотивации обучающихся.

Приучаем обучающихся готовить себя к восприятию текста, чтение которого ещё только предстоит.
Это позволяет обучающемуся настраивать себя на восприятие специальных предметных текстов. Выявлять специфику текстов, любого учебного предмета.

1. Работа с заголовком. Определите тематику текста, перечень поднимаемых в нём проблем и т.д.
2. Сформулируйте предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
3. Попытайтесь ответить на предложенные учителем вопросы до чтения текста.

Упражнения и задания:

§ 4. Среды обитания организмов

Что такое среда обитания?
Какие среды обитания организмов вам известны?

Биология 5 класс

текстовый этап

Целью текстового этапа является контроль сформированности различных языковых навыков и речевых умений и продолжение формирования соответствующих навыков и умений.

Основная работа на этом этапе – чтение с остановками

1. Найти, выбрать, прочесть, соединить, вставить:
ответить на предложенные вопросы;
подтвердить правильность, ложность утверждений;
подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;
найти в тексте предложения с определенными терминами и так далее;
описать внешний вид, место, события, отношения кого-либо к чему-либо и так далее.
2. Догадаться:
о значении слова или слов по контексту;

Упражнения и задания:

Экологические факторы. Условия среды оказывают определённое влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ. В связи с этим условия среды рассматривают как экологические факторы.
Экологические факторы очень многообразны как по своей природе, так и по воздействию на живые организмы. Условно все факторы среды подразделяются на три основные группы — абиотические, биотические и антропогенные.
Абиотические факторы — это факторы неживой природы, прежде всего климатические: солнечный свет, температура, влажность и местные: рельеф, свойства почвы, солёность, течения, ветер, радиация и т. д. Эти факторы могут влиять на организмы прямо, то есть непосредственно, как свет или тепло, либо косвенно, как, например, рельеф, который обусловливает действие прямых факторов — освещённости, увлажнения, ветра и прочих
Биотические факторы — это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга (например, опыление насекомыми растений, конкуренция, поедание одних организмов другими, паразитизм) и на среду. Биотические взаимоотношения имеют чрезвычайно сложный и своеобразный характер и также могут быть прямыми и косвенными.
Антропогенные факторы — это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Послетекстовый этап

Возможность послетекстового этапа – использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Этап призван максимально полно знакомить обучающихся с содержанием и структурными особенностями текста.
Формировать у них умение разными способами локализовывать информацию.
Выявлять причинно-следственные связи, определять информацию, которая действительно содержится в тексте, отделяя её от той, которой в тексте нет.
Формировать на этой основе способность к интерпретации информации.

Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
Определить, какое из следующих высказываний наиболее точно передаёт основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
Составить план текста, выделив его основные мысли.
Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст и т.д.
Придумать новое название.

Упражнения и задания:

Работа с учебником

Методическая роль

Учитель включает в оперативную первичную проверку понимания школьниками смысла новой информации из учебника, устного объяснения, поискового запроса в интернете.
Педагог учитывает объем информации для формулировки вопросов:
небольшой текст –к каждому абзацу (микротеме);
параграф –к каждому смысловому фрагменту текста;
объяснение учителя –к каждому аспекту объяснения

Помогают школьнику лучше ориентироваться в тексте и быстрее находить нужную информацию не только на уроке, но и при выполнении домашнего задания
Помогают учителю понять, насколько полно отработан материал урока, если задать их на этапе повторения и обобщения

Методы исследования в биологии.
Люди с древнейших времён изучали окружающую их природу, используя различные методы (от греческого «методос» — способ познания, путь). К основным методам относятся наблюдение, эксперимент (опыт) и измерения.
Наблюдение — восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств. В ходе наблюдения объекта или явления человек лишь фиксирует результаты, не вмешиваясь в сам процесс. Например, наблюдения за сезонными периодическими явлениями в жизни растений и животных, которые изучает фенология (от греческих слов «файно» — являю и «логос»).
Эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление. Например, мы можем поставить эксперимент, который позволит выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян разных растений.
Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены и подтверждены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого они могут считаться научными фактами.
При проведении наблюдений и экспериментов всегда проводятся измерения. Каждый из вас неоднократно измерял длину и ширину тел, время, температуру, расстояние, скорость движения и т. д. Именно анализ и сравнение измерений, полученных при проведении наблюдений и экспериментов, позволяют выявить определённые закономерности .

