Внеклассное мероприятие для начальных классов
Тема: «Школа вежливых наук»
Цель: Формирование у детей нравственного представления о вежливости, этических норм поведения в обществе и общения друг с другом.
Задачи: 1.Воспитание чувства доброты, вежливости, желания познавать культуру вежливого поведения и интерес к этическим правилам и нормам взаимоотношений между людьми.
2. Выявление вежливых слов и создание макета «Словаря вежливых слов», определение формы, вида, размера, количества включённых в него слов.
3. Изучение специализированных литературных источников по данной проблеме, работа со словарями.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего занятия и отдельного задания, строить логическое рассуждение.
Личностные УУД:
Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение, понимание необходимости внимания к собственному поведению
Метапредметные результаты:
· регулятивные УУД - ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей, регулирование поведения в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями;
· коммуникативных УУД – отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, быть терпимым к другим мнениям, приходить к общему решению.
Ход занятия
Ι Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Анатольевна. Я пришла к вам в гости, чтобы посмотреть на вашу школу, на вас и поговорить с вами. И пришла я к вам не одна, а вместе со сказочным героем. Хотите узнать с кем я к вам пришла? Тогда отгадайте загадку:
Он коварнейший злодей,
Им пугают всех детей,
Носит пистолет и нож,
Учиняет он грабёж.
Он-то беден, то богат,
И всё время ищет клад.
Отвечайте поскорей
Кто же это?...(Бармалей)
Правильно! А из какой сказки этот герой? Молодцы! А кто автор этого произведения? (Слайд № 1) Правильно! Может быть, вы можете мне рассказать, что же случилось с Бармалеем. Правильно! Он был злой и кровожадный, не любил детей. После того, как он побывал в животе у крокодила, который его проглотил, Бармалей стал добрым и полюбил детей. Поэтому он пришёл вместе со мной к вам в гости. Не боитесь его?
Ι Ι Основная часть (появляется Бармалей)
- Привет, ребятня! Привет всем собравшимся!
- Подожди, Бармалей, так нельзя!
- Что такое? Не понял!
- Ты пришёл в гости, первый раз видишь ребят и всех присутствующих. Разве так здороваются?
- А как надо-то? Я по-другому не умею.
- Ребята, может быть, поможем Бармалею? Итак, открываем нашу «Школу вежливых наук», специально для тебя, Бармалей. (Слайд № 2) Что же такое вежливость? (Слайд № 3) А вы знаете, что это слово пришло к нам из глубокой древности. (Слайд № 4) Человек, который знал, как себя вести называли «вежа». А как вы думаете, как называли в старину человека, который не знал как себя вести? Как бы называли Бармалея в древней Руси? А вы, ребята, знаете как себя вести? Сейчас я это проверю.
ИГРА: «Доскажи словечко»
1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо)
2.Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)
3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо)
4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте)
5.Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)
6.И во Франции и в Дании на прощанье говорят…(до свидания)
Давайте все вместе составим словарь вежливых слов, найдём их на записках и прикрепим на доску.(Слайд № 5) Пусть первым начнёт Бармалей, не возражаете? Ребята, подскажите Бармалею, правильно ли он нашёл волшебное слово? А теперь вы выбирайте вежливые слова по цепочке. (Дети по одному выбирают записки со словами и прикрепляют их к доске) Вот видите, сколько много вежливых слов, но все они ничего не будут значить, если говорить их не от чистого сердца. (Слайд № 6) В народе существует очень много пословиц и поговорок о вежливых словах и поступках. Я предлагаю вам объяснить значение вот этих пословиц. (Слайд № 7) Вежливый человек не только говорит вежливые слова, но и делает добрые поступки. (Слайд №8, №9, №10, № 11)
ИГРА: «Вежливый - невежливый» (хлопаем-топаем)
1.Поздороваться при встрече.
2.Толкнуть кого-то и не извиниться.
3.Свистеть, кричать, шуметь в школе.
4.Уступить место старшим.
5.Попрощаться уходя.
6.Помочь поднять упавшую вещь.
7.Громко разговаривать в общественных местах.
8.Обозвать обидным словом одноклассника.
9.Не уступить место пожилому человеку.
10.Отвечать на телефонный звонок во время урока.
11.Помочь донести сумку незнакомой старушке.
12.Рассказать всем доверенную тебе тайну.
13.Похвалить маму за вкусный обед.
14.Стараться перекричать собеседника.
15.Перебивать во время разговора.
16.Соблюдать тишину в библиотеке.
17.Уметь выслушать друга.
18.Отобрать игрушку.
19.Пропустить вперёд девочку.
20.Уходя, сказать «До свидания».
Ι Ι Ι Итог занятия
- Я всё понял! Вежливых и воспитанных людей все любят и уважают. У добрых людей есть много настоящих друзей.
- Молодец, Бармалей! Если ты будешь всегда вежливым, то и тебя будут все любить, будут приглашать тебя в гости и всегда будут рады тебе. (Слайд № 12)
IV Рефлексия
- Вежливые люди всегда своим хорошим настроением делятся с другими. Я предлагаю вам, если у вас хорошее настроение, поделиться им с Бармалеем. Возьмите по одному смайлику и подарите Бармалею. (Звучит песня о вежливости)
- Спасибо! Как приятно, когда с тобой кто-то чем-то делится.
- Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях. Я рада, что сегодня пришла к вам в класс. Мне было приятно с вами общаться. А вам?
- Я тоже-тоже…! Можно мне сказать? Ребята, большое вам спасибо, что научили меня вежливости. На память о нашей встрече, я хочу подарить вам памятки, чтобы вы никогда не забывали о вежливости. До свидания!
- До свидания, ребята!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.