Формирование экологической культуры младших школьников.
Оценка 4.6

Формирование экологической культуры младших школьников.

Оценка 4.6
docx
03.05.2024
Формирование экологической культуры младших школьников.
Общество никогда не терпело вседозволенности внутри себя, даже в мелочах, но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Формы поощрения оказывались бесконечно разнообразными: от детских стихов до безудержных дифирамбов нелепым, экологически безграмотным хозяйственным проектам. Очевидно, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, "повернуть" реки) дорога очень короткая. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Задача учителя – перекрыть самое начало этого пути. Именно поэтому одним из приоритетных направлений в моей работе является экологическое образование школьников. Я считаю, что на современном этапе школа играет ключевую роль в экологическом просвещении общества. Важное место имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека. «Важно….учитывать психо-возрастные особенности человека, которые в разные периоды жизни по-разному отражают мир в своем сознании: в младенчестве ребенок отождествляет себя с миром: «я – мир»; затем выделяет себя: «я и мир»; младший школьник осознает способность освоения мира: «я могу познать мир»; подросток осознает способность воздействовать на мир ««я могу изменить мир»; в юношеском возрасте формируется позиция взрослого «я могу познать мир, изменить его; я ответственен за него»
Формирование экологической культуры младших школьников..docx

 















 









Формирование экологической культуры младших школьников.

 

Кромсаем лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот...

Но мы еще придем просить прощенье

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька...

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц, и земли без воды...

Все меньше – окружающей природы,

Все больше – окружающей среды.

Роберт Рождественский

 

Роль школы в формировании экологической культуры младших школьников.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией.

Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как, по мнению Г. И. Шейниса «все дети обладают «природолюбивыми» задатками, которые можно развивать в устойчивые нравственные качества» и знания, приобретенные в это время, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Общество никогда не терпело вседозволенности внутри себя, даже в мелочах, но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Формы поощрения оказывались бесконечно разнообразными: от детских стихов до безудержных дифирамбов нелепым, экологически безграмотным хозяйственным проектам. Очевидно, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, "повернуть" реки) дорога очень короткая. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Задача учителя – перекрыть самое начало этого пути.

Именно поэтому одним из приоритетных направлений в моей работе является экологическое образование школьников. Я считаю, что на современном этапе школа играет ключевую роль в экологическом просвещении общества. Важное место имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.

«Важно….учитывать психо-возрастные особенности человека, которые в разные периоды жизни по-разному отражают мир в своем сознании: в младенчестве ребенок отождествляет себя с миром: «я – мир»; затем выделяет себя: «я и мир»; младший школьник осознает способность освоения мира: «я могу познать мир»; подросток осознает способность воздействовать на мир ««я могу изменить мир»; в юношеском возрасте формируется позиция взрослого «я могу познать мир, изменить его; я ответственен за него»

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, я стараюсь воспитывать бережное отношение к природе.

Отношение ребенка к окружающей природной среде определяет три фактора:

1) непосредственное познание природы; 2) школьное экологическое воспитание; 3) средства массовой информации.

Что же такое "экологическое образование"? «Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде и здоровью».

Начальной ступенью формирования экологической культуры личности является экологическая грамотность. Я веду работу с детьми по следующим направлениям:

– «учиться знать» – познавать природу (формирование экологических знаний и умений);

– «учиться делать» – создание собственных творческих продуктов, реализация учебных экологических проектов;

– «учиться жить» – сохранение среды обитания;

– «учиться быть» – выбор жизненного пути, самореализация в процессе экологической деятельности.

 

Цель: формирование начальных ценностных ориентаций и основных взаимосвязей человека и окружающей среды.

Исходя из цели, вытекают следующие задачи:

  1. Образовательные – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  2. Воспитательные – формирование культуры экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступков, здорового образа жизни;
  3. Развивающие – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального, эмоционального: формирование культуры чувств; нравственного.

В своей воспитательной работе я использую такие формы как: учебные занятия с использованием инновационных образовательных технологий, классные часы, олимпиады, конкурсы, выставки, акции, исследовательская работа, проекты, круглые столы, экскурсии, беседы; коллективные походы библиотеку, предметные недели, утренники, устные журналы, игровые программы, познавательные программы, викторины, соревнования.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности ребёнка является активное восприятие созданий живой и неживой природы, экосистем, процессов. Формирование представлений об экологических взаимосвязях, противоречиях. Это экскурсии, прогулки, знакомства с памятными местами.

