«Формирование читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка»

  • pptx
  • 05.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование ФГ — копия.pptx

«Формирование читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка»

Автор: Брянцева Светлана Васильевна
учитель русского языка и литературы


“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”. Э.Тоффлер

ГАОУ НСО «Школа-интернат»

Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности (V-IX классы)

https://doc.fipi.ru/bank-zadaniy-chitatelskoi-gramotnosti/5_klass_1_var.pdf

https://edu.skysmart.ru
/homework/new

Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте.
Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.

Основные проблемные области читательской грамотности учащихся 5 – 8 классов
Произвольная интерпретация: нередко при ответе на вопрос ученики не вчитываются в текст, произвольно выстраивают связи между фактами и дают ложную интерпретацию.
Трудности с определением того, являются ли приведенные утверждения верными или неверными.
Неразличение источников: при работе с множественным текстом (например, статья и чат) ученики не могут определить, в каком тексте (из двух или трёх) находится информация, соответствующая содержанию вопроса.

Введение ФГОС ООО стало фактором реализации нового подхода к процессу обучения. Этот процесс воспринимается как новый этап развития личности, где наряду с предметными результатами получают развитие универсальные учебные действия.
Всероссийские проверочные работы позволяют проверить уровень сформированности УУД, их использование в учебной и внеучебной практике.
Третья часть заданий ВПР по русскому языку в 5-8 классах связана с пониманием и интерпретацией текста: определение основной мысли, ответ на вопрос по содержанию текста, поиск ключевых слов и словосочетаний, составление плана, определение типа речи, подбор синонимов, создание речевого высказывания на заданную тему.
Анализ данных по результатам ВПР показал, что наиболее трудными оказались задания, проверяющие познавательные умения находить в тексте необходимую информацию, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (коммуникативное умение).


Рецепт счастья
Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути.

(Р.Шапиро)