Формирование читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла
В последнее время мы все чаще слышим словосочетание «читательская грамотность». В российской педагогике это понятие появилось не так давно. Синонимами к термину «читательская грамотность» можно считать: грамотность чтения, смысловое чтение, функциональное чтение, целевое чтение и продуктивное чтение.
Чтобы педагог смог сформировать читательскую грамотность у школьников, для начала он должен сам освоить технологию по конструированию заданий, связанных с разными видами текстов. Так же он должен владеть навыками составления вопросов и заданий для того, чтобы сформировать у учащихся такие умения как:
Не так давно Россия была самой читающей страной в мире. А сейчас картина изменилась в обратную сторону: в последнее время происходит спад интереса у школьников к чтению художественной литературы. Надо отметить, что современные дети заменяют прочтение книг аудиозаписью или просмотром фильма. Поэтому сегодня нужно уделять особое внимание формированию читательской грамотности, приобщению ребенка к печатному тексту: многое зависит от родителя и от педагога.
Из-за перегруженности детей различными внутришкольными, итоговыми и всероссийскими проверками стало заметно, что определенная часть учащихся читает только те тексты, которые требует школьная программа, другая же группа детей читает тексты в кратком изложении, не умея извлекать из них нужную информацию. И лишь у небольшой группы школьников сформированы навыки читательской грамотности.
Я хочу поделиться наработками (приемами), которые, по моему мнению, поддерживают читательский интерес у школьников. Отмечу, что на уроках русского языка и литературы использую весь комплекс работы с текстом, а именно: чтение, понимание прочитанного с помощью вопросов, анализ произведений, толкование незнакомых слов и так далее.Обучая 8-9 классы, я определила наиболее значимые приемы формирования читательской грамотности, чем сейчас хочу с вами поделиться.
Существует несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности. Хочу показать их на тексте Вальтраут Шелике «По дорогам войны и мира», который я использовала в своей практике при подготовке к ОГЭ обучающихся 9 класса.
В этом тексте рассказывается о детях, которых в годы войны эвакуировали в интернат одних, без родителей. О том, как они работали со школьного возраста. О том, как несколько уже давно повзрослевших ребят решили снова пройти путь от вокзала до интерната и вспомнить прошлые времена.
Итак, первый прием называется «Верите ли вы, что…?
Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
До прочтения текста я задаю детям вопрос: Верите ли вы, что повзрослеть можно за несколько минут? Правильный ответ на этот вопрос дети найдут только после работы с текстом «По дорогам войны и мира».
При дальнейшей работе с текстом наиболее часто я использую следующие приёмы:
Прием – «Словарики»
При первичном чтении произведения обучающие читают текст с
карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем
необходимо попросить встать тех «ребят-словариков», кому все слова в тексте понятны
(у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При
необходимости им помогаю я, либо ребята используют различные словари.
Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая
обычно проводится при первичном знакомстве с любым текстом.
Следующий приём «Чтение в кружок»
Это когда дети по очереди читают текст по абзацам. Их задача –
читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить,
понимает ли он читаемый текст. Но, на весь класс дается только одна копия
текста, которую они передают следующему чтецу.
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, а читающий отвечает. Если его
ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Он помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения.
Довольно часто я использую такой прием, как «Логическая цепочка».
После прочтения текста учащимся предлагаю построить события в логической
последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём
можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения,
которые мы читаем на уроках.
Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» вызывает у ребят интерес и используется для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста. Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Это задания, в которых требуется работать таблицами, схемами т.е. извлекать информацию, ориентируясь на слова названия столбиков, название таблиц.
Для формирования читательского умения интегрировать и
интерпретировать сообщения текста я использую такой прием, как «Письмо с
дырками (пробелами)».
Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний, а также для «работы над
ошибками», если текст не был понят правильно ранее. В выпускных классах я
использую этот прием для анализа написанного сочинения и создания своего
текста.
9.3. Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
На мой взгляд, взросление - это (способность, умение человека) ….
……Только …………….люди смогут …………………………….. Докажу своё суждение примерами.
Обратимся к тексту В.Шелике, в котором говорится (рассказывается) о….. ……,
которые………… Доказательством этому служат предложения …………………………. Ребята
(подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ……………………………….
(Продемонстрировать свое осмысление текста и сопоставить с собственным
жизненным опытом требует вторая часть сочинения. И здесь можно использовать
данный приём)
Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….…………..
Такой поступок свидетельствует о …………………………
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что…….
И закончить я хочу универсальным приемом, который называется «Лови ошибку».
К примеру, я предлагаю учащимся информацию, содержащую неизвестное количество
ошибок. Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определенному
мнению, группа выбирает спикера. Он передает мне результаты или его решения
перед всем классом.
Данный прием активизирует внимание учащихся. Формирует умение анализировать
информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически
оценивать полученную информацию.
Итак, в заключении хочу отметить, что используя данные приемы, я добиваюсь определенных результатов: понимание детьми текста, умение интерпретировать его, анализировать и синтезировать.
Нельзя не согласиться с великим педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским, который говорил: Уметь читать в широком смысле этого слова – значит извлечь из мертвой буквы живой смысл. Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.