Экскурсии связаны с изучением программного материала, носят краеведческий характер, просто посвящены знакомству с природой. Каждую экскурсию я тщательно продумываю: определяю тему, цель, задачи. Выбираю место проведения экскурсии, разрабатываю маршрут. Уточняю содержание воспитательного и познавательного материала, подбираю игровой материал, стихи, загадки, викторины. Продумываю методику проведения экскурсионного занятия, планирую выполнение общественно полезных дел, продумываю, к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.

 

Этапы формирования экологической культуры.

Когда ребенок приходит в 1 класс, то у него уже есть базовый уровень в развитии экологической культуры, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт:

  • наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо);
  • выполнения предложенных учителем правил поведения; обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний;
  • эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках и т.д.;
  • наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Можно выделить следующие показатели сформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени начальной школы:

  • ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо-плохо;
  • с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
  • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.);
  • старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок и др.;
  • проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным растениям;
  • пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда природе.

Во 2 классе ребенок поднимается на новую ступень в развитии своей экологической культуры. Я учу переходить от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо), соотносить свои действия и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу. Вовлекаю в созидательную деятельность взрослых.

Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:

  • интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;
  • участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества (субботники, сбор природного материала, и др.);
  • общением с представителями животного и растительного мира;
  • выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

На третьем этапе личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: участие в общественных делах по охране природы, стремление к познанию законов природы, бережное отношение к представителям животного мира, забота о них.

О показателях сформированности экологической культуры ребёнка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:

  • представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
  • умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой;
  • расширение опыта ребенка в экологически ориентированной деятельности.

Четвертый этап. Это анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильный вклад в улучшение её состояния. Осознанное соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенная забота о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

Показатели сформированности экологической культуры на четвертом этапе:

  • соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
  • выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
  • ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
  • доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

Наблюдение как один из методов экологического образования и воспитания

младших школьников

Умение видеть природу – первое условие воспитания единства с ней. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощутить себя частью целого, ребёнок должен постоянно находиться во взаимодействии с этим целым. В процессе обучения я стараюсь задействовать все органы чувств ребенка: и зрение, и слух, и обоняние, и осязание. Помогаю детям видеть необыкновенное в обыденном. Считаю, что очень важно научить детей не просто смотреть, а именно видеть.

На уроках и во внеурочной деятельности я использую различные приёмы формирования умения наблюдать.

  • приём фиксации (зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т. д.);
  • приём сравнения (например, сравнить листья летом и осенью);
  • приём имитации (движений, звуков предметов и явлений природы);
  • использование стихотворений, отрывков художественных произведений;
  • использование народных примет, пословиц, поговорок, загадок;
  • игры ("Знатоки растений", "Знатоки животных" и др.)

Задачи наблюдений:

  • формирование представлений об объекте наблюдений, его связи с окружающей средой, человеком;
  • выработка умения наблюдать.

Но для того, чтобы научить ребенка наблюдать, надо создать необходимые условия.

1.Определить содержание наблюдений по классам.

2.Выбрать место для наблюдений.

3.Установить порядок и сроки наблюдений.

4.Определить цель и задачи наблюдений за объектом.

5.Подготовить необходимые документы.

6.Определить, какие причинно – следственные связи будут рассматриваться в процессе наблюдений и в процессе анализа результатов.

7.Определить, как и где будут использоваться результаты наблюдений.

Итогом наблюдений могут быть: беседа, во время которой ребята делятся впечатлениями об увиденном, сочинения по итогам наблюдений, изображение увиденного на рисунках, изготовление поделок из природного материала, оформление плакатов на темы, конкурсы, викторины, праздники.

Формирование экологической культуры на уроке.

Учитель в начальной школе является и классным руководителем этого же класса, поэтому процесс обучения и воспитания является единым целым. Нравственно-экологическое образование и воспитание учащихся я осуществляю в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся своей свободной формой, а классная – несёт больше информации. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, я использую различные формы и методы проведения уроков. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в проведении урока.

Формировать экологическую культуру можно на всех уроках. На уроках математики я предлагаю задачи на экологическую тему. На уроках чтения использую литературу для познания экологии. На уроках русского языка – сочинения по результатам экскурсий или по воображению. На уроках рисования учу видеть прекрасное и предавать чувства в своих работах. Но приоритет в формировании экологической культуры принадлежит всё же урокам природоведения. Я работаю по программе «Школа России» и в учебнике академика А.А.Плешакова много внимания уделяется экологическому воспитанию. В центре внимания этих курсов взаимодействие человека и природы. В 1 и 2 классах оно рассматривается в более широком контексте познания окружающего мира в целом, а в 3 и 4 классах становится объектом целенаправленного рассмотрения. Кроме учебника на уроке и вне его я использую в своей работе книгу "Великан на поляне» и др.

