УРОК-ИГРА (ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ) « Язык – живая душа народа», посвящённый Международному дню родного языка.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

УРОК-ИГРА (ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ) « Язык – живая душа народа», посвящённый Международному дню родного языка.
Иконка файла материала к международному дню родного языка..docx

 

УРОК-ИГРА (ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ)

 « Язык – живая душа народа», посвящённый Международному дню родного языка.

Цели:

Образовательные:

·        познакомить обучающихся с историей возникновения Международного дня родного языка, рассмотреть проблемы языков на современном этапе;

·        сформировать умение понимать проблему, высказывать свое мнение по данному вопросу;

·        повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе.

Воспитательные:

·        вовлечение обучающихся во внеклассную работу по русскому языку и литературе;

·        научиться уважать язык и культуру других народов;

·        работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.

Задачи: 

·        совершенствовать знания учащихся по русскому языку; 

·        - развитие общей эрудиции участников;

 

Ход мероприятия

Сл. 1 Сегодняшнее мероприятие, посвященное Международному дню родного языка, хочется начать с высказывания П. А. Вяземского о языке: 

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,

И уникальность среди равных масс.

Его душа и быт родной...

 

Чтец 1

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Сегодня все наречия планеты

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,

И уникальность среди равных масс.

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь

 

Чтец 2

2 сл. История возникновения праздника родного языка
С 26 октября по 17 ноября 1999 года в Париже проходила тридцатая сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, где был на официальном уровне утвержден день поддержки языкового многообразия - международный день родного языка. В календари всего мира праздник вошел с 2000 года. 21 февраля провозглашен международным днем родного языка. Это число было выбрано не случайно, а в связи с трагедией, произошедшей в 1952 году. Погибло пятеро студентов-демонстрантов, вышедших бороться за признание языка бенгали государственным.

Чтец 1

3 сл. 7000 т. языков в мире.

Сегодня в мире существует около 7000 языков, и более половины из них могут исчезнуть на протяжении жизни нескольких поколений, а на 96% этих языков говорят всего лишь 4% населения планеты. Только несколько сотен языков играют видную роль в системах образования и в государственной сфере, и менее ста языков используются в мире цифровых технологий.

Проведение Международного года языков пришлось на такое время, когда языки все больше оказываются под угрозой. Язык открывает путь к изменению и развитию человеческого общества. Использование — или отказ от использования языков может открыть или преградить дорогу в будущее многим представителям общества в мире.

4 сл.  День родного языка в России

Преподаватель.

В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский. В нашей стране любовь к родному языку можно сравнить с чувством истинного патриотизма, который пронизывает всё и каждого из нас. Особенно если речь идет об исконно славянских ценностях, к коим мы с уверенностью можем отнести и русский язык.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч!

5 сл.  

Могуч и прекрасен наш родной русский язык.

 В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

Богат и интересен наш язык. Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. Так, январь в Древней Руси назывался «сЕчень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и «лютым» — ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.

Когда мы приходим в школу, нам вручают замечательную книгу – азбуку, а знаете ли вы как произошло это название? (Слово «азбука» произошло от названия двух первых букв древнерусского алфавита «аз» и «буки»)

1.     Кто создал древнерусскую азбуку? (святые Кирилл и Мефодий)

2.     Знаете ли вы, сколько букв было в древнерусской азбуке? (43 буквы)

3.     Как вы думаете легко ли было учиться грамоте в давние времена? Почему? (Букв было много, каждая буква имела свое название)

4.     Сколько букв в современном алфавите? (33 буквы)

5.     Посвящаем нашу игру великому русскому языку.

 Итак, начинаем игру. Встречаются 2 команды– знатоков русского языка. Представление команд.

6 сл.  Наш родной язык богат пословицами. Что такое пословица? (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

-Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).

Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:

7-8 сл.   Конкурс «Доскажи пословицы»

Грамоте учиться - (всегда пригодится)

Без грамматики не (выучить и математики)

Не спеши языком - (торопись делом)

Слово не воробей, (вылетит не поймаешь)

Слово – серебро - (молчание – золото)

Красна птица пером, (а человек умом)

Труд кормит, (а лень портит)

9 сл.   Весёлые вопросы.

- Сколько гласных в корне слов: семья, сорока?

- Сколько горошин может войти в стакан? (Горошины не могут войти никуда, потому что они не ходят. А не ходят они потому что у них ножек нет.)

- Может ли страус назвать себя птицей? (нет)

- Каким гребнем не расчешешь голову? (петушиным)

- Когда лошадь покупают, какая она бывает? (мокрой)

- Что произошло 31 февраля? (Ничего. Нет такой даты)

- За чем во рту язык? (за зубами)

- У кого есть шляпа без головы, а нога без сапог? (у гриба)

- Чем заканчивается день и ночь? (ь)

- Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (буква «б»)

10 сл.  

