Открытый урок русского языка в 4 классе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

технологическая карта к уроку по теме "Постановка вопросов к словам -признакам предметов" в коррекционной школе
Иконка файла материала открытый урок русского яз. 4 кл.docx

 

 

ГКОУ КО «Озерская школа – интернат»

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКОГО   ЯЗЫКА

В IV КЛАССЕ

 

 

                  Февраль, 2025 г.                                                                                                                           Голдина  Н. Н.

4 класс  

 ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: Русский язык        

Тема урока: Постановка вопросов к названиям признаков предмета 

Тип урока: комбинированный урок

Цель: Создать условия для формирования умений ставить вопросы к признакам предмета;

Задачи урока:

·       Образовательные -  учить ставить вопросы к признакам предмета, изменяя форму слова; продолжить работу над развитием умения выделять в предложении слова-признаки и слова-предметы;

Коррекционно-развивающие - коррекция памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать; развитие речи, фонематического слуха, мелкой моторики через специальные коррекционные упражнения;

·        Воспитательные: - воспитывать познавательную активность, мотивацию к обучению, точность и аккуратность при выполнении заданий.

Формирование БУД:  

Личностные БУД:
-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  

Коммуникативные БУД:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, учитель-класс, класс - ученик;

Регулятивные БУД:

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

Познавательные БУД:

-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями

Оборудование:

Предметные картинки, карточки, учебники, мультимедийная презентация 

 

Образовательные ресурсы:

 Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП. В 2 частях, Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова – М.: Просвещение, 2018г.

Русский язык. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова   – М.: Просвещение, 2024г.

 

 

Технологическая карта урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Личностный компонент (жизненные компетенции)

1.

Организацион-ный этап

Цель:

Эмоциональный настрой

Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.

Тихо сели.

  • Игра «Доскажи словечко».

- На уроке будь старательным. Будь спокойным и  … (внимательным).

- Говорите чётко, внятно, чтобы было всё … (понятно)

- Если хочешь отвечать, надо … (руку поднимать)

- Если друг стал отвечать, не спеши … (перебивать)

- А помочь захочешь другу, подними спокойно … (руку).

 

- Молодцы! Я думаю, что все ребята будут соблюдать правила поведения на уроке.

А я хочу пожелать вам, чтобы вы сегодня работали дружно, помогали друг другу,

открыли что-то новое и интересное для себя.

 

  • Пальчиковая гимнастика

«Пальчики играют»

-Прежде чем приступить к работе, вспомним правила посадки при письме.

 

Запишите число, классная работа.

Подготовка к уроку.

Дети приветствуют учителя, гостей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пальчики поздоровались,

Прогнулись,

Попрыгали,

встряхнулись

Умеет сотрудничать с педагогом

2. Актуализация знаний.

Цель:

коррекция мелкой моторики руки, навыков каллиграфического письма

  • Упражнение «Какая буква спряталась?»

Рассмотри рисунок.

Назови слова, обозначающие название предметов.

Как ты их распознал? Ставь вопрос.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/06/04/otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse_dlya_obuchayushchihsya_s_intellektualnymi_narusheniyami_na_temu_postanovka_voprosov_k_nazvaniyam_priznakov_predmetov_5_1.docx_image4.jpg

- Теперь напишем букву Е в воздухе

- Письмо в тетради

Ее  ее   еее  ел   ес    ев    ве   еле Ее ….

Ель пушистая.

Подчеркни название предмета, название признака предмета.

 

Слайд

 

 

 

 

 

Находят спрятанные буквы.

 

 

 

 

 

Письмо в тетради

 

Пишут по образцу

Способен работать самостоятельно, в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способен писать по образцу

3.  Постановка цели и задач урока. (Мотивация учебной деятельности учащихся)

Цель: развитие долговременной зрительной и слуховой памяти

Учить формулировать тему, ставить цель перед собой

Посмотрите на доску.

 

Рассмотри картинки. Скажи, из каких сказок эти предметы?

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/06/04/otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse_dlya_obuchayushchihsya_s_intellektualnymi_narusheniyami_na_temu_postanovka_voprosov_k_nazvaniyam_priznakov_predmetov_5_1.docx_image3.jpg             https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/06/04/otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse_dlya_obuchayushchihsya_s_intellektualnymi_narusheniyami_na_temu_postanovka_voprosov_k_nazvaniyam_priznakov_predmetov_5_1.docx_image1.jpghttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/06/04/otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse_dlya_obuchayushchihsya_s_intellektualnymi_narusheniyami_na_temu_postanovka_voprosov_k_nazvaniyam_priznakov_predmetov_5_1.docx_image2.jpg  

Поставьте вопрос к каждому предмету.

ЧТО? Ключик, КТО? – рыбка. ЧТО? Яйцо.

 

Что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? и что?.

А давай подберём к предметам признаки и поставим вопрос.

Ключик (какой?) – золотой

Рыбка (какая?) – золотая.

Яйцо (какое?) – золотое.

Предметы (какие?) – золотые.

Что означает слово золотой?

 

Запомните! На вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? отвечают признаки предмета.

 

Что мы сейчас делали? Ставили вопросы к названию признаков предмета.

Кто может назвать тему нашего урока.

«Постановка вопросов к названиям признаков предмета».

