Технологическая карта
Дата: 19.02.2025г.
Предмет: Русский язык
УМК: «ШколаРоссии»
Автор: В.П. Канакина,В.Г. Горецкий
Класс: 3
Тема: Обобщение знаний о частях речи
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Учитель начальных классов: Романова Анастасия Викторовна
Технологическая карта урока
Цели деятельности учителя |
Образовательная: обобщить и систематизировать знания о частях речи Деятельностная: отрабатывать умение определять связь между частями речи |
Задачи урока:
|
1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; 2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма; 3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу. |
Тип урока |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Планируемые |
Планируемые результаты: Личностные:
Предметные:
Метапредметные: Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
|
Основные понятия |
Части речи: им.существительное, прилагательное, глагол, служебные части речи. |
Межпредметные связи |
Литературное чтение |
Методы и формы обучения |
- Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; - индивидуальная, фронтальная, групповая |
Ресурсы: |
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина «Методическое пособие с поурочными разработками» 3 класс, презентация PowerPoint, раздаточный материал. |
Дополнительные ресурсы |
Раздаточный материал |
Ход урока
Этап урока |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
1. Формирование нового знания с опорой на ранее изученное.
Организационный момент Цель: мотивация учения, создание рабочего настроя. |
- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте гостей, поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. Вы готовы к уроку?
-Проверьте, всё ли готово к уроку. |
- Здравствуйте!
Да, мы к уроку готовы.
Дети слушают.
Проверяют подготовку к уроку. |
Личностные: - самоопределение Регулятивные: - саморегуляция Познавательные: Общеучебные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Личностные: ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собственное;
регулятивные –проявляют познавательную инициативу,. |
1.1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи путём создания учебной ситуации. Цель: мотивация изучения языкового материала. |
-Давайте вспомним что мы изучали на прошлом уроке? -Что было задано на дом? -Будем проверять в течении урока
- А теперь запишите в тетрадях число, классная работа.
-Ребята посмотрите у нас в классе сегодня есть сундучок, давайте просмотрим, что в нем лежит.
Из книги падают слова и закладка, а на ней буква М. Где мы можем с вами встретить букву М? Вешаю на доску букву М Мысли, думай, размышляй. Строй, твори и созидай.
-Минутка чистописания буква М прописная (большая, заглавная), буква м строчная (маленькая). -Пропишем слоги -Побудем художниками -У вас на парте лежат конверты со снежинками и давайте с вами проведем оценивание своей работы, -Если вы считаете, что все получилось и написали красиво, значит берете снежинку с зеленым кружочком в центре. -Если вы считаете, что не совсем справились с работой, то выбираете снежинку с желтым кружочком. -Если вы считаете, что совсем плохо написали, то выбираете снежинку с красным кружочком. |
Слова частей речи Повторить правила частей речи.
Девятнадцатое февраля. Классная работа.
Выходит, ученица достает книгу из сундучка книгу «Язык родной дружи со мной» и читает стихотворение
Всему название дано и зверю и предмету,
В слове мама, имени Миша, медведь, в старинных книгах
Мм Ам, ум, вм, мн М@м@м
|
Познавательные: Общеучебные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме - поиск и выделение необходимой информации - структурирование знаний - смысловое чтение Логические: - анализ - синтез - подведение под понятие - установление причинно-следственных связей - построение логической цепи рассуждения Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Личностные: ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собственное;
регулятивные –проявляют познавательную инициативу, |
1.2.Коллективное решение учебной задачи, путем анализа словарных слов. Ознакомление с определением понятия и название темы урока. Цель: выделить существенные признаки языкового понятия.
|
-Продолжим работу с нашим волшебным сундучком, посмотрите в нем загадка -Чьи рисунки на окне Как узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний дедушка …… Беру слово с магнитной доски и вешаю на основную доску
МОРОЗ, какое это слово?
-Ребята, а у нас еще остались слова, кто из вас прочитает?
-Что объединяет эти слова?
-На какие группы делятся все слова? -Назовите тему нашего урока -На какие группы мы можем поделить части речи? -Давайте попробуем составить кластер и вспомним какие бывают самостоятельные части речи? -Вспомним служебные части речи? -Что мы знаем об имени -существительном? -Что мы знаем об имени прилагательном? -Что мы знаем о глаголе? -Во время ответа ребят на доску вывешиваю снеговиков. -Служебные части речи отвечают на вопросы? -Используются самостоятельно? -Для чего служат служебные части речи?
|
Мороз
Это слово словарное мороз, ударение на второй слог, делаем проверку морозец, морозно, первый слог проверить на получается, значит слово словарное, и на конце слова пишется согласная парная з.
Морозец, морозный, заморозок, заморозить, намораживать, морозостойкий.
У них общий корень, и общее лексическое значение и значит эти слова однокоренные.