Метод ситуационного анализа

обучающиеся овладевают умениями применения полученных знаний для решения практико-ориентированных задач

Как показывает практика, одним из методов, зарекомендовавших себя в качестве эффективного решения проблемы формирования функциональной грамотности, является использование в образовательном процессе комплексных практико- ориентированных заданий

Преимущества метода

использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем,
возможность работы группы на едином проблемном поле,
при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни,
он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;

Метод ситуационного анализа

Задания с выбором одного ответа

Задания с множественным выбором

Задания на выявления соответствия

Заполнение таблицы, составление схемы

Задания со свободным ответом

Виды заданий по тексту

Весна и лето – самые любимые времена года для детей. Северное полушарие, в котором расположена наша страна, в этот период обращено к Солнцу, день становится длиннее и теплее (рис. 1). Это самое подходящее время для прогулок и активного отдыха на природе. Мы рады солнышку и ощущаем его тепло прежде всего кожей. Именно она обеспечивает контакт нашего организма с солнцем.
Под действием солнечных лучей в коже синтезируется витамин D, который необходим для усвоения кальция, а кальций обеспечивает твёрдость и крепость нашего скелета. Получается, что пребывание на солнышке – необходимое условие для формирования наших костей. Без солнечных ванн кости становятся менее прочными и легко деформируются, что приводит к искривлению позвоночника, грудной клетки и ног. Это заболевание называется рахит. Но мы с вами любим лето, дачный и пляжный отдых, нашим костям рахит не грозит.
А как себя чувствует при этом наша кожа? Солнечные лучи – это энергия и свет, которые нам не только приятны, но и необходимы. Однако ультрафиолетовая часть солнечного света (УФ-излучение) при попадании на кожу может нанести вред. Дело в том, что УФ-излучение обладает высокой энергией, которая как ураган сметает всё на своём пути.

А на её пути стоят клетки кожи, поэтому последствия для нашего самого большого органа могут быть печальны: поврежденные клетки; утолщенный верхний слой, который становится грубым; потемнение кожи, которое мы называем загаром.
По своей сути, загар – это щит, позволяющий коже отразить влияние ультрафиолета. Сам щит после схватки будет не в лучшем виде. Поэтому, чтобы сохранить кожу здоровой, при продолжительном пребывании на солнце, на неё рекомендуют наносить солнцезащитный крем, который и возьмёт на себя роль защитника от ультрафиолета, оставляя вам только тепло.

«Приспособления организмов к среде обитания», 5 класс

Вопрос 1.
Как называется болезнь, вызванная дефицитом витамина Д?

характеристика вопроса

Уровень сложности: низкий
Объект оценки: умение найти ответ в тексте

Под действием солнечных лучей в коже синтезируется витамин D, который необходим для усвоения кальция, а кальций обеспечивает твёрдость и крепость нашего скелета. Получается, что пребывание на солнышке – необходимое условие для формирования наших костей. Без солнечных ванн кости становятся менее прочными и легко деформируются, что приводит к искривлению позвоночника, грудной клетки и ног. Это заболевание называется рахит. Но мы с вами любим лето, дачный и пляжный отдых, нашим костям рахит не грозит.

характеристика вопроса

Вопрос 2.
Рассмотрите рисунок 3. Есть ли отличия между изображёнными на них нижними конечностями? Если да, то в чём они заключаются?
Какими буквами на рис. 3 представлены признаки заболевания рахитом?



Уровень сложности: средний
Объект оценки: применять знания для выбора верного ответа

Под действием солнечных лучей в коже синтезируется витамин D, который необходим для усвоения кальция, а кальций обеспечивает твёрдость и крепость нашего скелета. Получается, что пребывание на солнышке – необходимое условие для формирования наших костей. Без солнечных ванн кости становятся менее прочными и легко деформируются, что приводит к искривлению позвоночника, грудной клетки и ног. Это заболевание называется рахит. Но мы с вами любим лето, дачный и пляжный отдых, нашим костям рахит не грозит.

характеристика вопроса

Вопрос 3.
Каково положительное и отрицательное влияние Солнца на организм? Ответ представьте в форме таблицы.