Чему будем учиться на уроке?

Будем учиться ставить вопросы к признакам предмета, учиться выделять слова-признаки и слова-предметы, правильно их писать.

Работа с картинками

 

Слайд

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

Формулируют тему, цели

Умеет сотрудничать с педагогом, со сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеет грамматически верно составлять предложения в устной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Может ставить задачу перед собой

4.     Первичное усвоение новых знаний.

Цель: развивать умение ставить вопросы к признакам предмета, изменять слова по вопросам.

Охранительный режим, смена деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ. минутка

 

Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 28. Упражнение №1. Читай задание.

Посмотри на картинки.

 

Подумай, какие признаки можно к ним подобрать? Зададим вопросы:

Зебра (какая?) полосатая, матрас (какой?) полосатый, тигрята (какие?) полосатые, шлагбаум (какой) полосатый, матроска (какая?) полосатая.

Молодцы!.

.

·        Упражнение №3. Читай задание.

Прочитай предложения.

Осёл послушный, добрый, милый,

Когда его не тащат силой.

У нашей кошки котята-крошки,

Милые, пушистые, серенькие, чистые.

Подошла к ручью напиться

Осторожная лисица.

 

Прочитай выделенные слова.

Поставь к ним вопросы. Что они обозначают?

Подбери названия признаков к названиям предметов. Попробуй задать к ним вопрос.

 

Допиши названия признаков. Ставь к ним вопрос от названий предметов.

Осёл (…?) … , … , … .

Котята ( …?) … , … , … , … .

Лисица ( …?) … .

На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают признаки?

 

Давайте немного отдохнём.

 

А теперь ребята встали

И немного пошагали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Сели-встали, сели-встали.

Повернулись вправо-влево.

И берёмся вновь за дело.

 

Стр. 28 упр. 1

Фронтальный опрос

Выполняют упражнение

по разному уровню

по словесной инструкции (устно)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетради по образцу самостоятельно

Умеет сотрудничать со сверстниками

 

Умеет работать с учебником, понимает прочитанный текст

5.     Первичная проверка понимания

Цель: развитие фонематичес-кого слуха,

зрительного восприятия, связной речи; коррекция внимания, памяти, мышления

 

На какие вопросы отвечают слова-признаки предмета?

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

  • Упражнение на развитие фонематического слуха

 

Игра «Угадай предмет по признаку

 

Я вам буду читать признаки предмета, а вы мне называете предмет. Как вы думаете, что это?

Поставьте вопрос к признаку предмета.

 

На что указывает каждый признак?

 

Что могут рассказать нам слова-признаки? (описать какой предмет по форме, цвету, температуре, вкусу, личные качества)

 

  • Работа по карточкам. «Слово и картинка»

Соедини каждое слово с подходящей картинкой.

 

Пушистая    колючий          Картинки (сахар, чайник,       

                                                            кактус,

Сладкий     зелёная                        лягушка, забор,

                                                               лиса)

Деревянный   горячий

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

Угадывают признаки предмета, соотносят с картинкой

Слайд

 

 

 

 

 

(для 1-ого уровня)

 

 

(для СИПР)

Умеет работать самостоятельно

 

 

 

 

Понимает смысл вопросов, знает признаки предметов

6.   Первичное закрепление.

Цель: развитие зрительной памяти

- развитие слухового восприятия;

воспитывать любознатель-ность, познавательный

интерес, аккуратность, самоконтроль  

  • Первичное закрепление

Упражнение «Не ошибись»

Вы хорошо справились с заданием. Давайте немного потренируем память.

 

Прочитай внимательно словосочетания.

Лиса   рыжая.

Медведь косолапый.

Облако белое.

Тигрята маленькие.

 

Постарайся их запомнить.

Закрываю второй столбик. А теперь, ориентируясь на первый столбик, попробуй вспомнить какой признак был у каждого предмета.

Молодцы!

 

 

 

 

 

Слайд

Читают, с последующим объяснением правописания слов-признаков предмета

 

 

Запись самостоятельно

Умеет грамматически верно составлять предложения в устной форме

 

 

 

 

 

 

Способен записывать слова под диктовку

Умеет сотрудничать с педагогом

7.   Контроль усвоения, (обсуждение допущенных ошибок и их коррекция)

Цель: закрепление полученных навыков

  • Самостоятельная работа

Работа с карточками

На доске картинки: яблоко, лимон

 На экране слова. Подберите к каждому предмету слова-признаки.

Кислый, круглое, жёлтый, сочный, сладкое, большое.

 

Запишите.

Проверим.

 

Молодцы, ребята.

 

Слайд

 

 

 

 

 

 

Работа у доски

(один на доске)

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеют работать в паре

8.

Рефлексия

(подведение итогов занятия)

Цель: воспитывать любознатель-ность, познавательный интерес

--Чему учились сегодня на уроке?

- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?

– Какую цель ставили в начале урока? Добились цели урока?

– Интересно было на уроке?

– Какие затруднения возникли?

- Понравилось на уроке?
- За что бы ты себя похвалил?

- Оценивание

Спасибо за урок.

Подводят итоги работы

 

 

 

 

Оценивают свою работу

 

Оценка учителем.

Умеет сотрудничать с педагогом

9. Дом. задание

Стр. 29 упр. 5 по уровням