На части речи ЧАСТИ РЕЧИ На самостоятельные и служебные
Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Предлог, союз, частица. Ответ детей
Нет
Нет Для связи слов в предложении
|
Познавательные: Общеучебные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме - структурирование знаний Логические: - анализ - синтез - подведение под понятие - установление причинно-следственных связей - построение логической цепи рассуждения Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
личностные – приобретение новых знаний, умений, ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
познавательные - осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; анализируют языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, строят несложные рассуждения.
коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собственное;
регулятивные –проявляют познавательную инициативу, овладевают способами решения учебной задачи, контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом. |
2. Обобщение, выделение признаков и установление связей между ними. Цель: обобщить признаки языкового понятия и установить связь между ними. |
-Ребята, как можно назвать небольшой мороз? Берем тетрадь помощницу и находим алгоритм определения части речи 1. Прочитать слово 2. Задать, к слову, вопрос 3. Определить, что обозначает слово 4. Определить часть речи
Запишем в тетрадь три части и запишем слово морозец Как обозначить холодный день? В тетрадь запишите во второй столбик.
--Каким словом можно назвать например: что можно сделать с овощами? Запишите это слово в третий столбик. -У нас остались слова, давайте распределим их на части речи.
Оцените свою работу -Если вы считаете, что все получилось и написали красиво, значит берете снежинку с зеленым кружочком в центре. -Если вы считаете, что не совсем справились с работой, то выбираете снежинку с желтым кружочком. -Если вы считаете, что совсем плохо написали, то выбираете снежинку с красным кружочком.
|
морозец, что? это имя существительное прикрепить это слово к первому снеговику.
Морозный, вопрос какой? прикрепить ко второму снеговику.
Заморозить, вопрос что сделать? глагол, прикрепить к третьему снеговику.
|
Познавательные: Общеучебные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме - структурирование знаний - смысловое чтение Логические: - анализ - синтез
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
личностные – приобретение новых знаний, умений, ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
познавательные - осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; анализируют языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, строят несложные рассуждения.
|
3. Физ. минутка Цель: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка |
В презентации видео с музыкой, зимняя физкультминутка повторяем упражнения за снеговиком.
|
|
|
|
4. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
|
-Ребята сейчас мы поработаем в паре -Берем тетрадь помощницу и читаем задание, которое я подготовила для вас.
-Интересно, оказывается в русском языке есть слова , которые переходят из одной части речи в другую. Мы сейчас в этом убедимся. -Прочитайте предложение. -Мише удалили больной зуб. - Определим часть речи слова больной. (Зуб - какой?- больной – это им прил.) Больной лежит в постели. ( Лежит - кто? – больной – это им. сущ.)
-Проверим выполнение, и оценим себя. -Если вы считаете, что все получилось и написали красиво, значит берете снежинку с зеленым кружочком в центре. -Если вы считаете, что не совсем справились с работой, то выбираете снежинку с желтым кружочком. -Если вы считаете, что совсем плохо написали, то выбираете снежинку с красным кружочком. |
Задание: зачеркни лишнее слово в каждом ряду. Объясни свой выбор.( на выполнение задания - 2 мин.) Проверка с помощью сигналов. (зелёный – правильно, красный – ошибка)
1) Бег, бегун, бежать (мы считаем, лишнее слово бежать – это глагол, а бег, бегун – им. сущ.) Проверка 2) Играть, игровой, игривый. ( мы считаем лишнее слово - играть что делать? – это глагол; какой? – игровой, какой ? игривый – это им. прил.) Проверка
3) Лес, лесник, лесной.(лишнее слово лесной, какой?- лесной – это им. прил., а лес, лесник – им. сущ.) Проверка
4) Больной, болеть, заболеть ( лишнее слово больной отвечает на вопрос кто? это им сущ., а болеть, заболеть – это глаголы) слово больной отвечает на вопрос какой – это им прил.) Проверка с помощью сигналов. (зелёный – правильно, красный – ошибка)
|
Познавательные: Общеучебные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме - поиск и выделение необходимой информации - структурирование знаний Логические: - анализ - синтез - установление причинно-следственных связей - построение логической цепи рассуждения Коммуникативные: - умение с достаточной \полнотой и точностью выражать свои мысли |
Личностные: ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собственное; |
5. Работа в группе Упражнения, связанные с конструированием языкового материала. грамматической форме
Цель: проверить умения учащихся находить данное понятие в тексте. |
-А теперь я предлагаю поработать в группах. Но для начала мы вспомним правила работы в группе.
-Итак, мы сейчас будем выполнять задание в группе. Вы сформируете группу, распределите роли, выберете ответственного.
-Раздаю 4 вида текста, они в разных файлах, читаем задание и каждый текст составляем отдельно.
Задание. Вставьте подходящие по смыслу слова. Какое слово у вас получилось лишнее? Почему? Красный конверт ( вставить им. сущ.) Зимняя … околдовала леса и поля . Спят под пушистым снегом… . От крепкого … потрескивают деревья. Их … прогнулись под тяжестью белого снега. Однако … в лесу продолжается. - Достаньте из конвертов красный круг.