Уровень сложности: сложный
Объект оценки: умение приводить примеры, используя текст

Положительное влияние

Отрицательное влияние


Положительное влияние


Отрицательное влияние

способствует твёрдости и крепости костей

повреждает клетки кожи, утолщает верхний слой, приводит к потемнению кожи

характеристика вопроса

Вопрос 4.
Для защиты кожи от опасного воздействия УФ-излучения специалисты разрабатывают особые кремы. На упаковке они имеют маркировку степени защиты от УФ-излучения. Перед тем, как крем поступит в продажу, в лабораториях исследуют его эффективность. Познакомьтесь с этапами проведения такого экспериментального исследования и его результатами. Сформулируйте цель эксперимента и вывод, который можно сделать на основе приведённых в таблице данных.
Ход эксперимента:
1. Возьмите три чашки Петри2, подпишите каждую из них водостойким маркером, поставив цифры 1, 2 и 3.
2. Заполните чашки питательной смесью, например агар-агаром. Разместите на поверхности культуру бактерий, чувствительных к ультрафиолету.
3. Первую чашку оставьте нетронутой, а на поверхность второй и третьей нанесите тонкий слой солнцезащитных кремов.
4. Выставьте чашки на солнечный свет, например, на подоконник.
5. Через день рассмотрите содержимое чашек под микроскопом. Результаты занесите в таблицу «Изучение эффективности солнцезащитных кремов»

Уровень сложности: сложный
Объект оценки: умение формулировать цель эксперимента и делать выводы по его результатам

Чашка 1, контрольная

Чашка 2

Чашка 3

Живых бактерий не обнаружено

Живые бактерии есть

Цель: исследование эффективности солнцезащитного крема
Вывод: солнцезащитный крем в чашке №3 является эффективным средством для защиты от ультрафиолетовых лучей

Железо является одним из самых распространённых химических элементов на Земле. По подсчётам специалистов, в земной коре содержится около пяти процентов 190
железа. Из-за распространенности и относительной легкости добычи железо встречается повсюду. Огромное количество окружающих нас предметов – от канцелярских скрепок до автомобилей – имеют в своем составе железо.
Атомы железа присутствуют в составе многих живых организмов, в том числе и человека. В составе крови взрослого человека содержится всего 120 микромоль железа. Тем не менее оно относится к незаменимым элементам, так как выполняет жизненно важные функции. Железо входит в состав гемоглобина, который является основным акцептором углекислого газа и кислорода. Гемоглобин осуществляет транспорт этих газов из окружающей среды до клеток наших органов и обратно.
При недостатке гемоглобина в крови возникает анемия (малокровие), проявляющаяся в слабости, бледности, высокой утомляемости. Специалисты выделяют несколько основных причин развития анемии: несбалансированная диета, кровопотери, нарушение выработки эритроцитов. Данное заболевание широко распространено в мире, особенно среди женщин и детей (рис. 1).

«Кровеносная система», 9класс

Для профилактики анемии рекомендуется употреблять продукты, содержащие большое количество железа в своём составе, например, красные сорта рыбы и мяса, морепродукты, гречку, тёмный шоколад.

Распространенность анемии в мире, в
% от численности населения

характеристика вопроса

Вопрос 1.

Уровень сложности: базовый
Объект оценки: умение определять информацию для решение проблемы

Выпишите из приведённого ниже перечня названия продуктов, потребление которых снижает вероятность развития анемии.
А) баранина
Б) говядина
В) курица
Г) устрицы
Д) морские водоросли
Е) кораллы

Объясните свой выбор.

Для профилактики анемии рекомендуется употреблять продукты, содержащие большое количество железа в своём составе, например, красные сорта рыбы и мяса, морепродукты, гречку, тёмный шоколад.

характеристика вопроса

Вопрос 3.
Проанализируйте текст и гистограмму распространенности анемии в мире (рис. 1). Назовите возможные причины резкого роста случаев анемии у всех представленных групп населения развивающихся стран.

Уровень сложности: повышенный
Объект оценки: умение объяснять с указанием причинно-следственных связей

Обучающиеся должны обратить внимание на то, то слабо развитые страны характеризуются низким уровнем развития экономики, в связи с чем в этих странах граждане употребляют продукты худшего качества, нежели в развитых; в развивающихся странах ниже уровень медицинского обслуживания.

