технологическая карта урока "Обобщение знаний, части речи"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

русский язык 3 класс, обобщение знаний о частях речи
Иконка файла материала части речи урок.docx

 

Технологическая карта

Дата: 19.02.2025г.

Предмет: Русский язык

УМК: «ШколаРоссии»

Автор: В.П. Канакина,В.Г. Горецкий

Класс: 3

Тема: Обобщение знаний о частях речи

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Учитель начальных классов: Романова Анастасия Викторовна

 

Технологическая карта урока

 

Цели деятельности учителя

Образовательная: обобщить и систематизировать знания о частях речи

Деятельностная:  отрабатывать умение определять связь между частями речи

Задачи урока:

 

1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний.

Планируемые
образовательные результаты

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Проявлять интерес к русскому языку;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению.

Предметные:

  • Применение орфографических правил;
  • Умение писать без ошибок;
  • Осознание позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • Применять правила и пользоваться инструкциями;
  • Передавать информацию устным и письменным способом.

Коммуникативные УУД:

  • Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные УУД:

  • Формировать и удерживать учебную задачу;
  • Использовать речь для регуляции своего действия.

Основные понятия

Части речи: им.существительное, прилагательное, глагол, служебные части речи.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Методы и формы обучения

- Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный;

- индивидуальная, фронтальная, групповая

Ресурсы:

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина «Методическое пособие с поурочными разработками» 3 класс, презентация PowerPoint, раздаточный материал.

Дополнительные ресурсы

Раздаточный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Формирование нового знания с опорой на ранее изученное.

 

Организационный момент

Цель: мотивация учения, создание рабочего настроя.

- Здравствуйте, ребята!

Поприветствуйте гостей, поприветствуйте друг друга, улыбнитесь.

 Вы готовы к уроку?

 

 

 -Проверьте, всё ли готово к уроку.

- Здравствуйте!

 

 Да, мы к уроку готовы.

 

Дети слушают.

 

Проверяют подготовку к уроку.

Личностные:

- самоопределение

Регулятивные:

- саморегуляция

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

Личностные: ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

 

коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собственное;

 

регулятивные –проявляют познавательную инициативу,.

1.1. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи путём создания учебной ситуации.

Цель: мотивация изучения языкового материала.

-Давайте вспомним что мы изучали на прошлом уроке?

-Что было задано на дом?

-Будем проверять в течении урока

 

  - А теперь запишите в тетрадях число, классная работа.

 

-Ребята посмотрите у нас в классе сегодня есть сундучок, давайте просмотрим, что в нем лежит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из книги падают слова и закладка, а на ней буква М.

Где мы можем с вами встретить букву М?

Вешаю на доску букву М

Мысли, думай, размышляй. Строй, твори и созидай.

 

-Минутка чистописания буква М  прописная (большая, заглавная), буква м строчная (маленькая).

-Пропишем слоги

-Побудем художниками

-У вас на парте лежат конверты со снежинками и давайте с вами проведем оценивание своей работы,

-Если вы считаете, что все получилось и написали красиво, значит берете снежинку с зеленым кружочком в центре.

-Если вы считаете, что не совсем справились с работой, то выбираете снежинку с желтым кружочком.

-Если вы считаете, что совсем плохо написали, то выбираете снежинку с красным кружочком.

Слова частей речи

Повторить правила частей речи.

 

 

Девятнадцатое февраля. Классная работа.

 

Выходит, ученица достает книгу из сундучка книгу «Язык родной дружи со мной» и читает стихотворение

 

Всему название дано и зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Оно живет ведь в мире этом,
Даёт название предметам.

 

В слове мама, имени Миша, медведь, в старинных книгах

 

 

 

 

 

 

Мм

Ам, ум, вм, мн

М@м@м

 

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- поиск и выделение необходимой информации

- структурирование знаний

- смысловое чтение

Логические:

- анализ

- синтез

- подведение под понятие

- установление причинно-следственных связей

- построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

 

коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собственное;

 

регулятивные –проявляют познавательную инициативу,

1.2.Коллективное решение учебной задачи, путем анализа словарных слов. Ознакомление с определением понятия и название темы урока.