Зелёный конверт ( вставить им. прил.) … стужа околдовала леса и поля. Спят под … снегом кусты. От … мороза потрескивают деревья. Их ветви прогнулись под тяжестью … снега. Однако жизнь в лесу продолжается.
- Достаньте из конвертов зелёный круг.
Жёлтый конверт ( вставить глаголы.) Зимняя стужа … леса и поля. … под пушистым снегом кусты. От крепкого мороза … деревья. Их ветви … под тяжестью белого снега. Однако жизнь в лесу..,. - Достаньте из конвертов жёлтый круг.
Синий конверт ( вставить союз, частицу, предлог.) Зимняя стужа околдовала леса … поля. Спят … пушистым снегом кусты. … крепкого мороза потрескивают деревья. Их ветви прогнулись …тяжестью белого снега. Однако жизнь … лесу продолжается. - Достаньте из конвертов синий круг.
Вывод: - С какими группами слов мы сейчас работали?
-А какой текст у нас получился? Прочитаем.
- А получился бы у нас текст, если бы мы не вставили слова? - Какую роль играют имена существительные? - А имена прилагательные что делают?
- А глаголы? - А служебные части речи?
- А теперь покажите, как работают все части речи с помощью цветных кругов. ( на доске и на партах) - А в пересечении всех частей речи у нас получился красивый текст. - Давайте озаглавим текст. - Оцените свою работу. Если вы считаете, что все получилось и написали красиво, значит берете снежинку с зеленым кружочком в центре. Если вы считаете, что не совсем справились с работой, то выбираете снежинку с желтым кружочком. Если вы считаете, что совсем плохо написали, то выбираете снежинку с красным кружочком.
|
Проверка 1 текста. - Слова относятся к группе существительных. Лишнее слово зимняя – это имя прилагательное, т.к. отвечает на вопрос какая? и обозначает признак предмета. Проверка 2 текста. - Мы работали с именами прилагательными. - Какие слова вы вставили? -Лишнее слово – продолжается - это глагол, т.к. отвечает на вопрос что делает? и обозначает действие предмета. - Каким цветом обозначаем имя прилагательное? зеленым
Проверка 3 текста. -Мы работали с глаголами. -Какие глаголы вы вставили? Лишнее слово от – это предлог. - Каким цветом обозначаем глаголы?
Проверка 4 текста - Мы работали со служебными частями речи. -Какие слова вы вставили? Мы вставили слова… -Лишнее слово жизнь – это имя существительное, т.к. отвечает на вопрос что? и обозначает предмет. - Каким цветом обозначаем служебные части речи?
(с им. сущ., им. прил., глаг., со служ. частями речи.)
Зимняя стужа околдовала леса и поля. Спят под пушистым снегом кусты. От крепкого мороза потрескивают деревья. Их ветви прогнулись под тяжестью белого снега. Однако жизнь в лесу продолжается. Нет, мы бы не поняли, о чем идёт речь. Делают текст понятным
Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её выразительной Добавляют действия Для связи слов в предложении
Зимний лес
|
Познавательные: Общеучебные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме - структурирование знаний Логические: - анализ - синтез - подведение под понятие - установление причинно-следственных связей - построение логической цепи рассуждения Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
личностные – приобретение новых знаний, умений, ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
познавательные - осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; анализируют языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, строят несложные рассуждения.
коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собственное;
регулятивные –проявляют познавательную инициативу, овладевают способами решения учебной задачи, контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом. |
6. Рефлексия деятельности. (Подведение итогов)
|
Итак, давайте обобщим наши знания и оценим себя на всём уроке. - Чем мы сегодня занимались? - Посмотрите на поля самооценивания. Каких снежинок у вас больше всего и выберите снежинку той формы в вашем конвертике. И украсим наше сказочное окно с помощью этих снежинок. (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд) - Я хочу отметить на уроке работу следующих учеников… Мы сегодня много говорили о русском языке: какой он богатый, красивый, выразительный. Для вас ребята подготовили литературную минутку.
Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились!
Урок наш окончен. Спасибо за работу!
|
Повторяли части речи.
Дети выходят и наклеивают снежинки на окно.
Язык наш прекрасный – Богатый и звучный, То мощный и страстный, То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка, И мягкость, и ласка. Написаны им И рассказы, и сказки,
Страницы волшебных, Волнующих книг! Люби и храни Наш великий язык! |
Познавательные: Общеучебные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме - структурирование знаний Логические: - анализ - синтез - подведение под понятие - установление причинно-следственных связей - построение логической цепи рассуждения Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
личностные – приобретение новых знаний, умений, ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
познавательные - осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; анализируют языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, строят несложные рассуждения.
коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собственное;
регулятивные –проявляют познавательную инициативу, овладевают способами решения учебной задачи, контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.