характеристика вопроса

Вопрос 2.
Железо в организме не усваивается при отсутствии витамина С. Изучив данные таблицы 2, выберите основной продукт для профилактики анемии, зная, что суточная потребность в железе у взрослого человека составляет 14 мг, а в витамине С – 70-90 мг.
Какую массу выбранного продукта необходимо съесть, чтобы более чем на 80% удовлетворить потребность в железе?

Уровень сложности: высокий
Объект оценки: умение преобразовывать информацию из одной формы представления данных в другую

Название продукта

Содержание витамина С мг/100 грамм

Содержание железа мг/100 грамм

Крупа гречневая

0

6,7

Морская капуста

2

16

Яблоки сушенные

56

6

Шоколад

0,2

5,6

Гранат

10,2

0,2-0,3

ВЗРОСЛАЯ ЕДА
Недавнее исследование, спонсированное компанией – производителем попкорна, сухариков и чипсов, позволило составить список «взрослой еды», вкус которой мы начинаем ценить с возрастом. Как ни странно, расширить гастрономический кругозор позволяет… угасание вкусовых рецепторов.
Дети рождаются с 30 000 вкусовых рецепторов во рту и естественной тягой к сладкому: грудное молоко насыщено сахарами и жирами. Острота восприятия позволяет малышам смаковать даже самые невыразительные блюда, например, пюре из брокколи или кабачки на пару́.
С возрастом вкусовые рецепторы постепенно отмирают, и после совершеннолетия их остаётся примерно треть. Это и позволяет нам наслаждаться пикантными блюдами. Опросив 1950 взрослых людей, исследователи составили список продуктов, которые начинают любить в зрелом возрасте. Оказалось, что с чесноком и луком большинство смиряется к 20 годам, перцы и баклажаны начинают казаться вкусными ещё позже. В число «взрослых» продуктов попали мидии, сыры с благородной плесенью, соусы чили и карри, фасоль, хрен… Козий сыр венчает этот список – шансы полюбить его появляются лет в 28.
Учёные также выяснили, что хороший способ распробовать нелюбимое блюдо – съесть его за компанию с друзьями или в путешествии.
Впрочем, заставить себя есть всё невозможно: у каждого человека есть в среднем два продукта, которые он не примет никогда.
(По материалам статьи Натальи Иншаковой «Почему вкусы меняются с возрастом») Биология 9 класс

характеристика вопроса

Что в статье понимается под «взрослой едой»? Отметьте один верный вариант ответа.
вредная еда
продукты, которые можно есть только взрослым
продукты, которые нравятся только взрослым
попкорн, сухарики и чипсы

Уровень сложности: низкий
Объект оценки: понимать значение слова или выражения на основе контекста

характеристика вопроса

Почему дети могут любить кабачки на пару?
Отметьте один верный вариант ответа
Дети предпочитают полезную еду.
Дети чувствуют все оттенки вкуса.
Дети не любят необычную еду.
Вкусовые рецепторы детей не вполне
сформированы



Уровень сложности : низкий
Объект оценки: устанавливать связи между событиями или утверждениями

характеристика вопроса

Каково среднее количество вкусовых рецепторов, которым обладает человек к совершеннолетию?
Запишите свой ответ в виде числа.


Уровень сложности задания: низкий
Объект оценки: делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста

10 000

характеристика вопроса

Как вы понимаете выражение «расширить гастрономический кругозор» в первом абзаце текста? Запишите свой ответ


Уровень сложности: низкий
Объект оценки: понимать значение слова или выражения на основе контекста


Попробовать то, что раньше не ел.
Попробовать какие-то новые блюда, изучить их вкус, понять, нравятся они нам или нет.
Распробовать и полюбить вкус других блюд.
Узнать больше вкусов еды и напитков.

характеристика вопроса

Читательница под ником Гермиона оставила комментарий к статье. Почему, по предположению Гермионы, бабушка стала пересаливать блюда? Запишите свой ответ


Уровень сложности: средний
Объект оценки: формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу


Потому что с возрастом угасают вкусовые рецепторы.
С возрастом вкусовые рецепторы постепенно отмирают, следовательно, бабушка Гермионы пересаливает блюда для остроты восприятия вкусов.
С возрастом человек хуже чувствует вкус