Цель: выделить существенные признаки языкового понятия.

 

-Продолжим работу с нашим волшебным сундучком, посмотрите в нем загадка

-Чьи рисунки на окне

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка ……

Беру слово с магнитной доски и вешаю на основную доску

 

МОРОЗ, какое это слово?

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, а у нас еще остались слова, кто из вас прочитает?

 

 

 

-Что объединяет эти слова?

 

 

 

 

-На какие группы делятся все слова?

-Назовите тему нашего урока

-На какие группы мы можем поделить части речи?

-Давайте попробуем составить кластер и

вспомним какие бывают самостоятельные части речи?

-Вспомним служебные части речи?

-Что мы знаем об имени -существительном?

-Что мы знаем об имени прилагательном?

-Что мы знаем о глаголе?

-Во время ответа ребят на доску вывешиваю снеговиков.

-Служебные части речи отвечают на вопросы?

-Используются самостоятельно?

-Для чего служат служебные части речи?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мороз

 

 

Это слово словарное мороз, ударение на второй слог, делаем проверку морозец, морозно, первый слог проверить на получается, значит слово словарное, и на конце слова пишется согласная парная з.

 

Морозец, морозный,  заморозок, заморозить,

намораживать, морозостойкий.

 

У них общий корень, и общее лексическое значение и значит эти слова однокоренные.

 

На части речи

ЧАСТИ РЕЧИ

На самостоятельные и служебные

 

Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Предлог, союз, частица.

Ответ детей

 

 

 

 

 

Нет

 

Нет

Для связи слов в предложении

 

 

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- структурирование знаний

Логические:

- анализ

- синтез

- подведение под понятие

- установление причинно-следственных связей

- построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 личностные – приобретение новых знаний, умений, ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

 

познавательные - осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; анализируют языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, строят несложные рассуждения.

 

коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собственное;

 

регулятивные –проявляют познавательную инициативу, овладевают способами решения учебной задачи, контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом.

2. Обобщение, выделение признаков и установление связей между ними.

Цель: обобщить признаки языкового понятия и установить связь между ними.

-Ребята, как можно назвать небольшой мороз?

Берем тетрадь помощницу и находим

алгоритм определения части речи

1.      Прочитать слово

2.      Задать, к слову, вопрос

3.      Определить, что обозначает слово

4.      Определить часть речи

 

Запишем в тетрадь три части и запишем слово морозец

Как обозначить холодный день?

В тетрадь запишите во второй столбик.

 

--Каким словом можно назвать например: что можно сделать с овощами?

Запишите это слово в третий столбик.

-У нас остались слова, давайте распределим их на части речи.

 

Оцените свою работу

-Если вы считаете, что все получилось и написали красиво, значит берете снежинку с зеленым кружочком в центре.

-Если вы считаете, что не совсем справились с работой, то выбираете снежинку с желтым кружочком.

-Если вы считаете, что совсем плохо написали, то выбираете снежинку с красным кружочком.

 

 

 

 

 

морозец, что? это имя существительное

прикрепить это слово к первому снеговику.

 

 

 

 

Морозный, вопрос какой? прикрепить ко второму снеговику.

 

Заморозить, вопрос что сделать? глагол, прикрепить к третьему снеговику.

 

 

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- структурирование знаний

- смысловое чтение

Логические:

- анализ

- синтез

 

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

личностные – приобретение новых знаний, умений, ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

 

познавательные - осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; анализируют языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, строят несложные рассуждения.

 

3.      Физ. минутка

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка

В презентации видео с музыкой, зимняя физкультминутка повторяем упражнения за снеговиком.