Я считаю, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и природоохранительную работу, поэтому я ввожу в программу изучение экологической обстановки края.

Технологии воспитания младших школьников.

В своей работе я использую различные технологии воспитания и обучения младших школьников: технология сотрудничества, ИКТ технология, работа в парах, группах, игра и др. Мне очень близка технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского.Она преследует гуманистическое начало в воспитании: опору на положительное в ребенке, поощрение самостоятельности и творчества, отсутствие жесткого регламента познания. Главная цель – нравственно-воспитательный мыслитель, любящий Родину и свободу. Эстетические, эмоциональные начала в воспитании: внимание к природе, красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общение детей, чувство удивления. По мнению В.А. Сухомлинского, ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь.

Эффективное обучение может происходить только тогда, когда у обучающихся сформирована высокая мотивация к обучению. Существует несколько путей формирования такой мотивации в учебном процессе. Во-первых, это путь сведения социальных проблем к личностно значимым. Второй путь создания мотивации у младших школьников к овладению экологическим знанием — это обращение к их естественному желанию завоевать авторитет среди старших. Третий путь формирования у младших школьников мотивации к обучению экологии является использование игровых методов обучения.

Для младших школьников важна игровая деятельность. Она включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников. Игры, взятые из пособия Л.П. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми»,помогают мне дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению, воспитывают в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

Это, например, подражание повадкам животных, или игры с мячом с названием животных занесенных в Красную книгу, или растений или птиц. Дети с удовольствием участвуют в играх-конкурсах и турнирах "Кто лучше знает природу!", "Зеленый дом", "Жалобы природы". “Природоохранительные знаки".

В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, классные часы на экологические темы.

Содержание натуралистических праздников может быть различным, но главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью проходит через композицию всякого натуралистического дела, проведенного в классе.

Я уделяю большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняю, что соблюдение правил поведения при общении с природой – одна из важнейших мер охраны природы. Нельзя, чтобы правила поведения строились только на запретах. Конечно, определенные экологические запреты необходимы.

Но эти запреты я не "обрушиваю" "сверху" на детей. Моя задача — подвести ребенка к пониманию содержания тех же запретов, чтобы он сам сформулировал правила поведения в природе и мог объяснить их, а не просто запомнить. Например, фраза «Берегите деревья, они наши зеленые друзья!» не имеет никакого экологического содержания, она непонятна ребенку. А вот если дети представят себе, как тесно связаны с деревом многие другие растения и животные, которых оно кормит, для которых служит домом, узнают, как деревья очищают воздух, — они поймут, почему нужно к ним относиться бережно.

Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике, на предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения и на внеклассных мероприятиях.

Реализация экологического образования и воспитания младших школьников через деятельностный подход.

В экологическом образовании младших школьников определяющую роль играет практическая исследовательская работа. Теоретические знания, полученные на уроках, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений. Учащиеся проводят исследования, наблюдения, обобщают результаты своих наблюдений, что способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто уроки окружающего мира ограничиваются стенами классной комнаты. Частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов. Мои учащиеся с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе. Они создали проекты "Красная книга", "Мои домашние питомцы", "Моя малая родина", и др.

Диагностика, контроль и анализ результатов деятельности.

Для того, чтобы получить информацию об изучаемом объекте или процессе необходима диагностика. Данные психодиагностик необходимы для того, чтобы:

  • изучить пути реализации экологического воспитания учащихся начальных классов;
  • обеспечить контроль за динамикой психологического развития детей;
  • дать возможность учителю определить программу дальнейшей работы с учащимися по экологическому воспитанию;
  • установить направления продуктивного развития учащихся, проявляющих особые способности.

Я взяла для работы несколько методик, диагностирующих, развивающих и констатирующих экологическую культуру детей младшего школьного возраста.

  1. Письмо зелёному другу”

Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира.

  1. Секретный разговор”

Методика способствует развитию эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе общения его с природой, а также выявляет имеющийся у детей опыт такого общения.

  1. Анализ рисунков. Цель: изучения представленности экологических проблем в сознании учащихся, динамки отношения к указанным проблемам и их решение.
  2. Метод наблюдения и фиксация его поступков.

Наблюдение – метод познания и исследования, который я использую при изучении внешних проявлений поведения ученика без вмешательства в протекание его деятельности.