Конкурс «Крылатых выражений»

Ребята, если вы хотите разнообразить вашу речь, то используйте в ней крылатые выражения. Это выражения, которые  попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность. 

Во весь дух.

Сесть в лужу.

Знать на зубок.

Оказаться у разбитого корыта.

В час по чайной ложке.

Водить за нос.

Зарубить на носу.

Чесать языком.

Делать из мухи слона.

Белая ворона.

«Скажи одним словом»

Каждой команде предлагается ответить на 7 вопросов за 1 минуту. Если ответа нет, говорят: «Дальше». Права перехода хода нет.

  1к    1.в час по чайной ложке (мало)

2.кривить душой (лгать)

3.себе на уме (хитрить)

4.кожа да кости (худой)

5.раз, два и обчелся (мало)

6. вставлять палки в колеса (мешать)

7. делать из мухи слона(преувеличивать)

2к    1. клевать носом (дремать)

2.рукой подать (близко)

3.гонять лодыря (бездельничать)

4. спустя рукава (плохо)

5.мастер на все руки (умелец)

6.повесить голову (печалиться)

7. стреляный воробей (опытный чел.)

Конкурс «Лексика»

1 балл за каждый правильный ответ. (Вопросы задаются поочерёдно каждой команде).
 
Преподаватель:  Все мы знаем, что русский язык – развивающееся явление. В нём с завидной регулярностью возникали, возникают и будут возникать новые слова. Мы обратим свой взор на неологизмы начала XXI века. По лексическому значению догадайтесь, о каких словах идёт речь.
- Внештатный сотрудник, работающий без заключения договора. (Фрилансер).
- Человек, ведущий сетевой журнал или дневник событий.
(Блоггер).
- Форма времяпрепровождения в виде посещения магазинов.
(Шоппинг).
- Автопортрет, снимок самого себя на фотокамеру.
(Селфи).

- Мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера. (Смартфон)

- Криптовалюта, цифровая валюта, электронная валюта, виртуальная валюта. (Биткоин)

- Ажиотаж, шумиха в медиа, в СМИ, в Интернете или где-то еще вокруг какого-либо события или какой-либо личности, гаджета, игры… (Хайп)

Информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ. (Фейк)

 

11 сл.  

Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать родной язык, правильно писать и говорить. Для повышения речевой грамотности больше читайте, не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. 

12 сл.   Назовите фамилии выдающихся людей, внесших свой вклад в развитие языка (задание: вспомнить и назвать фамилии):

Михаил Васильевич Ломоносов

Александр Сергеевич Пушкин

Лев Николаевич Толстой

Сергей Иванович Ожегов

Иван Сергеевич Тургенев и др.

13 сл.  

Сберечь  язык - важная задача. Так как язык нам дорог как родная мать, наши предки назвали его родной язык.

14 сл.   К сожаленью, мы живем в такое время, когда не ценят родной язык, родное слово.

15 сл. Появилось много необоснованных заимствований.

16-17 сл.    Слов-паразитов.

18 сл. Ведь только тот человек способен учить другие языки, кто знает в совершенстве свой родной язык, читает и интересуется культурой своего родного народа, любит и гордится своим родным языком. У кого есть родной язык – есть свое национальное лицо, есть свое «я».

19 сл.  Мы обязаны сберечь свой родной язык, передать его нашим потомкам, ведь это часть жизни.

         Напутствие:

Любите свой родной язык,

говорите правильно и красиво,

не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Народ жив, пока живы его культура и язык!

 

Подведение итога мероприятия.

Определение команды – победительницы.

Вручение грамот.

На этом наше мероприятие закончено. Спасибо за работу, ребята, славно потрудились. Всё в руках человека, и даже язык!


 

 

20 занимательных и неожиданных фактов о русском языке, которые вы наверняка не знали:

·         Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» — флот. 

·         В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы «Й». Но большинство из нас помнит лишь «йод, йог» и город «Йошкар-Ола».

·         В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.

·         Единственное слово русского языка, которое не имеет корня — вынуть.

·         Единственное односложное прилагательное в русском языке — это «злой».

·         В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и-, — итог и итого и а- — авось (устар. а вось «а вось не повезёт»), образовавшимися от союзов «и» и «а».

·         Даль предлагал заменить иностранное слово «атмосфера» на русские «колоземица» или «мироколица».

·         Самые длинные глаголы — «переосвидетельствоваться», «субстанционализироваться» и «интернационализироваться» (все — 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись по 25 букв).

·         Самые длинные существительные — «человеконенавистничество» и «высокопревосходительство» (по 24 буквы; словоформы -ами — по 26 букв, впрочем, «человеконенавистничество» практически не употребляется в мн. ч.).

·         Самые длинные одушевлённые существительные — «одиннадцатиклассница» и «делопроизводительница» (по 21 букве, словоформы -ами — по 23 буквы).