 

 

 

 

 

   4.  Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

 

 

-Ребята сейчас мы поработаем в паре

-Берем тетрадь помощницу и читаем задание, которое я подготовила для вас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Интересно, оказывается в русском языке есть слова , которые переходят из одной части речи в другую. Мы сейчас в этом убедимся.

-Прочитайте предложение.

-Мише удалили больной зуб.

- Определим часть речи слова больной. (Зуб -  какой?- больной – это им прил.)

Больной лежит в постели. ( Лежит - кто? – больной – это им. сущ.)

 

-Проверим выполнение, и оценим себя.

-Если вы считаете, что все получилось и написали красиво, значит берете снежинку с зеленым кружочком в центре.

-Если вы считаете, что не совсем справились с работой, то выбираете снежинку с желтым кружочком.

-Если вы считаете, что совсем плохо написали, то выбираете снежинку с красным кружочком.

 

 

Задание: зачеркни лишнее слово в каждом ряду. Объясни свой выбор.( на выполнение задания - 2 мин.)

Проверка  с помощью сигналов.  (зелёный – правильно, красный – ошибка)

 

1)    Бег, бегун, бежать (мы считаем,  лишнее слово бежать – это глагол, а бег, бегун – им. сущ.)     Проверка

2)    Играть, игровой, игривый. ( мы считаем лишнее слово - играть что делать? – это глагол; какой? – игровой, какой ? игривый – это им. прил.)   Проверка

 

3)    Лес, лесник, лесной.(лишнее слово лесной, какой?- лесной – это им. прил., а лес, лесник – им. сущ.)    Проверка

 

4)    Больной, болеть, заболеть ( лишнее слово больной отвечает на вопрос кто? это им сущ., а болеть, заболеть – это глаголы) слово больной отвечает на вопрос какой – это им прил.)   Проверка  с помощью сигналов.  (зелёный – правильно, красный – ошибка)

 

 

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- поиск и выделение необходимой информации

- структурирование знаний

Логические:

- анализ

- синтез

- установление причинно-следственных связей

- построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные:

- умение с достаточной

\полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

 

коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собственное;

5. Работа в группе Упражнения, связанные с конструированием языкового материала.

грамматической форме

 

Цель: проверить умения учащихся находить данное понятие в тексте.

-А теперь я предлагаю поработать в группах. Но для начала мы вспомним правила работы в группе.

 

-Итак, мы сейчас будем выполнять задание в группе. Вы сформируете группу, распределите роли, выберете ответственного.

 

-Раздаю 4 вида текста, они в разных файлах, читаем задание и каждый текст составляем отдельно.

 

Задание.  Вставьте подходящие по смыслу слова. Какое слово у вас получилось лишнее? Почему?

Красный конверт ( вставить им. сущ.)

Зимняя …  околдовала леса и поля . Спят под пушистым снегом…     . От крепкого …    потрескивают деревья. Их …      прогнулись под тяжестью белого    снега.  Однако …      в лесу продолжается.

- Достаньте из конвертов красный круг.

 

Зелёный  конверт ( вставить им. прил.)

…       стужа околдовала леса и поля. Спят под …      снегом кусты. От …     мороза потрескивают деревья. Их ветви прогнулись под тяжестью …       снега. Однако жизнь в лесу продолжается.

 

 

 

- Достаньте из конвертов зелёный круг.

 

 

 

Жёлтый  конверт ( вставить глаголы.)

Зимняя стужа …    леса и поля. …     под пушистым снегом кусты. От крепкого мороза …     деревья. Их ветви …     под тяжестью белого снега. Однако жизнь в лесу..,.

- Достаньте из конвертов жёлтый круг.

 

 

Синий конверт ( вставить союз, частицу, предлог.)

Зимняя стужа околдовала леса …   поля. Спят … пушистым снегом кусты. …   крепкого мороза потрескивают деревья. Их ветви прогнулись …тяжестью белого снега. Однако жизнь …  лесу продолжается.

- Достаньте из конвертов синий круг.

 

 

 

Вывод: - С какими группами слов мы сейчас работали?