  1. Анкетирование.

Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путём опроса испытуемых. По содержанию анкета должна охватывать только определённую проблему. Это позволяет мне сделать не только количественный, но и качественный анализ. По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа).

  1. Метод диагностики «Работа над ошибками». Смысл этой диагностики заключается в следующем: дети знакомятся с текстом. В интересной форме им даются правила поведения в лесу. Они знакомятся с рассказом, в котором дети совершали неправильные действия по отношению к природе. Ученики должны найти ошибки в поведении детей.
  2. Беседа по сюжетному рассказу.

При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому предлагается прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадают в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задаются вопросы, которые составляются таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

  1. Метод незаконченных рассказов и предложений. При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просят представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновать их.
  2. Метод ранжирования. Учащиеся получают анкету с заданием: «Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: веселый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, культурный, добрый».
  3. Тестирование – исследовательский метод, в основе которого лежат определённые стандартизированные задания. Использую разнообразные тесты. Тестирование после просмотра видеосюжетов экологического характера по темам.
  4. «Диагностическая ситуация». Перед учащимися была поставлена проблема морального выбора. Детям предлагается 3 варианта ответа.
  5. Экологический светофор”

С помощью этой методики можно развивать:

  • представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
  • умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);
  • расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.
  1. Лес благодарит и сердится”

Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.

После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

Напиши, за что лес мог бы сказать тебе "спасибо" или рассердиться на тебя.

  1. Радости и огорчения”

Методика опирается на проведение прогулки в лес, в природу осенью. После беседы, напоминающей детям об их путешествии в природу, каждый ребёнок получает карточку с двумя вопросами:

  • Что тебя больше всего порадовало во время прогулки?
  • Что тебя больше всего огорчило во время прогулки?

Уровни и критерии экологической воспитанности младших школьников.

По мнению Л.А. Мишариной и В.А. Горбуновой – «то, как ребенок относится к природе и ее богатствам, помогает животным и растениям, охраняет природу и знает правило поведения в природе, понимает доступные и родственные связи между живыми организмами – все это называется экологической воспитанностью ребенка и характеризует его внутренний мир».

Экологическое воспитание рассматривается как интересное образование, регулирующее знания, умения и отношения.

На констатирующем этапе я использую следующие методики:

  • методика по выявлению уровня сформированности экологических знаний учащихся
  • диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру.

За основу определения качественных характеристик уровней взяты теории, предложенные Л.П.Симоновой: научно-познавательный, ценностный, нормативный, практически – деятельностный.

На основе методик были определены уровни и критерии экологической воспитанности.

Низкий уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных, растений леса, луга, поля, водоема, вычленяя их некоторые особенности. Умеют определять состояние растений в зависимости от среды обитания, с помощью педагога классифицируют растения. Познавательное отношение к животным и растениям не устойчиво.

Средний уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных и растений разных сообществ по представлению и небольшой опорой на наглядность. С помощью педагога классифицируют животных и растения. Устанавливают некоторые общие связи, сравнивая растения. Используют известные способы наблюдений. Недостаточно владеют обобщенными представлениями и не владеют понятиями рода и вида при классификации растений. Не всегда способны прогнозировать последствия неадекватных воздействий на природу, но при этом проявляют бережное и заботливое отношение к животным и растениям. Знают о существовании Красной книги, называют некоторые растения и животных, занесенных в нее. Эмоционально откликаются на яркие растения, проявляя внимательность, устойчивый интерес. В процессе наблюдений вспоминают стихи, песни, пословицы.

Высокий уровень – у детей этого уровня многообразны знания о животных и растениях разных сообществ. Самостоятельно устанавливают связи между развитием растений и средой обитания. Знания сформированы на уровне представлений, понятий, рода и вида. Дети способны устанавливать общие и частные связи с помощью наглядно – схематических пособий. Используют разные виды наблюдений за ростом и развитием растений и животных в разных сообществах и в соответствии с сезоном. Воспитательное отношение к природе устойчивое. Часто задают поисковые вопросы. Появляются эвристические суждения. Бережно относятся к растениям и животным, нетерпимы к людям в случае нарушения правил поведения в лесу, поле, на лугу. Эмоционально откликаются на красоту природы, используют песни, стихи, загадки о растениях и животных. Проявляют бережное отношение к дарам природы, понимая самоценность исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру.

