Конспект урока по русскому языку на тему: "Общеупотребительные слова.Диалектизмы"
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку на тему: "Общеупотребительные слова.Диалектизмы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
14.11.2023
Конспект урока по русскому языку на тему: "Общеупотребительные слова.Диалектизмы"
Конспект урока подойдет учителей работающих 6 классе
Конспект урока по русскому языку на тему _Общеупотребительные слова. Диалектизмы_.docx

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Тема: Общеупотребительные слова. Диалектизмы

 

Цели:Контролируемые элементы содержания

Группы слов по происхождению и употреблению

Контролируемые умения

Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения: умение использовать словари (в том числе мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевых высказываний, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строении и способах конструирования информационных запросов; пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления; пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова; использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов; использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов; использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов

Проверяемые элементы содержания

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительная лексика, диалектизмы, термины, профессионализмы

Предметные умения

Различать слова с точки зрения их происхождения (исконно русские и заимствованные слова); различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу (неологизмы, устаревшие слова), различать историзмы и архаизмы; различать слова с точки зрения сферы их употребления (общеупотребительные, диалектизмы, профессионализмы); определять стилистическую окраску слова

Личностные результаты

Проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России

Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира

Функциональная грамотность

Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

 

 

Тип урока:Урок освоения новых знаний и умений

 

На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов:«Видеолекция», «Интерактивный справочник терминов и понятий», «Кейсы по работе с информацией».

 

 

Ход урока:

1.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1)Мотивирование на учебную деятельность

Посмотрим видеофрагмент. Большинство общеупотребительных слов в русском языке появилось давно. Поэтому они понятны нам, когда мы читаем былины, сказки. Если мы прочтем свод правил этикета «Юности честное зерцало», поймём, чему учили детей 18 века. Нам будет понятен смысл высказывания, потому что большинство слов – общеупотребительные.

2. Освоение нового материала

1)Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Предложите учащимся подобрать синонимы к слову «общеупотребительный», чтобы лучше запомнить определение термина. Примеры общеупотребительных слов рекомендуйте привести из просмотренного видеофрагмента «Юности честное зерцало».

2)Проверка первичного усвоения

1. Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

– общеупотребительные слова может понять любой человек, даже не владеющий русским языком (нет)
– бывают слова, которые употребляются только в определённой местности (да)
– общеупотребительные слова используют все, кто владеет русским языком (да)
– общеупотребительные слова не могут быть многозначными (нет)

2. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово

1) Павел  долго смотрел вслед уплывающей лодке.
2) Валяную обувь в Сибири называют пимами.
3) Употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и выразительной.
4) Книга — основа духовной жизни народа.

3. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово.

1) Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.
2) Снег засыпал все поля.
3) Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге.
4) На стене висела старинная картина.

 

Учащимся предлагаются  3 задания на усвоение теоретических и практических навыков.  В 1-м задании   находят ложные утверждения. Неверными являются 1 и 4 утверждения. Далее предлагаем  прочитать предложения и найти  в одном из них необщеупотребительное слово. (Оно выделено жирным шифтом – пимы). В 3-ем задании находим необщеупотребительное слово замашной.. 3-4  предложения предлагаем записать в тетрадь

 

3. Применение изученного материала

1)Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

День начался с того, что хозяин Каштанки, столяр Лука Александрыч, отправился к своим заказчикам относить изделия. Заказчики жили ужасно далеко, так что, прежде чем дойти до каждого из них, столяр должен был по нескольку раз заходить в трактир и подкрепляться. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конножелезки, забегала во дворы и гонялась за собаками. Столяр то и дело терял ее из виду, останавливался и сердито кричал на нее.

Побывав у заказчиков, Лука Александрыч зашел на минутку к сестре, у которой пил и закусывал; от сестры пошел он к знакомому переплетчику, от переплетчика в трактир, из трактира к куму и т.д. Одним словом, когда Каштанка попала на незнакомый тротуар, то уже вечерело и последнее, что она запомнила, были слова хозяина:

– Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра...

… «Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды. После обеда она разлеглась среди комнаты, протянула ноги и, чувствуя во всем теле приятную истому, завиляла хвостом. Пока ее новый хозяин, развалившись в кресле, курил сигару, она виляла хвостом и решала вопрос: где лучше - у незнакомца или у столяра? У незнакомца обстановка бедная и некрасивая; кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у него нет ничего, и комната кажется пустою; у столяра же вся квартира битком набита вещами; у него есть стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы, клетка с чижиком, лохань... У незнакомца не пахнет ничем, у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками.»

Учащимся предлагается вслух выразительно (можно по предложению) прочитать отрывок из рассказа А. П. Чехова «Каштанка», где наряду с общеупотребительными словами  встречаются профессионализмы  (столяр, верстак, стамеска, пила),  устаревшие (трактир, конножелезка). Можно организовать работу по орфографии и пунктуации.

 


 

Предмет: Русский язык Класс: 6

Предмет: Русский язык Класс: 6

На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Видеолекция», «Интерактивный справочник терминов и понятий», «Кейсы по работе с информацией»

На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Видеолекция», «Интерактивный справочник терминов и понятий», «Кейсы по работе с информацией»

Проверка первичного усвоения 1

Проверка первичного усвоения 1

Павел долго смотрел вслед уплывающей лодке

Павел долго смотрел вслед уплывающей лодке

Применение изученного материала 1)

Применение изученного материала 1)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Общеупотребительные слова.Диалектизмы"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Общеупотребительные слова.Диалектизмы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2023