 

-А какой текст у нас получился? Прочитаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

- А получился бы у нас текст, если бы мы не вставили слова?

- Какую роль играют имена существительные?

- А имена прилагательные что делают?

 

 

- А глаголы?

 - А служебные части речи?

 

- А теперь покажите, как работают все части речи с помощью цветных кругов.

 ( на доске и на партах)

- А в пересечении всех частей речи у нас получился красивый текст.

- Давайте озаглавим текст.

- Оцените свою работу.

Если вы считаете, что все получилось и написали красиво, значит берете снежинку с зеленым кружочком в центре.

Если вы считаете, что не совсем справились с работой, то выбираете снежинку с желтым кружочком.

Если вы считаете, что совсем плохо написали, то выбираете снежинку с красным кружочком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка 1 текста.

- Слова относятся к группе существительных. Лишнее слово зимняя – это имя прилагательное, т.к. отвечает на вопрос какая? и обозначает признак предмета.

Проверка 2 текста.

- Мы работали с именами прилагательными.

- Какие слова вы вставили?

-Лишнее слово – продолжается - это глагол, т.к.  отвечает на вопрос что делает? и обозначает действие предмета.

- Каким  цветом обозначаем имя прилагательное? зеленым

 

 

Проверка 3 текста.

-Мы работали с глаголами.

-Какие глаголы вы вставили?

Лишнее слово от – это предлог.

- Каким  цветом обозначаем глаголы?

 

Проверка 4 текста

- Мы работали со служебными частями речи.

-Какие слова вы вставили? Мы вставили слова…

-Лишнее слово жизнь – это имя существительное, т.к. отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.

- Каким  цветом обозначаем служебные части речи?

 

(с им. сущ., им. прил., глаг., со служ. частями речи.)

 

Зимняя стужа околдовала леса и поля. Спят под пушистым снегом кусты. От крепкого мороза потрескивают деревья. Их ветви прогнулись под тяжестью белого снега. Однако жизнь в лесу продолжается.

 Нет, мы бы не поняли, о чем идёт речь.

Делают  текст понятным

 

Имена  прилагательные украшают нашу речь, делают её выразительной

Добавляют  действия

 Для  связи слов в предложении

 

 

 

 

 Зимний лес

 

 

 

 

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- структурирование знаний

Логические:

- анализ

- синтез

- подведение под понятие

- установление причинно-следственных связей

- построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 личностные – приобретение новых знаний, умений, ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

 

познавательные - осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; анализируют языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, строят несложные рассуждения.

 

коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собственное;

 

регулятивные –проявляют познавательную инициативу, овладевают способами решения учебной задачи, контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом.

6. Рефлексия деятельности. (Подведение итогов)

 

Итак, давайте обобщим наши знания и оценим себя на всём уроке.

- Чем мы сегодня занимались?

- Посмотрите на поля самооценивания. Каких снежинок у вас больше всего и выберите снежинку той формы в вашем  конвертике. И украсим наше сказочное окно с помощью этих снежинок. (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд)

- Я хочу отметить на уроке работу следующих учеников…

Мы сегодня много говорили о русском языке: какой он богатый, красивый, выразительный.

Для вас ребята подготовили литературную минутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

 

Урок наш окончен. Спасибо за работу!

 

 

 

Повторяли части речи.

 

 

 

 

 

Дети выходят и наклеивают снежинки на окно.

 

 

 

 

 

 

 

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

 То мощный и страстный,

 То нежно-певучий.

 

 В нем есть и усмешка,

 И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки,

 

 

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- структурирование знаний

Логические:

- анализ

- синтез

- подведение под понятие

- установление причинно-следственных связей

- построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 личностные – приобретение новых знаний, умений, ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

 

познавательные - осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; анализируют языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, строят несложные рассуждения.

 

коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собственное;

 

регулятивные –проявляют познавательную инициативу, овладевают способами решения учебной задачи, контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом.

 


 

Скачано с www.znanio.ru