За основу взята методика Н.С.Жестовой с введением дополнительных вопросов на выявление у учащихся отношения к природе, знания и желания общаться с ней. Процедура эксперимента: учащимся предлагается бланк вопросов, на котором расчерчены три графы «умения», «отношения», «желания» и даются вопросы, на которые они должны ответить.

Умения Отношения Желания

2 - Сделаю хорошо; - нравится; - хочу заниматься;

1 - Сделаю средне; - безразлично; - безразлично;

0 - Не сделаю - не нравится - не хочу заниматься

Обработка результатов. Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения.

Низкий уровень– не проявляют желания заботится о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не проявляют.

Средний уровень– не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение.

Высокий уровень – проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру.

Влияние экологических условий на здоровье людей.

Проблема влияния экологических условий на здоровье людей становится все более очевидной и приобретает глобальный, общечеловеческий характер. Здоровье человека определяется целым рядом условий и, в том числе состоянием окружающей среды. Экологическая культура складывается и из ответственного отношения к себе как составной части природы (экология здоровья).

Как показывают публикации, здоровье детей России все более ухудшается. По данным ВОЗ, количество здоровых детей в период обучения в школе сокращается в 4-5 раз. Более других имеют место болезни органов дыхания (41%), болезни нервной системы (17%) и болезни органов пищеварения (10%). Из стен школ выпускаются всего лишь 5 % здоровых детей из общей численности выпускников. Не является исключением и наша школа. Из этого следует, что за последние годы неуклонно падает интегральный показатель благополучия и здоровья человека в России.

В связи с этим я ввела в обучение факультатив «Разговор о правильном питании». Целью данной программы является формирование нравственного и физического здоровья детей. Курс направлен на укрепление здоровья ребенка, его физического развития, воспитания потребности в здоровом образе жизни, обогащение опыта во взаимодействии с общественной и природной средой, развитие положительной эмоциональной сферы школьника. Программа строится с учетом возрастных особенностей младших школьников. В ней предусмотрены нормы деятельности детей.

Ежегодно в своем классе я провожу День здоровья с целью формирования экологической культуры и навыков здорового образа жизни.

Причины, влияющие на отношение к природе.

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.

Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. В процессе формировании личности на ребенка влияют:

1) природа и родной язык; 2) общение в семье, в школе, окружающая среда; 3) его деятельность; 4) средства массовой информации, искусство, литература; 5) образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.

Эксперименты, проведенные в различных природных условиях, показывают, что на отношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности школьников, место жительства, профессия и образование родителей. По данным исследований, не редко девочки эмоциональней воспринимаю ландшафт, мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами природы или заняться спортом. [10]..

Есть различия в отношении к природе у сельских и городских учащихся. Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образования родителей дети относятся к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой. Эти данные помогают мне грамотно планировать работу с детьми и родителями.

Значение совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе экологического воспитания.

Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Учитель – главная фигура педагогического процесса в школе, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, я стараюсь организовать деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе является деятельность взрослого и ребенка. Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимы при формировании экологической культуры. Необходима совместная деятельность учителя и детей, объединенных достижением общей цели.

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

  • контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
  • понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;
  • наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;
  • возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.

Еще одно непременное условие экологического воспитания – надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Мои ученики с удовольствием участвуют в акции «Чистый город», ухаживают за цветами на пришкольном участке. По своей инициативе ребята 4 класса работали на полях и теплицах, помогая сохранить выращенный урожай. Ежегодно изготавливают кормушки для птиц и подкармливают их в зимний период. Малышам очень важно наглядно увидеть целесообразность трудовых усилий. Это необходимое эмоциональное завершение совместной деятельности учителя и детей. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важности реальной практической заботы о природе, вызывает желание и далее принимать в этом участие. Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным:

  • если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;
  • если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота школьников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитание – методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Процесс становления личности – процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Родители должны быть помощниками и единомышленниками. Только тогда мы сможем решить многие проблемы, вовлечь каждого ребёнка в школьную жизнь и дать ему шанс проявить себя.

Все классные и общешкольные мероприятия я стараюсь проводить совместно с родителями. Я пытаюсь донести до родителей основную мысль, что главное – это совместная организационно – хозяйственная, трудовая деятельность. Школьники могут стать участниками этой деятельности тремя способами: 1) слушая рассказ взрослых о разных делах и событиях; 2) наблюдая за деятельностью взрослых; 3) практически участвуя в ней. .

Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве».

Как же организовать деятельность, чтобы реализовать ее ведущий мотив – воспитание у школьников начал экологической культуры и достичь конкретных целей?

