Формирование читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла
Оценка 4.8

Формирование читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла

Оценка 4.8
docx
16.11.2023
Формирование читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла
Формирование читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла.docx

Формирование читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла

В последнее время мы все чаще слышим словосочетание «читательская грамотность». В российской педагогике это понятие появилось не так давно. Синонимами к термину «читательская грамотность» можно считать: грамотность чтения, смысловое чтение, функциональное чтение, целевое чтение и продуктивное чтение.

Чтобы педагог смог сформировать читательскую грамотность у школьников, для начала он должен сам освоить технологию по конструированию заданий, связанных с разными видами текстов. Так же он должен владеть навыками составления вопросов и заданий для того, чтобы сформировать у учащихся такие умения как:

  1. нахождение и извлечение информации из текста;
  2. интеграция и интерпретация прочитанного теста:
  3. осмысление прочитанного и анализ полученной информации.

Не так давно Россия была самой читающей страной в мире. А сейчас картина изменилась в обратную сторону: в последнее время происходит спад интереса у школьников к чтению художественной литературы. Надо отметить, что современные дети заменяют прочтение книг аудиозаписью или просмотром фильма. Поэтому сегодня нужно уделять особое внимание формированию читательской грамотности, приобщению ребенка к печатному тексту: многое зависит от родителя и от педагога.

Из-за перегруженности детей различными внутришкольными, итоговыми и всероссийскими проверками стало заметно, что определенная часть учащихся читает только те тексты, которые требует школьная программа, другая же группа детей читает тексты в кратком изложении, не умея извлекать из них нужную информацию. И лишь у небольшой группы школьников сформированы навыки читательской грамотности.

Я хочу поделиться наработками (приемами), которые, по моему мнению, поддерживают читательский интерес у школьников. Отмечу, что на уроках русского языка и литературы использую весь комплекс работы с текстом, а именно: чтение, понимание прочитанного с помощью вопросов, анализ произведений, толкование незнакомых слов и так далее.Обучая 8-9 классы, я определила наиболее значимые приемы формирования читательской грамотности, чем сейчас хочу с вами поделиться.

Существует несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности. Хочу показать их на тексте Вальтраут Шелике «По дорогам войны и мира», который я использовала в своей практике при подготовке к ОГЭ обучающихся 9 класса.

В этом тексте рассказывается о детях, которых в годы войны эвакуировали в интернат одних, без родителей. О том, как они работали со школьного возраста. О том, как несколько уже давно повзрослевших ребят решили снова пройти путь от вокзала до интерната и вспомнить прошлые времена.

Итак, первый прием называется «Верите ли вы, что…?

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

До прочтения текста я задаю детям вопрос: Верите ли вы, что повзрослеть можно за несколько минут? Правильный ответ на этот вопрос дети найдут только после работы с текстом «По дорогам войны и мира».

При дальнейшей работе с текстом наиболее часто я использую следующие приёмы:

Прием – «Словарики»

При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем необходимо попросить встать тех «ребят-словариков», кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости им помогаю я, либо ребята используют различные словари.
Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая обычно проводится при первичном знакомстве с любым текстом.

Следующий приём «Чтение в кружок»

Это когда дети по очереди читают текст по абзацам. Их задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Но, на весь класс дается только одна копия текста, которую они передают следующему чтецу.
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, а читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Он помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения.
Довольно часто я использую такой прием, как «Логическая цепочка».
После прочтения текста учащимся предлагаю построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения, которые мы читаем на уроках.

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» вызывает у ребят интерес и используется для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста. Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Это задания, в которых требуется работать таблицами, схемами т.е. извлекать информацию, ориентируясь на слова названия столбиков, название таблиц.

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста я использую такой прием, как «Письмо с дырками (пробелами)».
Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний, а также для «работы над ошибками», если текст не был понят правильно ранее. В выпускных классах я использую этот прием для анализа написанного сочинения и создания своего текста.

9.3. Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

На мой взгляд, взросление - это (способность, умение человека) …. ……Только …………….люди смогут ……………………………..  Докажу своё суждение примерами.
Обратимся к тексту В.Шелике, в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат предложения …………………………. Ребята (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ……………………………….
(Продемонстрировать свое осмысление текста и сопоставить с собственным жизненным опытом требует вторая часть сочинения. И здесь можно использовать данный приём)

Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….………….. Такой поступок свидетельствует о …………………………
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что…….
И закончить я хочу универсальным приемом, который называется «Лови ошибку».
К примеру, я предлагаю учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Он передает мне результаты или его решения перед всем классом.
Данный прием активизирует внимание учащихся. Формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Итак, в заключении хочу отметить, что используя данные приемы, я добиваюсь определенных результатов: понимание детьми текста, умение интерпретировать его, анализировать и синтезировать.

Нельзя не согласиться с великим педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским, который говорил: Уметь читать в широком смысле этого слова – значит извлечь из мертвой буквы живой смысл. Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».


 

Формирование читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла

Формирование читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла

Полученные результаты обсуждаются

Полученные результаты обсуждаются

Вашего жизненного опыта. На мой взгляд, взросление - это (способность, умение человека) …

Вашего жизненного опыта. На мой взгляд, взросление - это (способность, умение человека) …
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2023