  • Демонстрация взрослыми образца взаимодействия человека с природой, в котором реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.
  • Демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное, практическое взаимодействие с ним.
  • Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма.
  • Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова.
  • Развитие наблюдательности, формирование понимания причинно - следственных связей в природе.

В младшем школьном возрасте дети в совместной деятельности могут быть как наблюдателями, так и исполнителями. Образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия взрослого и охотно принимают в них участие. Необходимо обязательно отмечать все достижения детей, хвалить их за самостоятельность, уверенность.

Ожидаемые результаты (в отношении к учащимся, родителям)

  1. Вовлечённость в деятельность экологического содержания.
  2. Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении экологических мероприятий.
  3. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими.
  4. Обогащение знаниями о природных богатствах родного края, его экологических проблемах и способах их решения.
  5. Получение знаний и апробирование способов деятельности, способствующих самоопределению учащихся и профориентации.
  6. Формирование отношения к своему здоровью как общечеловеческой ценности и привитие навыков здорового образа жизни.
  7. Проявление экологической культуры, выражающейся в переводе знаний в норму поступка.

 

Заключение

Чтобы видеть нашу страну цветущей, слышать пение птиц, вдыхать чистый воздух необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека. Только экологически образованный и экологически культурный человек сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой.

«Человек, овладевший экологической культурой, относится к природе как к матери, считает её своим родным домом, который надо беречь и о котором надо заботиться» [4]

Академик И.Д. Зверев

 

 

Диагностика, контроль и анализ результатов деятельности.

  1. Письмо зелёному другу”

Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится в следующую ситуацию:

“Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое растение. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Это растение сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…”

Далее я предлагаю детям: “Напишите письмо. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами”.

  • Ученик 3 класса Кошевой Евгений

Здравствуй, ландыш! Меня зовут Женя. Мне 9 лет. Я живу в селе Суражевка и учусь в школе №5. Дорогой ландыш, я знаю, что ты растешь в лесу. У тебя очень красивые белые цветочки. Они похожи на маленькие колокольчики и очень вкусно пахнут. Но плохо то, что ты стал редко встречаться. Люди уничтожают тебя из за твоей красоты и аромата, поэтому ты занесен в красную книгу. Я прошу тебя выслать мне твоих семян. Эти семена я посажу у себя на даче и буду за ними ухаживать. Я хочу развести целую плантацию, чтобы потом высадить в лес. Пусть все люди тобой любуются.

  1. Секретный разговор”

Методика способствует развитию эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе общения его с природой, а также выявляет имеющийся у детей опыт такого общения.

Вариант 1. Учащимся предлагается вспомнить о том, как они разговаривали с каким-либо растением, животным или объектом неживой природы: “О чём ты спросил его? О чём он тебе рассказал?..” Далее дети получают задание записать свой секретный разговор. Если дети такого опыта не имели, тогда они могут придумать свой разговор.

Вариант 2. Детям предлагается представить, что во время прогулки в лес они встретили красивое дерево (цветок) и сумели по секрету поговорить с ним. Далее они получают задание написать, какие вопросы они бы задали этому растению, о чём рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать.

  • Ученица 4 класса Камина Анастасия.

«Ясным зимним днем я отправилась кататься на сопку. Когда я съезжала с горы, то стукнулась о пень. Мне было очень больно. Но тут я услышала непонятный звук. Я огляделась и увидела, что маленький ручеек пытается выбраться наружу. Я сразу забыла про свою боль и подбежала к нему. Своими замершими руками принялась раскапывать снег. Наконец ручеек выбрался наружу. Как я обрадовалась! Мне послышалось, что он мне «Спасибо» сказал. Я ответила: «Всегда, пожалуйста» и радостно побежала домой. Мне очень не терпелось поскорей все рассказать родителям.

  1. Анализ рисунков. Цель: изучения представленности экологических проблем в сознании учащихся, динамки отношения к указанным проблемам и их решение.

Исследуются следующие параметры:

  • отображение объектов окружающей среды: естественных и искусственных, а так же самого человека.
  • Отношение человека к окружающей его среде: нейтральное «0» (бездействие), положительное (забота о растениях и животных, уход за ландшафтом, устранение последствий экологических бедствий), отрицательное (загрязнение, нанесение ущерба окружающей среде) или отображение соответствующих последствий человеческой деятельности.
  • «Проблемность» – отображение экологических проблем, в том числе: местных (загрязнение воздуха автомобилями, непогашенный костер в лесу, уборка мусора, подкормка птиц), региональных (вырубка лесов, загрязнение рек и т.д.), глобальных (парниковый эффект, разрушение озонового слоя, сохранение жизни на Земле).
  • «Решенность» – наличие/отсутствие решения отображенной на рисунке экологической проблемы, в том числе: конкретно-практические решения (поступки, действия человека), абстрактно-отвлеченные решения (лозунги, призывы, запреты).
  1. Метод наблюдения и фиксация его поступков.

Наблюдение – метод познания и исследования, который я использую при изучении внешних проявлений поведения ученика без вмешательства в протекание его деятельности. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности её становления. Наблюдение обычно провожу в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываю, тщательно их анализирую. Перед наблюдением составляю план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.

  1. Анкетирование.

Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путём опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. По содержанию анкета должна охватывать только определённую проблему. Это позволяет мне сделать не только количественный, но и качественный анализ. По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов собираю более богатую информацию).

Вопросы, разработанные Н. С. Житовой.

Вопросы

Ответы

  1. Нравится ли тебе бывать в природе?
  2. Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?
  3. Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?
  4. В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие?
  5. . Какие книги о природе ты читал?

1. Нравится.

1. Слушать птиц, любоваться природой, гулять

2. Загорать, купаться

3. Играть в подвижные игры

4. Собирать ягоды, грибы

5. Рвать цветы.

1. Нет, не приходилось

2. Подбираю бездомных животных и ухаживаю за ними

3. Лечил собаке глаз

4. Отогревал зимой птиц

5. Лечил раненую птицу

6. Подкармливаю зимой птиц

1. Не принимал участие

2. Делал с папой скворечник

3. Принимал участие в озеленении класса, школьного двора

1. Не люблю книги о природе

2. Читаю книги В. Бианки, Е. Чарушина и др.

 

  1. Метод диагностики «Работа над ошибками». Смысл этой диагностики заключается в следующем: дети знакомятся с текстом. В интересной форме им даются правила поведения в лесу. Они знакомятся с рассказом, в котором дети совершали неправильные действия по отношению к природе. Ученики должны найти ошибки в поведении детей. По окончании работы с рассказом дети выводят правила поведения в природе: а) не сбивать несъедобные грибы; б) для костра собирают сушняк, а не ломают молодые деревья, и в жаркую погоду костер не разводят; в) не бросать полиэтилен и консервные банки; г) костер залить водой или засыпать землей и т. д.

 

Воскресенье в лесу

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор. Весёлой музыкой мы оповестили лес- мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, Взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.

  1. Беседа по сюжетному рассказу.

При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому предлагается прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадают в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задаются вопросы, которые составляются таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

  1. Метод незаконченных рассказов и предложений. При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просят представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновать их.

Метод «незаконченный рассказ» – это изложение реальной жизненной ситуации, направленной на выявление установок подростков. Например: Рассказ «На реке с друзьями». Ребята ушли купаться, стол был неубран, на столе остались грязные тарелки, кружки с соком, а я остался один. И тогда я решил/а: «Дай-ка я… Попробую? Уберу со стола? Выкину остатки под дерево, в реку?....

Метод незаконченных предложений

Экология – это…

В природе все связанно и, если…

Я думаю, что когда я вырасту…

  1. Метод ранжирования. Учащиеся получают анкету с заданием: «Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: веселый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, культурный, добрый».
  2. Тестирование – исследовательский метод, в основе которого лежат определённые стандартизированные задания. Использую разнообразные тесты. Тестирование после просмотра видеосюжетов экологического характера по темам.
  3. «Диагностическая ситуация». Перед учащимися была поставлена проблема морального выбора. Детям предлагается 3 варианта ответа.

2 вариант. Предлагается ситуация: «Горе – туристы» пришли в лес. Что произойдет?

Что произойдет с травой, с лесными цветами?

Что нельзя делать и оставлять в лесу?

Можно ли шуметь в лесу и ломать деревья?

  1. Экологический светофор”

С помощью этой методики можно развивать:

  • представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
  • умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);
  • расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.

Оборудование.

  • Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика.
  • Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.

Методика в форме игры, которую можно провести в классной комнате, актовом зале и т.д.

В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

  • Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни людей.
  • Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
  • Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.

Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора

13.“Лес благодарит и сердится”

Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.

После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес, на поляну, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

Напиши, за что лес мог бы сказать тебе:

  • спасибо;
  • рассердиться на тебя;

При анализе детских работ обращаю внимание на следующее:

  1. Что преобладает в детских ответах в графе “Лес благодарит” – перечисление норм и правил поведения в лесу (например, “Лес скажет спасибо, если мы не будем бросать мусор, рвать листья, ломать ветки” и т.д.) или примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, “Лес скажет спасибо за то, что мы соберём мусор или будем подкармливать птиц” и др.). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.
  2. Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.
  3. Как часто в графе “Лес сердится” появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (например, “Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не приходим очистить его от мусора” и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности (в отличие от нормы “не причинять природе вреда”).
  4. Какие экологические проблемы звучат в ответах детей как наиболее актуальные.
  5. Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также какие практические дела дети выдвигают на первый план.

14. “Радости и огорчения”

Методика опирается на проведение прогулки в лес, в природу осенью. После беседы, напоминающей детям об их путешествии в природу, каждый ребёнок получает карточку с двумя вопросами:

  • Что тебя больше всего порадовало во время прогулки?
  • Что тебя больше всего огорчило во время огулки?

Диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру.

За основу взята методика Н.С.Жестовой с введением дополнительных вопросов на выявление у учащихся отношения к природе, знания и желания общаться с ней. Процедура эксперимента: учащимся третьих классов предлагается бланк вопросов, на котором расчерчены три графы «умения», «отношения», «желания» и даются вопросы, на которые они должны ответить.

Умения Отношения Желания

2 - Сделаю хорошо; - нравится; - хочу заниматься;

1 - Сделаю средне; - безразлично; - безразлично;

0 - Не сделаю - не нравится - не хочу заниматься

Перечень вопросов:

1. ухаживать за животными.

2. помогать больным животным.

3. выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

4. помогать и защищать бездомных животных.

5. рисовать рисунки с изображением природы.

6. разъяснять людям нужные им сведения о природе.

7. охранять природу.

8. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса.

9. следить за состоянием развития растений.

10. распространение детенышей животных (щенят, котят и т.д.).

11. распространять растения.

12. наблюдать и изучать природу и природные явления.

13. помогать пернатым друзьям.

14. смотреть телепередачи о животных.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения.

Низкий уровень – от 0 до 9 баллов – не проявляют желания заботится о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не проявляют.

Средний уровень – от 9 до 19 – не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение.

Высокий уровень – от 20 до 28 баллов – проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру.


 

Формирование экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры младших школьников

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей…

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей…

Образовательные – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

Образовательные – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

Во 2 классе ребенок поднимается на новую ступень в развитии своей экологической культуры

Во 2 классе ребенок поднимается на новую ступень в развитии своей экологической культуры

Умение видеть природу – первое условие воспитания единства с ней

Умение видеть природу – первое условие воспитания единства с ней

Я работаю по программе «Школа

Я работаю по программе «Школа

Например, фраза «Берегите деревья, они наши зеленые друзья!» не имеет никакого экологического содержания, она непонятна ребенку

Например, фраза «Берегите деревья, они наши зеленые друзья!» не имеет никакого экологического содержания, она непонятна ребенку

Метод диагностики «Работа над ошибками»

Метод диагностики «Работа над ошибками»

По мнению Л.А. Мишариной и В.А

По мнению Л.А. Мишариной и В.А

Не сделаю - не нравится - не хочу заниматься

Не сделаю - не нравится - не хочу заниматься

Эти данные помогают мне грамотно планировать работу с детьми и родителями

Эти данные помогают мне грамотно планировать работу с детьми и родителями

Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве»

Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве»

Человек, овладевший экологической культурой, относится к природе как к матери, считает её своим родным домом, который надо беречь и о котором надо заботиться» [4]

Человек, овладевший экологической культурой, относится к природе как к матери, считает её своим родным домом, который надо беречь и о котором надо заботиться» [4]

Отношение человека к окружающей его среде: нейтральное «0» (бездействие), положительное (забота о растениях и животных, уход за ландшафтом, устранение последствий экологических бедствий), отрицательное (загрязнение, нанесение…

Отношение человека к окружающей его среде: нейтральное «0» (бездействие), положительное (забота о растениях и животных, уход за ландшафтом, устранение последствий экологических бедствий), отрицательное (загрязнение, нанесение…

Нравится ли тебе бывать в природе?

Нравится ли тебе бывать в природе?

Я думаю, что когда я вырасту…

Я думаю, что когда я вырасту…

Напиши, за что лес мог бы сказать тебе: спасибо; рассердиться на тебя;

Напиши, за что лес мог бы сказать тебе: спасибо; рассердиться на тебя;

Обработка результатов: Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения

Обработка результатов: Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2024